Iris

Oblogka_AirisВ конце двадцатого столетия все чаще и чаще продюсеры стали обращаться к кинолентам, посвященным жизненным коллизиям определенного, всеми известного, человека, заслужившего своими делами того, чтобы его судьба была запечатлена в кино. Жанр кино-биографии или, как его в последнее время величают, байопик отражает мгновения жизни человека, которые особенно ценны для понимания многогранности личности, его места в истории. Постановщик, который берется за этот киножанр, должен ощущать взятую на себя ответственность, поскольку очень важно правильно расставить акценты, чтобы личность, которой будет посвящена лента, была узнаваема и внешне, и, самое главное, внутренне. У многих создателей возникает соблазн «подкорректировать» некоторые места в биографии героя. В принципе, кино не запрещает внесение некоторых небольших корректировок в каких-то действиях для того, чтобы сохранить выстроенную сюжетную концепцию, но здесь должен всегда быть разумный компромисс. При этом, прежде всего, на первый план выходит фигура режиссера. От его, в первую очередь, жизненной позиции будет зависеть результат — ожидает ли успех такой биографический проект или беспощадная критика и осуждение со всех сторон, как получилось с многообещающими байопиками 2013 года – лентой Джошуа Майкла Штерна «Джобс: Империя соблазна» и картиной Оливера Хиршбигеля «Диана: История любви» с Наоми Уотс в главной роли.

Маленький экскурс в понимание специфики этого киножанра приведен лишь затем, чтобы было понятно, насколько ответственен был шаг режиссера Ричарда Эйра, когда он приступал к работе над жизнеописанием выдающейся английской писательницы Айрис Мердок. Ее творчество находится на стадии хрупкого равновесия между изысканной литературой и, как принято называть в обиходе, популярным «чтивом». Режиссер не ставил своей целью «разжевывание» биографии. Он подразумевал, что зритель, который придет смотреть эту ленту, должен прекрасно разбираться в вопросе — кто такая Айрис Мердок и в чем состоит ее величие.

Об одном из лучших романистов двадцатого века в несколько строк

Джин Айрис Мердок — замечательная писательница и философ, лауреат Букеровской премии, причем она безоговорочный лидер по количеству попаданий (6 раз) в число букеровских финалистов. Перу Мердок принадлежит 26 романов и ряд философских драматических произведений. Она получила прекрасное образование: классическую филологию изучала в Оксфордском, а философию — в Кембриджском университете, имела опыт оксфордского преподавания философии. Там же произошло судьбоносное знакомство, переросшее в любовь, с Джоном Бэйли, профессором английской литературы, художественным критиком и писателем, за которого в 1956 году она вышла замуж и прожила с ним почти четыре десятилетия. Последние годы жизни Джин Айрис титанически боролась с болезнью Альцгеймера, ощущая постоянную и всестороннюю поддержку мужа.

Режиссерский выбор героини

Ричард Эйр как кинорежиссёр обрел мировую известность именно после «Айрис» (2001). Это уже потом его режиссерский окрепший талант подарил миру кинохиты «Красота по-английски» (2004) и «Скандальный дневник» (2006). Он сразу столкнулся с рядом проблем уже на самой ранней стадии проекта. Трудным был поиск главных героинь картины, поскольку историю Айрис постановщик видел как историю жизни и смерти. Причем повествование должно было идти сразу в двух временных измерениях – на самой ранней стадии карьеры писательницы и на закате ее жизни, когда Айрис уже не могла не только просто сочинять, но фактически потеряла всякую связь с реальностью, страдая от болезни Альцгеймера. Ему нужны были две актрисы, причем не столько популярные и узнаваемые, сколько такие, которые бы смогли передать величие и трагизм этой незаурядной женщины.

Молодая Джин Айрис

На роль молодой, пышнотелой и цветущей Айрис он пригласил Кейт Уинслет. Эта роль для Кейт далась непросто. Незадолго до работы в «Айрис» у нее только что родилась дочь Миа. С ее слов, рождение ребенка круто ее изменило, она стала намного спокойней, бросила курить. Все в ее личной жизни, на первый взгляд, складывалось великолепно, она наслаждалась материнством и любимым мужем. Но как только она окрепла и возвратилась непосредственно к работе – откуда не возьмись на горизонте обозначились проблемы. Как только начались съемки в драме «Айрис», муж без конца по телефону закатывал скандалы, попрекая ее в том, что его контакт с дочерью намного больше ее, что Миа забыла о существовании материи. А роль Айрис ведь была настолько важным моментом во всем творчестве Кейт! Еще не приходилось ей до этого прикасаться к столь противоречивому и сложному образу, сочетавшему дерзость, страстность, талант, уязвимость и жестокость. Всю эту многогранность личности популярной писательницы Уинслет должна была выстрадать и выразить всего в ряде сцен, поскольку образ Айрис она делила в другом временном измерении с Джуди Денч. Ее Айрис со своей яркостью, молодостью и жизнелюбием обязана была вступать в резкий контраст с угасающей и отсюда трагически несчастной пожилой Айрис.

