Oblogka_Andersen-Zhizn-bez-Разве найдется в мире такой человек, который не любит сказки и не млеет от воспоминаний мягких маминых губ, тихо и спокойно произносящих слова, что медленно складываются в повествование, наводя на нас, совсем еще крохотных, спокойствие, умиротворение и сон. Голос умолкает, и малыш просто засыпает, со светлой улыбкой на устах, полной счастья и воспоминания о мамином мягком голосе и нежных глазах, где так и искрится любовь… Все дело в том, что представленный кинофильм, под названием «Андерсен. Жизнь без любви», это и есть та самая сказка, причем, не просто волшебный рассказ. Это сказка, написанная одним сказочником про другого. Не понятно? Тогда стоит рассказать поподробнее. Эльдар Рязанов – человек чрезвычайно известный, актер, режиссер, продюсер, он начал вою карьеру еще в Советском Союзе. Тогда, в далеких пятидесятых, молодой и амбициозный творец уже хорошо представлял себе, куда поведет его жизненный путь. Нужно сказать, что мальчик, родившийся в семье одесских евреев, вовсе и не собирался становиться режиссером. Однако работавший в главке отец был репрессирован, а мать не стала изображать из себя декабристку, тем более что ей нужно было воспитывать сына. Время было трудное — конец двадцатых годов прошлого века катком прошел по населению страны: полуголодное существование, карточки, трудодни… Но городским жителям, все же, было легче, и юный Эльдар с успехом окончил школу, мечтая стать настоящим писателем, или, на крайний случай путешественником.

После школы, которую он окончил очень даже неплохо, Рязанов подал документы в Одесскую «мореходку», но вокруг загудела и заревела Великая Отечественная. Ответ из училища утонул в этом страшном, леденящем кровь, гуле. Судьба направила мальчишку в другом направлении, и он успешно поступил, а потом и закончил ВГИК. Как не крути, а видимо само провидение не позволило будущему режиссеру растратить свою жизнь на совершенно не нужное ему дело. Не принеся пользы там, он бы не смог самореализоваться и здесь, в творчестве. Потенциал, и на то время, уже был просто огромен и его заметили.

Какой же он — режиссер Рязанов?

Рязанов долгое время занимался документальным кино, однако в пятьдесят шестом году прошлого века, на советские киноэкраны вышла его первая игровая картина, кинокомедия, которая заставляет смеяться, уже не одно поколение зрителей. Лента называлась «Карнавальная ночь». Фильм мгновенно разобрали на цитаты, чего стоит только знаменитый докладчик, разглагольствующий про существование жизни на Марсе! Именно благодаря Рязанову, как режиссеру, советская киноиндустрия познакомилась с Людочкой Гурченко, ныне покойной, а также Юрой Беловым.

А уже после победоносной первой комедии, карьера Рязанова пошла, как по накатанной. Все его фильмы принимались на ура. Соскучившийся по чистому, светлому юмору, по отдыху от изматывающих трудовых будней, народ желал праздника, фееричных событий. И Рязанов давал людям то ощущение праздника, которого так не хватает в повседневной жизни. Зрители, не отрываясь, смотрели кино, про поиски клада итальянскими гостями, переживали за героев «Гусарской баллады», смеялись над проделками «Человека ниоткуда».

«Играть несчастного человека намного сложнее, чем счастливого»

Составлять список работ режиссера нет смысла, каждый, кто родился и вырос на постсоветском пространстве, прекрасно знает «Берегись автомобиля», может процитировать наизусть несколько реплик из «Вокзала для двоих», а уж про «Иронию судьбы», которую все смотрят из года в год в предновогодние праздники на протяжении всего времени, начиная с премьеры, и говорить нечего. Каждый ребенок знает его наизусть почти полностью. «Служебный роман» с невероятно смешными диалогами и трагикомичная история в киноленте «Гараж», это тоже творение Рязанова. Создавать фильмы, причем без использования дорогостоящего оборудования, без визуальных спецэффектов, без трюков, которые помнят и любят многие поколения – это может только настоящий мастер своего дела.

