2012

«2012» — такое лаконичное название получил нашумевший американский фильм-катастрофа, выпущенный в две тысячи девятом году под руководством мастера данного жанра — Роланда Эммериха, уже показавшего ранее, на что он способен, в картинах «Послезавтра» и «День независимости». С присущей только Роланду страстью и некой злорадной педантичностью, с помощью качественных спецэффектов, планета Земля будет буквально раскидана по кирпичику, а затем заново собрана, вот только в нечто совершенно новое. Эммерих стал не только директором проекта, но и соавтором сценария, вместе с композитором Харальдом Клозером, который, кстати, уже имел возможность работать с Робертом – в фильме «Послезавтра» австриец также выступил в качестве композитора. В основу картины положена дата – двадцать первое декабря две тысячи двенадцатого года, играющая важную роль в Календаре Майя. Однако слухи о Конце Света, основанные на этом древнем календаре, являются лишь слухами. На самом деле то, что календарь заканчивался именно на этой дате, означало лишь формальный переход в новую эру. Возможно, этот переход со временем повлияет на мировоззрение людей, но он абсолютно точно не значит, что двадцать первого декабря две тысячи двенадцатого года человечество должно быть стерто с лица земли, как уже бывало не раз с достигшими своего пика в развитии цивилизациями. Несмотря на все доводы, многие религиозные течения, да и представители светского мира предрекали Апокалипсис именно на эту дату. «Мастер катастроф» — Роланд Эммерих не мог пройти мимо такой возможности и после создания сценария и утверждения немалого бюджета, дал старт съемкам, одновременно запустив мощную маркетинговую компанию в поддержку нового фильма, постоянно подогревающую интерес публики к этой «судьбоносной» дате для всего человечества и соответственно своему фильму. Производством занялась компания Эммериха – «Centropolis Entertainment» и канадская «The  Bridge Studios», а распространение взяла на себя вездесущая «Columbia Pictures». Премьера картины состоялась одиннадцатого ноября две тысячи девятого года. Что показательно – в России она состоялась уже на следующий день.

Производство:

В качестве вдохновения создатели фильма указывают книгу – бестселлер «Следы Богов», авторства Грэма Хэнкока, напечатанную еще в тысяча девятьсот девяносто пятом году. В этой книге Хэнкок повторяет мысли Игнатия Доннелли, автора «Атлантида: Мир Патриарха». Несмотря на то, что множество представителей научного мира назвали все выдвинутые идеи в «Следах Богов» — «псевдоархеологией» и лженаукой, книга вызвала огромный интерес у читателя, и была переведена на двадцать семь языков, что способствовало продажам более трех миллионов экземпляров по всему миру.

В интервью для одного лондонского журнала, режиссер Рональд Эммерих признался, что уже давно хотел снять Библейский потоп, но его никак не покидало чувство, что он еще не созрел для этого. По словам Рональда, впервые о теории смещения земной коры он прочитал именно в книге Хэнкока.

Права на сценарий, написанный самим Рональдом Эммерихом и его хорошим другом Харальдом Клозером, были выставлены на продажу в феврале две тысячи восьмого года для крупных компаний. Практически все студии встретились с Эммерихом или его представителями и подробно расспрашивали о бюджете, планах съемки и предполагаемой статистике окупаемости. В конечном итоге – права на сценарий приобрела «Sony Pictures», утвердившая бюджет около двухсот миллионов долларов и планировавшая выпускать ленту пол лейблом «Columbia». Кстати, рабочее название картины было «Прощай, Атлантис» — так называлась книга главного героя – Джексона Кертиса.

