An American Rhapsody

Oblogka_Amerikanskaiz_rapsoФильм «Американская рапсодия» 2001 года выпуска является остросоциальной картиной, поднимающей множество серьезных проблем общества. Во многом именно она помогла раскрыться драматическому таланту такой актрисы, как Скарлетт Йоханссон. Собственно, впечатляющая актерская игра – одно из главных достоинств ленты. «Американская рапсодия» была благосклонно встречена критиками и прессой, но коммерческого успеха не имела. В основу сюжета положен семейный конфликт, возникший из-за политических противоречий, характерных для времен «холодной войны». Действие происходит на территории Венгрии, в одном из далеких поселков, жители которого практически не пользуются благами современной цивилизации. Производство «Американской рапсодии» велось совместными усилиями студий США и Венгрии. Большинство актеров, исполнивших роли в этом фильме, родом из Европы, и только некоторые – из США (в том числе и Скарлетт Йоханссон). Фильм является актуальным произведением для отечественных кинозрителей. Связано это с его нестандартной проблематикой. Так или иначе «холодная война» затронула всех жителей бывшего СССР, а кроме того, она повлияла на общую историю XX века. В «Американской рапсодии» можно наблюдать то, как данный период изменил жизнь одной конкретной семьи и маленькой девочки, родившейся в ней. Через призму данного события зритель смотрит на все, что случилось с героиней Скарлетт Йоханссон, причем буквально с рождения до момента ее зрелости.

Примечательно, что образы русских коммунистов, созданные авторами фильма, крайне негативны. Оккупировав Венгрию, они буквально закрыли страну «железным занавесом» от свободного и развивающегося общества того времени. Также имели место такие сцены, как расстрел мирных жителей на улицах Будапешта и прочие, сомнительные с исторической точки зрения события. Вполне возможно, что Ева Гардош сознательно пошла по пути гиперболизации, стремясь сделать картину более выразительной и эмоциональной. Впрочем, каждый зритель может самостоятельно сделать свой вывод.

Тем не менее, главное, на чем создатели акцентируют внимание – семейные ценности. Родители, даже расставшись со своей дочерью на очень долгий срок, все равно остаются ее родителями. Однако удастся ли им воспитать ее, добившись при этом взаимопонимания и уважения? Тем более, что приемные мать и отец по-настоящему любят Сюзану, воспринимая ее как своего ребенка. Прощание с этими людьми очень болезненно для героини. В итоге она должна выбрать, чего же ей хочется больше: жить в огромной и процветающей стране, или же остаться в Венгрии, вместе с теми, кто всегда заботился о ней. Что же она выберет? Ответ на этот вопрос узнает каждый, кто посмотрит «Американскую рапсодию».

Картина не является сложной для восприятия, а структура повествования весьма стандартна, так что фильм сложно назвать артхаусным. Однако он нацелен на довольно узкую аудиторию зрителей, которым одинаково интересны как бытовые драмы о взрослении подростка, так и киноленты на политическую тему. Об этом свидетельствуют и кассовые сборы, которые в США так и не пересекли отметку в миллион долларов (около 850 тысяч). Результат можно назвать провальным, поскольку этой суммы явно недостаточно, чтобы покрыть все производственные затраты на создание фильма с известными актерами. Кроме того, прокатчики не освещают информацию о прибылях от продаж DVD-дисков (как и данные о зарубежном прокате).

Больше всего зрителей, посмотревших «Американскую рапсодию», было в США (более 140 тысяч человек). Также картина пользовалась определенной популярностью в Испании и, конечно же, Венгрии (16,5 тысяч и 8,7 тысяч зрителей соответственно). Конечно, все это только лишь официальная информация. Учитывая ограниченный прокат ленты и малое количество копий, многие зрители предпочли посмотреть фильм в интернете (или же приобрести диск, что в начале 2000-х было более распространенной практикой). В этом случае подвести какие-либо итоги о популярности картины и количестве людей, увидевших ее, крайне сложно.

Фестивального успеха фильм также не имел. Ведущие кинофестивали обошли «Американскую рапсодию» стороной, хотя критики, прежде всего, отметили игру прекрасных актрис Скарлетт Йоханссон и Настасьи Кински, как главное достоинство ленты. Однако обе они не были номинированы на получение значимых кинематографических наград.

