Amelia

Oblogka_AmeliiaАмелия Эрхарт оставила большой след и в истории авиации, и в американской истории в целом. Эта женщина стала кумиром для многих поколений, иконой для феминисток. Жизнь американской леди-ястреб была не менее загадочна, чем ее исчезновение в просторах океана. Многие экспедиции, направленные на поиски первой женщины-пилота, которой удалось в одиночку перелететь Атлантику, были безуспешны. А пока ученые и энтузиасты не оставляют попыток найти национальную героиню и ее самолет «Электра», Амелию Эрхарт воскресила на экранах Мира Наир.

Сюжет:

С того дня, как маленькая Амелия увидела самолет, пролетавший над полем в родном Канзасе, она мечтала летать. С претензией на звание первой женщины, перелетевшей Атлантику, и непреодолимым желанием сесть за штурвал самолета, мадемуазель Эрхарт пришла в офис Джорджа Патнема. Он как раз искал красивую женщину, которая согласится пересечь Атлантический океан в качестве пассажира, а потом опишет свои приключения в книге. И хотя эта роль не очень понравилась амбициозной Амелии, но иного шанса совершить такое длительное путешествие в воздухе могло и не предвидиться, поэтому Эрхарт соглашается на эту авантюру. После удачного приземления в Уэльсе Амелия стала национальной героиней. Она продолжает заниматься любимым делом, устанавливает новые авиационные рекорды, устраивает соревнования среди женщин-пилотов, организовывает феминистическое движение «Девяносто девять» (название произошло от количества женщин, принявших участие в гонке). Рядом с самой известной женщиной-летчиком всегда любимый муж Джордж Патнем и толпы репортеров. Жизнь удалась! О чем еще можно мечтать? Но Амелию терзает чувство, что ей приписывают чужую славу, и она решает в одиночку совершить трансатлантический перелет. И хотя толпы журналистов ждут звезду воздуха в Париже, а она приземляется в Ирландии, ее слава от этого ничуть не уменьшается. Амелия даже превзошла результат Чарльза Линдберга — первого мужчины, который перелетел океан. Вот он — ее звездный час! Только Амелия не хочет долго купаться в лучах славы, теперь в ее планах новая авантюра – кругосветный перелет. Удастся ли этой упрямой женщине совершить новое чудо?..

Образы:

Амелия Эрхарт – молодая девушка, бредившая небом. Ее амбиции и упрямство принесли ей мировую славу, сделали объектом подражания для молодых американок и настоящим каноном для феминисток. Амелия никогда не могла жить в оковах безопасности. В небе она чувствует себя свободной, и эта свобода делает ее по-настоящему счастливой. Она обычная женщина, умеющая любить, но когда на весах будет стоять личное счастье и небо, то она всегда выберет второй вариант. И даже стоя перед алтарем, она обещает любить и уважать мужа, но вот повиноваться ему и слушаться во всем она просто не может.

Амелия всю жизнь следовала за своей мечтой. Нет, она не желала неимоверной славы или много денег, она мечтала путешествовать. Это желание появилось давно, когда отец на седьмой день рождения подарил любимой дочке глобус. Она могла часам вертеть его и рассматривать неведомые страны. Эфиопия, Испания, Индия… Тогда они казались маленькой мечтательнице далекими и манящими одновременно. Многим желания и стремления Амелии казались безрассудством. «Но разве можно уместить мечты в рамки?» — всегда удивлялась эта женщина.

На первый взгляд мадемуазель Эрхарт казалась бесстрашной. Да, может внешне она никак не выражала свои страхи, но они у нее всегда были. Как и у каждого человека. Не зря же она писала прощальные письма родным перед первым трансатлантическим полетом. Но как говорила героиня: «У каждого на пути свои океаны, чтобы пересечь их, нужна отвага». И эта отвага у Амелии была.