А телефонные истерики мужа не прекращались, но Кейт на них почти не обращала внимание, поскольку не могла отвлечься ни на минуту от съемочного процесса и уделить по требованию мужа семье столько времени. Но такова актерская доля не только применительно к Кейт. Все кончилось неожиданно — Джим Триплтон подал на развод без каких-либо предупреждений. Кейт этот удар, а ведь она снова оставалась без опоры и теряла выстраданную любовь, перенесла стойко, даже вздохнула как-то спокойно: теперь не было предпосылок для отвлечения ее от работы над образом Айрис. А с Миа она прекрасно ладила: дочь никогда себя не считала обделенной вниманием любимой мамы и воспринимала ее занятость, как вынужденные издержки творчества.

Образ пожилой и бесконечно несчастной Айрис

Здесь выбор Ричарда Эйра пал на признанную британскую актрису Джуди Денч. Это знаковая фигура британского театра и кино, причем в театре она занята исключительно в шекспировском репертуаре. Интересный факт состоит в том, что в Королевском шекспировском театре она в течение более трех десятилетий сотрудничала с Ричардом Эйром. Денч уникальная актриса, ей по плечу разноплановые роли: от шекспировских героинь и до образа главы британской разведки МИ-6 и непосредственного начальника самого Джеймса Бонда, М, начиная с 1995 (!) года. Кстати, когда выяснилось, что «007 Координаты Скайфол» станет ее последней лентой в бондиане, то молодое поколение фанатов даже написало обращение к создателям саги, чтобы те дали возможность Джуди продолжить «службу в МИ-6». Несколько раз она номинировалась на главный актерский «Оскар», но всякий раз ее кто-то опережал «на повороте». Пока у нее только «Оскар» за роль второго плана. В ленте «Влюблённый Шекспир» она сыграла королеву Елизавету I. Роль, которая хронометрически заняла только восемь минут экранного времени, ещё раз подтвердила незаурядное мастерство актрисы и принесла заслуженный «Оскар», пускай пока и не самый главный.

Ричард Эйр поставил в своем фильме для Джуди сложную задачу. Ей нужно было, может быть, превозмогая чувство неловкости, представить известную личность на большом экране в момент малоприятного, можно сказать жалкого существования, которое стало возможным вследствие быстро прогрессирующей потери памяти. А это, согласитесь, архи сложно, когда искусство обращается к теме страшной болезни и процесса медленного умирания человека. В кино этот натурализм всегда выглядит как-то грубо и отталкивающе, тем более, когда имеет случай с незаурядной женщиной, да и еще и на фоне ее же молодости в исполнении Уинслет. Чтобы до конца понять, чего стоило Джуди Денч «окунуться» в образ страшно больного Альцгеймером человека и показать с пронзительной достоверностью постепенное угасание разума по причине этой болезни, надо немного знать, что представляет собой этот недуг.

Болезнь Альцгеймера – болезнь века

Ее называют коварной и безжалостной тихой убийцей. Она за счет своей предрешенной летальности получила название «онкология памяти», поскольку никого и никогда не щадит. Раньше считалось и статистические выкладки это подтверждали, что такой диагноз был уделом пожилых людей, то теперь выяснилось, что он поражает уже и вполне работоспособный возраст, причем здесь диагностика на ранней стадии ничего не решает. Только семь лет в среднем «отмеряют» медики после «вынесения приговора». Механизм развития болезни разный, как и гипотезы по поводу возникновения болезни. Ведь раздражительность, забывчивость, резкая перемена настроения чаще всего связывают с возрастными причинами. И лишь только потеря надолго памяти, нарушение речи, «пропажа» простых навыков человека, заставляет того обращаться к лекарям. Ни материальное благополучие, ни слава, ни наличие лучшего медицинского оборудования и обслуживания не спасли от этой «чумы» президента США Рональда Рейгана, недавно скончавшуюся «железную леди» Маргарет Тэтчер и ее политического испанского коллегу Адольфо Суареса, любимого миллионами Питера Фалька в обличии «лейтенанта Коломбо», звездных актрис Анни Жирардо и Риту Хейворт. Подобный список можно продолжать и продолжать. А медики до сих пор безрезультатно ищут панацею от подобного рода деменции.

Интересные факты по поводу киноленты

Картину первоначально ждал Московский фестиваль «Лики любви», однако в последний момент режиссер решил организовать мировую премьеру на Берлинале. Она прошла 12 февраля 2002 года.

