Inside I'm Dancing

Oblogka_A_v_dushe_ia_tantcuЧеловек — странное существо, которого хлебом не корми, только дай пожаловаться. И работа не та, и шеф смотрит искоса, и хронически недооценивает, коллеги карьеристы и склочники, и дома то же самое, у жены вечно «болит голова», муж не желает бежать домой после работы, и так далее, и так далее… А давно ли любой из нас задумывался о том, каким бесценным даром одарила нас природа, давно ли мы просто радовались тому, что можем ходить по земле собственными ногами? Наверное, многие просто никогда даже и не задумались о том, что это такое, счастье свободно передвигаться, бегать, прыгать, танцевать…

«Ну что же, люди, давайте! Помогите несчастненьким инвалидам. Заработайте собственное место на небесах. Приобретите бедному калеке Харлей Дэвидсон!»

Зритель, избалованный невероятными блокбастерами с многомиллионными бюджетами и нарисованными, просто глобально реалистичными, спецэффектами, смотрит на простое и неказистое кино, в котором не озвучена сумма бюджета с менее чем шестью нолями, с опаской, а часто просто обходит такие фильмы стороной. Зачастую, малобюджетные киноленты, и правда, оказываются низкопробным ширпотребом, но бывает, что среди плевел находится и настоящий бриллиант. Все вышесказанное касается фильма под названием «…А в душе я танцую», снятого в две тысячи четвертом году режиссером из Ирландии Дэмиеном О’Доннеллом.

Но изначально была, как и во многих случаях, книга, написанная соотечественником О’Доннелла, Кристианом О’Рейли. Книга была чрезвычайно пронзительная и трогательная, до такой степени, что один раз прочитав ее, режиссер больше не смог спать спокойно, пока окончательно не решил — нужно обязательно снять кино, чтобы донести до людей то, что так искусно изложил на бумаге О’Рейли. Писатель же на самом деле прекрасно понимал, о чем пишет, потому что долгое время трудился в Центре по предоставлению прав на самостоятельное проживание для инвалидов в Дублине. Именно там он и познакомился с тем, кто стал прототипом его рассказа, страдающим от церебрального паралича. Звали парня Дермот Уолш, и он настолько был наполнен жизнью, наполнен стремлениями и желаниями, что невероятно тронул тонкую писательскую душу.

После того, как окончательное решение о съемках киноленты было принято, О’Доннелл сразу же отправился к Джефри Кейну, который и адаптировал сочинение для кино. Говорят, что очень сложно написать сценарий так, чтобы затмить впечатление от прочтения. Кейн как раз тот человек, который умеет виртуозно справляться с подобными задачами, и скорее всего, публика неоднократно еще услышит о его работах. Продюсировать картину в числе прочих взялся тоже вовсе не случайный прохожий, ученый и психолог, человек возвышенных чувств и философского склада ума по имени Джеймс Роберт Флинн. Это именно Флинн впервые провел самые масштабные исследования динамики умственного развития. В поисках всемирного человеческого идеала вселенского уровня он просто не мог пройти мимо такой уникальной темы, которая и была предложена О’Доннеллом. Он и сам с интересом прочел книгу, и сразу же одобрил создание кинофильма. Так и началась работа над проектом.

Сам режиссер, рожденный в Дублине, является вовсе не одним из мэтров кинематографического искусства. Известен О’Доннелл в основном на родине, где его фильмы знают и любят, несмотря не небольшое их число. Этот человек, как никто другой, способен чувствовать чужую боль, ведь с раннего детства он жил неподалеку от мальчика, который страдал от ДЦП. Дэмиен дружил с мальчонкой и помогал ему с учебой. Нужно сказать, что учеба давалась ему всегда довольно легко, потому после общеобразовательной школы он без всяческих проблем поступил в колледж под названием «Coláiste Dhúlaigh» в родном Дублине на факультет коммуникации и СМИ, который, впоследствии, с отличием и окончил.

Дэмиен О’Доннелл начал с короткометражных фильмов, но известность пришла к нему гораздо позже, когда в девяносто девятом году на экраны вышла картина «Восток есть Восток». Эта работа заработала множество наград и кинопремий. В две тысячи втором году режиссер начал разработку проекта для кинокомпании «Film Four». Однако финансирование, по неизвестным причинам прекратилось, и монтировать пришлось то, что успели отснять. «Вне игры», а именно так называлось кино, вышел крайне ограниченным прокатом, и вопреки всем ожиданиям, оказался довольно удачным проектом. Спустя два года был задуман «…А в душе я танцую», и поддерживаемый продюсером режиссер приступил непосредственно к съемкам.

