Apartment 1303 3D

Oblogka_Apartamenty_1303Свет, внезапно включающийся и выключающийся тогда, когда ему этого захочется, странные звуки, какое-то страшное шуршание, топот в стенах, стоны, неожиданные вскрики… Лифт ни с того ни с сего отправляется в путешествие по этажам, показывая сквозь грязное стекло свое пустое нутро. В соседней комнате бьет об стену несуществующим мячиком девочка, которой на самом деле нет. И можно только прошептать в телефонную трубку: «Помогите!» Но никто тебя не услышит, никто не придет на помощь, а единственным выходом будет прыжок с балкона…

Японские «ужастики» на новый лад

Кинолента «Апартаменты 1303» появилась на свет совершенно не случайно, дело в том, что в две тысячи седьмом году на киноэкранах возник художественный фильм, мистический хоррор с аналогичным названием, созданный японским режиссером Атару Оикава, по книге очень популярного на то время писателя, Кеи Оиши. Японская кинолента вызвала шквал положительных отзывов. Ведь фильм получился, просто пронизанный мистическим колоритом, присущим только этому, своеобразному, совершенно отличному от других, народу. Чего у японцев не отнимешь, так это способности снимать ужасы, создавая животный страх едва ли не на пустом месте.

Однако Америка, это, отнюдь, не Япония, потому и «ужастики» у американцев совершенно другие. Спустя пять лет после победоносного японского варианта, режиссер Мишель Таверна решил снять ремейк на это, так неожиданно удавшееся кино, максимально адаптировав его под американский кинопрокат. Сам Таверна участвовал в производстве японского шедевра две тысячи восьмого года в качестве продюсера, и решил попробовать свои силы в режиссерском кресле.

Нужно сказать, что это кино не было дебютной попыткой режиссуры Таверна. Однако после низкобюджетного кинофильма «Manaqua», выпущенного в девяносто шестом году прошлого века, пыл Таверна несколько поутих, и Мишель занялся тем, что умел лучше всего – продюсированием. Дело в том, что «киношки» про кокаиновую мафию (о чем и говорилось в его дебютном режиссерском фильме) просто заполонили тогда все киноэкраны, к тому же они были, действительно, на порядок лучше, чем получился фильм Мишеля Таверна. Попробовать, конечно же, может каждый, а за неудачи его и так изрядно наказали на ветер истраченные несколько миллионов долларов.

Но, по всей видимости, Таверна этой потерей вовсе не проникся, или посчитал провал «Manaqua» всего лишь случайным стечением обстоятельств. Может быть и так. Как бы там ни было, а в самом начале ноября две тысячи одиннадцатого года съемки ремейка киноленты «Апартаменты 1303» были открыты. Сценарий для этой картины основан на все на той же одноименной книге японского писателя. А вот американизировать, так сказать, произвести адаптацию «под зрителя», взялся сам Мишель Таверна. Нужно сказать, что многое он не стал трогать вообще, немного поработал с репликами и диалогами, несколько подправил историю, чтобы выглядела более привычной для американского обывателя, и в этом, может быть, и была его роковая ошибка. Потеряв свое чисто японское, темное и мистическое очарование, картина не стала лучше, а можно сказать, многое потеряла.

Пощадите актеров, они не виноваты!

На главную роль в фильм огромного кастинга не было, однако просмотреть несколько кандидаток все же пришлось. Таверна, как истинный ценитель женской красоты, выбрал на роль главной героини, девушки по имени Лана Слейт, американку, рожденную в Британии, Мишу Бартон. Девушка сразу же согласилась, так как ей стал интересен сценарий, подобного опыта у нее пока не имелось, и она с головой окунулась в работу. Сама Миша уже в девять лет активно принимала участие в бродвейских постановках.

