Shattered Glass
Год: 2003 | Страна: США, Канада
Режиссер: Билли Рэй
Продолжительность: 99 мин.
Жанр: драма, история, биография

В ролях: Хейден Кристенсен, Питер Сарсгаард, Клоэ Севиньи, Розарио Доусон, Мелани Лински, Хэнк Азария, Стив Зан, Марк Блум, Симона-Элиза Джирард, Чэд Донелла, Люк Кирби, Кэс Анвар, Линда Смит, Тед Котчефф, Оуэн Ротармель, Мишель Скарабелли, Терри Симпсон, Морган Келли, Кристиан Тессьер, Бретт Уотсон, Кэролайн Гудолл, Бриттани Дрисделл
Кадры
Постеры
Информация

Афера Стивена ГлассаКаких только чудес не случается в современном мире! Вряд ли какой-либо самый талантливый сценарист мог придумать лучше, чем то, что случилось в США летом 1998 года. В ту пору там произошел громкий политический и журналистский скандал. Оказалось, что журналист и заместитель главного редактора влиятельного американского журнала «The New Republic» Стивен Гласс придумывал из головы сюжеты своих статей, выдавая их за реально произошедшие события. При проверке выяснилось, что как минимум двадцать семь его зажигательных статей из сорока одной, оказались полнейшим вымыслом и фальшивкой. Некоторые скажут, ну и что в этом такого? Подобными статьями пестрят сотни информационных изданий во всех странах мира. От «желтой» прессы сейчас, наверное, можно укрыться только на необитаемом острове, если таковой можно отыскать на нашей планете. Пикантность и значительность ситуации состояла в том, что этот журнал читал сам президент США, и только это печатное издание доставлялось на борт президентского самолета. Оно вело свою историю с 1914 года и считалось одним из самых весомых и влиятельных в политических и экономических кругах Соединенных Штатов. Идеи и мысли, изолгавшиеся в этом еженедельнике, формировали мышление десятков тысяч, а может и большего количества ответственных лиц в государстве. Национальная элита страны во многом была воспитана на статьях из этого еженедельника. Ложь, приумноженная тиражом в восемьдесят пять тысяч экземпляров, вскрылась совершенно случайно, когда автор материалов Стивен Гласс влез в достаточно узкую среду хакеров и их внутренних проблем. В этой узкой среде, в ту пору, все друг друга знали, а потому там быстро вычислили фальшивку. Разразился грандиозный скандал, о котором в 2003 году в увлекательной форме решил рассказать кинозрителям мира режиссер Билли Рэй в своем художественном фильме «Разбитый Гласс» («Shattered Glass»). В название было заложено двойное значение слова «glass». Это была не только фамилия главного героя. Это слово переводится с английского языка, как «стекло». То есть название картины можно было перевести, как «Разбитое стекло». В российском прокате не стали утруждать себя дословным переводом и назвали картину менее прозаично, но более привычно для отечественного зрителя первых годов двадцать первого столетия — «Афера Стивена Гласса». Картина рассказывает не только о буйных фантазиях молодого человека, потерявшего различие между реальностью и иллюзией, но и описывает становление его личности, как он, застыв на уровне развития инфантильного подростка, постепенно превратился в социопатическую фигуру, опасную для общества. За свою деятельность журналист был всего лишь уволен из журнала. Его предшественник по фальсификации материалов, немецкий телевизионщик Михаэль Борн в декабре 1996 года получил четыре года тюрьмы. Тот аферист пошел еще дальше. Он создал пару десятков якобы документальных фильмов, в которых брал интервью у якобы крутых наркоторговцев, беглых нацистов и так далее. Все они с огромным успехом у аудитории демонстрировались по германскому телевидению.