Однако среди работ Эльдара Рязанова есть и много серьезных, драматических картин, он умеет снимать то, чего ждет от него зритель. Сам родом из народа, он хорошо чувствует настроение и тонко ощущает веяния, тенденции, подмечая главное и отметая второстепенное. «Жестокий романс», трагикомедия «Небеса обетованные», «Предсказание»… Эти картины стоят того стоят, чтобы их посмотреть, хотя бы для того, чтобы почувствовать настоящий вкус эпохи, который так умело передает в своих картинах Эльдар Рязанов.

«Глупо ты поступил, Андерсен, что прошел мимо любви, которую способна дать женщина!»

Идея снять художественный фильм о великом сказочнике пришла к Рязанову совершенно неожиданно. «Однажды проснувшись утром, я просто подумал, что вот пришла пора снять кино о человеке, который так похож на меня самого, и в то же время, моя противоположность, — говорил режиссер друзьям. – А уже если, сказал, то пришлось делать!». Конечно же, этих двух великих людей, Ганса Христиана Андерсена, огромного выдумщика и гениального сказочника, с одной стороны, и Эльдара Рязанова, талантливейшего режиссера, знатока людских душ, действительно, многое объединяет. Ведь если хорошенько разобраться, то каждая работа режиссера, это своего рода сказка. Даже если история совсем не сказочная, то элементы сказочности, все равно присутствуют в каждом ее эпизоде, в каждой реплике или диалоге, в каждой сцене.

Нужно сказать, что Ганс Христиан тоже совершенно не собирался писать сказки, он рос довольно отстраненным, голубоглазым мальчишкой, у которого почти не было друзей. Чтобы сберечь ранимого и нежного сына, мать отдала его на обучение в еврейскую школу, где наказывать розгами запрещалось. Возможно, поэтому юный Ганс проникся таким трепетным отношением к еврейскому народу. И это, вполне может быть, также помогло Рязанову ощутить то внутреннее родство с великим сказочником. Андерсен собирался стать актером, но с этим не сложилось, и он начал писать потихоньку, и издавать свои творения. К своему большому удивлению, он однажды обнаружил, что его с удовольствием читают, Ганса это поразило, он даже и не думал о каком-либо успехе среди публики, ведь первое его напечатанное творение, годилось лишь для того, чтобы заворачивать продукты, как говаривал ректор в его школе.

Гансу Христиану Андерсену помог сам король Фредерик VI, который фактически и заплатил за его образование, и издал все написанное Андерсеном. Но, на самом деле, Ганс не любил свои сказки, которые и принесли ему всенародную любовь и славу, он хотел, чтобы в нем видели серьезного романиста. Так он и умер, тихо ненавидя себя за создание подобных сочинений.

«Найди пять отличий»

Наверное, в этом и есть самое главное, коренное, различие между ним и Эльдаром Рязановым, который каждое свое детище холит и лелеет, словно мать собственное дитя. Каждый фильм для него, будь то комедия, или драма, бесценен, потому работа над ним – это тонкий и кропотливый путь творца. Нужно сказать, что фильм о великом сказочнике Андерсене, не совсем биографичный, даже и не биографичный вовсе, хотя некоторые исторические факты при написании сценария были использованы. В основном, кино о том, как одинок творец в своем творчестве, о том, что не понятым остаться намного легче, чем не признанным, что слава, совсем не означает счастье, а уж присутствие любви не подразумевает совершенно. Этот фильм полностью выбивается из всех остальных работ Рязанова, и хотя бы из-за этого, его просто необходимо посмотреть.

Самого Андерсена в фильме сыграл не один, а три актера, представляя на суд зрителя детство, юношество и взрослую жизнь писателя. Маленький Ванечка Харатьян в роли малыша Ганса, выглядит чрезвычайно трогательным и нежным ребенком, мечтательным и тихим. Даже сам Бог, которого сыграл, изрядно постаревший Макс Отто фон Штирлиц, то есть, Вячеслав Тихонов, собственной персоной, с прикрученным к голове ореолом святости, спускается к нему с небес, чтобы отвесить традиционный поцелуй в лобик. Молодые годы Андерсена обозначил в картине Станислав Рядинский, сыграл, по признанию многих, очень натурально, но порой его «заносит». Например, сцена, в которой писатель чуть ли не бьется в истерических конвульсиях, по мнению критиков – это явный «перебор», причем чести не делающий ни артисту, ни самому фильму, в целом.