После Бродвея маленькая Миша Бартон работала моделью, играла в театре и кино. Одной из первых работ на большом экране для девушки стал кинофильм «Вокзал Нью-Йорка», до этого были только роли в короткометражках, и довольно крупная, в сериале «Все мои дети». «Щенки», «Луговые собачки», на пару с Сэмом Рокуэллом, «Детям до шестнадцати», с участием взбалмошной Дрю Берримор, а также роль привидения в «Шестом чувстве», и многие-многие другие кинокартины стали плацдармом ее боевых действий, если можно так выразиться. В две тысячи одиннадцатом году актриса тоже была чрезвычайно занята, она работала одновременно в трех проектах, а лента «Апартаменты 1303» стала четвертым ее фильмом за год.

Миша нашла время и сыграла так, как только могла, и, несмотря на бурю критики и всевозможных обвинений в ее сторону, получилась роль очень даже не плохо. Лана Слейт, девушка чрезвычайно зажатая, закомплексованная, ее просто измучила манипулирующая ею алкоголичка-мать, бывшая звезда, давно утратившая свою популярность, но еще отчаянно цепляющаяся за авторитет при помощи денег, накопленных за весьма удачную карьеру. Лана просто не в силах терпеть издевательство мамаши, она решает переехать, но так как денег имеет не особо много, то берет то, что первое попадается ей под руку.

Впрочем, квартирка оказывается даже очень ничего, уютная и чистенькая, вот только, если бы не странные жильцы дома, постоянно попадающиеся ей на дороге. Она изначально не чувствует никакого расслабления, вопреки своим ожиданиям постоянно ощущает какое-то незримое присутствие. Актриса прекрасно передает это напряжение девушки, она готова взорваться ежесекундно, в любой момент.

Да и как тут не взорваться, если дом издает такие странные звуки, отвратительного вида управляющий нагло предлагает сделать скидку в обмен на определенного рода услуги, а в соседней комнате явно кто-то есть и этот кто-то тихо плачет. Просто запредельно! Миша отлично справилась с работой, явно придавая всему фильму некоторое очарование, за что ей, несомненно, и должен сказать спасибо режиссер. Если это кино и стоит смотреть, то хотя бы ради этой на самом деле неплохой актрисы.

«Так в чем же корень зла?»

Ребекка Де Морнэй, которая сыграла ту самую бывшую рок-музыкантшу, мать Ланы и ее старшей сестры, тоже отработала вполне прилично. Нужно сказать, что эта актриса вообще способна на многое, о чем и можно судить, познакомившись поближе хотя бы с несколькими ее работами. Главным успехом в карьере Ребекки стала кинолента под названием «Рука, качающая колыбель», где она и исполнила миссис Мотт. Сара из кинофильма «Поезд-беглец», Клэр Дапин в «Убийствах на улице Морг», Моро в фильме «На рассвете», Миледи Винтер в «Трех мушкетерах», Кэролайн Сьюзан в эпическом кинопроекте «Идентификация», и даже Натали Коффин в триллере «День матери», перечислять ее роли можно чрезвычайно долго, на ее счету не один десяток всевозможных киноработ.

В киноленте «Апартаменты 1303» передать образ, который требовался, Ребекке тоже вполне удалось, и совершенно не понятно, за что ее можно поругать. Критики говорят, что персонаж получился картонный, в нем нет объема, некоей выпуклости. Однако можно возразить, что в самом фильме этой матери вовсе и не много, некогда там особо передавать объем, а, кроме того, Морнэй дает все необходимое для понимания ситуации, сложившейся между ней и ее дочерями, а это и есть самое главное. «Кривые» же диалоги, это совершенно не касающаяся к актерам директория, что им написали, то они и произносят, по возможности, вкладывая или не вкладывая в свои слова душу. Так вот, Ребекка свою душу в роль, несомненно, вкладывает.

