Adaptation.

Oblogka_AdaptatciiaЕсли вам вдруг захотелось совсем немножко умного кино, то это оно самое и есть. «Адаптация» (Adaptation) Спайка Джонза (режиссер) и Чарли Кауфмана (сценарист) – интересная картина о муках творчества, о самоиронии, идеализации, принятии решений и многих других сложных и одновременно простых вещах. Это своеобразная головоломка, копание в голове у самого Кауфмана. В то же время сделана она легко и смотрится на одном дыхании. Картину относят к жанру эксцентрической комедии, хотя далеко не каждый зритель найдет там моменты, чтобы посмеяться — юмор-то саркастический, черный. Быть может сценарист пытается в фильме смеяться над самим собой? Или, наоборот, над всеми смотрящими? Есть в картине что-то близкое к арт-хаусу, в некотором смысле, лента — это голливудский его вариант. И, несомненно, в фильме присутствует драма. Даже если она и бутафорская, она все же цепляет. Или все же это трэш? Разобраться в сути довольно сложно. До этой картины у Джонза и Кауфмана уже был опыт совместной работы. Они вместе делали «Быть Джоном Малковичем», культовую ленту, за которую сценарист получил немало наград, да и сам фильм трижды номинировался на «Оскар». Оба эти киношника оригинальны в своем творчестве и фильмы их не остаются незамеченными, надолго врезаясь в память.

 После Кауфман отметится еще в одном прекрасном кино – «Вечное сияние чистого разума». Но это будет потом, а пока…

Факты

Идея экранизации книги Сьюзэн Орлеан «Похититель орхидей» появилась еще в 1994 году. Но работа несколько затянулась, права на фильм перепродавались, а сам сценарист никак не мог найти подход, не получалось ему удачно выстроить сюжетную линию. Пока не пришла в голову Чарли идея вписать трудности адаптации книжного текста просто в сценарий. Перейти к съемкам смогли только в 2001. Взялся за эту немножко бредовую идею кауфмановский «брат по разуму» Спайк Джонз. Продолжалась активная работа с марта по июнь. В производстве ленты приняли участие шесть студий: Beverly Detroit, Clinica Estetico Ltd., Good Machine, Intermedia, Magnet Productions и Propaganda Films.

Продюссерами фильма выступили Питер Сараф, Джонатан Демме, Чарли Кауфман, Винсент Ландэй, Эдвард Саксон. Операторская работа была поручена Лэнсу Экорду. За монтаж отвечал Эрик Замбраннен. Бюджет кино составил $19 000 000. Всего в мировом прокате «Адаптация» собрала $32 801 173. Премьерные показы начались 6 декабря 2002 года. Возрастная категория зрителей, согласно официальным данным – 16+.

Сюжет

Был ли на самом деле у Кауфмана творческий кризис во время написания сценария или это просто выдумка, но он довольно умело внедрил данный процесс и самого себя в конечный сюжетный вариант. Этакий получился «уроборос» — змей, пожирающий собственный хвост. Две линии-истории – о написании книги Сьюзэн Орлеан и адаптированного сценария к фильму по ее мотивам переплетаются между собой, держат в напряжении зрителя, сопереживающего талантливому, но не очень приспособленному к окружающей среде, главному герою.

«Толстый, плешивый, жалкий» — такими эпитетами неоднократно награждает себя в фильме Чарльз Кауфман. Для противопоставления он также создал себе здесь брата двойника, более удачливого и жизнерадостного. Чарли все время ищет в книге что-то главное, на чем можно построить фильм, но находит это в реальной жизни. Его брат тоже пишет сценарий, но более приземленный, приправленный голливудскими фишками, размножением личности, перестрелками, маньяками и т.д. В общем, ориентированный на публику, такой, который продюсеры в результате взяли с большим удовольствием.

Попеременно зритель видит то напряженного, потеющего и мучающегося Чарли с книгой Сьюзэн, то саму журналистку, которая общается с похитителем орхидей, садоводом-любителем и браконьером Ларошем, собирая материал для статьи и не только. В конечном итоге, сюжетные линии поворачиваются достаточно лихо, судьбы и характеры персонажей раскрываются, обнажая все их достоинства и недостатки, показывая причины и следствия некоторых их поступков.

