Angels & Demons

Oblogka_Angely_i_demonyКак и у комедий, мелодрам или боевиков, у приключенческих фильмов с элементами мистики своя многомиллионная зрительская аудитория. Серии теперь уже культовых картин об Индиане Джонсе и пиратах Карибского моря принесли ее создателям мировое признание и неплохую прибыль. И если авторы этих приключенческих серий выстраивали сюжетные линии самостоятельно, то владельцы Columbia Pictures предпочли беспроигрышный вариант – приобретение прав на экранизацию произведений современного автора. Серия приключенческих бестселлеров Дэна Брауна, ежегодно переиздаваемых многомиллионными тиражами, отлично подходила для этой цели. Выбрав в качестве сценария первого фильма роман «Код да Винчи» с заведомо спорным сюжетом, что гарантированно обещало бесплатную рекламу в мировых СМИ, продюсеры и руководство крупнейшей голливудской кинокомпании создали почву для проката следующей картины с одноименным книге Дэна Брауна названием – «Ангелы и демоны». В одном из самых изолированных от внешнего мира микрогосударств Земли – Ватикане – происходят события, преодолеть которые князья католической церкви не в силах. Из тьмы веков возник призрак старого врага церкви – иллюминатов, готовых нанести сокрушительный удар католицизму. Момент ими выбран с особенной тщательностью, ведь Папа Пий XVI недавно скончался, а следующий Папа еще не избран конклавом. Представитель папской жандармерии обращается за помощью к профессору Роберту Лэнгдону, эксперту по средневековой символике. Только он может оказать помощь в обнаружении и спасении преферити, четырех наиболее вероятных кандидатов на папский престол, похищенных иллюминатами. В тоже время над «Вечным городом» нависает угроза полного уничтожения – из бункера ЦЕРН похищена капсула с антиматерией…

Создание картины

Корпорация Sony, которой принадлежит кинокомпания Columbia Pictures, приобрела права на экранизацию «Ангелов и демонов» у Дэна Брауна одновременно с «Кодом да Винчи». Поскольку роман «Angels & Demons» был опубликован автором раньше, чем «The Da Vinci Code», то и одноименный фильм должен был стать приквелом. Адаптация романа под сценарий Sony Pictures Entertainment поручила Акиве Голдсману, сценаристу первой приключенческой картины о Роберте Лэнгдоне. Однако режиссер и продюсер фильма Рон Ховард внезапно изменил свое мнение.

Во время трехмесячной забастовки членов Гильдии писателей Америки, произошедшей в конце 2007 – начале 2008 годов и вызвавшей срыв начала съемок «Ангелов и демонов», он внимательно изучал роман Брауна и отзывы критиков по предыдущему фильму. В результате Ховард решил сделать сиквел, сюжет которого развивался бы независимо от событий в «Коде да Винчи». Очередная история о приключениях Лэнгдона, по мнению режиссера, должна быть насыщена событиями, а количество и продолжительность монологов профессора следует сократить. Меньшая популярность романа у читателей позволила Рону Ховарду изменить характеристики персонажей фильма – к примеру, камерарий-итальянец Карло Вентреска, сын Папы Пия XVI был переименован в ирландца Парика МакКенна, которому Папа практически стал приемным отцом. Адаптацию почти завершенного Голдсманом сценария под новые требования режиссера выполнил Дэвид Кепп, в прошлом сценарист «Парка Юрского периода» и «Миссия невыполнима».

Помимо Рона Ховарда, продюсерами приключенческого сиквела стали Брайан Грейзер и ветеран американской киноиндустрии Джон Келли, уже вкладывавшие свои средства в производство «Кода да Винчи». Автор романа Дэн Браун вошел в состав исполнительных продюсеров. Музыку для «Ангелов и демонов» написал Ханс Циммер, автор замечательных композиций в картинах «Гладиатор», «Темный рыцарь» и «Король Лев». В создании фильма приняли участие студии Imagine Entertainment (владельцы – Грейзер и Ховард), Skylark Production и Panorama Films. Вопросами кинопроката занимались Columbia Pictures и Sony.

