American Reunion

Oblogka_Amerikanskii_pirog8История встречи выпускников и о том, как за один уикенд, вновь проведенный вместе, они для себя делают вывод, что изменилось, а что нет, в их взрослой жизни, сопровождающейся массой недоразумений, смешных приколов и прочими потехами, не на шутку взбудоражила кинематографический мир. О «Пироге» сотнями публикуются статьи, ему посвящают популярные ток-шоу, создаются фан-сайты в бескрайних просторах Интернета, где спорят до хрипоты поклонники, независимо от цвета кожи и вероисповедания. В чем же причины столь немыслимой популярности этого, скажем прямо, не самого высокохудожественного кинопроекта?

Феномен молодежной комедии

Франшиза «Американский пирог» — это своеобразный феномен звездно-полосатой массовой культуры. Самая первая часть, несколько бесшабашная комедия о четырех мичиганских друзьях-старшеклассниках, желающих как можно быстрее снять с себя «бремя девственности», вышла в прокатное плавание в далеком 1999 году. Картина со скромным по меркам Голливуда бюджетом в $11 млн. смогла собрать по всему миру более $250 млн., несмотря на холодную критику большинства специалистов.

Авторы особо не напрягались глобальными идеями. Они очень верно рассчитали формулу успеха своего кинематографического детища. Она достаточно проста: побольше шуток про секс, а фильм ими просто напичкан, плюс легкий налет юношеской сентиментальности, подразумевающей четко расставленные ориентиры: школьные годы бесповоротно уходят и это неизбежно, занятие сексом только по любви и так далее. И на выходе имеется вполне типовая комедия по-американски, которая неизвестно как стала фантастически популярна даже за пределами Штатов.

Понятия для кинематографа «культ» и «культовое» в последнее время стали совсем заезженными. Но тот первый фильм Пола Вайца стал первопроходческим в том плане, что породил целую массу уж совсем низкопробных подражаний, когда ранее подпадающие под табу понятия вдруг засверкали победно сразу всеми своими гранями пошлости и бесстыдства. Непристойные шутки и ситуации определились в новейший киножанр, который уличным языком независимо от географической принадлежности стал тупо зваться «ржачкой», а кинокритики совместно с американскими прокатчиками у себя в стране деликатно называют не иначе, как комедией для молодежи с рейтингом R. Подобный рейтинг гласит, что юное поколение до 17 лет на фильм пускают только «за ручку» с взрослыми. Но подростков это не останавливает, они ищут всевозможные лазейки на R-кино — там ведь такое покажут!..

Но стоит вновь вернуться к «Пирогу». 2001 год ознаменовался выходом на экраны первого сиквела, который продолжил финансовый успех проекта. «Инвентаризация» кассовых сборов показала, что при бюджете в $30 млн. «на гора» было выдано порядка $280 млн. И что парадоксально, оценки этому эпизоду достались намного ниже, чем оригинальной ленте. Создатели проекта не унимаются, и третья часть, имеющая уже подзаголовок «Свадьба» появляется в 2003 году. И все повторяется — финансовый успех, хотя не столь впечатляющий, поскольку при заложенном бюджете в $55 млн. «по всем сусекам наскребли» в районе $230 млн. С оценками кинокритиков тенденция сохранилась, они стали еще ниже. Третий эпизод характерен тем, что отсутствовал ряд ключевых персоналий из предыдущих лент, включая даже одного героя из знаменитой четверки. А затем франшиза была забыта на долгие девять лет. Ну не совсем, конечно, забыта, поскольку периодически на DVD появлялись своего рода фильмы-ответвления от «Пирога», но это совсем не то, что зрители видели на широком формате экрана.

Долгожданное возвращение

И вот через 13 лет после выхода оригинальной ленты под патронажем студии Universal был совершен крупнобюджетный, скрупулезно просчитанный в плане прибыли, проект, где физиологически повзрослевшие, но ничуть не утратившие пятнадцатилетнего задора киногерои с огромной радостью показывают различные ниже пояса части тела. Смехотрон, имеющий свое начало еще от немых шедевров юного Чаплина, когда бьют человека под зад коленом, сбивая того с ног, а все хохочут, собирает у касс кинотеатров миллионы страждущих все это увидеть. А что поделаешь, зритель хочет зрелища – зритель его получает. Четвертый «Американский пирог» (а с учетом всевозможных ответвлений — восьмой) вернулся к зрителям, причем его создатели смогли собрать полный «боекомплект» из всех актеров, исполнивших заметные роли в двух первых эпизодах. Серия обрела название «American Reunion» (в отечественный прокат она пошла под заголовком «Американский пирог: Все в сборе»).

