Angel

Oblogka_AngelВ 2007 году на экраны вышел первый англоязычный фильм Франсуа Озона с лаконичным названием «Ангел» (Angel). Масштабная работа француза с привлечением талантливых английских актеров и применением шикарных костюмов получила массу положительных отзывов у публики и была позитивно отмечена многими кинокритиками. Бюджет проекта составил $15 млн.

Глянцевая акула пера

Фильм стилизован под мотивы классических мелодрам, пользовавшихся огромной популярностью вначале ХХ века. Обилие романтики, межличностных терзаний, розовых тонов и трагических смертей от неразделенной любви. Весь этот «букет» иронично выставлен на обозрение Озоном. С одной стороны, лента демонстрирует всю нелепость алых иллюзий женских романов, с другой – передает трагедию писательницы, неспособной жить реальной жизнью. Вместо этого главная героиня сама пишет себе судьбу, оборачивая все глянцевой обложкой с лирическим названием. При этом люди, предпочитающие истину, быстро выставляются за врата ангельского мира, а в близком окружении остаются лишь угодные творцу слуги «Рая». Но Энджел все равно остается верной своей утопии вплоть до последнего вздоха.

По существу «Ангел» повествует о нетипичной жизни английской девушки из чеширской деревни Норли. Сутки напролет она мечтает о красивой жизни средь обилия аристократической роскоши и славы. Но реальность слишком сурова: отец умер и делом всей ее последующей жизни должна стать бакалейная лавка, сверху над которой она живет вместе со своей матерью. 16-летняя Энджел без устали орошает канцелярские книги своими доморощенными романами о выдуманной Леди Ирении, не желая знать серых будней. Она – будущее мировой литературы, ей нечего тратить свои силы на черновую работу и прислуживание. Высокомерная девчушка абсолютно уверена, что придет час, и она войдет в большой красивый особняк, но не через черный вход для прислуги, а через парадные ворота, как полноправная хозяйка.

Разумеется, в окружении рабочего класса юному гению трудно найти единомышленников. В школе над ней насмехается даже учительница, а мать то и дело говорит о необходимости спуститься на землю и пойти прислуживать графским семьям. Но воля Энджел непоколебима. «Я стану великой писательницей!» — открыто заявляет она, презирая примитивно мыслящих родственников и свою захолустную жизнь. Вместо вероломства бунтарка следует своей цели. Она заканчивает «Леди Ирению» и отсылает свой дебютный текст в Лондон на пробу издателю. После душераздирающего затишья ее популистские романы начинают печатать один за другим, а книги с портретом Энджел Деверелл порождают толпы поклонниц ее творчества. Дела идут вверх, яркие мечтания превращаются в реальность.

С этого момента жизнь провинциалки перевернулась с головы на ноги, и бред обрел смысл. Слезоточивые труды юного таланта разлетались, как горячие пирожки, издатели только потирали руки. На роялти от продаж модных романов восходящая звезда смогла приобрести свою мечту – роскошное поместье Paradise (Рай). Это у его ворот она так часто замирала по утрам, следуя в ненавистную школу. Вот оно – воплощение желаний и вознаграждение за понесенные страдания. Несомненно, это отправная точка в новой жизни мисс Деверелл. Чего же еще не хватает для полной чаши? Ах да, красивого спутника жизни. Но это не проблема для молодой богачки. Теперь вокруг нее вьются сотни поклонников, которых привлекает оригинальность и слава Энджел, а также, разумеется, ее деньги.

В поле зрения светской львицы оказывается художник-плейбой по имени Эсме. Его мрачных и чересчур реалистичных картин королева глянца не понимает, но сам живописец ей сразу приглянулся. Ситуацию с налаживанием отношений упрощает свежеиспеченная подруга по имени Нора. Самоотверженная женщина является ярой поклонницей писанины Энджел и готова делать все, лишь бы только находиться рядом со своим кумиром. На первый взгляд ничего интересного для создателя бестселлеров, но весь нюанс в том, что Нора – сестра циничного Эсме. Это все меняет, и рассудительная Нора становится неотъемлемой частью жизни заносчивого литератора. В конце концов, Энджел выходит замуж за Эсме, и тот переезжает к ней в просторный и светлый дворец.

