Angel-A

Oblogka_Angel_AВ 2005 году на мировые экраны вышел черно-белый фильм самого «американского» французского режиссера Люка Бессона «Ангел-А». Эта картина продолжила ранее поднимающуюся в европейском и американском кинематографе тему чувств и страданий посланцев небес, их нежелания следовать установленным правилам и стремления к переменам. Отход от образа совершенства, наделение ангелов такими человеческими чертами, как проявление эмоций, способность совершать ошибки ярко продемонстрированы еще в картине Уоренна Битти 1978 года «Небеса подождут», где незадачливый хранитель души, роль которого в принципе традиционна — оберегать и защищать, несколько поспешил с решением устройства в загробном мире своего подопечного, и ему пришлось собственноручно исправлять ситуацию, также как и обычным людям. Самый известный фильм немецкого режиссера Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987) повествует о двух ангелах, ведущих безупречную жизнь в мире, где отсутствуют чувства и физические ощущения, один из которых Дамиэль променял вечное бессмертие на любовь к земной женщине и жизнь рядового обывателя, а второй — Кассиэль, вскоре последует за ним.

Великолепная игра актеров, эмоциональный накал ленты, позволяющий чувствовать малейшие оттенки смены настроения героев, трансформацию их мировоззрения, позволили этой истории пробудить в зрителях и критиках особые чувства, результатом чего стало огромное количество номинаций и наград на многих престижных кинофестивалях. Продолжением этой истории стала картина 1993 года «Так далеко, как близко», где уже перед Кассиэлем встает выбор между долгом и чувствами. А в 1998 году вышел американский римейк фильма под названием «Город ангелов».

Картина 1996 года «Майкл» представляет ангела в большей степени человеком, обладающим дополнительными обязанностями, нежели небожителем-грешником, а «Догма», побившая все рекорды по просмотру в 1999 году, и вовсе рисует падших ангелов абсолютно сюрреалистичными персонажами, живущими в не менее экстравагантном и безумном мире, где высшие силы проводят пиар-акции, а трактовка бога весьма нетривиальна.

Противостояние темного и светлого в фильме «Нет вестей от Бога», вышедшем на экраны в 2001 году и являющегося совместным творением кинематографистов Испании, Франции, Мексики и Италии, традиционно представлено борьбой порока и добродетели: обитательница Рая и посланница Ада, перевоплотившись в земных женщин, пытаются одержать победу в этом вечном конфликте.

Ангел Бессона отличается от своих экранных «собратьев» прежде всего отсутствием истории грехопадения, даже если его поступки нелогичны, неприличны, что явно не подобает высшему существу, за это он не несет наказания – просто такова его сущность и его предназначение. Бессон представил совершенно нового ангела, готового ради своего подопечного совершать даже явно непристойные действия. Нетривиальна и фигура самого подопечного, он не просто принимает помощь своего хранителя, он бунтует и противится, познает себя и внутренне растет, ведь этот фильм по сути, не сколько об ангеле, сколько о человеке.

А вот когда определены центральные фигуры и каждый герой занимает отведенное ему место, у зрителя невольно закрадывается вопрос, так ли все просто и понятно? И есть ли вообще Ангел или это лишь аллегория, так проявляет себя светлая сторона души главного героя, а может, это вообще суицидальный бред потерянного человека?

Картина выполнена в столь непривычном сегодня черно-белом формате, что придает особую силу и значимость каждому кадру, каждому крупному плану, делая характеры героев более выпуклыми, а окружающий их мир более реалистичным. Особенно отчетливо это можно увидеть когда идет видеоряд улиц Парижа, здесь и излюбленные туристические места, и гламурные здания, и набережная Сены, а по контрасту с ними маленькие переулки, темные забегаловки и остров Сите – места казни последнего магистра ордена тамплиеров.

Сюжет

Андре только что вернулся в Париж в надежде раздобыть немного денег для того, чтобы наконец-то завязать с жалким существованием мелкого жулика и афериста и начать жизнь добропорядочного гражданина в Америке. Однако спустя всего несколько часов после прибытия, он уже болтается над краем Эйфелевой башни, умоляя человека, которого он надеялся больше никогда не увидеть, пощадить его. У него есть всего 24 часа для того, чтобы найти 40 000 евро и вернуть долг, иначе за его жизнь не дают и ломаного гроша.

