Fish Tank

Oblogka_AkvariumВторая полнометражная лента британского режиссера Андреа Арнольд под названием «Аквариум» (Fish Tank) ожидаемо стала триумфатором Каннского фестиваля 2009 года. Помимо «Золотой пальмовой ветви» артхаусная драма получила престижную премию BAFTA как лучший британский фильм. Несмотря на восторженные отзывы критиков, работа пришлась по вкусу далеко не всем кинозрителям, заняв свое почетное место в домашних коллекциях искушенных киноманов.

Мастер-класс социального реализма

Fish Tank стал воплощением творческого наследия Арнольд. Свою режиссерскую деятельность англичанка начинала с короткометражных лент, повествующих о суровых буднях британской периферии. Потому здесь несложно уловить связующие нити с предыдущим полнометражным шедевром кинодивы «Красная дорога» (2006), а также более ранними короткометражками «Собака» (2001), «Молоко» (1998) и в особенности «Оса» (2003). Как и в последней, сюжет «Аквариума» завязан на злободневной жизни непутевой семьи, где ее главой выступает аморальная мать-одиночка, плюющая на своих дочерей. Здесь же наблюдается параллель с появлением в их жизни виновника перелома в происходящем – нового бойфренда горе-матери. Его вмешательство в затхлое течение малообещающей жизни на задворках мира провоцирует наступление определенных перемен. К слову, весьма неоднозначных перемен.

Происходящее на экране охватывает довольно незначительный временной промежуток. На первый взгляд, порой даже кажется, будто ничего и не происходит. При этом очень детально и выразительно расписан сам мир «Аквариума». Кстати, такое название Андреа выбрала не случайно. У подобной призмы могут быть различные трактовки, существенно отличающиеся одна от другой. Несмотря на это, все интерпретации по-своему будут уместны. Аквариум – по определению замкнутое пространство, лишающее обитателей этого искусственного ареала свободы действий. Они являются заложниками обстоятельств, перед их глазами нет видимых границ, плавать аквариумные рыбки могут только в статике. Как раз такая угнетающая безысходность в, казалось бы, светлой тюрьме и легла в основу проекта «Аквариум».

В идейном ключе социального реализма Арнольд выполняла практически все свои предыдущие работы. Краеугольным камнем ее успеха всегда являлась гиперреалистичная съемка, ведущаяся как бы от первого лица. Ее подход предполагает много работы с ручной камерой и естественным звуковым наполнением происходящего в кадре. В то же время здесь напрочь отсутствует наигранность. Более того, на многие роли берутся люди, абсолютно не смыслящие в кинематографе. Их задача – показать себя и мир, чуждый большей части зрителей, но до боли знакомый главным героям киноленты. «Аквариум» был взращен в лучших традициях фильмографии Андреа. Бескомпромиссная правда жизни, бестактные повороты, интригующая импровизация и оглушительные пейзажи провинциальной Британии – все это есть в драматичном Fish Tank.

Другая Англия

Привыкший к вычурности классической Британии зритель будет сильно удивлен увиденным в «Аквариуме». Здесь нет места высокоморальным джентльменам, никто не просит Бога хранить Англию, а утренний чай легко уступает место алкоголю. Серый пригород столицы впечатляет безликостью архитектуры, зеленая трава здесь усеяна подножным мусором и колючими сорняками, а бетонные улицы заполнены безработной молодежью, топящей огрызки своих амбиций в дешевом пиве.

Из окон старых «малогабариток» можно наслаждаться видом соседских домов, асфальта, вездесущих свалок и депрессивных лиц местного контингента. Только беспристрастное солнце, садящееся над горизонтом, способно подарить юной узнице унылого социума неувядающую надежду на лучшую жизнь за пределами нелюдимой серости. Некогда здесь бурлила жизнь, каждое утро члены рабочих семей отправлялись на заводы и фабрики, строя британское будущее. Они были частью глобального общества Соединенного Королевства, рассчитывали на достойное жилье, зарплату и беззаботную старость. Вместо этого окраины Лондона представляют собой гнусное зрелище, а рабочий класс в отсутствие занятости все больше деградирует.

