300

300 спартанцев постерПопулярность фильмов, ссылающихся на исторические события, возрастает с каждым днем. Многие зрители уже успели побывать во временах правления императрицы Клеопатры, царя Александра Македонского и не только. В этот раз речь пойдет о не менее интересной работе, являющейся экранизацией одноименного комикса и ссылающейся на реальное событие в истории древнего мира – «300 спартанцев» Зака Снайдера. Первопроходцем в освоении темы Фермопильского сражения Снайдера назвать нельзя: в кинематограф первым эту тему перенес Рудольф Мате. Единственное, что точно можно отнести к заслугам Зака Снайдера, так это особенность изложения истории автором: впервые зрители увидели эту историю в таком жанре. Снайдер выработал свой собственный стиль работы с картиной, в которой он умело сочетает исторические элементы с фэнтезийными началами, однако делает он это с крайней осторожностью: малейшее превышение компонентов смеси и история становится нечитаемой.

Сюжет

Действие фильма разворачивается в 480 году до нашей эры. Могущественная армия Ксеркса начинает свое разрушительное вторжение в Грецию. Царь Леонид – центральный герой картины. Истинный спартанец не намерен сгибаться под натиском персов и сбрасывает в свой любимый бездонный ров персидскую делегацию, пришедшую к нему с требованиями полного покорения. Леонид предложил им отправиться в путь в один конец, где они смогут найти воды и земли в большом достатке.

Тем временем Леониду предсказывают победу в битве с оракулами, которых на самом деле подкупили персы. Леонид собирает армию спартанцев и отправляется в поход против персов, преграждая им дорогу в Фермопильском ущелье. Вскоре к ним навстречу выезжает персидский посланник, задача которого заключается в передаче ультиматума спартанцам, однако по прибытию он видит ужасающую картину: спартанцы возвели преграду из тел персидских разведчиков, посмевших преградить подход войску Леонида.

Начинается кровопролитная война, победу в которой одержать не удается ни одной из сторон. Леонид отвергает все предложения о смирении его народа и отбивает атаку за атакой: через мечи спартанцев проходят отряды «бессмертных», конников из Вавилона, боевых носорогов и не только. Решительный настрой армии спартанцев сломить никому не удается…

Создание картины

Желание снять «300 спартанцев» первоначально появилось у продюсера Джанни Нуннари после прочтения комикса Фрэнка Миллера «300»: Джанни давно интересовался историей, а битва при Фермопилах являлась одной из интересных ему тем.  После прочтения он принял для себя решение во что бы то ни стало снять экранизацию. Не желая откладывать задумку в долгий ящик, он начал работать над фильмом. В дальнейшем им были приглашены в команду продюсеров Майкл Гордон и Марк Кантон, приложившие свой ум и фантазию при написании второй версии сценария.

Вскоре после старта подготовительных работ к июню 2004 года была подобрана наиболее интересная кандидатура на место режиссера – был нанят Зак Снайдер, который совместно с Куртом Джонстадом, являющимся сценаристом проекта, переписали итоговый сценарий. Снайдер решил серьезно не изменять концепцию сюжета комикса и перенес его на экран без искажения. Для него это уже второй опыт адаптации комикса Миллера; первым стал «Город Грехов».

После написания сценария создатели приступили непосредственно к съемкам. В качестве площадки для работы был выбран Монреаль, где летом 2005 года процесс создания «300 спартанцев» был запущен. Общий съемочный период – всего лишь 60 дней. Большинство сцен, а точнее все, кроме одной, снимались на фоне синего хромакея. Лина Хиди отметила в одном из своем интервью факт того, что работать с синим экраном было довольно странно: из живого на сцене только актер и его партнер, а остальное является плодом фантазии и результатом собственного опыта. Единственной сценой, которую сняли в настоящих условиях, было путешествие на лошадях спартанцами, однако и в ней по итогу использовались элементы пост-обработки. Работа с хромакеем для Зака не в диковинку: ранее по такой же технологии был снят его «Город Грехов». Отличие было только одно – здесь съемки велись на классическую пленку, которую в дальнейшем оцифровывали.