Лента снята на основе мемуаров Джона Бэйли о своей жене Айрис Мердок, которые стали плодом скрупулезного фиксирования их сорокалетней супружеской жизни. Это просто титанический труд, который позволит потомкам, обратившимся к литературному наследию знаменитой писательницы, найти в них многие причины и доказательства ее гениальности и непростой женской судьбы. В молодости все было спокойно и на удивление просто, а старость сделала супружество каким-то «романическим» и достаточно нервным.

Что касается «участия» ленты «Айрис» в «раздаче» различных призов: несмотря на заметное превосходство чернокожих актеров на «Оскаре 2002» («Лучшая мужская роль» досталась Дензелу Вашингтону в ленте «Тренировочный день», а лучшей актрисой года стала Холли Берри за фильм «Бал монстров»), в номинации «Лучшая мужская роль 2-го плана» победил Джим Бродбент, «абсолютно белый актер», за фантастически сыгранную роль пожилого, несколько беспомощного мужа Айрис. Глядя на его профессора Джона Бэйли, особенно в финале картины, у зрителя невольно наворачиваются слезы, настолько пронзительно яркий образ был им создан. За исполнение роли Мердок Кейт Уинслет и Джуди Денч удостоились номинации на «Оскар» этого же года. Это был второй подобный случай в истории легендарной премии (и в творчестве Кейт), когда обе актрисы имели номинации за кинообраз одного и того же персонажа, но в различных «возрастных измерениях». Первый прецедент подобного рода — выдвижение Глории Стюарт и Уинслет за памятную роль Роуз в картине «Титаник». Киноспециалисты шутят, говоря о том, что если и в третий раз случится подобное, то без Кейт Уинслет здесь явно не обойдется.

Под знаком большого внимания и признания картины Ричарда Эйра прошло награждение премией BAFTA за 2001 год, которое состоялось в британской столице 24 февраля 2002 года. Ее победителем стала Джуди Денч в номинации «Лучшая женская роль». Лента «Айрис» была также номинирована на: «Лучший британский фильм», «Лучшая мужская роль» (Джим Бродбент), «Лучшая мужская роль второго плана» (Хью Бонневилль в роли молодого Джона Бэйли), «Лучшая женская роль второго плана» (Кейт Уинслет), «Лучший адаптированный сценарий» (Ричард Эйр и Чарльз Вуд).

Вместо эпилога

Одна из ярчайших писательниц двадцатого столетия, проницательный и остроумный мыслитель вперемешку с философом Айрис Мердок оставила незабываемый след в литературе, заслужив восторженное признание, как у рядовых читателей, так и у «прожженных» литераторов. Чуть ли не поминутную летопись бытия и творчества Айрис скрупулезно составил ее супруг, профессор Джон Бэйли. Он зафиксировал сорок лет супружеской жизни, начиная со знакомства и заканчивая изнуряющей борьбой Айрис с жестоким недугом, лишившим романистку возможности жить и творить. А перенес все это на большой экран Ричард Эйр со своими единомышленниками по проекту, за что им миллионы зрителей бесконечно благодарны. Получился очень хороший фильм, безжалостно тяжелый, но очень правдивый. Этот фильм обязательно нужно увидеть, хотя смотреть его очень больно, равно как и наблюдать, как человек искрометного разума, непревзойденный мастер слова, становится беспомощной, безрассудной, обузой себе и такому же несчастному мужу. Хвала и честь этому мужчине, который на протяжении всех сорока лет пронес верность, безграничную любовь и самоотверженность, понимая, кто рядом с ним и какой волшебный дар преподнесла ему жизнь в виде знакомства с Айрис, перешедшего постепенно в беззаветную любовь. От лица Джона и рассказывается эта трогательная любовная история о том, как могут быть несчастны очень счастливые люди!

Многим может показаться, что несколько камерная лента «Айрис» есть некий театральный или достаточно скромный проект для телевидения из разряда тех, что реализовывается для тематической передачи, посвященной творческим личностям специально для какого-либо, например, общеобразовательного канала. Но это скорее всего внешняя оболочка. Ведь фильм заставляет заглянуть внутрь и искать там ответы на многие жизненно важные вопросы. Соприкасаясь, пускай и через игру двух актрис, к образу Айрис Мердок, зритель находится под его обаянием, восхищаясь ее философским складом ума. А такие ее искрометные высказанные постулаты, как «главное жить и верить только своему телу» или «из двух зол выбираешь всегда то, с которым ты еще не сталкивался» запоминаются сразу и надолго. И таких «крылатых изречений» много на протяжении всего фильма — каждому есть чему учится у великой Айрис.