Примерно в такой обстановке росла автор сценария и режиссер Fish Tank Андреа Арнольд. Ее детство прошло в городке Дартфорд, что всего в 30 км от Лондона. Будучи старшей из четырех детей она с молоком матери впитала, что значит жить за чертой благополучия. В 16 лет Андреа покинула школу и посвятила себя танцам, пробившись в массовку популярного шоу Top of the Pops. Как призналась Арнольд, во многом ее работы носят автобиографический характер. Стоит отметить, что «Аквариум» — не исключение, а ярчайший пример подобных откровений. В кадре то и дело появляются хорошо знакомые автору места. Это и заброшенный пруд, и портовые берега Темзы, и железнодорожная станция Тилбери.

Кстати, именно на этой станции заприметили местную девушку, ярко сыгравшую впоследствии главную роль в ленте. Вышло это совершенно случайно. 17-летняя Кэти Джарвис активно выясняла отношения со своим парнем прямо на перроне. Их разговор уверенно перерос в потасовку, и агент увидел в ее агрессивной экспрессии как раз необходимый потенциал для исполнения роли. Опыта съемок и актерской деятельности у Кэти не было. Жила она самой типичной для местных «джунглей» судьбой.

Это было большим преимуществом, ведь в команду необходимо было набрать людей, способных изобразить свою ежедневную жизнь, а не показную игру. В придачу ко всему, молодая англичанка только что закончила среднюю школу, не имела заработка и сразу согласилась сотрудничать в рамках проекта. Еще одним обязательным условием, которому должна была соответствовать главная героиня – страсть к танцам. Стоит ли упоминать, что Андреа Арнольд в прошлом танцовщица и начинала свою карьеру именно с хореографии. Она прекрасно разбиралась в этом искусстве, а потому желание и умение танцевать разглядела в Кэти сразу, после чего работа над проектом пошла полным ходом.

Звездный состав

Несмотря на привлечение в качестве передовика совершенной дилетантки, роли второго плана были распределены между опытными слугами искусства. После удачных съемок в драме «Контроль» (2007) место в команде занял молодой талант Гарри Тредэвэй. Возглавил мужскую часть коллектива потомок ирландских революционеров Майкл Фассбендер. На тот момент Майкл прекрасно зарекомендовал себя благодаря съемкам в таких популярных фильмах, как «300 спартанцев» (2006) и «Голод» (2008). Его задание было не менее, а то и более сложным, чем у Джарвис. Несмотря на это, из Кэти и Майкла вышел отличный актерский дуэт. Вместе с Фассбендером в проект пришла и Кирстон Вэрэйнг, с которой Майкл работал на съемках британского сериала «Испытание и возмездие».

Как рассказал впоследствии Фассбендер, работать над проектом было чрезвычайно интересно, а также необычно. Дело в том, что Андреа не хотела, чтобы участники съемок знали о будущем их героев. Для сохранения здоровой интриги актерам не был предоставлен сценарий для ознакомления. Вместо этого фильм снимался в хронологическом порядке, а тексты раздавались малыми частями накануне съемок соответственных сцен. Позже Майклу удалось уговорить режиссера предоставлять части сценария понедельно. Тогда она пошла на уступки и вручала страниц по пятнадцать каждую пятницу. Как признался Фассбендер, зная об особенностях съемок «Красной дороги» он подозревал о возможных неожиданностях и интересных подходах к работе со стороны Андреа Арнольд. Но все равно было очень интересно, ведь она не рассказывала, что будет с их героями дальше и как вообще повернется сюжет. Неожиданно для Майкла и всех остальных история преподнесла массу сюрпризов, что пошло только на пользу проекту.

Одна против всех

По существу сюжет построен вокруг сложной и деструктивной жизни 15-летней Мии (Кэти Джарвис), живущей в одной из заурядных многоэтажек Эссекса. Она – трудный подросток, у которого нет отца, но зато есть младшая сестра Тайлер (Ребекка Гриффитс) и пьющая мать (Кирстон Вэрэйнг). Жизнь неотесанного тинэйджера стабильно идет под откос: она регулярно употребляет алкогольные напитки и матерные слова, способна начать драку и разбить врагу лицо, после чего уважить всех присутствующих высоко поднятым средним пальцем. Девочку выгнали из школы за неадекватное поведение, подруга от нее отвернулась, а все окружающие искренне ненавидят молодую нигилистку. На первый взгляд, Мие на все начхать. Но на самом деле это далеко не так.