Начать съемки планировалось в Лос-Анджелесе, однако вместо этого они прошли в Камплупсе, Ашкрофте, Кэш Крике – Британская Колумбия, Канада. В связи с угрозой надвигающейся забастовки Гильдии Актеров, в «Sony» разработали резервный план, который, однако, не пригодился. Основной упор в «2012» делался, конечно же, на эпические сцены катастрофы – извержения вулканов, цунами, землетрясения. Для того, чтобы уложиться в сроки, к созданию визуальных эффектов было привлечено четырнадцать студий, среди которых такие известные титаны в киномире, как «Double Negative», «Digital Domain», «Hydraulx» («Люди Икс», «300 спартанцев», «Аватар» и десятки других зрелищных картин). Среди числа выбранных для разрушений исторических сооружений по всему миру (Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Ватикан) была и Кааба в Мекке. Это место, куда головы всех мусульман мира обращаются во время молитвы. Однако, Клозер выразил свое беспокойство по поводу того, что радикально настроенные мусульмане вынесут ему «фетву», и Эммерих внял его просьбе отказаться от этой затеи. Интересный факт – на самом деле, «фетва» – это вовсе не смертный приговор, как ошибочно полагал Клозер. «Фетва» — это мнение, заявление, сделанное исламским лидером или ученым по исламскому праву.

Маркетинговая компания:

Все началось с трейлера фильма, выпущенного двенадцатого ноября две тысячи восьмого года. В нем было показано сокрушительное цунами, обрушившееся на Гималаи, и оставлено сообщение о скором Апокалипсисе, который наступит как раз в две тысячи двенадцатом году. Если верить ему, то правительство знает о грядущей катастрофе, но держит население в неведении. Чтобы пролить свет на происходящее, зрителям предлагалось «узнать правду», набрав «2012» в любой поисковой системе.

Чуть ранее в рамках этой же маркетинговой компании был создан сайт так называемого «Института по Продолжению Рода Человечества» в оригинале «Institute for Human Continuity». Если верить сайту, институт был создан еще в семидесятых годах, с миссией – спасти и продолжить человеческий род после Апокалипсиса 2012 года. В новостях сайта попадались публикации о том, что уже современные научные сообщества дают оценку в девяносто четыре процента – что катастрофа на самом деле может постигнуть нашу планету. На этом же сайте всем желающим предлагается регистрация для «лотереи», по итогам которой будут отобраны случайные люди. Эти счастливчики попадут в то небольшое число людей, которым удастся спастись и возродить человеческий род. Эту «лотерею спасения человечества» рекламировал несколько раз канал «Дискавери».

Помимо сайта института были созданы фиктивные сайт и радиопередача фанатика Чарли Фроста, одного из персонажей фильма, которого сыграл Вуди Харрельсон. «Чарли» постоянно обновлял новостной раздел своего сайта «Это конец» (This is The End) и выложил анимационный ролик, доступно и в шуточной форме рассказывающий теорию о приближающейся катастрофе. Ролик был показан в самом фильме.

Надо заметить, многие люди поддались влиянию и всерьез запаниковали. На адрес НАСА приходили сотни писем и запросов, как-то подтвердить эту информацию и объяснить им, что происходит. Дэвид Моррисон из НАСА заявил, что ему даже писали подростки, которые грозились покончить жизнь самоубийством, потому что не хотели видеть «конца мира». Дэвид сказал, что «использовать страх людей и тем более детей, для того чтобы обогатиться –  как минимум, неэтично».

Но и на этом масштабная компания по продвижению фильма не заканчивается. На еще одном сайте была реализована вирусная реклама в поддержку вымышленного романа «Прощай, Атлантис», в которой повествуется о тяжелых испытаниях главного героя в 2012 году. А известная рекламная корпорация «Comcast» организовала рекламный «контрольно-пропускной трюк». В результате правильно подобранного времени двухминутный отрывок фильма, показывающий разрушения в Сан-Франциско, был показан по более чем четырехсот американским коммерческим телевизионным сетям и его увидело более ста миллионов человек. А если учесть онлайн и мобильные потоки вещания – то цифра приближается к ста пятидесяти миллионам.

Выпуск:

Первоначальная дата выхода «2012» была запланирована на десятое июля две тысячи девятого года. Но потом было решено на несколько месяцев подвинуть эту дату, чтобы выйти из напряженного летнего графика. Вообще, по плану создатели фильма вполне успевали завершить картину и для летнего показа, но такой сдвиг обеспечил им дополнительное время на пост-обработку. В результате – релиз состоялся в ноябре, с разницей лишь в несколько дней – по всему миру, в том числе и в России. Лишь в Японии картина была показана только в двадцатых числах.