Взрослого Ганса Христиана сыграл актер из Одессы, Сергей Мигицко, известный по роли Шетарди из кинофильма «Виват, гардемарины». В роли Андерсена Мигицко получился каким-то очень ровным, с непременной, благожелательной улыбкой на устах, несмотря на все удары судьбы и разочарования, которые подстерегают его от года в год, на каждом шагу, на его нелегком, совершенно одиноком пути великого человека. Лишенный друзей, любви, постоянно преследуемый завистливым голосом недоброжелателей, он, все же должен идти по жизни, и шагает по ней, до самого конца.
А в роли основного «гонителя» главного героя, его неумолимого визави, ректора, вечно ищущего в произведениях Андерсена какой-то политический подтекст и недовольство существующим режимом, снялся знаменитый советский актер из Саратова, по имени Олег Табаков, который, опять же, в особых представлениях не нуждается. Нужно сказать, что в фильме он стал еще одним из тех актеров, которые в этой киноленте поставлены режиссером в особые условия. Зрители привыкли к Табакову смешному, к Табакову сказочному и волшебному, чего стоит одна только мисс Эндрю, ужасная домоправительница из «Мэри Поппинс!», или подлый владелец салуна из фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Но даже и в более серьезных работах Табаков обычно несколько самоироничен и самокритичен. Тут же он выступает самым настоящим негодяем, который, всю жизнь ненавидя и завидуя творцу, лицемерно клянется вечно помнить о нем, горестно вздыхая, над его могилой.

Евгения Крюкова, которую публика хорошо знает по роли следователя прокуратуры, в сериале «Бандитский Петербург», сыграла в эльдаровском кино ветреную и непостоянную возлюбленную великого сказочника. Нужно признать, что такой разной, зрители еще Крюкову никогда не видели и, скорее всего, никогда не увидят. Созданные ею образы, просто поражают своей реалистичностью. В обыденной жизни она бесчувственна и холодна, взгляд ее безжизненен, а жесты вялые и спокойные. Но как только та же самая девушка появляется в мечтах сказочника, будто молния ее «прошибает». Йени Линд, так зовут героиню Крюковой, мгновенно расцветает и во взгляде ее загорается тот скрытый огонь, который заставляет прямо искры лететь от ее прикосновений. Она становится прекрасной, яркой и живой, совершенной противоположностью своему, будто бы, реальному образу.

«Но, Андерсен, я совсем не жалею, что поцеловал тебя в раннем детстве!»

Да и весь фильм снят в такой удивительной манере, узнать в которой Эльдара Рязанова очень сложно. Действие происходит как бы в нескольких мирах одновременно, причем реальность – совсем не лучший из них. В реальности всегда промозгло и сыро, лепит беспрестанно мокрый снег, или идет серый, холодный дождь, а краски все тусклы, словно на выцветшей старой фотографии. Эта вымышленная реальность так реалистична, что невольно начинаешь ежиться и кутаться в одежду, холод выползает прямиком из киноэкрана. В другой же реальности, сказочном разноцветном мире, все совершенно по-другому. Там играет музыка, а девушки носят цветастые платья. Там любовь присутствует в каждой травинке, в каждом звуке и каждой сцене, и на душу приходит покой. Однако, это только придуманный мир грез сказочника, готовый рассыпаться в пыль, как только зрители откроют вместе с автором глаза.

Этот фильм очень спорный и очень противоречивый, некоторые критики считают его главным творением режиссера Рязанова, другие же видят только полное фиаско режиссера. Хотя, как раз провальным-то фильм назвать и нельзя, ведь имея бюджет в двенадцать миллионов долларов, он принес своим создателям, больше пятнадцати миллионов. Премьера в России состоялась в конце декабря две тысячи седьмого года, но весь мир получил возможность просмотреть это кино, лишь спустя год, в декабре две тысячи восьмого. Как бы там ни было, фильм Рязанова об Андерсене, нужно, непременно, посмотреть, чтобы хотя бы точно узнать, каким же разным он может быть.