AntikillerВ августе 2002 года состоялась премьера фильма российского режиссёра Егора Кончаловского «Антикиллер». Картина была создана по одноимённому роману популярного писателя Даниила Корецкого, который выступил в киноленте в качестве автора сценария. Для Егора Кончаловского криминальный боевик стал второй по счёту режиссёрской работой после триллера «Затворник», вышедшего на экраны в 1999 году. Творческую группу составили сценаристы и продюсеры, также ещё не успевшие в полной мере заявить о себе в мире кинематографа. Несмотря на это, актёрский состав картины очень впечатляет. Зритель увидит на экране таких мэтров советского и российского кино, как Михаил Ульянов, Александр Белявский, Валентин Голубенко, Иван Бортник, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов. Кроме того, в киноленте снялись актёры, ставшие популярными в 90-е годы, например: Гоша Куценко, Виктор Сухоруков, Виктория Толстоганова, Михаил Ефремов. Интересно отметить, что Егор Кончаловский и сценарист Фуад Бахшиев также задействованы в картине в качестве исполнителей (правда, второстепенных ролей).

«Антикиллер» продолжил галерею криминальных боевиков, столь популярных в России, начиная с конца 90-х. Достаточно вспомнить такие фильмы и сериалы, как «Брат» Алексея Балабанова, «Русский транзит» Виктора Титова, «Бандитский Петербург» Владимира Бортко. Объединяет все эти киноленты два ключевых момента. Во-первых, действие происходит в сложный для страны период, наступивший после 1991 года, когда было официально объявлено о развале СССР. На смену государственной экономике приходит частный бизнес, и новоявленные хозяева тут же попадают под контроль многочисленных бандитских группировок. Во-вторых, сюжет концентрируется вокруг главного (всегда положительного) героя, который, как правило, терпит незаслуженные обиды, вплоть до лишения свободы, и в конце концов, борясь за справедливость, вступает в неравную борьбу с целым рядом злодеев разного ранга.

Сюжет картины и основные действующие лица.

Главный герой фильма – майор Филипп Михайлович Коренев, по кличке «Лис». Прототипом для него послужил инспектор уголовного розыска Анатолий Рублёв. Коренев начал свою службу в милиции ещё во времена существования СССР. Главный принцип его жизни – зло должно быть наказано. В процессе службы Кореневу становится ясно, что действовать в рамках закона не всегда эффективно. Поэтому, чтобы защитить мирных граждан от преступников, он иногда вынужден действовать не совсем законными методами. Однажды он переходит дорогу местному криминальному авторитету, по прозвищу «Шаман», застрелив его племянника, и по обвинению в превышении полномочий попадает на «красную» зону. Отсидев три года, бывший майор возвращается в родной город. СССР больше не существует, и законная власть присутствует в нём только формально, по большей части находясь на службе у истинных «хозяев» – криминальных авторитетов. Коренев не собирается «вершить правый суд» над Шаманом и продажными бывшими коллегами. Он устал, и его мечта – уехать на Кубу. Видимо, герой не случайно выбирает это место. Так как Куба это последний островок социализма, где есть закон, порядок и справедливость. Но мечтам героя не суждено сбыться. От рук бандитов погибает один из его немногих друзей, сотрудник милиции Крылов, и Филипп Михайлович, намереваясь отомстить за смерть товарища, не может больше оставаться в стороне от криминальных разборок.

В картине представлены сразу несколько сюжетных линий, связанных с жизнью деклассированных элементов, которые, в конечном счёте, пересекаются в одной точке. Во-первых, это «старая гвардия», которая изначально существует в городе. Во главе этой самой «авторитетной» группы находится «отец», руководящий всем преступным миром. К нему прислушиваются, но выясняется, что власть этого криминального «короля» не так уж и непоколебима. Другой «уважаемый» член клана, по кличке «Крест», собирается поднять вопрос о смещении «отца» на «сходе». Он считает, что для вора такого ранга недопустимо предаваться роскоши и поступаться принципами «воровского кодекса». Отец боится Креста и старается от него незаметно избавиться. Но опытный вор не даёт ему такой возможности и вынуждает главу клана покончить жизнь самоубийством.