«Мы есть то, что мы любим, а не то, что любит нас» — вот одна из фраз, на которых построена философия фильма. Идеализация – это не так уж плохо, если ты понимаешь ее отличие от реальности и не пытаешься соединить одно и другое. Кауфман, Орлеан, МакКи – все это реальные люди и после просмотра фильма хочется больше узнать о жизни этих небезызвестных персон, об их реальной жизни, которую, к сожалению, в интернете не найти. Похож ли киношный Кауфман на реального? Вряд ли… Но это никак не уменьшает интереса к картине «Адаптация». В общем, стоит посмотреть. Сам же хитрый Чарли изменил отношение многих людей к своей профессии. Оказывается, они, эти сценаристы могут такое, что режиссерам и не снилось.

Актеры

Выбор актера на главную роль оказался довольно неожиданным. Ведь Николас Кейдж ни капельки не похож на своего жизненного прототипа. Да и сама роль для него не вполне традиционная. Кейджу неоднократно приходилось играть на экране настоящих героев-спасителей мира, а тут на тебе – закомплексованный лысоватый тип с кучей личных и профессиональных проблем. Хорошо хоть параллельно и роль брата-близнеца Дональда досталась, чтобы Николас смог немножко побыть в своем привычном амплуа. Если же без шуток, то актер сыграл вполне убедительно, его было жалко и в этом, кажется, задумка сценариста удалась.

Играя толстяка, ему приходилось носить специальный «жирный» костюм-протез. Но это далеко не самая большая жертва, которую принес Кейдж своей профессии. Бывали поступки и пожестче, как, например, сломанные руки и съеденные тараканы… Николас Кейдж достаточно разнообразен в плане жанров и в случае с «Адаптацией» добавил в личное резюме еще один интересный образ. Сам актер говорит, что иногда начинал попросту путаться между позитивным настроением Дональда и раздраженностью Чарли.

Второго главного и реального героя, писательницу-журналистку Сьюзэн Орлеан сыграла великолепная Мэрил Стрип. Актриса назвала сценарий фильма лучшим из тех, которые она когда-либо читала. А Сьюзэн, узнав, что ее саму «внедрили» в картину, была просто в восторге. Сначала ведь авторша была немного встревожена, считая свое писательское творение слишком многослойным, неподходящим для экранизации.

Образ героини Стрип неоднозначный. Большую часть фильма она создает впечатление глубокой, мыслящей женщины, которая ищет скрытый смысл даже в самых простых вещах. Она журналист и писатель с большой буквы. Потом зритель понимает, что живет эта женщина в достаточно циничном обществе и сама привыкла к такому стилю жизни. Она не является циником по существу, а скорее – по надобности. В то же время искренне жаждет чего-то другого. Жаждет страсти и наваждения, собственное существование кажется ей скучным. К концу фильма можно резюмировать, что в поисках этого скрытого смысла, в поисках страсти и очарования люди часто заходят в тупик, попадают в плен собственных иллюзий. Так может нужно просто жить и радоваться этой жизни, как это делал на протяжении всей ленты Дональд? Он ведь тоже раскрылся с другой стороны – как великий оптимист, который знает о собственных недостатках, но не зацикливается на плохом. Он живет нынешним днем, адаптируется. Интересно, как на самом деле обстоят дела у женщины-автора книги «Похититель орхидей»?

Одним из самых притягательных героев можно назвать самого похитителя орхидей – Джона Лароша. Его чертовски хорошо сыграл Крис Купер, за что и был вознагражден трижды: «Оскаром», премией Национального совета кинокритиков США и «Золотым глобусом». Роль актеру очень понравилась, хотя сначала и казалась ему слишком сложной. Но Купер сдался после уговоров своей жены. Он начал сам интересоваться орхидеями, и был поражен способностью этих растений мутировать, приспосабливаться, выживать в сложнейших условиях. Те, кто смотрел фильм в оригинале, были очарованы даже тембром голоса, интонациями Джона-Криса. Перевод, как часто бывает, стал не настолько удачным в этом плане.

Джон Ларош – грубоватый, отчаянный человек, который меняет одну страсть на другую и, потеряв семью, ищет настоящего материнского понимания. Он искренний в своих порывах, в своей немножко детской мании величия. Отдельная история посвящена его зубам. Точнее отсутствию двух передних. Общение с этим типом дарит Сьюзэн надежду поймать что-то необычное, какую-то тайну. Она больше всего желает увидеть Орхидею-призрака… Но увидев ее, испытывает совсем не то, чего ожидала.