Актеры и роли

Солидный бюджет фильма, составивший сто пятьдесят миллионов долларов, позволил продюсерам собрать в «Ангелах и демонах» звездную команду актеров. В роли Роберта Лэнгдона снимается Том Хэнкс, хорошо известный зрителю по «Форресту Гампу» Земекиса, «Спасти рядового Райана» Спилберга и по предыдущей экранизации Брауна «Код да Винчи». Согласно СМИ, за участие в сиквеле Хэнкс получил один из крупнейших гонораров в истории кино – пятьдесят один миллион долларов, треть бюджета картины. Причину, по которой Лэнгдона играет именно Хэнкс, установить не сложно – только он соответствует этому образу в своей возрастной группе актеров, обладающих необходимой харизмой.

Знаток символики Роберт Лэнгдон быстро ориентируется среди подсказок, оставленных в Риме многие века назад иллюминатами для своих сторонников. И в отличие от членов этого таинственного общества или его противников, Роберт не относится ни к тем, ни к другим – им движет лишь желание помочь людям, обратившимся к нему.

Одни из главных персонажей «Ангелов и демонов» — Патрик МакКенна – был введен в сценарий взамен Карло Вентреска с той целью, чтобы эту роль исполнил шотландец Юэн (Эван) МакГрегор, внешне не похожий на итальянца. МакГрегор, известный своими работами в высокобюджетных фильмах «Мулен Руж» Лурмана и трех частях «Звездных войн» Лукаса, в образе папского камерария и фанатика католицизма смотрится очень убедительно. По мере развития сюжета картины искренность МакКенна в попытках защитить Церковь от быстро меняющегося внешнего мира не поддается сомнению у зрителей – именно в этом заключается основная заслуга шотландского актера.

Витторию Ветра, физика ЦЕРН, первой обнаружившей похищение капсулы с антивеществом после успешного эксперимента с его получением, играет израильская актриса Айелет Зурер (ранние работы – «Мюнхен» Спилберга, «Точка обстрела» Трэвиса). Хотя задача Виттории по сюжету картины сводится лишь к замене аккумулятора в случае обнаружения капсулы до начала аннигиляции антивещества, она следует за Лэнгдоном по всему пути в его поисках похищенных преферити и зала иллюминатов.

Швед Стеллан Скарсгард («Догвилль» фон Триера и две части «Пиратов Карибского моря» Вербински) сыграл командующего швейцарской гвардии Максимилиана Рихтера, ревностного католика и верного слугу папского престола. По словам Скарсгарда, он не в восторге от творчества Дэна Брауна и согласился на участие в этом приключенческом фильме только из-за удачной сценарной адаптации романа.

Образ кардинала Стросса, декана папского конклава, в «Ангелах и демонах» создал немецкий актер Армин Мюллер-Шталь, известный широкой зрительской аудитории по картинам «Ночь на Земле» Джима Джармуша и «Блеск» Скотта Хикса. Опытный и осторожный в принятии решений, кардинал Стросс препятствует влиянию камерария МакКенны на членов конклава, но не может остановить его, поскольку в отсутствии Папы именно камерарий временно возглавляет католическую Церковь.

Роль наемного убийцы, действующего от имени иллюминатов, исполнил датчанин Николай Ли Каас (ранние работы – «Быстрые стволы» Лассе Ольсен, «Открытые сердца» Сюзанна Бир). Его герой специализируется на оказании специфических услуг представителям различных конфессий, не делая какой-то из них предпочтение. Действуя от имени иллюминатов, убийца тщательно имитирует их ритуалы.

Первым, кто безоговорочно способствует поискам профессора Лэнгдона в Риме, становится Эрнесто Оливетти, инспектор жандармерии Ватикана. Эта роль досталась итальянцу Пьерфранческо Фавино («Ночь в музее» Шона Леви, «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе). Инспектор Оливетти не является фанатичным католиком, он действует из соображений долга, отчаянно вступая в схватку с убийцей-иллюминатом.

После гибели коммандера Рихтера швейцарскую гвардию временно возглавляет лейтенант Шартран, сыгранный датчанином Туре Линдхардом (роли в «К чему помыслы о любви» Ахима фон Борриса, «В диких условиях» Шона Пенна). Шартран – ревностный католик, безоговорочно выполняющий любые приказы глав католической Церкви, пусть и не всегда справедливые.

