American Splendor

Oblogka_Amerikanskoe_velikoУспешная экранизация автобиографических комиксов Харви Л. Пекара под названием «Американское великолепие» была заслуженно признана одним из лучших независимых фильмов 2003 года. Наряду с восторженными возгласами кинокритиков лента обзавелась призом Каннского фестиваля и гран-при от «Сандэнс». Бюджет проекта составил всего $2 млн., но в прокате лента собрала почти в четыре раза больше.

Социально-реалистичный комикс

В основу релиза American Splendor отчасти легла сюрреалистичная сага заурядного клерка из Кливленда. Реальный человек, реальная жизнь и комикс без спецэффектов. Но нужны ли они? Неужели жизнь простого человека менее интересна, нежели борьба глянцевых супергероев? Примерно так подумал рядовой регистратор одной провинциальной больницы. Сперва Пекару казалось, будто он спятил, ведь зачем в принципе кому-то листать его нудную жизнь, иллюстрированную примитивными картинками? Но все же для разнообразия своего, казалось бы, бесперспективного бытия вечно недовольный рутиной американец начал творить. Так появились на свет схематичные наброски «Американского великолепия».

Харви – бездарный невротик, выходец из семьи польских евреев, бежавших в Новый свет от фашистской Германии. Его детский ум был напрочь лишен мечтаний, а полет его фантазий выглядел более удручающе, нежели пикирование мусорного пакета на ветру. Между тем молодой кливлендец попытал счастья в университете, но оставил учебу, не вытерпев и двух семестров. Отслужив в лаврах ВМС США он поступил на депрессивную должность заведующего регистратурой Кливлендского Госпиталя Ветеранов. Судьба его стабильно удручала негативными сюрпризами, ушли уже две жены, а отцовские чувства были ему чужды, как и счастье в целом. Жизнь в Огайо текла медленно и скучно, квартира Харви превратилась в свалку старых, но якобы нужных ему вещей, и все свои мизерные сбережения он тратил на блошиных рынках.

Там он встретил специфичного художника по имени Роберт Крамб, рисующего на досуге андерграунд-комиксы. К слову, в 70-х годах комиксы, как и прежде, были популярны, а потому оригинальных интерпретаторов в США хватало. Между странноватыми парнями завязалась дружба. Со временем к работам Роберта пришло признание, и он переехал. Решив как-то выплеснуть свое угнетение тривиальностью захолустной жизни Харви сотворил свои первые черновики автобиографичного рассказа в формате комикса. Состоящие из черточек персонажи были родом из его повседневных приключений, будь то очередь в супермаркете или спор с коллегой. Все начало обретать форму на бумаге, отчего автору полегчало на душе, и свои рисунки Пекар рискнул показать Крамбу.

К удивлению лысоватого клерка, Роберт проиллюстрировал дебютный эпос, вслед за которым в тираж пошли новые бестселлеры о жизни провинциального лузера. Серое существование Харви обрело смысл, он встретил свою половину, стал популярным, его начали приглашать на шоу в прайм-тайм, а вздорный нытик из комиксов превратился в героя анекдотов. Неожиданно для самого автора его детище начало менять однотипную жизнь к лучшему, но с привилегиями в его дом пришли также и проблемы. Несмотря на это, Харви давно сросся с образом неудачника, а потому среди регресса чувствовал себя как рыба в воде. Однако все оказалось несколько сложнее. Зрителю предстоит узнать, сможет ли Пекар сделать из пришедших в его семью невзгод очередной комикс. В противном случае он рискует остаться лишь памятным персонажем из предыдущих выпусков American Splendor.

Немного клея и куртка прослужит еще одну зиму

Харви Пекар, как и полагается потомственному еврею, был весьма бережливым. Знакомые же называли его скрягой, и страх остаться без рутины стабильной работы представлялся самым страшным кошмаром ужимистого писателя. Он не бросил своей должности и после того, как стал знаменитым. Более того, он провел в регистратуре всю свою жизнь, торжественно уйдя на пенсию в 2001 году. Предложения экранизировать свой жизненный путь поступали к Харви еще в 80-х. Но тогда задумка так и не получила реализации. После этого прошло много лет, а персонаж из пекаровского комикса так и не принес своему создателю ощутимого дохода. Это было связано как с проблемами издателя, так и с необратимой тенденцией падения популярности печатных комиксов в целом.