Уже весной 2011 года боссы студии подписали контракты со всеми исполнителями. Даже Шонн Уильям Скотт, в то время находившийся в реабилитационном центре и поправляющий там свое здоровье, нашел возможность и желание вновь ощутить сладостный вкус «звездно-полосатого» пирога и выйти на съемочную площадку. Чуть позднее возникла необходимость в актере, которому была уготована роль героя по имени Кара. Критерий был один – его «великолепная картинка» обнаженного по пояс. Надо сказать, что выбрать было из кого, в итоге «трудных и продолжительных переговоров» перст указал на легендарного футболиста клуба «Цинциннати Бенгалс» Национальной Футбольной Лиги Чада Джонсона.

«Кулинары» четвертой картины

В жанре комедий молодежной тематики фигура режиссера зачастую не играет решающую роль, где все же больше внимания уделяется сценарию и, естественно, актерскому началу. Но совсем обезличивать постановщика, конечно, нельзя, среди них у каждого свой, только ему подвластный стиль. Режиссёр первого, оригинального «Пирога» (1999) — Пол Вайц, который работал на пару с родным братом Крисом, сделал от него все зависящее, чтобы хитовая комедия стала в «звездно-полосатой» стране второй, если просчитывать прибыльность проекта, в сезоне 1999 года, уступив только малобюджетной ленте «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» Эдуардо Санчеса и Дэниэла Мирика. «Пирог», отличающий «слегка» грубоватым юморком, больше чем в девять с лишним раз превзошел свой довольно скудный по меркам Голливуда бюджет, исчисляемый $11 млн., хотя лишь с четвёртой попытки забронировал за собой в прокате рейтинг ‘R’ вместо совсем уж «сурового» ‘NC-17′. Пол затем стал бессменным продюсером всех последующих эпизодов этого молодежного кинодействия, принимал самое непосредственное участие в «придумывании» характеров всего «основного состава» персонажей. «Пирог» же 2012 года он доверил «испечь» режиссёрам Хейдену Шлоссбергу и Джону Харвитцу. Оба режиссера, два лучших друга на протяжении почти десяти лет, за все эти годы сумели снять несколько лент, но лишь комедия о Кумаре и Гарольде с большой натяжкой можно назвать достойной голливудской работой. Так что именно лента «Американский пирог: Все в сборе» стала их на тот момент звездным часом.

Персонажи как составные части культовой франшизы

Тринадцать лет спустя после окончания средней школы старые добрые друзья Стифлер, Джим, Крис, Финч и Кевин собираются вместе на встрече выпускников. Что происходит на подобных встречах, догадаться не составляет большого труда. От географического положения суть этих встреч не меняется, по ту сторону океана была ваша школа или по эту: встретились, обнялись, слегка поговорили, а потом «конкретно» напились «по самое не могу» и понеслось… Изменились ли за эти годы герои, повзрослели?

На вершине разгильдяйства, а никто и не сомневался, расположился Джимми Левенстайн — вечный неудачник, который из одной части «пирога» в другую не отдает никому пальму незавидного первенства по притягиванию к себе, словно магнит, всех существующих нелепостей и напастей, впрочем, ему и уделяется львиная доля всего экранного времени. В Америке есть очень обиходный речевой оборот: «толкать вперед конверт», которое употребляется, когда кто-то низвергает устои, ломает стереотипы, пытается расшатать границы дозволенного. Именно Джимми набрался смелости, став «подносчиком снарядов» и толкателем новаторского «конверта» самого первого «испеченного Пирога» в кадре нового применения кулинарного изделия. Все, присущие черты характера Джимми, относятся не сугубо только к данному персонажу, но и к самому исполнителю Джейсону Биггсу, который практически внешне не изменился по сравнению с третьей частью. Он своеобразный клон по внешним признакам, как принято говорить «один в один», Адама Сэндлера. Но в отличие от Адама, сумевшего не с самыми качественными, с точки зрения эстетики жанра, фильмами, добиться приличных успехов со своей собственной студией, он не снискал за все годы карьеры особого признания и славы. Хотя очень трудно, если не сказать просто невозможно, представить «Американский пирог» без этого актера. Его появление в кадре почти всегда вызывает истеричный хохот.