Во-вторых, это вновь образовавшиеся бандитские группы, которые пытаются поделить зоны влияния в городе. В их состав входят бывшие спортсмены и военнослужащие, объединённые в так называемые «бригады». Во главе этих групп стоят уже не воры «в законе», а криминальные коммерсанты, которых не интересует «кодекс чести» и прочая «лирика». Их принцип – власть и деньги любой ценой. Во главе одной из таких группировок и находится Шаман, давний враг Коренева. Это человек, который не имеет никаких моральных принципов, и который ради достижения своих личных целей готов продать и своих и чужих. Не случайно именно у него на «прикорме» находится «оборотень в погонах» Бобовкин, оказывающий Шаману неоценимые услуги. Именно он сыграл решающую роль в деле Коренева. Но в подчинении у Шамана есть «бойцы», вызывающие симпатию не только у зрителя, но и у представителей правопорядка. Среди них можно особо выделить «бригадира», по кличке «Баркас». Это бывший военнослужащий, который в своё время явно побывал в Афганистане. Хотя он и оказывается среди уголовных элементов, ему не чужды определённые моральные принципы. Не случайно, он не стал без необходимости убивать безоружного банкира, и вообще старается избежать напрасных жертв. При этом, понимая, что попал в безвыходное положение, Баркас сражается с омоновцем до смерти, хотя и имеет возможность сдаться. Другой «боец», по прозвищу «Метис», хотя и не выглядит таким «положительным», как Баркас, тоже не лишён чувства долга перед своими людьми. Его «бойцы» – это, прежде всего, его друзья. И когда Метис понимает, почему они все бессмысленно погибли, тяжело раненный он находит в себе силы отомстить Бобовкину и Шаману.

И, наконец, третьей, самой нелепой группировкой из представленных в «Антикиллере», является банда Амбала. Амбал – это сумасшедший садист, возомнивший себя современным викингом. Он объединяется с такими же, как и сам, «детьми времени», которые, под воздействием общей атмосферы разгула жестокости и отсутствия морали, жаждут «подвигов». Цели и действия первых двух бандитских групп прозрачны, но мотивы Амбала и его присных не поддаются разумному объяснению. Они убивают ради самого убийства, пытаясь прославиться и в итоге попасть в вальхаллу. Даже перед лицом смерти Амбал продолжает смеяться и расстраивается только из-за того, что у него забрали пистолет, так как без оружия викинг не достигнет чертогов Одина.

Кроме того, в водоворот событий оказываются втянуты Банкир, прессингуемый Шаманом и ищущий защиты у Лиса, а также «ночная бабочка» Тамара Федотова, которая также просит у него помощи. Кстати, именно она называет бывшего майора милиции «антикиллером».

Среди всех этих представителей криминального мира и коммерческих структур и приходится вращаться бывшему майору. В сложившихся обстоятельствах, он, в отличие от милиционеров прошлых лет, использует не только законные методы поиска преступников, но и те, которые, по большому счёту, являются противозаконными. Лис, поселившись в доме вора в законе Клопа, которого он когда-то спас от огромного срока, оказывается в курсе всех криминальных новостей. Клоп уважает Коренева за то, что он «честный мент», и считает, что каждый должен быть цельным по натуре, а не продажной куклой. После убийства Крылова Лис пытается выяснить личность стрелявшего у «отца», но тот отказывается ему помочь, за что Коренев ему жестоко мстит. Он мечется от одного источника информации к другому и, наконец, выясняет имя убийцы. На помощь к бывшему майору приходит собровец Литвинов, также считающий, что цель оправдывает средства. Вместе «братья по оружию» наказывают зло.

В главных ролях.

