Oblogka_1812_balladaДля каждого человека история его земли и предков всегда остается свежей и интересной темой, ведь только из нее можно узнать, что происходило с родным народом раньше, кем были на самом деле наши предшественники. На страницах прошлого зачастую можно узнавать самих себя, осознать свое высшее предназначение, если угодно. По этой причине исторические фильмы всегда пользовались и будут пользоваться огромной популярностью в широких массах, тем более, такие панорамные и настолько масштабные, как кинокартина «1812: Уланская баллада» российского кинорежиссера по имени Олег Фесенко.

Скажи нам, дядя, ведь недаром же?

Как и понятно из названия, события, описываемые в фильме, происходят в те знаковые годы, когда Наполеон Бонапарт стоял прямиком под московскими стенами, накануне битвы при Бородино, которая стала чрезвычайно важной вехой в истории и дальнейшем развитии Российской империи. Однако сам фильм, хоть и претендует на некоторое сходство с теми событиями, но, по сути, является полной выдумкой. Практически ни одно из описанных в фильме происшествий не происходило. Иными словами, сценарий к этому кино – чистой воды фантастика, а фильм, своего рода, фантастическая сага с историческим уклоном.

Однако на полную достоверность событий никто и не претендовал, потому нападки критиков по этому поводу выглядят просто смешными. Ведь не ругают же Дюма за неправильное освещение образа Людовика Четырнадцатого, а Табакова — за то, что он сыграл короля как-то несоответственно, не так, как надо. На фильм «1812» следует смотреть точно так же, как на экранизации романов Дюма или Пикуля. Так говорит сам режиссер картины, и, наверное, стоит прислушаться к мнению творца.

Самого Олега Фесенко зритель прекрасно знает и приблизительно предположить, чего же еще от него можно было ожидать, было вполне возможно. Рожденный на Украине, а именно на героическом острове Хортица, Олег рос чрезвычайно устремленным и креативным человеком. Он с детства расставил все приоритеты, и после школы отправился учиться во ВГИК, который и закончил с отличием. Позже он уехал в Германию, где изучал режиссуру под руководством такого мэтра киноискусства, как Вим Вэндерс, настоящего «теоретика кино».

Наука пошла ему впрок, это точно, а в две тысячи втором году на отечественные киноэкраны вышла картина, сценарий к которой был написан Олегом Фесенко. Проект «Если невеста ведьма», экранизация фантастического рассказа Джеймса Ганна, адаптированная Олегом, может, и не был гениальным творением, но зрители смотрели кино, что называется, с открытым ртом, а большей похвалы не стоит и искать. Через год Фесенко начал снимать телевизионный сериал «Кобра», вернее пятую, шестую и седьмую его части.

Чуть позже была еще «Даша Васильева» с ее приключениями, а потом и крупная работа, как режиссера, — криминальная драма под названием «Умножающий печаль». Правда, работал Фесенко над картиной не один, а в соавторстве с Владимиром Свербой. Нужно признать, фильм получился то, что надо. Но, все же, первой, полностью самостоятельной работой для Олега Фесенко стала фантастическая история, к которой он питает какие-то скрытые чувства, по его собственным словам. Кинокартина «Ведьма» получилась весьма интересной и интригующей. Дело в том, что снята она по мотивам сочинения Гоголя «Вий», которое было переделано под реальное время. Впрочем, кино понравилось не всем, в первую очередь, за «отрыв» от родных, отечественных корней, некую «американизированность», если можно так сказать. На самом же деле, как развлекательный, мистический триллер, фильм очень даже интересен, и никаким их «забугорным» «Проклятиям» со «Звонками» ничуть не уступает. Далее, последовала чреда довольно хороших, но по большому счету, ничем не примечательных картин. Хотя они, на самом деле, были добротно сработаны, и смотреть их интересно. «Бабушка Ада», «Рита», «Стритрейсеры», «Поцелуй Сократа» и многие другие киноленты снял именно этот человек.

