Adam

Oblogka_AdamВ 2009 году на американские экраны вышел фильм режиссера Макса Майера «Адам», рассказывающий о человеке, который не такой как все – парне с синдромом Аспергера. С того самого времени, как аутизм и все его формы получил официальный статус, тысячи родителей по всему миру вздохнули с облегчением, ведь отныне с их детей был снят ярлык «недееспособные», а их «капризы» и «странности» превратились в потребности и поведенческие особенности. Идея о создании «Адама» пришла в голову Макса Майера после того, как он услышал по радио интервью с человеком, страдающим синдромом Аспергера, в котором тот описывал собственное видение мира. Во время работы над сценарием, при создании образа Адама он использовал как сведения, почерпнутые из этого интервью, так и собственные наработки, а вот что касается образа героини, то Бет воплотила в себе черты множества людей, которых Майер знал лично. За месяц до начала съемок Хью Дэнси и Макс Майер начали совместную работу над образом главного героя, а также во время подготовки к роли Хью Дэнси не раз встречался с людьми с синдромом Аспергера и разговаривал с ними об их чувствах, ощущениях, планах и интересах.

Одной из форм аутизма является синдром Аспергера, в отличие от «чистых аутистов», люди с таким синдромом не уходят полностью в себя, а готовы, хоть и к ограниченному, социальному взаимодействию. Также у них отсутствуют проблемы с речью, а интеллект выше среднего, отличает же их нестандартное мышление и необычное поведение – социальная и физическая неловкость, проблемы во взаимодействии с другими людьми и необычная сосредоточенность на определенных темах.

Отсутствие социальных навыков делает их уязвимыми, и очень часто людям трудно понять и принять исходящие от них сигналы о желании подружиться или стать частью команды, а гиперактивность и импульсивное поведение, некая «социальная бестактность», являющиеся проявлением синдрома, часто осложняют общение детей, страдающих синдромом Аспергера, с одноклассниками. Такие дети не воспринимают мимику и оттенки интонации, для них важны только произносимые слова, которые они воспринимают абсолютно буквально, не признавая полутонов и иносказаний.

Родители стали учиться понимать и принимать своих «не таких» детей, но готово ли общество преломить себя и воспринимать людей с аутизмом и считаться с их потребностями? Или все же единственно комфортная зона существования для них – это тщательно выстроенный родными небольшой оазис, за пределами которого – чужой мир с враждебно настроенными людьми?

Сегодня ответы на этот вопрос ищут не только врачи и психологи, кинематографисты и писатели также пытаются проникнуть в бездны сознания «особых» людей, понять их и донести до общества не только их проблемы, но уникальное восприятие мира, чистоту помыслов, освобожденную природой от условностей и шаблонов. Проблемы людей с аутизмом и синдромом Аспергера рассматривались в знаменитых медицинских сериалах «Доктор Хаус», «Анатомия страсти» и «Частная практика», в фильмах «Бен Икс» (2007), «Дорогой Джон», «Без ума от любви» и «Меня зовут Кхан».

Прорывом в художественной литературе стала книга Кэти Летт «Мальчик, который упал на Землю» — исповедь матери, о том, как растить ребенка с синдромом Аспергера. Эта книга абсолютно реалистична, мать здесь не мученица, приносящая себя в жертву, а Мерлин, ее сын, не маленький отрешенный ангел, они живые люди, которые вместе плачут и ссорятся, любят и иногда ненавидят друг друга. Они вместе борются с неповоротливой системой образования и здравоохранения, переживают двойное предательство отца, бросившего сына, как только стал известен диагноз, и впоследствии попытавшегося сыграть на наличии у Мерлина синдрома для привлечения избирателей в рамках своей политической компании.

Люси, матери Мерлина, понадобилось почти шестнадцать лет, чтобы при всей своей безграничной любви к сыну, принять его таким, какой он есть, и не пытаться больше втиснуть его в прокрустово ложе социальных норм, так как же людям, не сталкивавшимся ранее с синдромом Аспергера, сделать то же самое за более короткий срок?

Именно об этом и пытается рассказать в своем фильме Макс Майер, о том, что происходит с человеком, чей окружающий мир был стабилен и упорядочен после того, как наступает хаос, насколько зависимы люди с синдромом Аспергера от близких, и как и где им найти родственную душу. Режиссер задается вопросом: готовы ли мы понять и принять таких людей, сделать их частью своего окружения, а не просто сочувственно смотреть на них издали?