«Порадовала» реакцией Северная Корея, правительство которой запретило фильм к приобретению кинотеатрам и просмотру. В две тысячи двенадцатом году исполнялось сто лет со дня рождения основателя страны – Ким Ир Сена, и этот год был назначен как государственный праздник. В связи с тем, что в картине год представлялся в негативном свете, она была сразу же запрещена. Несколько человек были арестованы по причине хранения и просмотра пиратских копий фильма и обвинены в «серьезной провокации против развития государства».

Ограниченная 3D версия была переиздана в феврале две тысячи тринадцатого года, исключительно для показа в кинотеатрах «Cinemex» в Мексике.

Кассовые сборы:

За свой первый уикенд в Северной Америке картине удалось собрать шестьдесят пять миллионов долларов, и сто шестьдесят пять – во всем мире. Это позволило «2012» стать четвертым по величине сборов в премьерные выходные как за весь 2009 год, так и за историю «Sony/Columbia».

В общей сложности лента собрала сто шестьдесят шесть миллионов в Северной Америке и шестьсот двадцать два с половиной – во всем мире. В результате – «2012» занял сорок седьмое место в мировом рейтинге кассовых фильмов.

Критический прием:

В целом, фильм вызвал смешанные отзывы в среде критиков. По итогам голосования на Rotten Tomatoes он получил тридцать девять процентов положительных голосов и среднюю оценку – 5 из 10. Оценка сайта – «Роланду Эммериху удалось снять фильм, наполненный острыми визуальными ощущениями, но с недостаточно проработанным сюжетом, чтобы оправдать такие масштабы и затянутость действия». Metacritic, на основе тридцати четырех отзывов, вывел среднюю оценку – 49 из 100.

Известный кинокритик Роджер Эберт был в полном восторге от «2012» и дал ему три с половиной звезды из 4. Поддержали его и Эберт и Клаудия Пуч из издания «США сегодня», назвав творение Эммериха – «матерью всех фильмов-катастроф». А вот Питер Трэверс из журнала «Rolling Stone» подверг «2012» жесткой критике, и сравнил с «Трансформерами-2» — «такое же, как и в Трансформерах-2 неприкрытое, циничное выкачивание из зрителя денег».

Саундтрек:

Оригинальная партитура была написана Харальдом Клозером и Томасом Ванкером. Саундтрек состоит из двадцати четырех музыкальных композиций, среди которых песня «Это не конец света» в исполнении Блу Манкума и Джорджа Сигала, которые участвовали в фильме, как певцы на огромном круизном корабле, и «Время чудес» от Адама Ламберта. Музыкальный клип на песню Ламберта также вошел в коллекционное издание на Blu-Ray диске, выпущенное в марте 2010 года.

Интересные факты:

  • Специалисты NASA заявили, что «2012» является самой антинаучной  кинокартиной за последние годы, содержащей огромное количество научных неточностей и откровенной надуманности.
  • Самолет «Антонов-500», на котором спасаются главные герои, создан на основе русского «Ан-225». Единственное отличие – наличие заднего люка.
  • Сына главного героя Джексона Кертиса зовут Ноа, что по-библейски – Ной. Это отсылка к Всемирному потопу в Ветхом Завете.
  • В одном из интервью, Роланд Эммерих заявил, что «2012» станет его последним фильмом-катастрофой.
  • Некоторые кинотеатры использовали рекламный трюк в день премьеры фильма – показав его в 20:12.
  • Имя персонажа Джексона Кертиса – это настоящее имя популярного рэп-музыканта 50 Cent наоборот (Кертис Джексон). Дело в том, что Роланд Эммерих является большим поклонником творчества 50 Cent.
  • В сцене, где Кертис подъезжает к дому на лимузине, чтобы забрать детей русского олигарха, он останавливается у Флер де Лис – самой шикарной и дорогой недвижимости в стране (125 миллионов долларов).
  • Персонаж Джона Биллингсли – профессор Уэст являет собой сходство как во внешности, так и в тембре голоса с Грэмом Хенкоком, чья книга «Следы Богов» стала вдохновением для Эммериха.