Но время, разумеется, еще внесет свои коррективы в эту сказку. Тема заблуждений и страданий из-за нежелания жить земной судьбой становится краеугольным камнем сюжета данной ленты. Главной героине предстоит прочувствовать множество лишений и потерь, пришедших как расплата за извращенное восприятие сущности человека.

Обитатели Замка Серебряных Слез

Озон уже затрагивал тематику писательской стези в своей более ранней работе «Бассейн» (2003). В процессе съемок этого фильма режиссер интересовался особенностями жизни многих писателей. В первую очередь, британских. На этой волне он прочел английскую новеллу Элизабет Тейлор «Ангел». Книга рассказывала о неординарной жизни вымышленной создательницы женских романов, нежелающей вникать в суровую реальность жизни. Конечно, такое легкомыслие становится трагедией для самой писательницы. Как считается, в основу печатной истории об Энджел Деверелл легла биография Марии Корелли, которая в свое время написала множество произведений для массового читателя. В конце 19-го века ее книги пользовались огромным спросом, несмотря на примитивность сюжета, слабые диалоги и плоскость героев. В рядах поклонников ее творчества была даже сама Королева Англии.

Когда же Озон загорелся желанием изучить литературное наследие Корелли, то не смог найти в Соединенном Королевстве хоть каких-то ее книг. Имя некогда популярного автора бестселлеров кануло в небытие. О творце «Вендетты» никто и не вспомнил после того, как ее работы вышли из моды. К счастью, во Франции отыскать экземпляры трудов Марии оказалось проще, и Франсуа стал делать наброски будущего проекта. Не желая изобретать велосипед, Озон изначально пошел путем адаптации книги Элизабет Тейлор для ее экранизации.

Предложения снять материал во Франции были сразу отметены, так как, по мнению режиссера, история эта типично английская. Потому было решено снимать на островах и с участием актеров Британии. Во время кастинга на главную роль была сразу избрана Ромола Гарай («Грязные танцы 2: Гаванские ночи»). Но Франсуа велел ей вернуться домой и переодеться для пробных съемок, ибо она не выглядела достаточно гламурно в его представлении. Вообще француз уделил много внимания одежде и стилю главной героини своего фильма. Когда Ромоле указали на ее вещи, приготовленные для работы, она увидела около 30-ти платьев. Потом актриса сильно удивилась, узнав, что это все для нее одной. В дальнейшем Озон чуть ли не каждый день приходил к ней с различными тканями и в сопровождении портных. Бюджет проекта предусматривал изготовление небывалого количества оригинальных костюмов преимущественно из таких материалов, которые использовались в эпоху происходящего на экране.

В то время, как с актрисой для главной роли все определились, место Норы было долгое время вакантным. На роль пробовалось множество женщин. Некоторые вполне подходили Озону, но все они в итоге хотели одного – играть саму Энджел, а не ее тень. Это стало серьезной проблемой. Но потом режиссера заинтересовала англичанка Люси Рассел. Она без разговоров согласилась на роль второго плана. Кроме того, Люси неплохо говорила по-французски, став надежной опорой Озона во время работы над съемками. Рассел имела приличный послужной список, отличившись в таких фильмах, как «Бэтмен: начало» (2005), а также «Тристан и Изольда» (2005).

Определенности с актрисой в образе Норы обрадовался и третий участник актерского коллектива – Майкл Фассбендер. Как и прежде, немецко-ирландский актер выступал в противоречивом амплуа. Он стал широко известным зрителю благодаря участию в съемках «300 спартанцев» (2006). Но к сложным работам ему было отнюдь не привыкать, и свою актерскую карьеру он начал давно. Как потом рассказал Майкл, сперва его ощутимо напрягал тот факт, что претендентки на роль сестры его героя (Эсме) столько раз менялись. Затем появилась Люси Рассел и работа, наконец, вошла в естественное русло. По его словам, до этого ему пришлось приезжать на пробные прослушивания пять раз.