Грандиозный проект не обязательно стоит дорого

Когда в две тысячи двенадцатом году у сценариста Глеба Шпригова на свет родилась идея снять кино «Уланская баллада» и он написал сценарий, Олег Фесенко, потирая руки, бросился в работу, как в омут с головой. Нужно сказать, что Шпригов, также выступил и в роли продюсера, а недостающие средства предоставил Фонд Кино. А уж денег-то требовалось не мало. В первую очередь, нужно отметить огромное, просто колоссальное количество костюмов, совершенно аутентичных эпохе. Ведь многотысячную армию, как русскую, так и французскую, нужно было одеть и обуть. В фильме снималось в качестве солдат более четырехсот человек. Не плохая массовка, не правда ли?

Кроме того, весь реквизит изготавливали так досконально, что сами историки похвалили эту работу. Кроме одежды и обуви, причем совершенно различные роды войск носили отличные друг от друга мундиры, и это тоже пришлось учитывать, делать пришлось и оружие, которое тоже должно было полностью имитировать свои прототипы. В киноленте зрители видят улан и гусаров, французских фузилеров и гренадеров, кирасиров и артиллеристов, и это не считая «мирных» персонажей фильма.

Ода Безрукову

Нужно сказать, что и на главные роли в свое кино Олег Фесенко пригласил, так сказать, лучших из лучших. В главной роли (Го)Ржевского играет знаменитый и давно уже обласканный в лучах славы всенародный любимчик Сергей Безруков. Кого только не играл славный Сережа! Нужно сказать, что мальчишка от рождения был просто обречен на славу и известность. Даже назвали его родители Сережей в честь великого российского поэта Есенина. Еще будучи маленьким, Безруков сыграл эпизодическую роль неумытого беспризорника в кино под названием «Похороны Сталина». Было потом множество разнообразных фильмов, но настоящую славу Сергею принес сериал «Бригада». Таким его узнали и полюбили все, от мала, до велика.

Сергей Безруков в киноленте «1812» совсем не первый раз работает рука об руку с Олегом Фесенко, и задолго до того у них были совместные проекты. Например, в уже упомянутой ранее кинокартине «Если невеста ведьма», сценарий для которой писал Фесенко, Безруков исполнил главную роль. Кроме того, главные роли актер исполнил и в сериале про поэта, в честь которого и был назван. В эпическом многосерийном фильме, снятом по роману Михаила Булгакова, «Мастер и Маргарита», он сыграл Иешуа Га Ноцри; в сериале «Сын отца народов» он исполнил роль Василия Сталина, и даже сыграл Высоцкого в фильме «Спасибо, что живой».

«Уланская баллада» стала настоящим прорывом Безрукова в совершенно иную реальность, и на экранах зритель увидел, что этот человек действительно способен перевоплотиться в совершенно любой образ, который нужно. Однако надо признать, что, конечно же, какую бы роль не играл Сергей, в каждой из них он оставляет частичку себя, он как бы незримо отмечает этот образ своей меткой. Некоторые критики отчаянно ругают его за это, но ведь какой же из него получился бы настоящий актер, если бы не было в нем той крупинки индивидуального понимания, того неповторимого колорита, присущего ему одному.

Не Сергеем единым

Да и с партнерами по картине Безрукову явно повезло, актеры играют единой слаженной командой, создавая великолепную панораму открывающихся перед зрителем событий. Интересно, что в центральной сцене сабельного боя, между Де Виттом и Алексеем Турусовым, соответственно Валерием Николаевым и Антоном Соколовым, нет ни компьютерной графики, ни приглашенных каскадеров. Ребята решили отыграть всю дуэль сами, чтобы сцена была более правдоподобной. Да, да, прыгали, как воробьи, по балкам перекрытий сами актеры. Оба отчаянно пытались удержаться, и просто каким-то невероятным чудом избежали серьезных травм, хотя синяков и ушибов «отхватили» вполне достаточно, как говорится «по полной программе».

Кроме того, все актеры, которые снимались в киноленте, прошли самый настоящий «курс молодого бойца». Каждый из них учился тому, чему учились дворянские отпрыски с самого детства. Например, правильно сидеть в седле. Верховая езда — вообще чрезвычайно важная часть этого процесса, и если вы думаете, что это легко – ездить верхом на лошади, то глубоко ошибаетесь. Они учились изъясняться правильно и фехтовать, а, кроме того, носить мундир, ведь мундир нужно носить особым образом.