Отчаянно пытаясь найти выход из сложившейся ситуации и избежать смерти, Андре даже обращается за помощью в американское посольство, однако оттуда его безжалостно изгнали, после он идет к полицейским, умоляя их арестовать его и посадить за решетку на несколько дней, но те лишь высмеивают его и выбрасывают его на улицу. Андре в отчаянии карабкается на выступ моста и замирает, набираясь решимости прыгнуть в реку. Но он не одинок в своем желании. Рядом с ним оказывается красивая и загадочная женщина, которая также собирается броситься вниз. Несмотря на попытки Андре уговорить ее перелезть через перила обратно на мост, она прыгает в воду. Через секунду следом за ней отправляется и Андре.

С огромным трудом Андре удается вынести девушку на берег, где он тщетно пытается вернуть ее к жизни. Сидя в одиночестве на набережной, с безжизненным телом на руках, преследуемый бандой убийц, он отчаянно надеется на чудо. Андре испытывает невероятное облегчение, когда таинственная незнакомка наконец-то приходит в себя. Как выяснилось, ее зовут Ангел-а и в благодарность за спасение своей жизни она готова сделать все возможное для того, чтобы избавить Андре от всех проблем. Тот же, недоумевающий, почему столь великолепная женщина готова прийти к нему на помощь, настроен весьма скептически.

Однако Ангел-а держит слово, путем немыслимых ухищрений и не совсем законных действий она помогает Андре найти столь необходимые ему деньги, попутно решая и другие его проблемы. Андре же продолжает подозревать, что у его очаровательной подруги, помимо благодарности, есть и иные, скрытые мотивы…

Режиссер и актеры

Режиссер Люк Бессон является наиболее ярким представителем современного французского кинематографа, который, сохраняя изящество и утонченность настоящего европейского кино, сумел перенять у Голливуда масштабность и зрелищность, благодаря чему не уступает последнему в популярности. Дебютная короткометражка Бессона «Предпоследний» (1981) и «Последняя битва» (1983) заставили заговорить о нем, как о перспективном режиссере, статус же талантливого мастера упрочили фильмы «Подземка» (1985) и «Камикадзе» (1986).

Люк Бессон еще с детства мечтал о том, что посвятит свою жизнь изучению морских глубин, однако полученная в 17 лет травма перечеркнула все планы юноши. Тем не менее, его трепетное отношение к подводному миру буквально выплеснулось в картине 1988 года «Голубая бездна», которая не только прославила режиссера на весь мир, но и была номинирована на престижную премию «Сезар».

Последовавшие в 90-е один за другим киношедевры «Ее звали Никита» (1990), «Леон» (1994), «Пятый элемент» (1997) сделали имя Бессона символом успешности и креативности, его картины прославились новаторским сочетанием истинно галльского духа и голливудского размаха. Неожиданный для режиссера провал блистательной «Жанны д’Арк», в производство которой он вложил всю душу, на некоторое время оттолкнул его от создания фильмов, и последующие шесть лет он занимался исключительно продюссированием. Столь же прохладный прием публикой и зрителями его следующей картины «Ангел-А» стал толчком к смене формата, еще пять лет Бессон будет снимать только анимационные фильмы о приключениях Артура и минипутов.

Однако уже в 2010 году выходит новая режиссерская работа Бессона «Необычайные приключения Адель», повествующая о экспедиции в Египет предпринятой охотницей за сенсациями, журналисткой Адель Блан-Сек, в 2011 на суд зрителей был представлен исторический фильм «Леди», основанный на реальной биографии Аун Сан Су Чжи — лидера борьбы за демократические свободы Мьянмы, а 2013 год был ознаменован выходом криминальной комедии «Малавита», описывающей жизнь мафиозной семьи, сменившей место жительства и образ жизни по программе защиты свидетелей.