Очутившись на пороге старости и не имея хорошей пенсии 63-летний американец решил сотрудничать с киностудией в обмен на небольшой гонорар. В роли независимых режиссеров выступили супруги Шари Спрингер Берман и Роберт Пульчини, получившие ранее известность благодаря документальной ленте «Последние дни Чэйзена» (1997). В качестве продюсеров в проекте были задействованы Деклан Болдуин, приложивший руку к «Ночи живых мертвецов» (1990), и Тед Хоуп, создавший фильм «Ледяной ветер» (1997). Звуковую дорожку создавал Марк Суоззо. Его саундтреки ранее украсили работы «Звук и ярость» (2000), а также «Последние дни диско» (1998). Кроме этого Марк уже работал со Спрингер Берман и Пульчини в рамках «Последних дней Чэйзена». В качестве оператора был задействован Терри Стэйси, снявший «В погоне за мечтой» (1999) и 6 сезонов «Секса в большом городе».

Сценарий был полностью одобрен виновником истории. В придачу к этому Харви Пекар стал участником интервью и документальных съемок, впоследствии вошедших в состав ленты. Также при монтаже использованы архивные записи шоу Дэвида Леттермана. Кадры были умело скомбинированы с отснятым для фильма материалом. Наряду с этим один эпизод, в котором главный герой вошел в конфронтацию с ведущим телепередачи, компания NBC не смогла предоставить. Эту сцену пришлось воссоздать с участием актеров. Кроме того, повествование ведется от лица Пекара, используется оригинальная закадровая озвучка. Как рассказал потом Харви, у него не было каких-то особых требований к подбору актеров. Но он хотел, чтобы его историю не меняли и не украшали, что и было соблюдено.

Даже из армии погнали – я не научился застилать койку

Прежде всего, создатели картины желали привлечь на главную роль максимально схожего как внешне, так и манерами актера. Изначально рассматривалась кандидатура Леонардо ДиКаприо. Также претендовал на участие в проекте еврей по происхождению Роб Шнайдер. Он довольно неплохо подходил по типажу, зрители традиционно воспринимали его как комедийного артиста. Но в итоге предпочтение было отдано Полу Джаматти. Американский актер очень серьезно отнесся к предложению, а потому Харви Пекар был спокоен за судьбу своего образа. В жилах Джаматти была смесь британской, ирландской, а также итальянской кровей. Впрочем, это не мешало ему прекрасно изображать еврея, и он оказался весьма схожим с Пекаром.

Пол тогда уже имел за плечами богатый опыт работы в кинематографе. Он был хорошо знаком массовому зрителю благодаря ролям в фильмах «Гром в штанах» (2002), «Большой толстый лгун» (2002), «Планета обезьян» (2001) и «Шоу Трумана» (1998). Джаматти тщательно готовился к съемкам и старательно входил в образ. Он детально изучил документальные видеозаписи с участием своего героя. Его мастерству легко поддалась речь, мимика, выражения и повадки Пекара. Кроме того, Джаматти исследовал все части одноименного комикса, который лег в основу «Американского великолепия». Актер даже одевался так, как, по словам Харви, одевался сам автор предыстории. К слову, настоящий Пекар остался вполне доволен проделанной Полом работой.

Я не боюсь. Просто я пролила чай с ромашкой

В тандеме с Джаматти должна была работать не менее виртуозная актриса, способная передать всю специфичность характера жены Харви. Анемичная Джойс, как и ее избранник, уже связывала себя брачными узами. Она обожала выискивать у себя хронические болезни и диагностировать недуги окружающих. При этом брюнетке совсем не хотелось работать, и она регулярно залегала в спячку, свернувшись под одеялом. Они оба были не так уж молоды и знали, чего им друг от друга можно ожидать. Просто идеальная пара. Все прелюдии были пропущены, два чудака поженились и жили вместе до самого конца.

Довольно сильная роль второго плана была отведена американской актрисе Хоуп Дэвис. Признание к ней пришло с появлением на экранах таких кинолент, как «Дорога на Арлингтон» (1998), «Сердца в Атлантиде» (2001), а также «О Шмидте» (2002). В преддверии начала съемок Хоуп много общалась с настоящей супругой Пекара. В результате киношный образ вышел превосходным, а Дэвис весьма правдоподобно походила на спокойную, как вечность, Джойс Брабнер.