Отдельным персонажем можно назвать и саму книгу об орхидеях. Ведь она говорит со зрителем даже больше, чем некоторые второстепенные герои. Прекрасная книга, которую после просмотра фильма так и хочется прочесть целиком. Вот только перевода, кажется, пока нет. Но благодаря интернету можно заказать ее на зарубежных сайтах, если есть желание и свободное владение английским. Даже небольшие, мимолетные роли в «Адаптации» играют прекрасные актеры, такие, как, например, Тильда Суинтон или Брайан Кокс, а также Кёртис Хэнсон и многие другие. Команда настоящих профессионалов, собранная талантливым режиссером, сделала это кино таким, какое оно есть.

Интересные факты

  • «Адаптация» и люди, работавшие над ней, получили немало наград и номинаций. Удостоился награды даже несуществующий брат Кауфмана Дональд, получивший премию BAFTA. В общем, Чарли провел многих, и зрителей, и серьезных киношных мэтров, включив мнимого родственника в титры в качестве сосценариста и сделав ему посвящение в самом фильме.
  • В одном моменте картины «спрятался» и сам сценарист. Его отражение можно увидеть в зеркале, когда главный герой перебирает почту и говорит с братом.
  • Мэрил Стрип так понравился фильм и ее роль в нем, что она даже согласилась на снижение собственной зарплаты, чтобы утвердили бюджет ленты.
  • Единственное, что не понравилось Мэрил Стрип во время сьемок – это сцены, где нужно было бродить по колено в болоте.
  • В 19 веке коллекционирование орхидей достигло своего пика и стало для некоторых людей настоящим наваждением. Чтобы пополнить личную коллекцию новым видом, энтузиасты посылали экспедиции в самые разные уголки мира. Подобная страсть даже заимела свое название – Orchidelirium, что в переводе означает некое бредовое состояние, зависимость человека от цветка.
  • Начиная с 1984 года, Роберт МакКи провел десятки семинаров по истории, жанрам, искусству написания сценариев в разных странах мира. Его работа «История на миллион долларов» считается прекрасным пособием для начинающих сценаристов.
  • Одним из правил своей жизни режиссер «Адаптации» Спайк Джонз считает фразу «не ищи объяснения чуду». Ведь это очень хрупкая штука, а разочарование, наоборот, слишком стойкое и довольно часто встречающееся явление на этой планете. Так и с некоторыми фильмами не обязательно искать пояснений. Нужно просто сохранить легкое чувство тайны, мистификации, чего-то неуловимого. Пусть вас дурманят легенды о призраке орхидеи, а не наркотик, который из нее (якобы) извлекают.
  • В общем счете кино Джонза и Кауфмана собрало несколько десятков наград и свыше сорока номинаций.
  • Главные вдохновители Чарли Кауфмана, по его же словам, это любимая жена и дети, а также Кафка, Линч, Станислав Лем, Ларс Фон Триер и т.п. известные личности.

Итоги

Может кому-то этот фильм покажется скучным, но он определенно из ряда вон выходящий, не похожий на другие. Не понятно порой, то ли сценарист гений, то ли он нуждается помощи психотерапевта. Да и режиссер, похоже, с ним заодно. Одни зрители нашли в «Адаптации» насмешку, другие – глубокую философию. Большинство критиков откликнулось на выход этой работы позитивно. Картина содержит статическое начало и динамический конец, неопределенность и стандартные клише. Она неожиданная, странноватая, но что-то держит зрителя у экрана, не дает «спрыгнуть». В любом случае, здесь есть простор для размышлений, неоднозначность, многогранность. Кино для людей, уставших от голливудских штампов и жаждущих увидеть что-то новое.

Слова благодарности, несомненно, должны прозвучать в адрес американской компании Digital Domain за эффектное отображение эволюции, вложенное в несколько минут, и композитору Картеру Беруэллу за немножко мистическую, загадочную, подходящую фильму музыку. Она, как и сама картина, содержит хорошую дозу неопределенности, переносит всех зрителей в альтернативную вселенную. В общем, фильм удался на славу. Об орхидеях, правда, мало было сказано. А зря. Это ведь действительно удивительные, уникальные создания природы.