Alexander

Oblogka_AleksandrПрекрасное лицо в обрамлении белокурых локонов и лавровых листьев, целеустремленный взгляд вдаль и волевой подбородок. Губы плотно сжаты, а глаза смотрят куда-то далеко, в них горит невероятная мудрость и вселенская печаль, которая всегда идет рука об руку с этой жизненной «умудренностью». Он захотел, этот незаконнорожденный ребенок великого правителя, на которого все окружающие смотрели свысока, и он смог, он прибрал под свою пяту почти весь известный на то время мир. Подобного ему полководца и правителя нет, не было, и уж точно не будет во всей человеческой истории.

«Слава, да и память человеческая, всегда будут принадлежать только тем, кто всю жизнь стремился к осуществлению собственных великих мечтаний»

Конечно же, речь идет об Александре Македонском, чьи исторические подвиги сделали его бессмертным в умах людей. Но разве был этот человек железным роботом, совершающим победоносные походы, захватывающим государства и страны, не знающим чувств и душевной боли? Вряд ли. Скорее всего, он был точно таким же, как и многие обычные люди, он любил и ненавидел, изнывал от зависти или сгорал в любовных муках, он ощущал нежность и острое отторжение неприемлемых для него принципов.

Именно про Александра-человека, а не про Александра-полководца снимал свое кино талантливейший сценарист, режиссер и продюсер из Американских Штатов, очень известный человек по имени Оливер Стоун. Когда-то давно, когда маленький Оливер еще весело носился в школе, ему довелось увидеть голливудский кинофильм под названием «Александр Великий», который вышел на экраны в пятьдесят шестом году прошлого века. Картина с Ричардом Бертоном в роли Александра, произвела на мальчишку огромное впечатление. Нужно сказать, что лента Роберта Россена была и правда очень атмосферная, а производимое ею впечатление уподоблялось ударам кувалдой по голове. Может, благодаря подобным фильмам, увиденным в детском возрасте, Оливер и решил впоследствии стать режиссером.

Стоит отметить, что военная тематика, как исторического плана, так и остроактуальная, никогда не была чужда Оливеру Стоуну, и на то есть особые причины. Дело в том, что в свое время, этот молодой человек, забросив учебу в университете, отправился в армию, и вскоре попал в самую настоящую «драку». Его отправили во Вьетнам, где ему и «посчастливилось» принять участие в страшной битве за огневую базу «Burt». Тогда, под градом пуль, под рев канонады и рокота взрывов, молодой человек и понял, чего стоит человеческая жизнь. Вернулся из Вьетнама совершенно другой человек, настоящий ветеран, с проседью в темных волосах и грустным взглядом.

В семьдесят первом году прошлого века, на экраны вышла его самая первая работа, короткометражный фильм под названием «Последний год во Вьетнаме». Этой нелегкой и считающейся многими бессмысленной войне, Оливер Стоун посвятил не один кинофильм, а его трилогия о Вьетнамских событиях, действительно, трогает публику за самое сердце. Но свой первый «Оскар» он получил вовсе не за фильмы «вьетнамского периода». В семьдесят девятом году ему вручили премию за лучший сценарий, написанный им к киноленте «Полуночный экспресс».

Нужно припомнить, конечно же, и «Конана-варвара» и «Год дракона» (сценарии), и многие другие картины, где мало смысла, зато много действия и кровавых побоищ, однако сам Стоун не воспринимал эти свои работы всерьез, считая их чем-то вроде рисования комиксов для кого-нибудь вроде Микеланджело. Однако эти фильмы, не несущие совершенно никакой нагрузки, как говорил сам режиссер, помогли ему окончательно разобраться в себе и понять свое собственное предназначение. Вскоре мир всколыхнуло убийство Кеннеди, и Стоун тоже не мог не отреагировать на него. Его острое кино о невиновности Освальда заварило крепкую кашу, которую ему пришлось позже расхлебывать. Но Оливер Стоун не из тех, кто отступает перед трудностями. Он шел дальше, всегда на гребне волны, всегда в курсе событий и всегда во всеоружии.