Французский актер марокканского происхождения Жамель Деббуз известен российскому зрителю по фильмам «Амели» и «Астерикс и Обеликс: миссия «Клеопатра», у себя на родине он же знаменит и в качестве шоумена. Сама его судьба может стать отличным сюжетом для фильма – старший из шести детей марокканских иммигрантов, невысокого роста и отнюдь не красавец, Деббуз сегодня является одним из ведущих актеров своей страны. А если добавить, что он в подростковом возрасте повредил правую руку и вынужден всегда держать ее в кармане, что, впрочем, нисколько не мешает ему играть разноплановые роли, то его история выглядит по-настоящему сказочной. Сам же актер говорит о себе следующее: «Мой успех является признаком того, что юмор и талант – понятия универсальные, способные пересекать как социальные различия, так и международные границы».

Свою карьеру Деббуз начал на театральных подмостках, затем стал радиоведущим, а позже перешел на телевидение, где его работа в таких проектах как «Пари премьер» и «Нигде в другом месте», а также в персональных шоу, снискала невероятную популярность у зрителей. В отличие от мэтров французского кино, таких как Катрин Денев или Венсан Кассель, Деббуз снимается преимущественно во французских фильмах.

Прославившая Данию, откуда она родом, модель, актриса, сценарист, режиссер и продюсер Рье Расмуссен стала известной в кругах шоу-бизнеса персоной в довольно юном возрасте. Уже первое появление пятнадцатилетней модели на одном из показов вызвало широкий резонанс, и вскоре Расмуссен стала выходить на подиум, демонстрируя одежду ведущих модных домов. Свою первую роль она исполнила в фильме 2002 года «Роковая женщина» режиссера Брайана Де Пальмы, а в 2004 году снялась в двух собственных короткометражных лентах «Естественный отбор» и «Платье», причем для того, чтобы выступить в качестве режиссера, она даже прошла обучение в киношколе и получила специальность «сценарист-режиссер». Ее дебют в качестве постановщика также не остался незамеченным — «Естественный отбор» был представлен в официальной программе множества международных кинофестивалей.

Первый художественный фильм Расмуссен «Человеческий зверинец», при создании которого она выступила в качестве сценариста и режиссера, вошел в программу Берлинского кинофестиваля в 2009 году и получил восторженные отзывы критиков. Таланты Рье Расмуссен поистине неисчерпаемы, помимо того, что она по-прежнему является востребованной моделью, признанным режиссером и великолепной актрисой, не менее успешна она и в качестве фотографа, сценариста и писателя. Ее фотоработы публикуются в лучших модных журналах, а написанная ею книга об искусстве фотографии пользуется большой популярностью, как у любителей, так и у профессионалов.

Съемки и прокат картины

Фильм был создан в рекордно быстрые сроки, его съемка заняла чуть больше месяца, однако стоит принять во внимание, что до этого Бессон не снимал около шести лет и, возможно, каждая сцена была «просмотрена» и обдумана режиссером еще задолго до начала съемочного процесса. Картина «Ангел-А» обошлась своим создателям в 15 миллионов евро, в то время как в прокате она собрала всего около 10 миллионов долларов, что однозначно расценивается как финансовый провал фильма.

Интересные факты

В ряде сцен Бессон отсылает зрителя ко многим популярным фильмам. Кроме того, в фильме присутствуют отдельные неточности:

  • так, сцена на мосту напоминает о фильме «Эта замечательная жизнь» 1946 года, где главный герой тоже пытался покончить с собой, спрыгнув с моста, и был остановлен своим ангелом-хранителем;
  • в картине звучит знаменитая фраза из «Крестного отца»: «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»;
  • танец одного из персонажей напоминает знаменитые движения героя Траволты в «Криминальном чтиве»;
  • в одной из сцен Андре говорит Ангелу: «Прекрати все время говорить «окей», окей?» на что Ангел отвечает: «Окей» — этот диалог взят из «Леона»;
  • когда Андре перелезает через перила моста, его пальто застегнуто только на одну пуговицу, однако в следующей сцене, когда он провожает взглядом полицейскую машину, его пальто уже застегнуто на несколько пуговиц;
  • в сцене, когда Андре говорит со спасенной им девушкой, цепочка на его шее оказывается то под рубашкой, то поверх нее;
  • когда Андре встречается с Франком в его офисе, чайная ложка, лежащая на столе, меняет свое положение, хотя Андре даже не притрагивается к ней.