«Адмиралъ» — так называется российский художественный  фильм, позиционирующий себя как историко-биографический. Твердый знак в конце слова – особенность времени, описываемого в картине, когда еще не была введена реформа русского правописания, а именно – начала двадцатого века. В фильме довольно скрупулезно описаны важнейшие периоды жизни офицера российского флота – Александра Васильевича Колчака, до начала революции успевшего стать адмиралом черноморского флота, а затем, уже во время нее – лидером, возглавившим «белых», и Верховным правителем. Авторами сценария выступили Зоя Кудря (сериалы «Граница: Таежный роман», «Курсанты») и Владимир Валуцкий, известный как автор культовых советских фильмов о Шерлоке Холмсе, фильмов, которые за наибольшую правдоподобность и соответствие образа, отметила сама королева Великобритании. А директором проекта стал Андрей Кравчук, участвовавший в создании сериалов «Улицы разбитых фонарей 2» и «Агент национальной безопасности 3». Большую известность Кравчуку принес его дебют в мире кино – фильм «Итальянец», победивший в двух номинациях на Берлинском Кинофестивале, и получивший награду «Ника» как «открытие года». Такое «поголовное» участие в проекте личностей, связанных с созданиями сериалов наблюдается совсем не случайно – параллельно с фильмом, готовилась и телевизионная версия «Адмирала», включающая в себя десять пятидесятиминутных серий. Стоит отметить, что события в сериале отличаются от киноверсии совсем немного, и в большей степени направлены на раскрытие характеров персонажей и их мотивацию для тех или иных поступков. Предпоказы фильма «Адмиралъ» состоялись седьмого и восьмого октября две тысячи восьмого года, а общероссийская премьера состоялась девятого октября. Еще через год на «Первом канале» была презентована телеверсия.

Актерский состав:

По словам самого режиссера, Андрея Кравчука, в самом начале у них не было никакого расчета на «звездный» состав, пробы проходили самые разные актеры и некоторые заменялись практически в последний момент. Тем не менее, как заявил Кравчук – итоговый состав сложился просто замечательный, там не было  разделения на «звезд» и «работяг», каждый работал  в полную силу.

Место самого адмирала прочили Александру Домогарову, но в итоге его получил Константин Хабенский. Примерно треть критики рецензентов «свалилась» именно на голову этого актера. Одни упрекали его в абсолютной «деревянности», без каких-либо эмоций. Другие вообще говорили, что у них сложилось ощущение – адмирал и Верховный Правитель России только и знал, что менять кители и мундиры. Однако находились и те, кто винил в недоработке образа не актера, а сценаристов.

Его соратника, известного генерала Владимира Оскаровича Каппеля сыграл Сергей Безруков. Первоначально же роль предлагали Владиславу Галкину, но тот отказался, сославшись на небольшое количество экранного времени этого персонажа. Надо заметить, он был прав – маркетологи использовали по максимуму громкое имя Безрукова – в трейлерах, рекламных плакатах, афишах, однако Сергей появляется всего в паре-тройке эпизодов.

Жену Колчака – Софью Федеровну сыграла замечательная актриса Анна Ковальчук, а Анну Васильевну, в которую адмирал влюбился при первой же встрече – Елизавета Боярская. На последнюю также пришлась значительная доля критики. Рецензенты не понимали выбора режиссера относительно этой барышни, другое дело – если бы поменять этих женщин местами, вот тогда бы, по их словам, все было именно так, как надо. Снедаемого тоской и печалью мужа, у которого Александр Васильевич буквально украл из-под носа жену, Сергея Николаевича Тимерева – сыграл Владислав Ветров.

Во второстепенных ролях также отметились Егор Бероев (друг Колчака – контр-адмирал Смирнов), Николай Бурляев (последний император – Николай Второй), Виктор Вержбицкий (революционер Керенский) и Федор Бондарчук (в роли своего отца – режиссера Сергея Бондарчука).