«Поворот», «Никсон», «Прирожденные убийцы», «Небо и земля» — эти фильмы, как нельзя лучше дают понять, что за человек взялся в две тысячи четвертом году за создание настоящего исторического эпоса под названием «Александр». Оливер Стоун сам написал сценарий для этой картины, используя любую помощь, которую ему могли оказать историки, археологи, этнологи и многие другие специалисты. Но основной упор, конечно же, он делал не на соблюдение исторической точности, а именно на «человечность» персонажа. Стоун преподнес миру того самого Александра, но таким, которого его не знали, таким, каким он, действительно, вполне мог быть.

«Змеи точно, как люди! Сколько бы ты не кормил их, не заботился о них, они все равно будут стараться ужалить тебя!»

Выбор актеров, это всегда невероятно трудно, и многие критики откровенно ругали Стоуна за выбор ключевого персонажа, которого сыграл Колин Фаррелл. Однако с этим можно не согласиться, такого органичного исполнения, как от этого удивительного ирландца, с яркой «неирландской» внешностью, вряд ли удалось бы достигнуть кому-нибудь еще. И во многом это лежит намного глубже самой актерской игры, где-то в «доисторических» пластах души актера, в самых потаенных уголках его сознания. Нужно отдать ему должное — образ Александра, созданный Фарреллом, просто невероятно правдив, а от этого еще более трогателен.

Но Колин пришел в кино не сразу, этот хулиганистый мальчишка, который, кстати, в душе остался большим ребенком, доставил немало проблем отцу-футболисту. Он постоянно влезал в какие-то неприятности, а проделкам его просто не было числа. Потому-то ему и пришлось на время покинуть Дублин, так как дело уже явно попахивало тюрьмой, и Колин отправился в Австралию, где его никто не знал. Нужно сказать, что год в чуждой стране пошел ему на пользу, и, вернувшись в родную Ирландию, Фаррелл отправился прямиком на курсы актерского мастерства. После этой действительно отличной подготовки, Колин Фаррелл некоторое время снимался в эпизодических ролях, а также в рекламных роликах. Ведь зарабатывать на хлеб насущный, как-нибудь, да нужно.

«Война Харта», «Телефонная будка», «Рекрут», «Разрыв» — вот далеко не полный список известных работ Фаррелла, которые предшествовали его съемкам в «Александре». Этот кинофильм стал действительно первой главной ролью для этого, по сути, очень хорошего актера. Однако фильм получился чрезвычайно скандальный, греки даже активно принялись протестовать против проката, а Фаррелла номинировали на «анти премию» за худшую роль. Однако «награду» ему так и не дали, видимо, все же, не заслужил. Нужно сказать, что роль нелегко давалась этому разудалому ирландцу.

Для начала, снимая сцены в Таиланде, Колин получил такой невероятно сильный солнечный ожег, что долгое время не мог прийти в себя. Когда же он, кое-как выкарабкался и волдыри на плечах перестали тревожить так сильно, а температура упала до нормальных 36.6, уже собирался приступить к активной работе, потому что сроки «горели», его неожиданно постигло новое несчастье. Свалившись с лестницы во время съемки, он сломал себе лодыжку. Зрители обратили внимание, что во многих сценах фильма взгляд Александра наполнен самой настоящей мукой — тут «виновниками» являются солнышко и лестница, которые сделали страдания актера еще более реалистичными и живыми.

На роль Оливии претендовало огромное количество актрис, но все они либо сами отказались, либо случай не позволил им взяться за это дело, либо были «забракованы» режиссером, как неподходящие. Эпирскую царевну Олимпиаду, в конечном итоге, сыграла всеми горячо любимая Лора Крафт всех времен и народов — Анджелина Джоли. Вот уж кто просто не мог обойти стороной кинематограф во всех его ипостасях, так это именно эта красотка, родом прямиком из Города Ангелов. Актерские детки часто идут по стопам родителей, так как с самого детства приобщаются к ремеслу.

Так случилось и на этот раз, несмотря на свою неприязнь к отцу, она винила его за бесконечные измены матери, именно фильм про юную «расхитительницу гробниц», в котором приняли участие они оба, и принес ей самую настоящую известность. Однако больше в картинах с папой девушка никогда не снималась. Вокруг Анджелины постоянно разгораются разнообразные скандалы, а сплетни, это вообще, как говориться, ее второе имя. Ну что же, она совершенно этим не расстроена, и, слава Богу. У этой хрупкой на вид девушки воля и сила десятерых взрослых мужчин. Интересный факт – у самой Анджелины бархатные зеленоватые глаза, а согласно сценарию «Александра», Оливия сверкает чрезвычайно светлыми, голубовато-серыми очами. Все время съемок актрисе пришлось носить соответствующего цвета контактные линзы.