Ее детская душа, трепетно хранящая надежды и мечты, буквально утопает в обидах и ненависти к окружающим. Она вовсе не является тем, кем ее считают знакомые и соседи, хотя снаружи все как раз так и выглядит. Девушка любит уединяться, она размышляет, тянется к прекрасному. Ее сцена – заброшенная квартира этажом выше. Здесь ее никто не тревожит, здесь она может быть собой, и главное – может упражняться в танце. Танец – чуть ли не единственное, что она готова развивать в себе. Это ее жизнь и будущее, в котором она видит хоть какой-то смысл. Но никто из местных невежд не способен оценить ее стараний. Но внезапно появляется он…

Одним прекрасным утром у себя на кухне она видит полуголого мужчину, который оказывается очередным маминым ухажером. Ничего особенного – таких было много, и привязываться к нему нет смысла. Но по-отцовски заботливый и отзывчивый Коннор (Майкл Фассбендер) не собирается уходить, чему несказанно рада мать-одиночка, наконец нашедшая мужчину своей мечты. Незнакомец начинает заполнять серую пустошь этой семьи своей обходительностью и добротой. Практически с первой же минуты знакомства симпатию к нему испытывает и главная героиня. Внутреннее тепло от неожиданной встречи постепенно перерастает в дружбу и взаимное тяготение.

Еще бы, Коннор красив, умен, умеет себя вести. У него есть достойная работа, но при этом нет жены и детей. Внешне похоже на сказку, в которую Мия не спешит верить, но ей все равно хотелось бы оказаться на месте своей матери. Ключевым является то, что Коннор не считает увлечение танцами глупой затеей. Он толкает Мию к активным действиям и помогает ей записаться на кастинг для танцовщиц. Отношения в семье меняются, многое, казалось бы, отходит в прошлое. Впереди – многообещающее будущее. Но насколько реальна эта утопия – неизвестно никому, кроме добропорядочного Коннора, который явно чего-то недоговаривает.

Молодой девушке придется пережить многое. Это будет суровым испытанием для ее неокрепших психики и воли. Много тайного внезапно станет явью, а стенки монолитного аквариума дадут трещину. Став свидетелем разрушения всего привычного, она должна сделать выбор и жить дальше. Не существовать, а именно жить. Мия наконец почувствует облегчение, избавившись от сомнений и терзаний. Пройдя сквозь ряд драматических поворотов и колебаний, девушка выйдет за пределы навязчивого мира, хватающего ее своими липкими руками. Главным трофеем в этой войне для нее станет неотъемлемое право выбора. Ведь выход есть всегда, даже в условиях явной безысходности.

Эффект присутствия

Кропотливая работа режиссера и продюсеров приводит к полнейшему погружению зрителя в происходящее на экране. В целях максимального раскрытия потенциала ленты, для работы над проектом был традиционно приглашен верный спутник артхаусных картин Арнольд – оператор Робби Райан. Его руки держали камеру при съемках оскароносной «Осы» и «Красной дороги», получившей «Золотую пальмовую ветвь». Благодаря его мастерству, картинка вышла динамичной и живой. Почти все сцены предусматривают участие главной героини. Все повествование о происходящем идет через призму ее восприятия. Действие на экране – это то, что видит и слышит Мия. Камера как будто снимает все с ее плеча, обволакивая фильм атмосферой документальности и правдивости.

Дополняет целостный образ звуковая дорожка. Если действо происходит на улице, то можно слышать характерные звуки естественной среды, если Мия слушает с наушников музыку, то и зрители начинают ее слышать. Это непередаваемые ощущения, которые обеспечивают неотразимый эффект полного присутствия. Благодаря такому подходу вся социальная реальность оказывается от зрителя на расстоянии вытянутой руки, и это впечатляет.

Фильм «Аквариум» заслуженно получил ряд престижных наград, а ведущие кинокритики были восхищены мастерской работой съемочной группы. Несмотря на всю свою специфичность, Fish Tank – более чем достойная лента, в том числе и для неоднократного просмотра.