Производство и релиз:

Работа над фильмом, включая написание сценария, сбор материала, кастинг, съемочный процесс, постобработку, заняла около четырех лет. Из них половина ушла на сами съемки, с учетом перерыва в два месяца. Команде пришлось прокатиться не только по России, но и наведаться на Украину и даже в Эстонию (Балтийское море). Коломна, Иркутск, Санкт-Петербург, Подмосковье, Балаклава, Севастополь, Выборг – вот лишь некоторые места, где проходила работа над масштабным проектом. Шикарный бал для офицеров и дам, в котором приняло участие более полусотни артистов — выходцев Большого театра, снимался в Большом Дворце музея «Царицыно». А в сценах сражений – число статистов приближалось к двум сотням. Большинство из них – реальные матросы, а также солдаты-срочники. В общей сложности – для них было пошито около трехсот костюмов – причем не только русской формы, но и союзнической и вражеской: китайской, чешской, немецкой, японской. У одного только Колчака – всевозможных костюмов: морских и сухопутных мундиров, прочего – около десятка моделей.

Кроме как крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, в России больше не сохранилось кораблей той эпохи. Поэтому, за исключением некоторых сцен на пресловутой «Авроре» и компьютерной графики, было принято решение – построить модель судна «Сибирский Стрелок», которым командовал Александр Васильевич Колчак. Для одной из главных зрелищных сцен морского боя были привлечены десятки различных специалистов – компьютерщиков, гримеров, дизайнеров, художников, пиротехников и каскадеров. Последние придумали оригинальную технология воссоздания боя, с помощью которой удалось более реалистично перенести на экран настоящую картину таких сражений.

Картина «Адмиралъ» появилась на широких экранах в октябре две тысячи восьмого и вышла по тем временам,   рекордным для отечественного кино тиражом – около тысячи трехсот копий. При бюджете в двадцать миллионов долларов, в мировом прокате удалось собрать тридцать восемь. Причем  девяносто процентов этой суммы, конечно же, принес прокат в России: тридцать четыре миллиона долларов — довольно впечатляющая цифра. За это в большей мере стоит благодарить маркетинговый отдел проекта – реклама «Адмирала» была поистине «массированной» и впечатляющей. Даже самые скептически настроенные граждане не могли удержаться и несли свои кровные в кассы кинотеатров, чтобы удовлетворить  любопытство, и узнать – «все так же плохо, как я думал» или  действительно «прорыв российского кино»?

Визуальные эффекты:

Перед командой компоузеров, в количестве семи человек под руководством Сергея Савенкова, стояла довольно непростая задача: придать историческую достоверность всему происходящему на экране, добавить уйму дополнительных объектов. Для таких целей в голливудских фильмах предусмотрены специализированные команды-студии и десятки миллионов долларов бюджета. На каждую масштабную сцену, длившуюся несколько минут, уходили месяцы.

Так, работа над небольшой сценкой эвакуации «белых» с омского вокзала заняла ровно месяц. В ходе нее было предприняты следующие шаги: съемка начальной площадки, которой стал Рижский вокзал в Москве, съемка на фоне хромакея сотни актеров статистов, изображающих солдат, и, наконец, – совмещение двух этих фрагментов в один, с использованием умножения числа солдат на компьютере и добавлением окружающей обстановки – начиная от зданий и заканчивая снегом и пролетающими птицами. На словах – звучит просто и быстро, а на деле же совсем иначе. Стоит только вообразить себе – практически все окружение было нарисовано в 3D- редакторах художниками. Для съемок всех заготовок этой сцены их группе выделили один день, реквизит, костюмы и полторы сотни статистов. На экране зритель видит снег, вагоны – но в реальности же их не было. То есть актерам из массовки просто некуда было подниматься. С помощью лазерных дальномеров были расчерчены и обозначены габаритные размеры вагонов, заказаны лесенки с площадками  — чтобы люди могли входить «в вагоны» и оставаться внутри. А затем начали снимать небольшими группками самые разные сценки – входы военных, гражданских, переноска багажа и многое другое. Получившиеся десятки фрагментов  нужно было совместить в один, как бы наложить слоями, и добавить сюда компьютерные модели вагонов, зданий, эффектов – вроде идущего снега и дыма от поезда. И все – ради шестисекундной сцены, к тому же – силами команды из восьми человек.