Отца главного героя, старого правителя Филиппа II Македонского, исполнил американский киноактер по имени Вэл Килмер. В картинах Оливера Стоуна Вэл появляется неоднократно, например, кроме киноленты «Александр», он снимался в фильме «Дорз» еще в девяносто первом году прошлого века. В этом биографическом кино он сыграл вокалиста легендарной группы Джима Моррисона. Тогда во время съемок он даже повредил себе руку, прыгая в толпу со сцены, и этот дефект, остался с ним навсегда. Если присмотреться, то можно заметить утолщение на его руке.

Для того, чтобы качественно изобразить Филиппа, Килмеру пришлось поправиться и не чуть-чуть, а на целых двадцать килограммов. Это, согласитесь, не мало, да и сделать подобное за один день невозможно, потому всей группе довелось немного подождать актера, но оно того, несомненно, стоило. Достаточно посмотреть на экран и все становится понятно. Нужно добавить, что сам актер, как для отца Александра Македонского, выглядел очень даже молодо, и поэтому его пришлось состарить, наложив «тонны» грима. Актеру приходилось являться на съемки раньше всех, потому что работа над его лицом, покрытым морщинами и шрамами, продолжалась около полутора часов.

А вот военачальник Гефестион на самом деле смог удивить публику, ведь в нем можно узнать того самого Джареда Лето, которого зрители прекрасно помнят по «Тонкой красной линии». И пускай в этой киноленте он занимает всего лишь роль второго плана, но настолько хорошо она ему удалась, что просто невероятным кажется даже сама возможность исполнения Гефестиона другим актером.

Кроме того, незабвенный доктор Лектер Ганнибал, а «в миру» Энтони Хопкинс, тоже украсил своим присутствием картину «Александр». Играет Хопкинс самого Птолемея, от лица которого и ведется повествование. Изрядно состарившийся, близкий друг и соратник величайшего в мире полководца, который проделал с ним весь его, совершенно не легкий путь, а впоследствии ставший правителем Египта, удался Хопкинсу, как нельзя лучше. Впрочем, наверное, фильмов, в которых этот актер сыграл бы плохо, просто не существует. Он всегда идеален, и в роли самого изощренного маньяка-психопата, и в роли известного режиссера и сценариста Альфреда Хичкока. И Птолемей, конечно же, не исключение, он так естественен и так трогательно натурален, что не поверить ему сложно.

«Самое главное правило войны – делить точно то же, что приказываешь делать людям, и никак иначе!»

Что же касается самого фильма, то в нем, несомненно, есть все, что нужно кинолентам такого плана. Динамика развития сюжета не позволяет утратить нить повествования и ведет за собой до самого конца фильма. Скучать не придется, да и выключить желания, как ни крути, а уж точно не возникнет. За что же критика так страшно ругала этот удивительный и уникальный, по своей сути, фильм? Все, на самом деле, очень просто. Проанализировав исторические данные и проконсультировавшись со многими специалистами, Оливер Стоун все же решил откровенно сказать о бисексуальных привязанностях Александра. За это и фильм, и самого режиссера мгновенно возненавидели многочисленные консервативно настроенные «знатоки вопроса». Однако ничего порочащего великого полководца на самом деле нет, да и быть не может по определению!

На съемки картины Оливер Стоун потратил огромное количество денег, около ста пятидесяти миллионов американских долларов. Однако такого провального проекта еще не приходилось видеть никому из его участников! После премьеры, произошедшей в средине ноября две тысячи четвертого года, стало понятно, что «отбить» свои деньги, создателям вряд ли удастся. Кинопрокатчики Соединенных Штатов за все время принесли им, всего-ничего, около сорока миллионов долларов. Однако мировой прокат все же перекрыл расходы, хотя и не сразу.

Российская публика отнеслась к фильму довольно прохладно, предпочитая подождать выхода на телеэкраны, чем толпиться у касс кинотеатров. Но семь миллионов долларов российский кинопрокат все же собрал. Как бы там ни было, но несмотря на все перипетии свое место в мировом кинематографе проект Оливера Стоуна все-таки занял.