Agora

Oblogka_AgoraПрактически каждая работа испанского режиссера Алехандро Аменабара вызывает живой интерес у зрительской аудитории. Так было с его первыми короткометражками («Himenóptero», «Луна»), которые довольно высоко были оценены как публикой, так и профессиональными критиками. Такая же участь ждала и полнометражные картины испанского кинематографиста («Дипломная работа», «Открой глаза», «Другие»), ни одна из которых не осталась без внимания ни в Европе, ни в Голливуде. После съемок оскароносного фильма «Море внутри» Аменабар решил дать себе отпуск. Но долго оставаться вдали от киноиндустрии он не мог. Уже через пару месяцев он загорелся идеей фильма о Гипатии. Подготовка к съемкам продолжалась не один год, Алехандро пристально изучал историю, консультировался с научными и христианскими деятелями. Поэтому в «Агоре» Аменабар выступил не только как режиссер, но и как сценарист. В творческом арсенале Алехандро Аменабара были и драмы, и молодежный триллер, и фильмы ретроужасов, и мелодрама, основанная на реальных событиях. Однако «Агора» была неожиданной режиссерской работой в жанровом плане, Аменабар сумел создать настоящий пеплум. К тому же, это был второй фильм режиссера, снятый полностью на английском языке.

Сюжет:

Гипатия, дочь «директора» Александрийской библиотеки, преподает философию в платонической школе. Ее ученики, среди которых и дети патрициев, и рабы, прислушиваются к словам молодого ученого, любят и уважают Гипатию. Гордость своего отца, известного ученого Теона Александрийского, она никак не может найти истину в противоречивых работах Птолемея и Аристарха. На самом деле Солнце вращается вокруг Земли, или Земля вокруг Солнца? И почему все вещи падают на землю в одинаковом направлении? Эти вопросы не дают покоя молодой девушке, ей ничего кроме науки неинтересно, поэтому она отвергает любовь Ореста, будущего перфекта.

А тем временем, в Александрии начинаются столкновения язычников и христиан. В ходе неравной борьбы была уничтожена Александрийская библиотека – детище Теона. Часть учеников перешла на сторону христиан, присоединился к погромщикам и верный раб Гипатии Давус, тайно влюбленный в свою госпожу. Все вокруг меняется, и только Гипатия остается верна своим принципам. Сумеет ли она выжить в это нелегкое время?..

Герои:

Гипатия – молодая девушка-гречанка, живущая со своим отцом в Александрии Египетской. Ее детство прошло среди свертков, таивших в себе все научные знания той эпохи. Поэтому сама Гипатия стала ученым и передавала свои знания благодарным ученикам. Она была так непосредственна, чиста и искренна, что не замечала ничего вокруг. Ее всегда интересовали только научные открытия, их Гипатия предпочла любви Ореста, их она не променяла на страсть Давуса. Она так горела своими идеями, что не могла поступиться ими даже ради спасения своей жизни. Эта хрупкая девушка в своих убеждениях оказалась намного крепче всех мужей Александрии. Многие их них добровольно приняли христианство, другие окрестились «потому что теперь такие времена». А Гипатия едва ли не до последнего своего вдоха верила только в науку. Существует даже утверждение, что будто жизнь и смерть Гипатии послужили базисом жизнеописания одной их христианских святых, хотя в истории о ней доподлинно ничего не известно. Некоторые скептики даже предполагают, что христианская церковь и вовсе выдумала образ девы-мученицы, чтобы отдать должное трагической гибели Гипатии.