Итог работы в плане дополнительной атрибутики потрясающий: за 60 дней производства было создано порядка 600 костюмов, щитов, мечей, стрел и не только. Большинство из увиденных вещей являются переработанными моделями, использовавшимися в фильмах схожей тематики – «Троя» и «Александр». Также для боевых сцен были созданы лошади, управляемые аниматорами. Самым сложным этапом разработки костюмов стал Костюм Ксеркса. Он полностью состоял из металла и металлических конструкций, включающих драгоценные камни. Всего было 18 различных частей, украшенных несколькими десятками африканских бусин. Кроме того, образ самого героя был дополнен дополнительным пирсинг-проколами.

Центральным, пожалуй, объектом фильма являются спартанцы. Специально для съемок боевых эпизодов актеры готовились и активно тренировались. Зак Снайдер пригласил для них в качестве наставника давно знакомых ему спортсменов-киношников. Одним из них оказался Марка Твайта – профессиональный скалолаз и рекордсмен. Ему было поручено тренировать актерский состав (в частности для Джерарда Батлера он разработал личную программу тренировок, которая известна как «300 повторений») и следить за формой «бойцов», участвующих в массовке. К тренировке и подготовке к сценам с боевыми сражениями был приглашен Деймон Каро, являющийся профессиональным координатором трюков в кино.

Компьютерные эффекты

По окончании съемок начался процесс пост-производства, длившийся более одного года. Всего было задействовано 16 студий, создававших спецэффекты, правда большая часть работ проходила на базе монреальской Hybride Technologies и Meteor Studios. Художниками было создано около 1500 спецэффектов. Для картины такого плана это цифры впечатляющи. Для сравнения, например, во второй части «Властелин Колец» было создано только 800 таких спецэффектов

Большая часть визуальной работы была направлена на создание фона сцены, который, как уже отмечалось, изначально являлся хромакеем. Работа, конечно, шла не с нуля: на синем фоне все-таки была одна глыба, правда во всех сценах на открытом воздухе фигурировал один и тот же макет камня, повернутый под разными углами. Кроме того, художниками Крис Уоттос и Джимом Бисселлом был создан процесс «The Crush», позволявший им создавать тот самый эффект приглушенных цветов. В общем смысле создатели путем манипуляций с контрастом тьмы и света добивались реалистичной картинки, но с эффектом грубой ручной прорисовки.

Хотя вся картина и построена на основе компьютерного моделирования, присутствовали и сцены, снятые с применением смешанных технологий. Так, в сцене, в которой всадник оказывается под водой и затем выныривает из нее, использовалась комбинированная методика съемки: в воду бросается компьютерная модель, она же и выбирается из нее, а уже в кадрах на суше участвует сам актер и настоящий конь-скакун.

В завершении стоит сказать пару слов о массовки. На самом деле в проекте снимались далеко не настоящие статисты. Во многих сценах использовались технологии программ, позволяющие создавать имитации толпы: компьютерное творчество художников и здесь смогло приложить чудо анимированного искусства, создавая модели людей.

Исторические факты – правда или фантазия?

Необходимо напомнить, что картина полностью была написана на основе сюжета комикса Фрэнка Миллера, который в своем детище прописывал дополнительные фантастические элементы. По большему счету, вся лента является некой интерпретацией событий, случившихся в тот временной период. Например, достоверен факт убийства послов персидского народа, но в фильме это, возможно, произошло в начале 480 г до н.э, однако такое событие было в 494 г. до н.э. Фокейская стена в фильме представлена достаточно мощным сооружением, закрывавшим один из проходов в Среднюю Грецию. На самом деле данная стена располагалась в самом проходе и была лишь невысокой баррикадой. Гоплиты Спарты показаны в виде легкой пехоты, передвигающейся без доспехов. В действительности гоплиты являлись хорошо вооруженными воинами Греции. Одним из противоречивых фактов является сцена с убийством царя Леонида: на экране этот момент представлен в виде героической смерти под градом стрел, хотя в реальности Леонид погиб в ближнем бою и тело его после этого явилось дополнительной наградой для воинов Персии и Греции.