Сюжет

Адам Раки, молодой человек с синдромом Аспергера, живущий на Манхэттене, остается один после смерти своего отца, который всю жизнь прилагал усилия для того, чтобы обеспечить сыну столь необходимую в его состоянии стабильность. У него есть единственный друг Харлан Киз, всегда готовый прийти к нему на помощь, это старый армейский друг его отца. Из-за своего состояния Адаму трудно общаться с другими людьми, поэтому он предпочитает «сбегать» в свой параллельный мир, наполненный любовью к исследованию космоса. Его пристрастие к деталям, странное поведение и особый взгляд на мир, стоят ему потери работы, а также приводят к аресту и ошибочному обвинению в педофилии. Он живет в той же квартире, которую делил все это время с отцом, и не хочет покидать ее, однако в свете произошедших событий в совокупности с неопределенным будущим, не имеет представления о том, как оставить ее за собой. Кроме того, ему все еще необходимо выплачивать ипотеку.

Бет Бухвальд, школьная учительница и начинающая детская писательница, переезжает в квартиру, расположенную над квартирой Адама и, после того, как они столкнулись на пороге прачечной, между ними завязывается весьма странная дружба. Так, однажды ночью Бет была потрясена, обнаружив Адама, облаченного в скафандр, пытающегося снаружи помыть окна ее жилища.

Несмотря на все его странности, Адам нравится Бет, и он надеется, что их отношения перейдут на новый уровень, но первые попытки даются ему нелегко из-за его страха перед социальными взаимодействиями. Однако Адам набирается решимости и находит в себе силы для того, чтобы пригласить Бет на свидание. Поначалу Бет смущает несхожесть их восприятия мира, зачастую она неверно понимает смысл задаваемых им вопросов, но позже, когда Адам объяснил ей свою неспособность понимать ее эмоции, она старается лучше прислушиваться к нему, правильно интерпретировать сказанные им слова. Постепенно они сближаются, и Бет помогает Адаму понять, как ему лучше общаться с ней, как представить себя ее семье и как пройти собеседование при устройстве на новую работу.

Дела постепенно налаживаются, но когда у отца Бет, Марти, возникают проблемы с законом, Адам, чуждый дипломатии, ведет себя не совсем корректно, он задает Марти весьма наивные вопросы о преступлении, чем приводит Бет в ярость и она убегает. После, когда по просьбе матери Бет Адам пытается отыскать ее, он находит в ее ежедневнике пометку о встрече с родителями и понимает, что их якобы «случайная встреча» с отцом и матерью Бет, на самом деле была подстроена. В запале он обвиняет Бет во лжи, называя также ее отца преступником, не понимая, что единственной целью Бет было стремление защитить его. Когда же Адам осознает, как сильно он обидел Бет, ему приходится пройти через многое, чтобы увидеть ее и попросить прощения. Но что значит для каждого из них любовь? И что ждет их дальше?..

Главные герои

Адам Раки (Хью Дэнси) – молодой человек с синдромом Аспергера, неспособный из-за особенностей своего мышления выразить словами свои чувства и эмоции, он доносит их до любимой девушки опосредовано, и понять его можно только сердцем. Чистый и искренний, он по-настоящему верит в свой идеальный мир, верит в то, что можно жить, говоря только правду и безоглядно доверяя людям. Способный пережить множество серьезных проблем, он теряется, обнаружив маленькую ложь близкого человека – для него это значит намного больше, чем для обычных людей.

Бет Бухвальд (Роуз Бирн) — школьная учительница, которая становится соседкой Адама, его новым другом, а затем и возлюбленной. Бет переживает разрыв с бывшим молодым человеком, проблемы с отцом и Адам для нее — это совершенно новый мир, непонятный, но притягательный.

Марти Бухвальд (Питер Галлахер) – отец Бет, имеющий проблемы с законом. Несмотря на собственные трудности, он искренне любит дочь и старается помочь ей.

Ребекка Бухвальд (Эми Дэвис Ирвинг) — мать Бет, стремясь помочь дочери определиться, она дает ей совет: «важно быть любимой, но еще важнее любить самой» и эти слова становятся для Бет определяющими при выборе дальнейшего пути.