Давус – верный раб Теона и Гипатии. Он вместе с госпожой познает таинства науки и даже сам воссоздает систему Птолемея из подручных материалов. Давус считает, что Земля – центр Космоса, и все планеты движутся вокруг нее. Раб утверждает, что небеса не ошибаются, это глаза обманывают людей. Гипатия по достоинству оценила ум Давуса, но все равно не ответила на его чувства. Тогда науке он предпочел новую религию – христианство. Проповедник Аммоний позволил Давусу почувствовать себя важным и нужным, среди христиан он был равным со всеми, а не рабом. Давус переходит на сторону противника в самый трудный для Гипатии момент, когда варвары пытаются ворваться в Александрийскую библиотеку. Сначала он помогает госпоже спасать труды великих ученых, берет больше всего свертков, но когда Гипатия в гневе обзывает своего помощника идиотом, он с сожалением понимает, что в глазах самой желанной для него женщины на свете он навсегда останется только рабом. Упоенный свободой, он начинает уничтожать все, что еще пару минут назад было дорого его сердцу. А его окровавленный меч над обезглавленными врагами как нельзя точно передает внутреннее состояние героя. Только любовь к Гипатии не прошла, и даже через многие годы свободный Давус чувствует себя рабом своей госпожи. Он готов предать своих братьев, только бы спасти свою любимую.

Орест – сын одного из патрициев Александрии, будущий префект. Он искренне влюблен в свою учительницу, посвящает ей стихи и песни. Он даже не озлобился, когда Гипатия публично унизила его, сделав крайне сомнительный подарок. Свою любовь префект пронес через всю жизнь, хотя любимая женщина так и не ответила взаимностью. Он остался верен Гипатии даже тогда, когда Кирилл признал ее ведьмой. Во имя спасения жизни Орест просит любимую стать христианкой: «Без тебя я не справлюсь в борьбе с Кириллом», но мудрая женщина уже тогда поняла очевидную истину: «Ты уже проиграл». Но проиграл он совсем не Кириллу, а самому себе.

Актеры:

Рэйчел Вайс (Гипатия) – известная британская актриса, лауреат премии «Оскар» и «Золотой глобус». Она давно была поклонником фильмов Алехандро Аменабара, поэтому, когда получила предложение сняться в «Агоре», не раздумывая, согласилась. Актриса заявила, что хотя она раньше и не слышала о Гипатии, но ее история актуальна и для современного мира: «Действительно, ничего не изменилось. У нас есть огромный технический прогресс и успехи в медицине, но люди продолжают убивать друг друга во имя веры. В некоторых культурах женщины по-прежнему считаются гражданами второго сорта и даже не имеют возможности получить образование». Вайс хотела углубиться в сексуальность своей героини и раскрыть ее желания, но режиссер не согласился. После премьеры фильма на Каннском фестивале актриса заявила: «Мы не можем знать, как вели себя люди в IV веке, но предполагаю, что они были такие же, как мы сейчас, имели те же эмоции».

Макс Мингелла (Давус) – британский актер, сын известного режиссера Энтони Мингеллы. Макс вырос в Хэмпстеде, недалеко от Северного Лондона, где жила Рэйчел Вайс, поэтому актерам было очень легко работать на съемочной площадке. И хотя герой актера, раб Давус, полностью вымышленный персонаж, но Мингелла постарался раскрыть его образ как можно точнее.

Оскар Айзек (Орест) – американский актер, гватемалец по происхождению. Работать с именитым испанским режиссером посчитал для себя большой честью. Оскар был знаком с историей раннего христианства, но, как и Рэйчел Вайс, о Гипатии раньше не слышал.

Критика:

Эпопея, впервые раскрывающая один из ключевых моментов западной истории, получила неоднозначную оценку критиков, их мнения разделились пополам. Об этом свидетельствует, к примеру, рейтинг 52% от Rotten Tomatoes, который основан на 87 критических обзорах. Британский писатель и кинокритик Питер Брэдшоу из The Guardian положительно отозвался и об Алехандро Аменабаре и о его работе, утверждая, что «Агора» — амбициозный и сложный фильм, в котором раскрыта настоящая драма идеи. Роджер Эберт, американский сценарист и кинокритик, дал фильму три звезды из четырех, отмечая, что он ожидал от фильма «мечи, сандалии и секс», а получил гораздо больше. В то же время, представители испанской католической группы Observatorio Antidifamacion Religiosa осудили картину соотечественника, заявив, что «Агора» вызывает ненависть к христианам и укрепляет в сознании зрителей ложные клише о католической церкви. Майкл Ордона из Los Angeles Times отметил, что фильм получил массу критики из-за «предвзятости в отношении христиан» и за «осуждение конкретных догм церкви».

