Восемнадцать четырнадцать постерУже не раз авторы обращались к истории России, представляя на экране моменты жизни известных поэтов. Успешные примеры постановок про Сергея Есенина и Александра Пушкина дали толчок для создания полнометражного фильма, отражающего ключевой момент жизни сразу нескольких личностей. Таковым примером является картина «18-14» — экранизация одноименного романа Дмитрия Миропольского, рассказывающего про жизнь учащихся Царского лицея в 1814 году.

Сюжет

Действие истории происходит в 1814 году. В этой дате также скрыт и возраст главных героев – старшему по сюжету 18, а младшему только 14. Они являются воспитанниками легендарного на тот момент первого курса лицея в Царском селе, расположенном под Санкт-Петербургом. Пока что они мало напоминают тех самых знаменитых авторов, которых в современности все видят лишь в образе бронзовых памятников. Чуть позже каждый из них сможет заявить о себе: Пушкин станет известным поэтом, вместе с ним по такой же стезе пойдет и Дельвиг, Горчаков будет назначен канцлером Российской Империи, а Кюхельбекер и Пущин будут активистами декабристского движения.

В стенах лицея они растут и проходят путь от молодых мальчуганов до настоящих мужчин: главные герои не только жить торопятся, но и спешат прочувствовать всю окружающую их действительность. Здесь они встретят свою первую любовь и будут переживать горькую смерть близких. Именно в лицее они окунутся в мир привилегированного высшего класса людей — их первый бокал вина и первая выкуренная трубка откроют им путь в мир, неизведанный ими ранее. Это сейчас они полные жизни лоботрясы, любящие подшутить над преподавателями. Их возраст и влечение к азарту постоянно мотивируют учащихся ввязываться в различного рода сомнительные приключения. Стоит ли упоминать, что за ширмой разгульного образа жизни также остаются и первые публикации творческих работ и первые дуэли…

Весь этот круговорот увлекательных событий для молодых поселенцев лицея пересекаются с кровавыми нападениями неизвестного серийного убийцы на территории Царского села. От рук преступника погибла уже не одна молодая женщина, проживающая на территории знаменитого лицея. Слишком разные жертвы объединены только одной чертой – почерком жестокой и звериной расправы. Размеренная жизнь здешних обитателей нарушена: все только и думают о злодее, который уже получил среди народа прозвище «Царского душегубца». Знаменитые учащиеся не смогли дальше сидеть и смотреть на то, как трагедии постоянно повторяются. Со свойственным им стремлением впутываться в авантюрные ситуации лицеисты примыкают к группе по поиску опасного преступника. Их деятельность, действительно, дает результат: они-таки узнают, кто скрывается за маской злодея, но при этом они попадают в большую опасность – убийца сумел обыграть все так, как будто именно местные учащиеся и есть те самые «душегубы». После очередной расправы все подозрение падает на них, а прибывший из Петербурга прокурор уже готов вынести для юнцов свой приговор. Теперь незадачливые лицеисты обязаны доказать свою непричастность к убийствам, однако для этого им придется пойти по самому опасному пути решения проблемы – вывести преступника на свет…

Процесс создания

Основным сюжетом фильма послужил одноименный роман Дмитрия Миропольского, правда, помимо того, что книжный вариант в киноисполнении заведомо подразумевает техническое сокращение истории, так и итоговая прокатная версия была урезана со 120 минут до 90 минут. Роман был опубликован в 2006 году. За год было выпущено более 55 тысяч экземпляров. Что интересно, наиболее полную версию ленты продемонстрировали на телеканале СТС, являющимся одним из производителей «18-14». Кроме того, по ТВ показали и немного измененную копию, в которой иначе выстроена логика и последовательность некоторых сцен. Сценарий как для фильма, так и для телесериала адаптировал сам Дмитрий Миропольский – драматург и публицист, автор многих документальных фильмов и рекламных роликов. Именно благодаря данному проекту он дебютировал в кино в качестве сценариста.