В роли центрального персонажа картины, майора Коренева, снялся популярный актёр Гоша Куценко, известный зрителям по фильмам «Убойная сила», «Графиня де Монсоро», «Сны». Этот исполнитель, начиная с 90-х годов пользующийся огромной популярностью у режиссёров, сыграл более восьмидесяти ролей, в основном в триллерах и «боевиках». Его соратника, командира группы захвата Литвинова, воплотил Сергей Векслер, снявшийся в таких сериалах, как «Марш Турецкого», «Дальнобойщики», «Каменская». Образ «честного милиционера» Крылова создал на экране Юрий Кузнецов, без сомнения, запомнившийся зрительской аудитории в роли Мухомора из популярного сериала «Улицы разбитых фонарей».

На роли криминальных «оппонентов» Коренева были приглашены Александр Балуев (Шаман), Сергей Шакуров (Крест), Евгений Сидихин (Баркас), Вячеслав Разбегаев (Метис), Виктор Сухоруков (Амбал). Александр Балуев – актёр, получивший известность благодаря картинам «криминального» жанра и «боевикам». Он снялся в таких фильмах и сериалах, как «Мусульманин», «Спецназ», «Маросейка 12», «Турецкий гамбит». Роль криминального авторитета Шамана в «Антикиллере» – это вторая совместная работа Балуева с Егором Кончаловским. Перед этим актёр был занят в его фильме «Затворник» в роли писателя Константина Стрелецкого. Евгений Сидихин и Вячеслав Разбегаев также предпочитают сниматься в фильмах этих жанров. Достаточно вспомнить сериалы «Бандитский Петербург» и «Русский транзит» с участием Сидихина и «Грозовые ворота» и «Зверобой», где был задействован Разбегаев. Сергей Шакуров – это актёр, за многолетний срок работы в кинематографе сыгравший не один десяток ролей разного плана. Невозможно забыть созданные им образы механика Гаврилова и скрипичных дел мастера Страдивари, алкоголика Колюна и генсека Брежнева. Виктор Сухоруков – исполнитель, который создал на экране большое количество персонажей, не всегда центральных, но всегда запоминающихся своим поведением и необычным внешним видом (например, Виктор из кинофильмов «Брат» и «Брат 2»).

Особое место в череде отрицательных героев принадлежит Отцу, Королю и Клопу, созданными признанными мастерами кинематографа: Михаилом Ульяновым, Александром Белявским и Иваном Бортником. Михаил Ульянов (к сожалению, ушедший из жизни в 2007 году) известен советскому и российскому зрителю, прежде всего, как актёр, воплотивший на экране образ бессмертного полководца Георгия Жукова. Все его персонажи – это, как правило, положительные герои, носители высоких моральных принципов. Достаточно вспомнить фильмы с участием великого актёра «Председатель», «Дом, в котором я живу», «Живые и мёртвые». В картине «Антикиллер» Ульянов создал совершенно новый для него образ «отца» городского криминала. А вот Александру Белявскому (также покинувшему нас в 2012 году) и Ивану Бортнику играть «воров в законе» приходится не впервые. Зрители, безусловно, помнят бандитов Фокса и Промокашку из многосерийной ленты Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

Достоинства и недостатки.

Бюджет фильма «Антикиллер» составил пять миллионов долларов, что для российского фильма в 2002 году было очень значительной суммой. Зритель увидит на экране погони и взрывы, роскошные апартаменты и обшарпанные бараки. Желание показать истинную жизнь криминальных структур заставило режиссёра включить в картину большое число массовых драк и «приватных» стычек с огромным количеством брызжущей во все стороны крови и изуродованных до неузнаваемости тел. Жестокости, с которой бандитские группировки расправляются друг с другом, наверное, позавидовала бы и Сицилийская мафия. Кроме того, в своей речи персонажи частенько используют нецензурную лексику и арго, что, с одной стороны, можно считать недостатком, а с другой – достоинством, так как речевая характеристика героя важна для понимания его сути, и сути той среды, в которой он существует.

В конце фильма режиссёр не ставит заключительной точки. Жизнь главного героя зависит от того, какой стороной упадёт монета, подброшенная Крестом. Какая это будет сторона? Об этом зрители узнают, посмотрев картину.