Adams æbler

Oblogka_Adamovy_yablokiКрепка ли ваша вера? Способны ли вы продолжать слепо доверять, подчиняться и благодарить Создателя за бесценный дар жизни, когда все ваши сокровища, заработанные кровью и потом, отняты у вас? Когда ваши дети, празднуя и восхваляя своего отца, в одночасье погибают, оставив вам только горечь утраты и понимание безвозвратности существования, сможете ли вы петь и танцевать ради славы Господней? А если страшная болезнь поразила ваше тело, причиняя невыносимые мучения, будете ли вы радоваться тому, что мир вокруг так прекрасен? Вряд ли кто-нибудь может утвердительно ответить на все поставленные вопросы, но один такой человек существовал на страницах книги, возраст которой превышает возраст любого другого литературного произведения, и доныне популярной в народе.

Библейская притча на скандинавский манер – это сильно!

Конечно же, речь идет о персонаже по имени Иов, описанном в одной из библейской книг. Именно эту идею и положил в основу своей странно-гротескной комедии под названием «Адамовы яблоки» режиссер из Дании Андерс Томас Йенсен.

Нужно сказать, что европейское кино всегда отличалось особой символичностью и самобытностью, не многие мэтры Голливуда способны на создание подобного фарса. Может быть, ничуть не хуже и их работы, но точно не такие, нет в них той неимоверной силы Старого Света, которой пронизаны все картины Йенсена.

Этот режиссер и сценарист начинал с короткометражного кино, за что трижды становился номинантом на премию «Оскар» за лучшую короткометражку года. «Эрнст и свет», «Вольфганг» и «Вечер выборов» — все эти три фильма любопытный зритель вполне может отыскать на просторах мировой паутины. Кроме того, многие известные датские киноленты сняты по сценариям, написанным этим чудаковатым человеком.

«В новый мир иди всегда с новыми целями. И пусть они будут четче, яснее и гораздо выше»

Новое тысячелетие принесло Йенсену не только новые силы, но и переосмысление своего предназначения, он решил, что пора приступать к более серьезной работе. В две тысячи третьем году, зрители увидели киноленту «Зеленые мясники», черную комедию с явными элементами фарса и сюрреализма, где два «офонаревших» мясника накормили весь город человеческим мясом. Причем в самом начале они совершенно и не предполагали ничего подобного. Картина получила двоякую оценку критиков. С одной стороны, бредовый и даже, в некоторой степени, фантасмагорический, сюжет при ближайшем рассмотрении, оказывается, имеет какой-то смысл.

Но самой настоящей удачей, прорывом, стала картина «Адамовы яблоки», снятая Томасом Йенсеном буквально по наитию. После того, как картина уже была представлена на суд зрителя, Йенсен говорил журналистам, что никакого предварительного замысла не было, как не было и никаких идей, вынашиваемых годами, тяжелых мук творчества и тому подобных перипетий. Сценарий родился всего за несколько дней, и осталось только воплотить идею в жизнь, с чем режиссер вполне успешно и справился.

И маньяки вполне способны на все человеческие чувства?

На главную роль в свою картину Йенсен пригласил хорошо известного зрителям актера родом из Дании по имени Ульрих Томсен. Ему достался образ бывшего «вождя» довольно-таки крупной нацистской группировки, отправленного на перевоспитание к простому сельскому священнику по имени Ивэн. Характерное, чрезвычайно фактурное лицо этого актера, зритель мог наблюдать на экранах еще с начала девяностых, когда после окончания датской театральной школы, на небосклоне появилась новая звезда – Томсен, собственной персоной, в киноленте «Ночной сторож», где он действительно качественно сыграл одного из головорезов. Тяжелый, чуть насмешливый взгляд из-под густых, почти бесцветных ресниц… Страшно…

Однако тогда его все же заметили не многие, признание пришло позже, после девяносто восьмого года прошлого века, когда в кинотеатрах прошумела кинолента «Торжество», где Ульрих играл эдакого разоблачителя и даже обличителя человеческих пороков Кристиана. Снятый на любительскую камеру, фильм, задуманный, как первый из целого драматического цикла под названием «Догма 95», получился чрезвычайно реалистичным, а отсутствие световых и звуковых эффектов не портит его, а, наоборот, помогает проникнуться атмосферой. «Царство небесное», «Вес воды», «Убей меня нежно», «Макс»  -это не полный список фильмов, где зритель может наблюдать брутального Ульриха Томсена.