Актеры

Роль Адама Раки позволила многим любителям кино совершенно по-новому оценить актерскую игру Хью Дэнси, которого до этого многие зрители воспринимали как классического «принца», благодаря ролям в «Заколдованной Элле» и «Шопоголике». Фильм «Адам» же позволил продемонстрировать многогранность драматического таланта актера, его умение полностью перевоплощаться в своего персонажа, «прочувствовать» его.

Начав сниматься в кино в 1998 года, частично в эпизодах, частично в ролях второго плана, Хью Дэнси постепенно стал получать и главные роли как в полнометражных фильмах, так и в телевизионных проектах. В его фильмографии стоит отметить такие картины как «Дэвид Копперфилд», «Интимный словарь», «Заколдованная Элла», «Елизавета I», «Дикая грация», «Жизнь по Джейн Остин», «Шопоголик», «Кровь и шоколад», телесериал «Ганнибал». Помимо этого в 2007 году Дэнси участвовал в бродвейской постановке «Конец путешествия», где исполнил главную роль.

Экранная возлюбленная Дэнси, Роуз Бирн, известна широкой публике благодаря многочисленным ролям в голливудских и австралийских фильмах, а также телесериалах. Ее дебютом в кино стала роль в фильме «Кукла Даллас» (1994), в то время ей было всего 12 лет. Роуз Бирн много снималась в Австралии, а за роль слепой девушки в фильме «Богиня 1967 года» (2000), она получила награду Венецианского кинофестиваля — женский кубок Вольпи. Ее первой голливудской картиной стал фильм «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов», где она исполнила роль служанки. Затем последовали роли в таких картинах, как «Город призраков», «Троя», «Казанова» (2005), «Одержимость», «Мария-Антуаннета», «Пекло», «28 недель спустя», «Мягкий удар», «Знамение», «Побег из Вегаса», «Место под соснами», «Девичник в Вегасе». Актриса не боится экспериментировать, поэтому в ее послужном списке присутствуют комедии и фильмы ужасов, мелодрамы, исторические и научно-фантастические фильмы. С 2007 года она снимается в сериале «Схватка». В фильме «Адам» Роуз Бирн удалось передать зрителю всю противоречивость чувств Бет, ее стремление к любви и страх перед неизведанным, сомнения и искреннюю веру в лучшее.

Нельзя не отметить и блестящую актерскую игру Питера Галлахера, его роль отца Бет невольно навевает воспоминания о роли Сэнди Коэна в «Одиноких сердцах», несмотря на то, что герои абсолютно разные, роднит их любовь к детям, и, конечно же, невероятная харизма актера, которая прослеживается в характере каждого его персонажа. Питер Галлахер редко играет главных героев, однако и эпизодические и второстепенные роли в его исполнении запоминаются надолго, благодаря безграничному таланту и невероятной привлекательности актера.

Роли Питера Галлахера в фильмах и сериалах «Американский игорный клуб», «Сказочный ребенок», «Я буду дома на Рождество», «Секс, ложь и видео», «Пока ты спал», «Титаник», «Одинокие сердца», «Бурлеск», «Как я встретил Вашу маму», «Тайные связи» позволили в полной мере продемонстрировать его умения в качестве разнопланового актера. Также он широко известен как писатель и музыкант.

Эми Дэвис Ирвинг, сыгравшая в «Адаме» роль матери Бет, известна как актриса, начавшая карьеру еще в детстве, причем, на театральных подмостках. Она играла в таких постановках как «Три сестры» и «Дом, где разбиваются сердца», принимала участие и в ряде внебродвейских постановок. Значительная часть ее творчества приходится на телевизионные постановки, в Голливуде она известна по таким фильмам как «Ярость», «Кэрри», «Перекресток Деленси», «Йентл», за роль в котором она была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана

Интересные факты

  • Когда Адам сидит на ступеньках перед квартирой, а Бет возвращается, чтобы поговорить с ним, дверь перед ней все время меняет положение: она то открыта, то закрыта.
  • Когда Адам работает на лэптопе у себя дома, вначале на экране виден логотип «PowerBook G4″, однако спустя время логотип оказывается закрашенным.
  • Когда Бет вешает свой рисунок в ванной комнате Адама, и он разворачивается, чтобы посмотреть на нее, часы показывают 10.40. Однако, когда Адам вновь смотрит на картину и переводит взгляд на Бет, на часах только 10.39.
  • Создатели проводят аналогию: когда девушка предлагает Адаму печенье, он резко заявляет, что не является Форрестом Гампом.