«Вы можете легко пожать мне руку, а можете поцеловать в задницу, но не стоит рассчитывать на ответную взаимность»

Нужно было срочно подбирать актеров, да таких, которые были бы способны передать не только внешний вид, действия и поступки, но и внутреннее наполнение, состояние души персонажей. Среди множества претендентов было отобрано несколько актеров, среди которых оказался и Джеймс МакЭвой, который пробовался на роль Майкла Конолли, двадцати четырехлетнего молодого человека больного церебральным параличом. Однако после первых же проб оказалось, что он намного лучше смотрится в роли второго главного героя, Рори О’Ши, страдающего от мышечной дистрофии. И это вовсе не имеет никакого отношения к диагнозу, просто персонаж Рори больше подходил Джеймсу, если можно так выразиться, по духу.

Этот удивительный человек, Джеймс Эндрю МакЭвой, родом из Глазго, вовсе и не думал, что когда-то в будущем станет актером. Мальчик рос, опекаемый бабушкой и дедушкой, так как его родители развелись, когда ему было всего семь лет. Сестра осталась с матерью, а Джеймса баловали и лелеяли родители отца, позволяя сорванцу все, что он хотел, и немножко больше. Изначально, МакЭвой мечтал стать священником, однако неуемный шотландский дух не мог позволить этому молодому человеку с действительно ангельским лицом и небесно голубыми глазами сидеть на месте, предаваясь размышлениям о вечном. Потому вместо семинарии Джеймс попал в место, которое было, так сказать, прямой ее противоположностью, то есть в армию.

Соединенное Королевство, заполучив в ряды своих Военно-морских сил Джеймса Эндрю МакЭвойя, ничего, по сути, не выиграло, так как военный из него получался почти точно такой же, как священник. Молодой человек быстро потерял всяческий интерес к военному делу, осознавая, что снова ошибся с призванием и делом всей жизни. Но шотландская натура не позволяла остановиться ни на одну секунду, и однажды судьба дала ему шанс найти себя, и он не замедлил им воспользоваться. Случай свел Джеймса с Дэвидом Хэйманом, который рассказал ему парочку забавных историй из своего опыта, так поразивших его, что он решил непременно попытать себя на актерском поприще. Хорошенько переварив полученную информацию, МакЭвой попросил Хэймана дать ему хотя бы попробовать свои силы, и тут же оказался вовлеченным в съемочный процесс киноленты «Соседняя комната».

Дебютная работа получилась на славу и после нее актер без всяческих проблем поступил на учебу в Королевскую Шотландскую Академию, которая и дала ему так необходимую теорию. Вот тогда-то МакЭвой и понял, к чему стремилась его душа всю жизнь. И в дальнейшем, вся жизнь этого человека наполнилась настоящим смыслом, его актерские работы знают и любят зрители по всему миру. Энтони Балфор в киноленте «Возрождение», Майк в фильме «Бассейн», Дан Фостер из кинофильма «Большая игра», Хал в фильме «Нити», Уэсли Гибсон в «Особо опасен», и даже пресловутый козлоногий фавн по имени Мистер Тумнус из первой части эпопеи о Нарнии, все это МакЭвой, собственной персоной. Да и еще порядка трех десятков самых разнообразных ролей сыграл этот харизматичный актер.

Для того чтобы полностью понять жизнь людей с ограниченными физическими возможностями, МакЭвой очень много общался с людьми, у которых была та самая мышечная дистрофия, как и у его персонажа Рори О’Ши. Именно от этих ребят он и взял то желание остаться незамеченными, которое сумел так отлично передать на экране. Он дает понять зрителям, что это вовсе не те люди, кто заслуживает жалости, ведь жалость подразумевает некоторую ущербность. Но ведь никто не хочет чувствовать себя изгоем, а тем более, осознавая свое, мягко говоря, несовершенное физическое состояние. Нужно отметить стойкость актеров, которые во время съемок проводили в самых настоящих инвалидных креслах по полсуток. Если вы не знаете, что это такое, то просто попробуйте. Проверьте, вы будете впечатлены.