Проще всего было готовиться к фильму Анатолию Белому, который играет князя Кикнадзе, потому что он имеет самый настоящий разряд по акробатике и с детства занимается фехтованием. Умения и знания актера во многом помогли и его сотоварищам по киноленте «Уланская Баллада», например, Станиславу Дужникову, работу которого тоже хочется отметить отдельно. Перед удивленным зрителем в «Уланской балладе» появляется совершенно другой Дужников, не привычный и знакомый всем Бомба из эпической комедии «ДМБ», и даже не странный увалень-милиционер из сериала «Воронины», в котором он играет с две тысячи девятого года.

Неожиданный Птуха, хоть и не утратил своего, так сказать, объема, и даже чувство юмора не растерял, но смотрится в уланском мундире совершенно органично. Не понятно, кто первый придумал облачить Станислава Дужникова в военную форму, может быть, создатели фильма «ДМБ», а может кто-нибудь еще раньше, но это был просто гениальный ход. Дужников и форма – это всегда единое целое. Кроме того, актерский потенциал Славы, несмотря на всю браваду и видимый комизм персонажа, на самом деле, стал намного более глубоким и сильным. Эту роль Дужникова запомнят зрители, потому что она того, несомненно, стоит.

Почему же зритель не пошел в кинотеатры?

Если собрать все деньги, которые были истрачены на съемки этой грандиозной картины, то в среднем получится около пяти миллионов долларов. И это еще удивительно, как создатели проекта смогли уложиться в такой небольшой, а по голливудским меркам, и вовсе крохотный, бюджет. Причем многие вещи, которые использованы при съемках, на самом деле раритетные и антикварные предметы. Например, некоторые предметы одежды, веера, шляпки, оружие, и многое другое. Правда на руку создателем сыграло то, что компьютерную графику и визуальные спецэффекты режиссер постарался свести к минимуму.

Фильм получился, на самом деле, очень и очень хорошим, смотреть его чрезвычайно интересно. Сюжетная линия развивается со скоростью света, события происходят за событиями. Зрелище, зрелище, и еще раз, зрелище! Причем облаченное в прекрасную форму занимательного повествования. Смотреть это кино рекомендуется и взрослым и детям, тут нет ни пошлости, ни откровенных постельных сцен, герои не матерятся как сапожники, а отовсюду не брызжут потоки крови. Приключенческий экшн с исторической подоплекой, вот как можно определить жанр этого действительно отличного кинофильма.

Но, как бы там ни было, фильм у зрителя, почему-то «не пошел», умом этого явления не понять. Премьера сначала должна была состояться ранней осенью две тысячи двенадцатого года, но в связи с незавершенным монтажом выход киноленты задержали до самого начала ноября. Первого числа фильм увидели зрители, а кассовые сборы привели Олега Фесенко, да и всех остальных участников проекта, в форменное недоумение. При вполне положительной критике прокатчики принесли всего-ничего — около полутора миллиона американских долларов, что даже на треть не покрыло расходы. Получилось, что фильм «1812: Уланская баллада» стал самым настоящим провалом.

Как такое могло случиться, никто так и не понял, но картину нужно обязательно посмотреть. Может быть, «забугорную», да и отечественную публику отпугнула излишняя «пафосность» этого кино, ведь такой грех и правда несколько прослеживается. Но его вполне можно списать на здоровый патриотизм, причем он совершенно, как говорится, не режет глаз. А может, сыграло роль чрезвычайное распространение пиратских копий картины? Вполне возможен и такой вариант. В любом случае, это отличное кино для просмотра всей семьей, фильм однозначно красивый, интересный, местами забавный, а порой, даже и трогательный.

И «на закуску» еще один интересный факт, все музыкальное сопровождение для «1812» сочинил Максим Дунаевский. Именно тот Дунаевский, что написал музыку к незабвенным «Мушкетерам», фильму «Карнавал» и «В поисках капитана Гранта», и многим-многим другим. Его песни, которые написаны были специально на стихи Дениса Давыдова, исполнили сами актеры, которые играли соответствующие роли. Ну что же, музыка зачаровывает, и вписывается просто идеально, спасибо Максиму Исааковичу!