Примечательно, что «Американская рапсодия» дошла до своего официального российского релиза спустя 9 лет после мировой премьеры в 2001 году. Решение издать фильм было принято в связи с возросшей популярностью Скарлетт Йоханссон, которая на тот момент уже стала звездой международного уровня. Часто это кино включают в разнообразные сборники, посвященные творчеству актрисы. Возрастной рейтинг картины MPAA – PG-13 (лицам до 13 лет просмотр нежелателен).

Сюжет

Венгерские власти, находясь в состоянии «холодной войны» с правительством Соединенных Штатов Америки, устраивают репрессии на территории собственного государства, всячески пытаясь искоренить всех инакомыслящих граждан. Как раз к таким относятся Маргит и Петр, — молодые супруги, у которых совсем недавно родилась дочь. Чтобы спастись от репрессий, они вынуждены бежать со своей Родины, оставив там совсем юную Сюзанну. Девочке всего несколько месяцев и, естественно, она не может запомнить своих родителей.

Проходит несколько лет. «Холодная война» уже закончилась, а семья готовится воссоединиться. Сюзанне предстоит поехать в США – страну, о которой она не знает ровным счетом ничего. Единственное, что знакомо девушке – жизнь в поселке, натуральное хозяйство и постоянная работа. Теперь же она должна адаптироваться в более «цивилизованном» обществе.

Кроме того, Сюзанна совершенно не знает собственную мать и отца, ведь никогда с ними не встречалась. Когда эта встреча, наконец, происходит, жизнь еще вчерашней деревенской девочки кардинально меняется. Ощутив безграничную свободу, Сюзанна стремится «взять от жизни все». Однако ни мать, ни отец не одобряют это, стремясь уберечь собственную дочь.

Сюжет фильма достаточно прост, но от этого он не становится менее актуальным. Пресловутая «биографичность» ленты делает ее очень искренней, что было отмечено многими кинокритиками. Создатели не акцентировали внимание на исторических деталях, отдавая предпочтение ярким образам, воздействующим на эмоции зрителя. Впрочем, Ева Гарош, по собственному признанию в одном из интервью, не ставила цели «дословно» пересказать все, что случилось с ней в детстве. Ее приоритетной задачей, как постановщика, было изобразить события так, чтобы современные зрители прониклись историей и непростой судьбой героини. Большинство обозревателей на момент выхода фильма сошлись во мнении, что Гарош это удалось.

Съемочная группа

Режиссер Ева Гардош сняла почти автобиографический фильм, повествующий о наиболее сложном периоде ее жизни. Ко всем трудностям, окружающим любого подростка, добавился переезд в совершенно другую страну с поистине гигантским количеством соблазнов и возможностей. Сценарий также полностью был написан постановщицей, а подавляющее большинство персонажей и характеров взяты из реальной жизни. Возможно, именно это позволило ленте стать по-настоящему интересной.

Как постановщик, Гардош сняла три фильма, из которых только «Американская рапсодия» является сравнительно известной. Кроме того, ей был написан один сценарий для другой киноленты – «Дети славы» Кристины Года. Снималась она в Венгрии, на исторической родине Евы.

Гораздо более внушительный послужной список у Гардош в качестве монтажера. Наиболее известная работа – лента «Пьянь», в которой рассказывается о жизни знаменитого американского писателя Генри Буковски (в главной роли снялся Микки Рурк). Есть и другие удачные примеры – «Девушка из долины» (1983), «Рай» (1991), «Фламандская доска» (1994), «Информатор» (1997), а также множество телевизионных сериалов и фильмов. Монтажером Ева Гардош работает и по сей день.

Оператором «Американской рапсодии» стал Элемер Рагайи, также венгр по происхождению. На его счету более 90 фильмов, в основном телевизионных. Он работал не только на территории Венгрии, но и в США. Наиболее яркие примеры – «Яков лжец», «Месмер», «Распутин» и, конечно, «Кольцо Нибелунгов» (собравший самую внушительную кассу из всех).