Одна из самых зрелищных и, пожалуй, самых трудных сцен для компьютерщиков – стала сцена морской баталии между «Сибирским стрелком» и «Фридрихом Карлом». Перед самим процессом моделирования были проведены съемки на море: вначале тестовые, а затем уже более осознанные. Для моделирования кораблей были подняты реальные данные из архивов Военно-Морского Флота, совершена поездка в военный музей в городе Варна, где сохранился единственный уцелевший миноносец того времени. Проблема был в том, что компьютерные модели не сошлись в размерах с реальной декорацией для живых съемок. В качестве нее использовали так называемую «условную цель», списанное судно, используемое как мишень на стрельбах и учениях. Но он оказалось существенно длиннее, а вширь – так и вообще в два раза больше созданных ими моделей. И художникам, занимавшимся 3D моделированием, пришлось буквально рисовать все заново. Но и это еще не все – не стоит забывать про детализацию самого сражения: все виды взрывов, обстрела, дыма, все это также было добавлено на стадии постобработки компьютерщиками.

С момента подготовки к проекту вся работа команды «визуальщиков» заняла без малого – три года. За это время было сделано двадцать четыре тысячи кадров с компьютерной графикой. Стоит заметить, что вначале их группа помимо супервайзера Савенкова состояла лишь еще из двух молодых 3D-художников: Дениса Проходцева и Павла Горбачева. Позднее – присоединились Арслан Абдусалямов и Наталья Мазевич, и постановщик эффектов Ник Сушевич. Закрепили состав и внесли свою лепту Александр Кузьмин и Максим Аксенов. Именно Аксенов работал над эффектным подрывом немецкого крейсера «Фридриха Карла».

Музыкальное сопровождение:

Авторами музыкального сопровождения к картине «Адмиралъ» являются Глеб Матвейчук (писал музыку к фильму «Новая Земля», играл в «72 метра» и «Папа») и Руслан Муратов («Высоцкий. Спасибо, что живой», «Каникулы строго режима»). Примечательно, что в записи некоторых композиций приняли участие звезды российской эстрады. Так, композитор Игорь Матвиенко написал музыку к стихотворению, которое послала реальная Анна Васильевна своему любимому. А известная певица Виктория Дайнеко исполнила ее. Композиция, получившая название «Анна» — стала главной темой фильма.

По одной песне записали для картины Валерий Меладзе  («Вопреки») и группа «Любэ» («Мой адмирал»). Константин Кинчев также признался, что по просьбе «Первого» канала, записал песню «В путь». Однако ее не приняли, о чем впоследствии Кинчев совсем не жалеет, называя получившуюся картину – «абсолютно убогим и попсовым фильмом».

Курьезы на съемках и ошибки:

  • Сцена установки мин «Сибирским стрелком» на самом деле снималась на территории акватории города Севастополь. После окончания работы, съемочная группа не заметила и оставила в открытом море одну из пластиковых мин. Обнаружили ее при помощи локаторов на станции украинского Военно-Морского Флота.
  • В одной из сцен были использованы кадры с единственного сохранившегося до современного времени корабля «Аврора». Стреляли из орудий с этого корабля давно и всего однажды, в фильме режиссера Эйзенштейна. Залпы сильно напугали впечатлительных петербуржец, некоторые даже вызывали милицию и пожарников.
  • В качестве реквизита для создания окружения из раненных матросов на палубе были использованы куклы, щедро политые свиной кровью и внутренностями. Актеров массовки – настоящих солдат-срочников буквально становилось нехорошо от такого зрелища.
  • Исполнитель главной роли Александра Васильевича Колчака – Константин Хабенский принимал участие в съемках сразу двух проектов – «Адмирала» и продолжения «Иронии судьбы». Поэтому создателям пришлось смириться с не аутентично выбритым затылком актера.
  • В качестве средств грима для Сергея Безрукова, сыгравшего  в картине генерала Каппеля, были использованы накладные усы и парик. Сцена так называемой «психической атаки» снималась в тридцатиградусный мороз, и у актера периодически вставали дыбом парик и усы, приводя в ужас гримеров.
  • В сцене, когда новоиспеченный адмирал произносит речь перед всеми, на заднем плане видны американские флаги. Ошибка в том, что они современные – с пятьюдесятью звездами, расположенными в другом порядке. В то время на флаге США было сорок восемь звезд.
  • Во время эвакуации «белых» из Омска, видно, что в качестве поездов использованы локомотивы серили Л, но их начали конструировать спустя два десятка лет. То же самое и с автосцепками между вагонами. Оснащение автосцепками началось лишь в тридцать пятом году – почти через  двадцать лет после описываемых событий.