Рори не может сидеть на месте, как бы это не звучало, его тело приковано к инвалидному креслу, но дух его, революционный и мятежный, постоянно рвется в бой. Он по-настоящему танцует, танцует, оставаясь на месте, он идет, поднимая вокруг настоящий ураган, не позволяя никому вокруг себя оставаться равнодушным, безучастным и больным. И этой своей неуемной жаждой жизни он может, как говорится, «поднять мертвого», что фактически и происходит с парнем по имени Майкл, который до встречи с Рори вообще считал свою жизнь уже законченной. Но кто же ему позволит такие «пораженческие» настроения, если где-то поблизости бушует Ураган-О’Ши?..

«Он сильно ослаб. Пускай лучше отдохнет этим вечером»

Майкла Коннолли сыграл менее известный шотландец, актер с не менее выдающимися актерскими данными, Стивен Робертсон. Он сам прошел через испытания, подобные тем, через которые проходит и его персонаж, хотя, конечно, в несравнимо менее легком варианте. Дело в том, что он сам болел дислексией, то есть имел врожденную неспособность научиться читать. Стивен чрезвычайно много работал над собой, упорно занимался, и, наконец, поборол недуг, и даже был выбран лучшим студентом года. Кроме того, родители наградили его такими трогательно-откровенными глазами, что в них можно смотреть часами. Этот ясный взгляд пронизывает зрителя до самых потаенных уголков души, передавая те чувства, которые таятся в их глубинах. «Отморозки», «Прах к праху», «Царство небесное», «Турист» — вот совсем не полный список работ этого актера, по которым можно понять, что же он, на самом деле, из себя представляет.

Персонаж, которого так умело сыграл Робертсон, тоже танцует, он, может быть, не так ярок и активен, как его новый друг, но этот танец плещется в его глазах, порой перехлестывая через край. Он обязательно хочет вылезти из скорлупы, из этого опостылевшего заведения для инвалидов, чтобы хотя бы раз в жизни почувствовать себя просто человеком. Ему действительно до смерти надоела эта навязчивая забота обслуживающего персонала, медсестричек, которые жалеют его, общества, которое, вроде бы, делает благое дело, поместив его в интернат, а на самом деле, просто отгораживается от него.

Удастся ли друзьям пробиться сквозь стену непонимания, сквозь баррикады собственной болезни, и, как говорится, «подняться с колен»? Майкл Коннолли, едва способный пошевелить рукой при помощи одного лишь взгляда может выразить то, что не способны сказать некоторые и тысячей слов, а Стивен играет так, что через мгновение зритель уже совершенно забывает, что всего-то смотрит кино, он так натурален и естественен, что мороз пробегает по коже. Робертсон, несомненно, самая настоящая звезда этого кино, вокруг которого и вертится все повествование.

«Попугаев с броненосцами скрестить не получится. И это все, что я хотел сказать»

Нужно обязательно отметить и других актеров, которые поучаствовали в этом поразительно трогательном проекте. Блондинка Ромола Гарай, британская киноактриса, сыгравшая в картине Шевон, тоже прекрасно справилась со своей ролью, создав на экране настоящее воплощение нежности и сострадания, и Том Хикки в роли Тома О’Ши, и Бренда Фрикер, исполнившая роль Эйлин, все они так живо отобразили своих персонажей, что в правдивости их сомневаться не приходится. Это как раз то кино, в котором совершенно не играет никакой роли, какова сумма бюджета, или какие кассовые сборы принес прокат. Это кино самодостаточно и его обязательно нужно смотреть всем, чтобы хоть что-нибудь понять о жизни, которая состоит не только из радостей и развлечений, понять что-либо о себе самом. Не тронет это действительно серьезное кино, разве что гранитную глыбу.

Премьера кинофильма «…А в душе я танцую» состоялась десятого октября две тысячи четвертого года и нельзя сказать, чтобы он вызвал бурю восторга. Это и не удивительно, ведь фильм получился, и правда, чрезвычайно тяжелый, такой, что остается в душе, на сердце, не на один день и даже год. Тот, кто поймет, что хотел сказать режиссер, а воплотили в жизнь актеры, изменится навсегда и будет смотреть на прекрасный мир вокруг совсем иными глазами.