Ты заплевал меня, Харви!

В фильме фигурируют многие друзья кливлендского сочинителя комиксов. Прежде всего, это Роберт Крамб. Его роль исполнил американский актер Джеймс Урбаняк, известный благодаря сериалам «Секс в большом городе», а также «C.S.I.: Майами». В образе неотразимого Тоби, с которым главный герой работал в больнице и ездил на просмотр «Мести ботаников», зрителю был представлен Джуда Фридлендер. Перед этим он хорошо зарекомендовал себя в «Торчках» (2001) и «Шоу начинается» (2002). Молодой актер прекрасно справился с довольно сложной задачей, добившись удивительного сходства со своим прототипом. Стоит также отметить Джеймса МакКэффри из «Секса в большом городе». Здесь он исполнил роль знакомого с Харви иллюстратора, который ощутимо повлиял на ход событий в его жизни.

Автор или персонаж?

Этот кошмарный вопрос постепенно начинает терзать главного героя, не позволяя ему уснуть. Кто же он, этот Харви Пекар? Минуло уже много лет с момента выхода первого выпуска «великолепия». Порванный носок, насморк, покупки в магазине, выбрасывающие мусор соседи – все стало декорациями для происходящего в комиксе. Главное, что он сам уже не в состоянии разобрать, кем же он является: человеком, сочинившим о себе комикс, или просто персонажем, самостоятельно живущем в иллюзорном мире? А не сошел ли он с ума? Может его вообще уже нет? Вполне возможно, что где-то даже есть одинокое надгробие с его именем. И что дальше, как же отличить комикс от реальности?

Параллель между жизненным бытием и смертью довольно неожиданно возникает в сюжете. Харви все больше задумывается о вечном. Ведь работа над литературой дала ему смысл жизни, очередной выпуск «Американского великолепия» свел его с будущей женой и даже сделал его отцом. Не чудо ли это? Герой замечает, как его ковыряния в серой рутине привели к тому, что жизнь начала раскрашиваться в цвета, он обрел семью, любовь и счастье. Внезапно Харви понимает, что даже смерть ему не так страшна, ведь его графический образ, вероятно, продолжит свое существование наряду с Бэтменом и Халком. Он родился, вырос и был всегда лузером, но похоже на то, что судьба у него не так плоха. Даже по-своему прекрасна.

Критика и награды

Биографичная работа по мотивам жизни Харви Пекара была крайне положительно воспринята ведущими кинокритиками. Наряду с высоким рейтингом среди зрителей лента хвастает престижным призом от Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ́), врученным в рамках Каннского фестиваля в 2003 году. Также в январе того же года картина завоевала гран-при в категории «Драматический фильм» на ежегодном фестивале «Сандэнс» в США, где и был, собственно, презентован фильм.

Но победоносное шествие American Splendor на этом не закончилось. Спрингер Берман и Пульчини стали лауреатами наград Национальной, Бостонской и Лос-анджелесской ассоциаций кинокритиков за лучший сценарий. Стоит также отметить, что Хоуп Дэвис была номинирована на «Золотой глобус» в 2004 году как лучший исполнитель женской роли второго плана. В то же время фильм номинировался на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

Наследие

В целом, кинофильм «Американское великолепие» вышел гениально скомпилированной экранизацией мемуаров необычного человека. В метраж вошли как снятые с участием актеров сцены, так и документальные записи с реальными персонами. Временами на экране можно видеть и актеров, и самих людей, чьи роли те исполняют. Таким образом стираются все границы между прошлым, настоящим и будущим. Вместе с тем, создатели фильма добились этим максимального доверия зрителя ко всей неподдельности истории о Харви Пекаре и его окружении.

В 2010 году Харви скончался в возрасте 70 лет, но его протагонист по-прежнему жив как в кино, так и на бумаге. Биография неудачника из Кливленда призвана вдохновлять людей, считающих себя неспособными как к творчеству, так и к успеху. Она учит тому, что абсолютно каждый волен смотреть на жизнь и проблемы своим взглядом, и совсем не обязательно при этом видеть лишь плохое. Ведь, как сказано в фильме, ради разнообразия дела могут пойти совсем неплохо.