Джордж Патнем – известный в Нью-Йорке издатель с «калькулятором» в голове. Он с радостью хватается за возможность организовать перелет через Атлантику с женщиной на борту. И не важно, что эта женщина будет всего лишь пассажиром, главное, что этот исторический полет состоится, и он первым издаст об этом книгу, и, соответственно, заработает много денег. Джордж тогда еще и не догадывался, что эта хрупкая на вид женщина станет его женой. У Амелии он научился любить жизнь и преодолевать препятствия, даже те, которые на первый взгляд кажутся нереально сложными. Она научила мужа преодолевать его океаны. «Вы станете Звездой. А я буду незаметной пылинкой в Вашем созвездии!» — эти слова Патнема стали пророческими для их совместной жизни с Амелией. Он любил ее преданно, все делал для того, чтобы жене было комфортно на ее пьедестале, и за своей постоянной занятостью даже не заметил, как сам отдалил любимую от себя. Может поэтому, Джорджу так больно было узнать об измене Амелии. Он не кричал, не выдвигал претензий неверной жене, он просто прочитал любимой ее первые письма. И это подействовало лучше всякого выяснения отношений. Сумев простить, Джордж подарил и себе, и Амелии еще один миг счастья. О том, что любовь изменила всегда практичного Патнема, свидетельствует тот факт, что он вообще не расстроился после аварии самолета на Гавайях, для него деньги уже были не важны, главное, что Амелия не причинила вреда своему здоровью.

Джин Вайдел – скромный учитель, преподающий теорию полета, который оставил значимый след в судьбе Амелии Эрхард. Пусть их роман был непродолжительным, но он оставил отпечаток на их жизни и изменил все очень круто. Даже маленький сын Вайдела Гор заметил чувства отца и мечтал, чтобы Амелия стала новой женой Джина. Именно американская леди-ястреб привила Вайделу любовь к небу, и впоследствии он связал свою жизнь с авиацией, хотя изначально считал полет вокруг Земли невозможным. Может поэтому, Джин отпустил Амелию с легким сердцем, он понимал, что не сможет дать этой женщине то, о чем она мечтает и чего она заслуживает.

Актеры:

Хилари Суэнк (Амелия Эрхарт) – известная американская актриса, знакома зрителям по фильмам «Малышка на миллион» и «Парни не плачут». Для двукратной обладательницы премии «Оскар» съемки в фильме Миры Наир были новым витком карьеры. И хотя Хилари пророчили еще одну номинацию на «Оскар» за роль Амелии Эрхарт, ни актриса, ни сама картина ни одной премии так и не получили.

Ричард Гир (Джордж Патнем) – американский актер, звезда фильмов «Красотка» и «Хатико: Самый верный друг». Сотрудничеством с Мирой Наир актер остался доволен и объявил, что готов продолжить его в рамках новых проектов, не менее интересных, чем «Амелия».

Юэн МакГрегор (Джин Вайдел) – шотландский актер, известный по роли Оби-Ван Кеноби в киноэпопее «Звездные войны». И хотя Юэн — великий авантюрист и сам совершил уже два кругосветных путешествия, в картине «Амелия» его герой опасается желания Эрхарт облететь земной шар и всячески отговаривает ее от этой идеи.

Факты из реальной жизни героев:

Амелия Эрхарт начала бредить небом не в раннем детстве, а во время Первой Мировой войны. Она бросила учебу в колледже и отправилась на фронт в качестве медсестры военного госпиталя. Там она впервые посетила аэрошоу и зажглась идеей и самой подняться в небо. А вот первый самолет Амелия действительно увидела в 10 лет, только тогда он показался ей странной «штукой из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересной». Свою первую книгу «Двадцать часов сорок минут» о трансатлантическом перелете в качестве пассажира Амелия Эрхарт посвятила первой жене Джорджа Патнема. Эрхарт выкупила у своей главной соперницы Элинор Смит разбитый самолет «Вега», на котором та планировала совершить первый перелет через Атлантику. После ремонта «Веги» Амелия установила на ней три мировых рекорда.

В воздушной гонке Калифорния — Огайо Амелия пришла третьей только потому, что помогала своей главной сопернице Рут Николс выбраться из загоревшегося самолета. Союз Амелии и Джорджа долгое время считали браком по расчету, и только после опубликования в 2000 году их любовной переписки эта версия была опровергнута. Амелия всегда помогала механикам ремонтировать самолеты и авиадвигатели. В кругосветном полете Эрхарт должны были сопровождать два штурмана — Гарри Мэннинг и Фредерик Нунан. При первой неудачной попытке 17 марта 1937 года их действительно было двое, а вот 20 мая 1937 года с Амелией полетел только Фреди Нунан.