Также в историю были заложены работы Горчакова — «Записки о Лицее» и «Воспоминания». При этом необходимо отметить, что рассказанная история является подлинной и имевшей место в истории. Известно, что именно в 1814 году на территории Царского села орудовал убийца, называемый на современный лад маньяком. За все время работы он совершил более 15 нападений (хотя цифры неточные), из которых только 7 было доказано. Пушкин изложил этот момент времени в своей эпиграмме «Заутра с свечкой грошевою», однако все подробности преступлений и этапы их раскрытия в фильме стали полной фантазией авторов.

Весь съемочный процесс проходил в интерьерах Царского села, а также в некоторых парковых местах города Пушкина. Любопытно, но для данной ленты создание дополнительных декораций не потребовалось: все необходимое можно было использовать из подручных средств.

Необходимо также упомянуть несколько неточностей в трактовке истории. Например, в фильме есть отражение дуэли между Кюхельбекером и Пушкиным, которая в действительности произошла в ноябре 1819 года. Дружеские отношения Пушкина и Горчакова не являются реальностью – все было с точностью до наоборот. Также в некоторых моментах идет речь об эпиграмме «За ужином объелся я…», написанной в том же 1819 году.

Это уже седьмая работа, в которой фигурирует образ Александра Сергеевича Пушкина, однако его персонаж не является главным героем. Первоначально роль поэта должен был исполнять Иван Макаревич, однако после появления Стаса Белозерова ему предложили другого персонажа. «18-14» является совместным проектом продюсеров Сергея Мелькумова, работавшего над лентами «9 рота», «В движении» и «Свои», и Александра Роднянского, который также участвовал в фильмах «9 рота», «Питер FM» и «Водитель для Веры».

Главные герои

Основными действующими лицами картины, между которыми и происходят ключевые действия фильма, являются лицеисты. Одним из первых и, пожалуй, известных героев является Александр Сергеевич Пушкин. В картине его образ не обычен: будущий гений предстает, как самый дерзкий ученик, способный совершать непредсказуемые поступки. Первый же эпизод отражает эту мысль авторов – Пушкин устраивает погром на занятиях химии. Создатели при написании образа великого писателя решили пойти от обратного и представили его в виде хулигана, который, возможно, и занимался написанием стихом, но материалом для написания выступали крайне странные вещи – начиная от бумаги, которую поэт мог в порыве гнева съесть, и заканчивая обнаженным женским телом.

В стенах Лицея Пушкин получил прозвища «Обезьяна» и «Француз». Первое — за то, что его внешность очень походила на африканца, а второе — из-за способностей автора писать стихи на французском языке. Причем делал он это куда лучше, чем на родном русском. На экране ему около 15 лет. Роль Пушкина была исполнена молодым актером Стасом Белозеровым. Для него это был первый опыт игры в кино.

Второй герой — Иван Иванович Пущин. Шестнадцатилетний парень являлся близким другом Пушкина. В будущем он станет декабристом. В Лицее имел прозвище «Жанно» в виду своей романтичности и влюбленности во Францию.  Наряду со всей группой он принимает участие в расследовании дела о душегубе, однако его мотивирует желание мести и расправы: от рук убийцы погибла служанка Настасья – возлюбленная Пущина. Ивана Пущина сыграл Иван Макаревич, для которого это уже была четвертая работа в кино. Зрителю Макаревич известен благодаря ролям в фильме «Бой с тенью» и сериале «Иван Грозный».

Барон Антон Антонович Дельвиг – еще один из учащихся Царскосельского лицея. Он отличается тем, что стал первым в стенах Лицея, чьи работы были опубликованы. Выдающийся ученик, любящий науку и посвящающий свое время изучению этики. Изредка, но все-таки наравне с остальными друзьями, он может пошалить и нахулиганить. Образ Дельвига был представлен Александром Быковский – нынешним актером дубляжа.

Вильгем Кюхельбекер тоже является участником расследования дела. Роль была исполнена Иваном Мартыновым, который в настоящий момент участвует в съемках криминальных сериалов. Прозвище у Кюхельбекера — «Кюхель» или «Кюхля». По многим вопросам он является антагонистом Пушкина, с последним он даже сходится в дуэли. Впоследствии Кюхельбекер заслужит славу декабриста и поэта.