Историческая точность:

Перед выходом картины в свет продюсеры настояли на консультации в Ватикане. Официально никаких возражений со стороны церкви не поступило, представители Ватикана, наоборот, даже помогли в некоторых моментах. Так, в сцене, когда Кирилл читает отрывок из Евангелия, Ватикан предложил самую «мягкую» версию – английский перевод Библии времен короля Джеймса.

Антонио Мампасо, испанский астрофизик и научный консультант «Агоры», утверждает, что в первоисточниках есть сведения, что Гипатия действительно жила в Александрии в IV-V веке, вплоть до своей смерти в 415 году. И хотя ни одна из работ Гипатии не сохранилась, ученый уверен, что основными направлениями ее научной деятельности была геометрия и астрономия. Мампасо также считает, что Гипатия изобрела ареометр, а ее отец Теон Александрийский был изобретателем астролябии. Хотя, согласно историческим данным, об астролябии было известно еще на пару веков раньше, а ареометр Гипатия приказала построить по описаниям, присланным ей в письме.

Некоторые рецензенты обвинили создателей «Агоры» в ряде исторических неточностей. Так, американский католический священник Роберт Баррон заявил, что «Гипатия действительно была философом, убитым в 415 году толпой, но практически все, что касается истории, Аменабар показал ложно». А по утверждению доктора богословия Афинского университета Ирене Артеми, «фильм, казалось бы, не направленный против христианской религии, на самом деле изображает христиан, как мракобесов и невежественных фанатиков».

Награды и номинации:

Фильм «Агора» был номинирован на 13 премий «Гойя», выиграв семь из них. Алехандро Аменабар и Матео Хиль получили премию за лучший оригинальный сценарий, Хосе Луис Эсколар за руководство производством, Ксави Хименес за операторскую работу, Гай Хендрикс Диас за работу художника, Габриэлла Пескуччи за костюмы, Ян Сьюэлл и Сюзанна Стокс-Мантон за грим и прически, Крис Рейнольдс и Феликс Берже за спецэффекты. В 2009 году картина получила премию Альфреда Слоуна на кинофестивале Hamptons International.

Интересные факты:

  • Основные съемки происходили на Мальте, в месте, где у Алехандро Аменабара возникла идея создать фильм о Гипатии. После завершения работы над киношедевром «Море внутри» режиссер решил сделать перерыв в работе и отправился отдыхать на этот остров. Ночи напролет Алехандро изучал звёздное небо. Любуясь Млечным Путем, он обсуждал астрономию со своими друзьями и размышлял о внеземной жизни на других планетах. Увлекшись астрономией, Аменабар начал изучать работы Птолемея, Коперника, Кеплера и Галилея, и неожиданно для себя открыл историю о греческом астрономе Гипатии, идеи которой по-прежнему актуальны и в XXI веке. «Мы поняли, что в то время было очень много связей с нашей современной действительностью. Затем проект по-настоящему нас заинтриговал, и мы решили, что можем сделать фильм о прошлом, хотя на самом деле снимали фильм о настоящем».
  • Для воссоздания древнего города Александрии режиссер Алехандро Аменабар и дизайнер Гай Хендрикс Диас за год до начала съемок провели три недели в Мадриде, создавая компьютерные изображения конструкций. Для лучшего понимания эпохи режиссер пересмотрел фильмы «Десять заповедей» (1956), «Бен-Гур» (1959), и «Фараон» (1966). Также в качестве исторического консультанта пригласили Джастина Полларда, соавтора картины «Взлет и падение Александрии»(2007).
  • Основные съемки на Мальте продолжались 15 недель, с марта по июнь 2008 года.
  • Художник-постановщик Гай Хендрикс Диас использование компьютерной графики свел до минимума. На строительстве конструкций для съемок было занято более 400 человек.
  • Актер Чарльз Тэйк, исполнивший роль Гезидиуса, во время съемок получил незначительные травмы лица от столкновения с массовкой.
  • Хронометраж режиссерской версии картины, которая была представлена на Каннском кинофестивале, имел продолжительность 141 минуту.
  • «Агора» стала самым кассовым фильмом Испании 2009 года, за первые 4 дня после премьеры 9 октября 2009 года картина заработала 10,3 миллионов долларов.