Продюсированием ленты занимались Коллин Кэмп, Бонни Тиммерман, Эндрю Дж. Вайна и многие другие. Для Кэмп «Американская рапсодия» стал одним из самых удачных проектов в карьере. Тиммерман в дополнение к этому отличилась множеством других фильмов, среди которых «Смерть и девушка» (1994) , «Лондон» (2005), «Глюки» (2006), «Крутая Джорджия» (2007), «Виолет и Дейзи» (2012). Отдельные проекты были успешнее «Американской рапсодии», причем как в художественном отношении, так и в финансовом.

Поистине «звездный» продюсер 90-х Эндрю Дж. Вайна (трилогия «Рембо», «Сердце Ангела», «Вспомнить все», «Знахарь», «Крепкий орешек 3: Возмездие», «Судья Дредд», «13-й воин») тоже принял участие в создании проекта. Его вклад в координацию съемочного процесса был действительно велик. По собственному признанию, Вайна просто не смог пройти мимо такого фильма, ведь сам являлся венгром.

Музыку написал Клифф Эйдельман («Лиззи Магуайр» (2003), «Дикое сердце» (1993), «Звездный путь 6: Неоткрытая страна» (1991), «Освободите Вилли 3: Спасение» (1997), «Парикмахерша и чудовище» (1997), «Обещать – не значит жениться» (2008), «Все любят китов» (2012) и другие). Монтаж сделан Маргарет Гудспид («Четыре комнаты», «Если бы эти стены могли говорить 2»). Художники — Алекс Тавуларис, Беатрикс Аруна Пажтор и Ванесса Фогель.

Актеры и персонажи

Актриса Скарлетт Йоханссон, исполнившая роль Сюзанны, является одной из самых популярных звезд Голливуда. Она снялась в таких фильмах, как «Человек, которого не было», «Трудности перевода», «Остров», «Матч Поинт», «Сенсация», «Престиж», «Вики Кристина Барселона», «Хичкок», «Мстители» и т.д. У Скарлетт 4 номинации «Золотой Глобус», премия за лучшую женскую роль от Британской академии и приз Upstream на Венецианском кинофестивале (обе за «Трудности перевода»).

Наиболее известные картины с Йоханссон были сняты после «Американской рапсодии», однако именно благодаря этому фильму талант молодой исполнительницы был замечен в Голливуде. На момент съемок Скарлетт было 15 лет. До получения первой главной роли Йоханссон участвовала в таких фильмах, как «Мой братец Бейб» (1999), «Заклинатель лошадей» (1998), «Один дома 3» (1997).

Также в фильме снялась Настасья Кински. Обладательница премий «Сезар» и «Золотой Глобус», Кински, исполнила роли в таких лентах, как «Париж, Техас», «Ложное движение», «Крестная мать», «Спаситель», «Небо над Берлином 2», «Внутренняя империя» и многих других. На протяжении всей своей карьеры актриса успешно снималась в фильмах лучших европейских мастеров. В «Американской рапсодии» она сыграла мать героини Скарлетт Йохансон. Роль отца досталась Тони Голдуину (сериалы «Правосудие Декстера» и «Секс в большом городе», фильмы «Последний самурай», «Чужой билет», «Приведение», «Целуя девушек»).

Некоторые актеры «Американской рапсодии», такие как Раффаелла Баншаги (Сюзанна в детском возрасте), снялись исключительно в этой картине. Венгерская актриса Агнес Банфалви, напротив, имеет великолепный «послужной список» (съемки в венгерских телесериалах, фильмы «Мефисто» и «Эрагон»).

Прием у критиков и зрителей

«Американская рапсодия» получила смешанные отзывы критиков. Например, на сайте rottentomatoes.com рейтинг фильма составил 55%, что является средней оценкой. Общее число кинокритиков, оценивших картину – 60, а соотношение положительных и отрицательных рецензий – 33 на 27 соответственно. Зрители на крупнейшем кино-ресурсе Internet Movie Database (IMDb) оценили ленту на 6,7 (около трех тысяч проголосовавших). На уважаемом сайте Metacritic «Американская рапсодия» получила 51% голосов от профессионалов кинематографа (более двадцати рецензий). Такой результат можно назвать средним, однако примечательно, что зрительский рейтинг на том же портале составил 8,8 баллов, что является очень хорошим показателем. В свою очередь, пользователи Рунета оценили  «Американскую рапсодию» существенно выше среднего.