Ali

АлиВ наше время в Соединенных Штатах Америки правит темнокожий президент, чьи предки прибыли на североамериканский континент из далекой Африки, из Кении. Но еще сорок лет назад подобным людям в США не доверяли не то, что управлять государством, но даже рулить автобусом. В стране, заявляющей на весь мир о ценностях демократии, правах человека и свободе, еще совсем недавно темнокожие граждане были людьми второго сорта. Для них даже в общественном транспорте были выделены несколько мест в задней части салона. Разумеется, афроамериканское население не сидело, сложа руки, и старалось бороться за свои законные права и равноправие. Возникали соответствующие организации и появлялись харизматические лидеры типа Мартина Лютера Кинга, Малькольма Икса и Элайджи Мохаммада. Они громогласно высказывали свои требования на многотысячных митингах и на страницах газет. Но были любимцы миллионов и не из числа политиков. Они отстаивали достоинство чернокожих людей в иных сферах. В 2001 году режиссер Майкл Манн снял фильм-биографию под названием «Али», повествующий об одном из наиболее ярких спортсменов 60-70 годов в США, Кассиусе Клее, который стал знаменитым на весь мир под именем Мохаммед Али. Этот спортсмен в 1960 году выиграл золотую медаль в полутяжелом весе на Олимпийских играх в Риме. После этого он оставил любительский спорт и занялся профессиональным боксом. Он неоднократно становился чемпионом мира по боксу среди профессионалов в тяжелом весе. Его не один раз признавали лучшим спортсменом года, и даже десятилетия. По причине умственной отсталости, его долгое время не брали в армию. Его коэффициент интеллекта равнялся всего 78 баллам. К примеру, подобный показатель вождя германских национал-социалистов Адольфа Гитлера составлял 141 балл, интеллект президента США Джорджа Буша-младшего 91 балл, а знаменитого спортсмена и актера Арнольда Шварценеггера — 135 баллов. Но когда началась война во Вьетнаме, призывная комиссия хотела добраться и до знаменитого спортсмена. Из-за отказа служить в армии Мохаммеда Али выгнали из спорта, и он долгие годы находился не у дел. Однако в 1970 году ему вновь удалось вернуться в бокс и вскоре отстоять свой чемпионский титул. Он старался бороться за права чернокожих путем международного признания своих побед и создания положительного образа в глазах белого населения при помощи своих созидательных трудов. Разумеется, политические страсти, и эпизоды с ведущими афроамериканскими политиками, являются лишь фоном для интересного рассказа об этом знаменитом спортсмене. Основной сюжет фильма держится на описании биографии Мохаммеда Али.

Сюжет:

В феврале 1964 года молодой чернокожий боксер, но уже победитель Олимпийского турнира в Риме, Кассиус Клей усиленно готовился к бою за звание чемпиона мира по боксу среди профессионалов в тяжелом весе против тогдашнего обладателя титула боксера Сонни (Чарльза) Листона. Ставки делались на более опытного спортсмена в соотношении 8 к 1. Сонни Листон обладал самыми огромными кулаками среди боксеров тяжеловесов. Их объем составлял 38 сантиметров. Этот рекорд смог побить только российский боксер Николай Валуев, появившийся на профессиональном ринге только через тридцать с лишним лет. Во время монотонных и длительных тренировок Клей вспоминал некоторые яркие эпизоды из своего детства и юношеского возраста. В его памяти промелькнуло то, как они с отцом садились в автобус, а затем проходили через полупустой салон мимо белых пассажиров в самый конец транспортного средства, в сектор, отведенный специально для цветных. Он вспомнил, как в этой толчее он узрел в одной из газет статью о том, что в Чикаго был линчеван негритянский мальчик, а его убийц оправдал суд, состоявший только из белых. Затем в его памяти пронеслось собрание в одном из актовых залов города, на котором выступал один из лидеров негритянского мусульманского движения «Нации Ислама» Малькольм Икс. В его душу тогда закрались слова чернокожего лидера о том, что за свою жизнь и достойное существование надо бороться, что белые никогда сами не поделятся с ними своими свободами.