Зато в киноленте «Адамовы яблоки» актер выглядит совершенно по-другому. В первые минуты просмотра, кажется, что все по-прежнему, а артист точно тот же, что и раньше. Но с каждой минутой происходящего на экране действия, зритель потихоньку понимает, что кино это совсем не такое простое, как можно было подумать. Метаморфоза, самое настоящее превращение куколки в бабочку, заставляет взглянуть на весь фарс кинокартины совершенно другими глазами. А те чувства, которые одолевают бывшего зека, нациста, и по существу, отброса общества, невольно заставляют проникнуться симпатией и какой-то, что ли, светлой грустью.

Самый сексуальный мужчина Дании на поверку оказывается кротким ягненком?

Основным же персонажем кинокартины «Адамовы яблоки» является все же вовсе не Адам, как бы этого не хотелось. Ключевым в этой ленте является священник Ивэн. Вероятно, в создании этого образа режиссер явно руководствовался прямыми ссылками на библейские рассказы. И аналогия с Иовом, которая стойко возникает в мозгу, скорее всего совсем не случайна. Сыграл этого самого учителя, священнослужителя в малюсеньком, сельском храме, Мадс Миккельсен, датчанин с настоящей скандинавской внешностью.

Выходец из театральной школы под названием «Arhus Theatre School», он в самом начале своей карьеры играл, в основном, на вторых ролях. Красавца заметили не сразу, первой настоящей удачей стали съемки в киноленте «Дилер», в роли Тонни. Однако успех и тогда не настиг актера, и он кое-как перебивался мелкими ролями. Нужно сказать, что после успешной роли Тристана из киноленты «Король Артур», Мадса признали в одном их датских журналов самым сексуальным мужчиной страны. Успех польстил Миккельсену, но он не стал расслабляться. Кроме того, в картину «Адамовы яблоки» он попал совсем не случайно, ведь однажды он уже работал с Томасом Йенсенем. В две тысячи третьем году он сыграл Свена, одного из мясников, в фильме «Зеленые мясники», о котором уже упоминалось. Ох, и образ у него получился: сказать, что роль удалась – значит, просто ничего не сказать, это уж точно!

Режиссер прекрасно понимал, какой просто колоссальный потенциал таится в этом удивительном человеке с пронзительными выразительными глазами. Этот откровенный взгляд чуть лукавых и, может быть, немного печальных, но бесконечно прекрасных глаз, заставляет биться женские сердца быстрее. Нужно сказать, что образ всепрощающего священника Ивэна дался Мадсу довольно легко. Он потом рассказывал близким, что эта роль наивного и почти безвинного, ангелоподобного, сельского священнослужителя, принесла ему самое настоящее удовольствие. «Я сам хотел бы стать таким, как этот удивительный персонаж, — говорил Мадс, — но не в этом жестоком мире, а там, где нет места «соратникам» Адама».

Дальнейшая карьера этого актера после «Адамовых яблок», может быть, и не сразу, но, несомненно, с их помощью пошла в гору. Через год он снялся в роли Ле Шифра, наверное, в самой главной картине «Бондианы» под названием «Казино Рояль». В том же году был и еще один фильм – «После свадьбы», где Мадс сыграл Якоба. С тех пор, как говорится «понеслось». «Пламя и Цитрон» (Цитрон), «Битва Титанов» в роли Драко, «Мушкетеры», где он просто гениально сыграл Рошфора, и, конечно же «Вульгалла: Сага о викинге». Список успехов Мадса Миккельсена можно продлить на целую страницу. Не упомянуть важную роль в сериале «Ганнибал» тоже просто невозможно, но она будет гораздо позже. А пока священник Ивэн будет простодушно спрашивать, повесившего на стену портрет Гитлера, Адама: «Это папа твой? Какой красивый…»

Сюжет – не главное, главное, скрыто в вашем подсознании

Действие развивается в этой трагикомической картине довольно динамично, нужно похвалить Томаса Йенсена и как режиссера, и как сценариста тоже. Однако в этом странно-гротескном фарсе, сюжет — это совершенно не главное. Картина намного глубже, чем простая череда событий и приключений священника, перед которым стоит задача перевоспитать «отвязного наци». Черного юмора в самом действии вполне хватает. Причем порой, как говорится, юмор этот, в самом деле, «на грани фола». Но винить в этом Йенсена, как-то совсем не возникает желания. Эта «чернота» так органично вплетается в повествование, является таким себе отражением светлого начала, которое олицетворяет герой Миккельсена.