Биггс страстно откликнулся на просьбу постановщиков нового сиквела Джона Харвитца и Хейдена Шлоссберга сделать в картине нечто новаторское. Как посекретничал сам Харвитц, он отослал актеру творческое «новаторское» предложение, чтобы тот кое-что «интимно продемонстрировал», что Биггс очень «художественно» и правдиво сделал. Было ли это смешно? Кому-то да, кому-то не очень, но улыбка однозначно появилась, хотел ли этого зритель, или нет.

Безусловный плюс, что в названии написано – все в сборе! Весьма сильный ход авторов ленты, который намного расширил аудиторию в кинозалах. Всегда ведь приятно лицезреть всех кумиров в единой творческой связке. Огромный плюс, что среди актеров есть Шонн Уильям Скотт, которому пока не получается выбраться из второсортных кинолент, а ведь его мастерство актера абсолютно не подвергается ни малейшему сомнению. Персонаж Стифлера, главного выдумщика «банды», готового на любое хулиганство по первому зову, в его интерпретации оставляет глубокий след надолго. Хотя многие специалисты считают его роли в лентах «Бесшабашное ограбление» и «Сокровища Амазонки», пока лучшими из того, что ему пришлось показать в кино. Так что стоит надеяться на сюрпризы от актера Шонна Уильяма Скотта в будущем.

Снова в обойме и Эдди Томас, у которого роль Пола Финча из «Пирога» также пока самая знаковая в карьере, где он здорово воссоздал этакий образ неглупого, хотя немного занудного ученика, потом студента, потом тридцатилетнего «дядьки», который ухитрялся обращать на себя внимание и завладевать умом и желанием умудренной женщины, матери Стифлера. По жизни Эдди бесконечно талантлив. Он был суперталантливый футболист, которого в 16 лет желал заполучить клуб МЛС. Затем уже в 22 года ему вновь предлагали выгодный контракт, но он и его отклонил, отдав предпочтение работе актера. Он дружит по жизни с Крисом Клейном, еще одним актером «Американского Пирога».

Крис, также ставший знаменитым после самого первого «Пирога» благодаря роли «Оза» Острайхера. Затем была череда молодежных фильмов, включая «American Dreamz» и «Just Friends». В личной его жизни постоянно черные полосы берут вверх над белыми. Несколько раз он был арестован за вождение автомобиля, будучи нетрезвым за рулем, проходил месячный курс по борьбе с алкоголем. Но все эти «напасти» не помешали окунуться снова в роль «Оза» в четвертом эпизоде «Американского Пирога».

Обозначил свое присутствие во всей этой бесбашенной «банде» и Кевин Майерс в исполнении Томаса Николаса, также не бесталанного американского киноактера, который к тому же проявил уже себя и как певец, музыкант, писатель, продюсер, так что времени он между третьей и четвертой частью явно не терял.

Снова на своем «рабочем привычном» месте и Юджин Леви, импозантный актер с бровями советского генсека Брежнева и с очень похожей дикцией, которую советские люди запомнили навсегда, благодаря тому, что в брежневские времена была только одна телевизионная кнопка – первая.

А какой же «Пирог» без соблазнительницы Хезер, которую как всегда пикантно и притворно закатывая глаза, играет Мена Сувари?.. Забавно получается в кинокарьере этой натуральной блондинки, поскольку ее преследуют фильмы и шоу с определением «американский». Помимо всех «Пирогов» это «Американская девственница», и «Красота по-американски» и популярное телешоу «Американская история ужасов».

Вот такие основные части «Пирога» по-американски.

Что в заключении?..

Киноспециалисты признают, что «Американский пирог» — своего рода некий феномен, серия, чья популярность не зависит почти от качества отдельной взятой части. Если давать оценку картине «Все в сборе» как очередному эпизоду довольно специфической «горячей» саги, то следует признать, что и этот кусочек большого «Пирога» удался. Все, что многочисленные поклонники данной франшизы ждали, все в четвертой части есть. Главные персонажи на месте, причем и на всех постерах их расставили «по ранжиру» согласно первой ленте далекого 1999 года. Так что появление в кадре всех персоналий будет всегда встречаться радостным и одобрительным смехом зрителей. А ведь в принципе на большее «Пирог» и не претендует. Это кино, способное увлечь и стойких фанатов сериала, и тех, кто с ностальгией вспоминает чудесные школьные и студенческие годы, когда мороженое было холоднее, а девчонки стройнее.