С целью усиления атмосферы классической Англии для участия в съемках была приглашена Шарлотта Рэмплинг. Опытнейшая актриса превосходно справилась со своей ролью. Несмотря на второстепенность персонажа (жена издателя), ее игра вызвала однозначно положительные отзывы у британских кинокритиков. На пару с ней участие в проекте принял известный ирландский актер, Офицер Ордена Британской Империи Сэм Нил. Его роль многие расценивают как вторую по значимости после Энджел Деверелл. Отчасти такое суждение оправдано, ведь это его герой привел деревенскую девочку в мир английской литературы, согласившись издать ее причудливый роман «Леди Ирения».

Здесь ты напишешь свой главный шедевр

К поиску подходящих декораций режиссер подключил своего постоянного художника-постановщика Катю Вышкоп. По ее словам, она сперва прочла книгу, а уже потом занялась поисками необходимых пейзажей. Само собой, стиль и архитектура в начале 1900-х были весьма причудливыми. Изучив множество подробностей этой культуры, Катя два месяца присматривалась к самым различным красотам. В итоге был определен бюджет, и выбор пал на ряд достопримечательностей Англии и Бельгии. Судьбоносный Paradise House был «найден» в Британии, в то время как детство Энджел, проведенное в Норли, было поставлено в старинной части Брюсселя (Бельгия). Там же были сняты сцены, где изначально жил Эсме (его студия живописи).

Роль роскошного особняка главной героини фильма успешно исполнил пост-готический дом близ Бристоля, что в Юго-Западной Англии. В 2002 году имение отошло к Национальному фонду, и его представители без устали наблюдали за всеми работами съемочной команды. К счастью, все обошлось без конфузов, и дом не пострадал. При этом изменялись планировка и целевое назначение многих комнат. Внутреннее пространство было наполнено всяческой мебелью в стиле барокко, привезенной прямиком из антикварного магазина. Интерьер в обители Энджел Деверелл успешно справился со своей задачей, символизируя нелепую роскошь и расточительство. В дополнение к образу вокруг усадьбы построили забор, а въезд облагородили коваными воротами с надписью «PARADISE».

От серого до кислотно-зеленого

Изначально Озон задумал сделать особый акцент на оттенках происходящего при помощи визуальных эффектов. Начало истории и события, имеющие место до выхода дебютного романа, выглядят весьма серо и угрюмо. Когда же приходит время коммерческого успеха литературных начинаний Энджел, экран озаряется красками. Ключевой момент – премьера спектакля по пьесе о Леди Ирении. Это точка невозврата. Однозначно, публика приняла гадкого утенка, и здесь зрителям главная героиня представлена в ярко-зеленом бархатном платье. По словам Озона, ткань пришлось специально красить, так как подходящего оттенка было не найти. Этот акцент прослеживается и в дальнейшем. Все вокруг писательницы приобретает фантастический окрас, словно в ее мечтаниях.

Поднимаясь выше по социальной лестнице, светской львице доступны все новые и новые цвета. Во время презентации своего портрета Деверелл одета в роскошное алое платье из кринолина. В то же время остальные участницы торжественного банкета облачены в пастельные тона. Вместе с тем их спокойные одежды вполне модны. Подразумевается, что на дворе 1912 год, и при этом кринолин вышел из моды еще до рождения самой Энджел. Но, разумеется, хозяйке приема все равно, ведь она никогда не пыталась уловить актуальные ноты современности. Она делает все и всегда исключительно для своей персоны. Причем так, как она это представляет, открыто брезгуя первоисточником. Следующим пунктом в цветовой программе Озона является утренний прием приглашенных Энджел издателя и его жены. Она специально одела розовый тюль родом из предыдущего века и при этом якобы невзначай играла на арфе.

Несмотря на свою формальную принадлежность к мелодраматическому жанру, лента изобилует утонченными карикатурами на традиционных персонажей романтических драм. Вместе с тем центральные участники действа вполне реальны и серьезны, чем ощутимо отличаются от прочих персонажей. Очевидно, в этом весь Озон. Высмеивая привычное, он привносит новый смысл в традиционный сюжет, чем всегда интригует вдумчивого зрителя.