Князь Александр Горчаков представлен Степаном Балакшиным. Из наиболее заметных его работ — роль в «Стилягах». В фильме Горчаков предстает лучшим другом Пушкина и его секундантом на дуэли с Кюхельбекером. Наравне со всеми Горчаков участвует в поиска убийцы из Царского села.

Самым младшим участником группы является Константин Данзас – офицер императорской армии, получивший в дальнейшем звание генерала-майора, друг и секундант на последней дуэли Пушкина. Вспыльчивый, но самый веселый из всех учащихся. За свой характер получил прозвище «Медведь». Роль была исполнена актером кино и телевидения Сергеем Друзьяком, который отметился в съемках фильма «Десантура» и сериале «Доктор Живаго».

Премьера

Прокат картины «18-14» проходил только на территории РФ. Показы в кинотеатрах начались 27 декабря 2007 года. Бюджет ленты составил 3.5 миллиона долларов, однако итоговые цифры сборы не смогли превысить эту цифру и остановились на планке 2.5 миллиона долларов. Всего в кинотеатрах побывало около 260 тысяч зрителей. «18-14» был показан в 280 кинотеатрах со средней наработкой порядка 37 тысяч рублей. В первый уик-энд было заработано свыше 20% процентов от общего бюджета фильма – 10.3 миллиона рублей. Сравнивая бокс-офисы фильмов, вышедших в конце декабря 2007 года, «18-14» занимает пятое место, которое уступили ему «Элвин и бурундуки». Лидером же являлось продолжение «Иронии судьбы».

Как таковых наград проект не получил, однако «18-14» был одним из претендентов на премию «MTV-Russia 2008» в номинации Лучший злодей. Победителем же тогда стал Андрей Панин со второй частью «Боя с тенью».

Критика

Воспринят фильм был смешано. Кто-то отметил некоторую размытость в изложении трудов учащихся и погружение в рассказ об их образе жизни. Продюсер Александр Роднянский в одном из интервью признался, что представленное творение есть лишь адаптация реальной истории под требования молодой аудитории, которая привыкла смотреть другое кино на «ином» языке. Продюсеры считали, что при попытке изложения материала методами телеканала «Культура», у них бы получилось музейное кино, не представляющее интереса для публики.

Многим зрителям пришлась не по вкусу однобокая трактовка сюжета: в ленте преимущественно отражены редкие бунты учащихся, не имеющие определенной причины и цели, когда зрителю показывают пьянство главных героев и разгульный образ жизни. Однако, как отмечают ученые, такие события также имели место в истории Лицея. Момент жизни в Царском селе для каждого из персонажей имел весомый результат, способствующий в дальнейшем их развитию, хотя сюжет фильма и не отражает в полной мере процесса становления личностей будущих поэтов и государственных деятелей. Нет упоминаний про активную деятельность в самом Лицее: организованные балы, театральные постановки и страсти вокруг издания своих работ. Многие желали увидеть именно этот этап развития, однако авторы решили иначе.

Актерская игра придирок со стороны аналитиков не вызвала. Юные артисты в своих ролях выглядят очень неплохо. Единственным моментом, вызвавшим легкое недовольство, стала манера разговора героев: высококультурных речей здесь услышать не получится, ведь практически все разговаривает на обычном и явно не дворянском языке.

Несколько слов о сюжете. История все-таки отражает настоящий момент жизни в стенах учебного заведения. Сценарист постарался и представил книжную историю на экране довольно неплохо. Напрягающим фактором стало наличие детективной составляющей – многие зрители не хотели бы видеть столь современную тенденцию кино в фильме, затрагивающим исторический момент.

Итог

«18-14» — это фильм не о Пушкине. Да, он присутствует здесь в качестве одного из главных персонажей. Да, в одной из его работ имеется упоминания всех остальных главных героев, но при этом данное кино не про него. Центральной идеей все-таки является рассказ о взаимоотношениях учащихся, которые даже перед лицом опасности помогают друг другу и идут вместе к намеченной цели.