Создатели картины:

Основой для написания сценария послужила громкая статья известного журналиста Гарри Жерара Биссинджера «Shattered Glass» в популярном журнале «Vanity Fair», вышедшая в сентябре 1998 года. Журналист ранее расследовал случаи коррупции в судебной системе Филадельфии, за что был удостоен Пулитцеровской премии, о получении которой так мечтал главный герой его повествования Стивен Гласс. Интересно, что в последствии, журнал, на страницах которого появилось разоблачение лживых статей Стивена Гласса, оказался втянут в ряд скандалов за написание подобных лживых и полу-лживых материалов. Таким образом, в 2005 году известный режиссер Роман Полански отсудил у издания пятьдесят тысяч фунтов стерлингов за клеветнические сведения. Первоначально сценарий был заказан продюсером Крэйгом Баумгартеном для кабельного телеканала «HBO», являющегося одним из структурных подразделений кинокомпании «Time Warner», но пока сценарист Билли Рэй работал над ним, в компании сменилось руководство. Новые боссы оказались не заинтересованы в продолжении работы по данному направлению. Поэтому сценарий пролежал два года без движения. Наконец, им заинтересовались функционеры компаний «Lions Gate Films», «Cruise/Wagner Productions», «Baumgarten Merims Productions» и «Forest Park Pictures». За этот период простоя сценарист Билли Рэй почувствовал в себе силы для режиссерской работы. Ему удалось убедить продюсеров поручить ему заняться постановкой картины, тем более, что он в прошлом некоторое время учился на журналистском факультете и знал газетную кухню изнутри. При написании сценария и на съемках фильма Билли Рэй пользовался сведениями, полученными от бывших главных редакторов журнала «Новая республика» Майкла Келли, и особенно, от Чака Лейна. Майкл Келли на протяжении двух лет отказывался от сотрудничества и даже обещал подать на режиссера в суд, если его имя всплывет в фильме. Но затем он изменил свое мнение. 3 апреля 2003 года, за полгода до выхода фильма на экраны, этот известный журналист погиб в Ираке, когда освещал события американского вторжения в эту страну. В связи с этим фильм был посвящен памяти Майкла Келли. Билли Рэй также пытался привлечь к сотрудничеству в картине героя повествования Стивена Гласса, но тот наотрез отказался от участия в работе над фильмом. Ему вообще не хотелось, чтобы его имя еще раз фигурировало из-за того громкого скандала, стоившего ему журналистской карьеры. Также советником режиссера стала бывшая коллега основных действующих лиц в журнале Ханна Розен. Именно она выведена в картине под именем Кэтлин Эвери. Музыкальное оформление картины создал канадский композитор Майкл Дэнна, на счету которого работа в более полусотни картин. Позднее он стал лауреатом «Оскара» и «Золотого глобуса». Он использовал преимущественно музыкальные композиции, вышедшие на суд зрителей еще в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого столетия.

Главные роли:

Роль очень вежливого и внимательного к коллегам лжеца и фантазера, помешанного на карьере журналиста Стивена Гласса, исполнил канадский актер Хейден Кристиансен. Он снимался в этой картине как раз между работой в фантастических лентах Джорджа Лукаса «Звездные войны». Там он сыграл Энакина Скайуокера в эпизодах 2 («Атака клонов») и 3 («Месть ситхов»). Его противоположностью, главным редактором журнала «Новая Республика» Чаком Лейном в картине стал актер Питер Сарсгаард. Незадолго до этого он исполнил роль русского инженера-лейтенанта Вадима Радченко в боевике «К-19″. Роль главного редактора первоначально давалась актеру Грегу Киннеру. Коллегу и подружку Стивена Гласса сыграла актриса французского происхождения и бывшая модель Клое Севеньи. В 2003 году в прокат вышли сразу три картины, в которых актриса сыграла самые разнообразные роли. Работницу издательства Эми Бренд, мечтающую стать журналистом, чтобы прославиться, сыграла актриса из Новой Зеландии Мелани Лински. На эту роль претендовала актриса Мэгги Джилленхол, впоследствии вышедшая замуж за актера Питера Сарсгаарда, исполнившего одну из главных ролей в этой картине. Но она покинула проект из-за конфликта с режиссером. Ее более привлекли роли в фильмах «Улыбка Моны Лизы» и «Приемные матери», снимавшиеся в о время. Героиня Мелани Лински на протяжении всего фильма одета в одну и ту же голубую кофточку. Бывшего главного редактора издания Майкла Келли сыграл актер Хэнк Азариа. Он прославился, в первую очередь, тем, что озвучил более ста шестидесяти персонажей мультипликационного сериала «Симпсоны». Благодаря этому он был удостоен трех премий «Эмми» из четырех, которые имеются в его копилке. Американский актер и комик Стив Зан предстал в роли дотошного журналиста Адама Пененберга, который первым обратил внимание на лживость статей Стивена Гласса. Настоящий виновник разоблачения аферы  безответственного журналиста «Новой Республики» сейчас является профессором журналистики Нью-Йоркского университета. Помимо этого он занимается еще несколькими проектами, в том числе ведет один из американских Интернет-сайтов.