Сын Джима Вайдела впоследствии стал известным писателем и в нескольких произведениях упоминал об Амелии. В книге «Любовь к полетам» (1985) Гор Видал называл ее «богиней авиации» и «прекрасным воплощением эры воздуха». Джордж Патнем недолго горевал о любимой жене, и после признания Амелии Эрхарт пропавшей без вести 5 января 1939 года, он женился на Джен-Мари Джеймс в мае этого же года. По статистике, в последние десятилетия в среднем каждый год выходит по 4 новые книги об Эрхарт, не считая фотоальбомов и книг для детей.

Съемки:

Основными местами съемок картины были Нью-Йорк и Торонто. Некоторые сцены сняты в Парквуде, Новой Шотландии и Южной Африке. Появление Хилари Суэнк в «летающих» сценах было ограничено. Для этих целей был подписан контракт с тремя женщинами-пилотами. Режиссера Миру Наир очень беспокоили вопросы страхования и безопасности на съемочной площадке, поэтому для совершения фигур высшего пилотажа были выбраны профессиональные пилоты Брайан Реган и Джимми Левард. В фильме использованы многочисленные подлинные автомобили, самолеты и прочее оборудование, в том числе и реплики двух самолетов Lockheed Vega иFokker F.VIIb/3m Tri-motor Friendship.

Оскароносный сценарист Рональд Басс написал семь версий сценария фильма на основе биографии Сьюезен Батлер «Заря Востока: жизнь Амелии Эрхарт», книги Мэри С. Ловелл «Шум от крыльев», а также произведения Эльгена и Мэри Лонг «Амелия Эрхарт: тайна решена». И хотя фильм не документальный, но в нем использованы многочисленные подлинные фразы самой Амелии Эрхарт.

Критика:

Фильм «Амелия» получил смешанные отзывы от кинокритиков. Об этом свидетельствует рейтинг Rotten Tomatoes, где работа Миры Наир получила оценку 4,4 из 10 на основе 153 отзывов. На Metacritic биографическая картина о великой летчице получила только 37% положительных отзывов. Мартин Морроу из Canadian Broadcasting Corporation поддержал мнение большинства кинокритиков и назвал фильм «безнадежным». В своем критическом обзоре Морроу заявил, что «Хилари Суэнк может выглядеть вылитой Эрхарт в старинных кинохрониках, но ее игра еще более безвкусна, чем воодушевление Миры Наир». По мнению кинокритика, Амелия в фильме как будто пилотирует перегруженный самолет на бесконечной взлетно-посадочной полосе и никогда не достигает взлета. Фильм настолько хромает в концовке, что многих оставил равнодушными к трагической судьбе героини.

Манола Дергис из The New York Times осудил несоответствия в фильме: «Актеры играют неубедительно, даже несмотря на трагизм ситуации, они всегда улыбаются… Фильм стал свидетельством триумфа американской стоматологии, а не Эрхарт или авиации». Рик Гиллеспи отметил, что «Суэнк, под руководством Наир, совершила удивительный подвиг: она представила самую сложную, страстную, амбициозную и успешную женщину XX века мелко, сентиментально и довольно скучно».

Положительную оценку картина получила от Рэя Беннетта из Hollywood Reporter, который назвал фильм классикой. Он подчеркнул, что Наир раскрыла в фильме лучшие человеческие ценности, а игра «звезды Суэнк по-настоящему впечатляет». Мэтью Сорренто из Film Threat дал фильму 4 звезды, указав, что режиссер Мира Наир продемонстрировала свежий взгляд на легенду. Роджер Эберт из Chicago Sun-Times назвал картину «Амелия» доброкачественным биографическим фильмом, оценив его в 3 звезды из 4. Кэрри Рики из Philadelphia Inquirer отметил, что в этом фильме Суэнк также непоколебима в своих взглядах, амбициях и драйве, как и ее героиня Мегги в «Малышке на миллион».

Интересные факты:

  • Хилари Суэнк выступила исполнительным продюсером фильма, тесно сотрудничая с Наир.
  • Вирджиния Мэдсен получила роль Дороти Бинни, первой жены Патнема, но сцены с ее участием были вырезаны.
  • Для съемок в фильме Суэнк прошла курс обучения полетам.
  • По завершению съемок самолеты-реплики были переданы в дар музеям.
  • Тед Уэйт, который финансировал экспедиции для поиска самолета Эрхарт и стал продюсером фильма Наир, хотел, чтобы на экране появился и его персонаж, но режиссер от этой идеи отказалась.