Съемки проекта

Рон Ховард предполагал выпустить «Ангелов и демонов» на экраны в конце 2008 года, запланировав съемочный период на конец зимы-начало весны 2008-го. Но из-за начавшейся забастовки сценаристов съемки пришлось отложить на лето. В период вынужденного простоя в работе Ховард поручил Дэвиду Кеппу подкорректировать сценарий. Кепп закончил свою работу пятнадцатого мая две тысячи восьмого года и четвертого июня съемка приключенческого фильма началась. Время для переноса сцен на кинопленку было мало – тридцатого июня, по сведениям Ховард, могла начаться повторная забастовка сценаристов и ему пришлось бы отодвигать сроки сдачи фильма на новый срок. Поэтому картину «Angels & Demons» снимали ровно три недели.

Обращаться к руководству Ватикана за разрешением на съемки в католических храмах было бессмысленно, ведь после «Кода да Винчи» кардиналы не станут разговаривать с Ховардом. Сцены фильма выстраивались в других архитектурных ансамблях Италии – на площади Пьяцца-дель-Пополо, в королевском дворце города Казерт, в римской библиотеке «Анжелика» и в Пантеоне. Полицейский участок в Риме стал церковью Санта Мария дель Пополо, внутри и снаружи его рабочие установили строительные леса и затянули их пленкой, поскольку фасад полицейского участка отличался от церковного. Значительная часть кадров была выполнена на территории США, в Калифорнии. Интерьеры собора святого Петра и Сикстинской капеллы создавался в съемочном павильоне, детали реальной обстановки внутри здания были введены в кадр при помощи компьютерной графики. Сцены в ЦЕРН также были воссозданы в павильоне, впоследствии к ним добавили кадры второго блока Большого адронного коллайдера, отснятые заранее.

Кинопрокат и оценка критиков

Премьера «Ангелов и демонов» состоялась четвертого мая две тысячи девятого года в Риме, примерно в середине мая фильм вышел в полноценный мировой прокат. По данным Rotten Tomatoes пятьсот двадцать восемь тысяч сто шестьдесят два американских зрителя присвоили картине 3.4/5, на IMDb зрительский рейтинг составил 6.6/10 (сто сорок пять тысяч триста двадцать девять голосов), российская аудитория кинопоиска дала фильму 7.5/10, всего проголосовал сто сорок четыре тысячи четыреста сорок один пользователь этого ресурса.

Американскому зрителю больше всего не понравился бешенный темп, присутствующий в очередной экранизации Дэна Брауна. По сравнению с «Кодом да Винчи», в этом фильме Лэнгдон не сопровождает свои находки пространственными экскурсами в историю средних веков, он мчится подобно кэрроловской Алисе, обнаружившей очередную подсказку Синей Гусеницы. Хотя, как признали многие критики из США, внезапный поворот сюжета в конце картины – весьма удачная находка сценаристов и режиссера.

Кассовые сборы по результатам проката приключенческого фильма – четыреста восемьдесят пять миллионов девятьсот тридцать тысяч восемьсот шестнадцать долларов США, т.е. его бюджет оправдался более чем троекратно.

Реакция представителей религиозных конфессий

Волна возмущения, поднятая главами ведущих мировых религий после выхода «Кода да Винчи» на экраны, создала фильму отличную рекламу и кассу. Однако Рон Ховард предпочел не накалять обстановку и значительно смягчил сюжетную линию в «Ангелах и демонах», сделав одноименный роман Брауна лишь основой сценария, вычеркнув из него большую часть моментов, противоречащих католицизму. Тактичность Ховарда была оценена Ватиканом, в его официальном СМИ L’Osservatore Romano дана такая оценка «Ангелам и демонам» — «фильм безвреден для основ католической Церкви, поскольку различные секты всегда выступают против нее, но Церковь находится на стороне хороших парней». Единственное, на что обратили особенное внимание католические эксперты – в фильме иллюминаты изображены реально существующими в истории, в то время как этого ордена в действительности не было.

Эпилог

В интервью CNN, данном перед выходом картины в мировой прокат в две тысячи девятом году, Рон Ховард обратился к представителям СМИ с просьбой не сообщать читателям о якобы открытом противостоянии создателей «Ангелов и демонов» с Ватиканом в ходе работы над фильмом – такого не было. Позицию режиссера подтвердил Том Хэнкс. «Все ищут скандал вокруг этой картины, а существует ли он в действительности – не так важно», сообщил он, — «это естественная реакция после предыдущего фильма и содержащейся в нем версии о Граале, но «Ангелы» — всего лишь художественная работа о приключениях Лэнгдона».