Съемки:

Сначала художественный фильм «Афера Томаса Крауна» снимался в огромном канадском городе Монреаль. Последующие съемки происходили в Лос-Анджелесе (Калифорния), столице США Вашингтоне и, в основном, в городке Бетесда, в штате Мэриленд. Его название переводится с арамейского языка, как «Дом милосердия». В реальности, этот городок является северо-западным пригородом Вашингтона. Он известен тем, что там расположена штаб-квартира известной авиакосмической корпорации «Lockheed Martin». По данным журнала «Форбс» там проживает самое богатое и образованное общество в США. Во время Второй мировой войны там находилась норвежская королевская семья, прячась от нацистов. Этот городок можно также увидеть в фильмах «Дэйв» и «Наследие Борна». На картину было затрачено всего 6 миллионов долларов. По рейтингу американской ассоциации MPAA фильм получил цензурную категорию PG-13, рекомендующую его просмотр детям до тринадцати лет в присутствии взрослого.

Итоги проката и награды:

Первоначально картина демонстрировалась на различных международных и американских кинофестивалях. Сначала ее приняли стены кинофестиваля в Торонто, в Канаде. Премьерный показ состоялся 10 августа 2003 года. Через двадцать дней она была показана на фестивале Теллурайд. 14 сентября фильм посмотрели участники и гости фестиваля в Бостоне. Через неделю он оказался в программе кинофестиваля в Вудстоке. В октябре 2003 года он был показан на кинематографическом форуме в Чикаго. Затем последовали показы на фестивалях в Милл Вэйли и Остине. 31 октября фильм «Афера Стивена Гласса» был показан на восьми экранах в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Только 14 ноября 2003 года картина вышла в ограниченный прокат на территории США. 23 ноября она стала одной из картин, показанных на международном кинофоруме в Осло, в Норвегии. Картина удостоилась признания со стороны кинокритиков. Они посчитали ее убедительным повествованием о том, как Стивен Гласс сошел с истинного пути. На сайте «Роттен томатос» они дали ей 91 процент положительных рецензий. Правда, обычные зрители оказались не столь восторженны лентой, и дали ей всего 76 процентов хвалебных отзывов. Обозреватель «The New York Times» А.О. Скотт назвал фильм серьезным и хорошо прослеживающим и изучающим практическую журналистику. Влиятельный кинокритик Роджер Эберт присвоил картине три с половиной звезды из четырех. При этом он обосновал свое решение тем, что этот фильм стал одним из самых лучших, рассказывающих о журналистике, наравне с картиной «Вся президентская рать». Хвалебных рецензий удостоился актер Питер Сарсгаард. Он также был отмечен на множестве кинофестивалей за мужскую роль второго плана. Стивен Гласс после просмотра фильма, снятого о его журналистской афере, поведал: «Это было очень болезненно для меня. Смотреть этот фильм было все равно, что сходить на экскурсию в некоторые моменты моей жизни, за которые мне было очень стыдно». Он в ту пору как раз издал свой роман под названием «Выдумщик».

Вместе с тем, фильм оказался интересен достаточно узкому кругу лиц. В США его посмотрели всего 368,2 тысячи человек, в России его посмотрели вообще пара тысяч человек. Они внесли в копилку картины 7 300 долларов. Общие сборы составили около трех миллионов долларов. Из них 2,22 миллиона выложили из своих карманов американцы. В Российской Федерации премьера фильма состоялась 18 декабря 2003 года. На DVD-дисках лента впервые вышла 25 марта 2004 года. В конечном итоге, картина удостоилась двенадцати номинаций на победу в различных категориях на нескольких кинофестивалях и от кинематографических институтов. Также она выиграла шесть главных наград. В их числе такие, как «Boston Society of Film Critics Award», «Kansas City Film Critics Circle Award», «Las Palmas de Gran Canaria International Film Festival», «San Francisco Film Critics Circle Award» и «Toronto Film Critics Association Award». Во всех шести случаях был отмечен актер Питер Сарсгаард. Однажды с ним разделил лавры победителя актер Хейден Кристенсен.