Сборы и кинонаграды

«300 спартанцев» уверенно стартовал в большом прокате 9 декабря 2006 года, принеся уже в первый прокатный день почти 30 млн. миллион. Что уж говорить про уик-энд – 71 миллион долларов. Такой результат является абсолютным рекордом сборов. Ранее к такой сумме сборов в премьерный уик-энд подобрался «Ледниковый период 2». На сегодняшний день результат «Спартанцев» является третьим показателем в кинопрокате, уступая «Матрице: Перезагрузке» и «Страстям Христовым». Стоит отметить, что бюджет фильма составил 65 млн. долларов, а эту цифру в прокате фильм преодолел всего лишь за несколько дней. Результаты впечатляющие. В прокате картина продержалась дольше многих оппонентов – 17 недель. За этот период американский зритель сделал вклад в кинотеатры на сумму свыше 210 миллионов долларов.

В Россию фильм добрался только к 22 марта 2007 года. За это время мировой прокат принес создателям сумму в 245 млн. долларов. Отечественный же зритель сделал вклад в 10 млн. долларов. Таким образом, всего за весь прокатный период картина собрала 456 млн. долларов. Продажа DVD принесла создателям дополнительные 262 миллиона.

Фильм был отмечен несколькими наградами. Среди них «Жорж» и номинация на звание лучшего зрелищного фильма с высоким бюджетом, полученная в 2008 году. Премия «Сатурн» также отметила труды создателей и присудила картине две номинации – «Лучший режиссер» и «Лучший фильм жанра боевик». В рамках данной премии лента участвовала в номинациях на звание лучших актеров главных и второстепенных ролей, лучшего сценария и лучшей работы закадровых сотрудников (здесь отмечались спецэффекты, костюмеры, гримеры и работа музыкантов).

Критика

«300 спартанцев» — достаточно громкая и успешная лента, предлагающая зрителю иное представление о кино, в котором размываются понятия игрового фильма и компьютерной графики. Высокий  уровень насилия, очевидно, сильно впечатляет смотрящих, но назвать его запредельным нельзя; бывали проекты и с более значительной кровавой составляющей. В любом случае, для Зака Снайдера «Спартанцы» стали личной маленькой победой на олимпе славы: многие критики отметили, что все-таки экранная жестокость, представленная Снайдером, частично заставляет многих зрителей смотреть на происходящих зажмурившись. Дело в том, что режиссер умело сыграл на проработке сцен насилия. Вернее, боевые эпизоды смонтированы таким образом, что они успевают передать зрителю только большой прилив адреналина, но никак не отвращение. Хотя, отмечается, что такого рода «фишка» есть главная идея ленты – страдание армии ради свободы народа. Непереносимые для глаза чудовищные бойни точно определяют аудиторию картины – чисто мужской фильм со свойственной ему жестокостью. Джерард Батлер сделал немалый вклад в составлении образа Леонида, что также было высоко оценено критиками. Помимо того, что актер долго работал над рельефом своего тела, его заслугой также является построение спартанской идеологии, выражаемой в рамках данной картины в громких афоризмах и выкриках. Правильное оформление его персонажа в кадре сделали «300 спартанцев» запоминающимся фильмом.

Неутихающий пыл многих фанатов картины дал свои плоды: летом 2008 года появилось официальное заявление о старте работ над приквелом «300 спартанцев». Новая лента будет носить приставку «Расцвет империи». Фрэнк Миллер вновь взялся за написание первоначального варианта сценария, а Зак Снайдер изъявил желание заняться режиссированием, однако в дальнейшем он предпочел уйти в другой проект.