Да и роли второго плана, как не крути, тоже удались на славу. Может быть, это только иллюзия, но зрителя постоянно подталкивают к аналогиям в сторону библейских притч. Бывшие друзья Адама, неожиданно всплывающие в развороте событий, отлично отыграны актерами. Гуннар и его будущая супруга Сара, сыгранные Николасом Бро и Паприкой Стеэн. Ничего не напоминают их звучные имена? Да и Халид, роль которого исполнил Али Казим, тоже вызывает стойкие ассоциации. Но чтобы понять все тонкости картины, зрителю придется самому посмотреть этот фантасмагорический и сюрреалистический кинофильм. Скучно точно не будет, а чудеса, гарантированно, заставят откровенно хохотать.

«Никто не любит правду, сказанную в глаза, и лицемеров, болтающих за спиной»

Премьера кинофильма «Адамовы яблоки» прошла в середине апреля две тысячи пятого года, и картина сразу привлекла к себе внимание публики разных стран. Однако фильм, в некоторых моментах явно напоминающий притчу, а в других, как говорили критики, «дурно пахнущий» мыльной оперой, вызвал совершенно неодинаковую оценку зрителей. Мнения разделились, и если одни в пылу спора были готовы «глотки рвать» за библейский подтекст, то другие, с точно таким же энтузиазмом, ругали кино на чем свет стоит за «чернушные» шутки. К этому фильму просто невозможно остаться равнодушным, и это делает его таким неординарным, таким, действительно, по-настоящему уникальным.

Сколько денег было вложено в кинокартину «Адамовы яблоки» продюсерами, а ими стали Ким Магнуссон, Тиви Магнуссон и Мие Андресен, доподлинно неизвестно, эта информация не афишируется. Странное кино с элементами драмы, криминального детектива, черной комедии и, придется быть предельно честными, немного мелодраматической концовкой, в особом вложении больших капиталов и не нуждалось. Настоящее искусство, которое может нравиться, или нет — для самого фильма, по большому счету, это не имеет совершенно никакого значения.

«Сребролюбие – главный грех эпохи»

В общей сложности, кассовые сборы принесли создателям проекта около двух с половиной миллионов, чем они и удовлетворились, не требуя большего. Причем, львиную долю прибыли, как оказалось, собрали в Соединенных Штатах, где обычно с большой осторожностью относятся к европейским изыскам и вывертам сознания. Зрители с интересом взирали на все происходящее и даже нашли моменты, чтобы посмеяться и поплакать. В родной Дании публика раскошелилась всего на четыреста тысяч. Нет пророка, как говорится, в своем отечестве, но этот факт ничуть не смутил Томаса Йенсена, да и остальных участников расстроил несильно, если вообще расстроил.

И пускай ругают Йенсена за банальность сюжета, но фильм «Адамовы яблоки», несомненно, полностью заслуживает того, чтобы его посмотреть. Режиссера совсем не зря называют хулиганом кинематографа. В каждом кадре киноленты, в каждой сцене и диалоге, прослеживается хитрый режиссерский взгляд. Как сказал один из зрителей: «Прямо вижу хитрющую «рожицу» Йенсена, активно потирающего «лапки», во время воплощения в жизнь этого проекта!» И к этому, без всяческих сомнений, присоединится каждый, кто посмотрит картину. Однако фильм имеет возрастной ценз, и до семнадцати лет просмотр картины без родителей не желателен.

После просмотра остается чувство, что для человечества в целом, и для каждого по отдельности, еще совсем не все потеряно. Есть надежда, есть вера, вполне способная извлечь общество, погрязшее в насилии, расовых предрассудках, жажде наживы, на свет, и очистить его от скверны. А что может быть важнее в человеческой жизни? Наверное, ничего!