Перед матчем Кассиус Клей пребывал в азартном состоянии. Во время процедуры взвешивания он принялся оскорблять своего противника и раздаривать направо и налево обещания относительно предстоящего поединка. Он заявил, что побьет Сонни Листона. Если он этого не сделает, то навсегда уедет из Америки. Журналисты без особого энтузиазма реагировали на слова молодого дебютанта, полагая, что это всего лишь предматчевая бравада и не более. Вскоре раздался гонг и начался первый раунд за звание чемпиона мира. Сонни Листон решительно принялся атаковать молодого зазнайку. Однако противник постоянно удачно уклонялся от ударов чемпиона. Матч продолжался шесть раундов. Наконец, Сонни Листон выплюнул изо рта защитную капу и отказался продолжать бой. Так Кассиус Клей стал чемпионом мира. Разумеется, уже на следующий день он стал знаменит на всю Америку и в других странах мира. В лучах его славы не преминули погреться ведущие афроамериканские политики. Сначала на этом поприще преуспел известный радикал Малькольм Икс, который находился на грани того, чтобы начать боевые действия против белого населения страны. Вскоре Кассиус Клей принял новое имя от руководителя движения «Нации Ислама». С тех пор его стали звать Мохаммед Али. Это было только начало его громких побед и обидных поражений…

Создатели картины:

Фильм о легендарном спортсмене был создан на производственных площадках киностудий «Peters Entertainment», «Forward Pass» и «Overbrook Films». В качестве дистрибьютора выступила знаменитая кинокомпания «Коламбия пикчерз». В роли исполнительного продюсера над фильмом «Али» работал британский специалист Грэм Кинг, впоследствии связавший свою творческую карьеру с режиссером Мартином Скорсезе и получивший премию «Оскар» за картину «Отступники». На должность режиссера для съемок биографической ленты о Мохаммеде Али был приглашен Майкл Манн. По линии отца он имеет украинско-русские корни. Его дед был участником Первой мировой войны, а отец сражался на фронтах Второй мировой. Сам же будущий режиссер в середине шестидесятых годов, подобно герою своего фильма Мохаммеду Али «закосил» от армии, чтобы не попасть во Вьетнам, и скрылся в Великобритании. До съемок фильма о знаменитом боксере, он сделал три остросюжетных фильма «Последний из Могикан», «Схватка» и «Свой человек», с успехом прошедших на экранах кинотеатров. Интересно, что до этого на роль режиссера претендовал Оливер Стоун. Майкл Манн совместно со сценаристом Эриком Ротом адаптировал оригинальный сценарий, написанный ранее Стивеном Дж. Ривелом и Кристофером Уилкинсоном на основе литературного произведения Грегори Аллена Ховарда. Автор рассказа до этого прославился написанием сценария к фильму «Вспоминая титанов», вышедшему в 2000 году. В том фильме уже затрагивалась проблема межрасовых отношений на примере реальной команды, участвовавшей в чемпионате по американскому футболу в городе Александрия (штат Вирджиния). За тот фильм писатель Грегори Аллен Ховард получил премию «Black Reel Awards», вручаемую исключительно чернокожим деятелям кинематографа. Сценарист Эрик Рот уже работал совместно с режиссером Майклом Манном в его предыдущей картине «Свой человек». В 1994 году он получил премию «Оскар» за адаптированный сценарий к картине «Форрест Гамп». Впоследствии он стал одной из жертв знаменитой финансовой пирамиды, созданной известным мошенником Бернардом Мэдоффом, не остановившимся даже перед воровством финансовых средств у членов еврейской религиозной общины в которой он состоял. В той финансовой пирамиде сценарист потерял все свои пенсионные сбережения. Музыкой к фильму занимались австралийские музыкант-электронщик Питер Бурк и композитор Лиза Джеррард. До этого они создали музыкальный трек для предыдущего фильма Майкла Манна «Свой человек». Композиторам успешно удалось передать посредством афро-американской музыки, дух того времени. В фильме звучит тридцать четыре музыкальных композиции.

Главные роли:

На главную роль первоначально рассматривался известный актер Дэнзел Вашингтон, но он предпочел сняться в подобной роли в достаточно неправдоподобном фильме режиссера Нормана Джуисона «Ураган», повествующем о боксере Рубине Картере. Тогда на роль Мохаммеда Али был утвержден негритянский актер и исполнитель песен в стиле хип-хоп Уилл Смит. Ему пришлось в течение года изучать все аспекты жизни прославленного боксера, вдаваться в тонкости Ислама, изучать жаргон, распространенный среди боксеров и по семь часов в день тренироваться в спортивном зале, постигая искусство боксерских поединков. Актеру пришлось набрать почти 16 килограммов, чтобы более походить на своего прототипа. В качестве инструкторов актеру помогали боксерский промоутер Гай Шарп и боксер Росс Кент. Актер остался горд своей работой и съемками в этом фильме.

Роль тренера Мохаммеда Али, Анджело Данди исполнил актер, член Совета по международным отношениям Рон Сильвер. На его счету было около семидесяти ролей в кино. В данном фильме он постарался сыграть тренера таким, какой он был в реальной жизни, без громких заявлений и драматических изысков. Роль журналиста и спортивного комментатора Говарда Коссела исполнил знаменитый голливудский актер Джон Войт, которого в последнее время во многом затмила его дочь Анджелина Джоли. С самого начала работы над проектом режиссер рассматривал на эту роль именно его. Правда, в фильме его сложно узнать из-за грима. Эта затея не совсем понятна, если учесть, что в таком виде актер был совершенно не похож на реального Говарда Коссела, хотя манерой говорить, по мнению критиков, он почти полностью повторил известного комментатора. Роль знаменитого двукратного чемпиона мира в супертяжелом весе Джорджа Формана сыграл профессиональный боксер Чарльз Шаффорд, которому разрешили нанести несколько настоящих ударов по актеру Уиллу Смиту во время съемок. Незадолго до премьеры фильма «Али», 4 августа 2001 года, этот боксер проиграл в Лас-Вегасе бой за звание чемпиона мира украинскому спортсмену Владимиру Кличко.

Съемки картины:

Изначально съемки картины планировались еще в 1994 году. Над проектом тогда работал продюсер Джон Питерс. В первоначальном сценарии намного больше места уделялось детским годам будущего чемпиона мира. Но в силу ряда причин проект так и не был реализован. В 2000 году за него взялся режиссер Майкл Манн. Съемки биографической ленты проводились в четырнадцати местах земного шара. Часть эпизодов были созданы на африканском континенте. Африканскую страну Заир снимали в Мозамбике и в частности в столице этого государства городе Мапуту, известном тем, что там родился знаменитый португальский футболист Эйсебио. Заирский городок Н`Селе был воспроизведен на острове Ки-Бискейн в американском штате Флорида. Кстати, во времена спортивных побед Мохаммеда Али на этом островке находился дом президента США Ричарда Никсона. В столице Республики Гана городе Аккра снимался проезд кортежа с Мохаммедом Али во время его первого турне по Африке. Зрители могут увидеть Арку независимости, представляющую собой черную пятиконечную звезду на белом, отодвинутом вдаль фоне. Также съемки велись в американском городе Чикаго (штат Иллинойс). Интересно, что Аккра и Чикаго являются городами-побратимами. В американском мегаполисе Лос-Анджелес для съемок картины «Али» были использованы спортивные арены «Los Angeles Sports Arena» и «Olympic Auditorium». Часть сцен создавалась в Хьюстоне, Майами и двух небольших городках Калифорнии. Бюджет биографической ленты «Али» обошелся продюсерам в 107 миллионов долларов.

Итоги проката:

Премьерный показ киноленты «Али» состоялся для узкого круга лиц в США и Великобритании 11 декабря 2001 года. В широкий прокат лента вышла на Рождество с 25 декабря того же года. В США и Канаде для показа были задействованы 2 446 кинотеатров. В европейских государствах его стали демонстрировать только в конце февраля 2002 года, а до России он добрался 4 апреля 2002 года. Картина оказалась провальной в кассовом отношении. В США она заработала всего 58,2 миллионов, а по всему миру 87,7 миллионов долларов. Биография негритянского боксера в реальности оказалась не так популярна, как считалось до этого из-за искусственно создаваемой газетной шумихи вокруг его имени. Но те, кто посмотрел данную картину, остались, в целом, довольны увиденным зрелищем. На сайте «Роттен томатос» картина получила от кинокритиков 67 процентов положительных отзывов. Известный кинокритик Роджер Эберт на страницах газеты «Чикаго Сан-таймс» поставил фильму оценку в два балла из четырех и высмеял его за отсутствие молниеносности, огня и юмора. На страницах издания «USA Today» посчитали, что данная художественная лента весьма проигрывает вышедшим ранее на экраны документальным фильмам о Мохаммеде Али «Когда мы были королями» и «Как Кассиус Клей». Некоторые кинокритики по достоинству оценили игру Уилла Смита и Джона Войта, которого мало кто узнал в макияже. Критик Сэм Кук отметил, что, несмотря на длительность и насыщенность фильма, личность Мохаммеда Али так и осталась загадкой. 1 июня 2004 года картина «Али» была выпущена на дисках DVD в США. Режиссер вырезал из фильма, шедшего на экранах во время премьерного показа, двадцать минут и добавил тридцать минут сцен, которые не были в первоначальном фильме. Таким образом, на дисках длительность фильма стала 165 минут вместо 155 в экранной версии. В России DVD-диски с картиной «Али» появились в продаже с 11 ноября 2008 года. Лента была выпущена на дисках Blu-Ray в США в 2012 году.