Нельзя обойти вниманием также и актрису, которая играет старшую сестру Ланы, Джанет Слейт. Исполнила эту роль Джулианна Мишель — личность во всех смыслах выдающаяся и разносторонняя. Родом из Нью-Джерси, Мишель обладает немалым даром актерского мастерства и музыкального дарования. Она сама пишет музыку и исполняет ее, а ко всему прочему, еще и работает моделью. Джулианна тоже рано вышла на сцену, ее звала и манила эта странная и немного мистическая актерская жизнь, девочка даже получила премию в номинации лучшая актриса до десяти лет. Фильмов на ее счету просто огромное количество, несмотря на довольно молодой возраст. «Уличный рыцарь», «Радуга Шэннон», «Ужасвин» (камео), «Автобус №9», «Феном», в этих и других картинах можно увидеть ее симпатичную мордашку.

Образ сестры тоже получился довольно неплохо. Нужно сказать, что она по сюжету сильно любит и волнуется за Лану, и не может себе позволить расслабиться, на что, по всей видимости, есть свои причины. Эта девушка тоже страдает от тирании матери, но ничего не может с этим поделать. Почему же так произошло, режиссер не удосужился объяснить зрителю, и это стало еще одной его ошибкой.

Великие мэтры экрана и знатоки человеческих душ всегда обращают внимание на мелочи

В картине много недосказанности, отдельные моменты, которые должны дополнять повествование, просто отсутствуют, что делает кино в некоторой степени пресным. Мелочи всегда играют огромную роль в создании полной картины, а Мишель Таверна не обратил на это достаточного внимания. Из-за этого и актерская работа в киноленте пострадала, общее впечатление ведь создается из полной совокупности образов, характеров и событий, света и звука, и тому подобных вещей.

Что же касается самого сюжета, то после выхода картины на экраны, критика просто захлебнулась ядом. Во многом можно согласиться со злобными нападками недоброжелателей. Во-первых, это «штамповка» и «шаблоны». Все это, без исключения, от самого начала до самого конца финальных титров, зритель уже, несомненно, где-то видел. И это расстраивает еще больше, потому что актеры-то на самом деле, отыграли так, как нужно. Складывается такое впечатление, что Мишель Таверна, просто взял в прокате все возможные фильмы о призраках в домах, и выбрал самое худшее, включив его в свой проект.

Стандартная ситуация, когда нужно переехать, непонятно почему, и снять квартиру в доме, где сразу понятно, что что-то нечисто. И, вроде бы, действие происходит в реальном времени, мобильники, компьютеры, всяческие там девайсы с гаджетами, все на месте. Так и хочется спросить персонажей киноленты, бессмысленно болтающихся, в окружении противных приведений, по комнатам: «Люди, очнитесь! Вы что, американского кино не видели?! Двадцать первый век на дворе!»

В киноленте можно найти множество отсылок, непонятно вольных или невольных, к оригинальным фильмам ужасов, которые стали классикой хоррор-кино, хотя некоторые сняты не раньше, чем десять лет назад, а то и позже. Чего стоят вездесущие японские волосы! Именно оттуда, из страны восходящего солнца пришла мода пугать народонаселение длинными спутанными волосами. «Спираль», «Проклятие», и оба американизированных «Звонка» не стали исключением, да и еще с полсотни подобных фильмов, масштабом и размахом помельче. Ну и, конечно же, призраки-девочки, которые не совсем понятно, живы ли, на самом деле, и как говорится «был ли мальчик».

Сам кашку-то заварил, вот сам и расхлебывай

Кроме того, режиссеру, который, по совместительству, является и сценаристом, нужно было все же потрудиться и придумать правдоподобные оправдания бессмысленным и явно хаотическим «движениям» главных героев. Как же так можно, почему прыгающие по умывальникам призраки, невероятная вонь в гостиной, ночные всхлипы и извращенец-администратор, это вовсе не повод обеспокоиться? Ну, ведь никакой нормальный человек не станет спокойно попивать кофе после того, как только что в ванной увидел собственную мертвую сестру. А актеры Таверна поступают именно так, наплевав на все логические законы.

Нужно сказать, что все недочеты Таверна свалились на головы исполнителям, то есть актерам. Как всегда, виноват, оказывается, самый младший, или, если хотите, стрелочник. Но снять качественный «ужастик» на данное время, действительно, нелегко, особенно, если речь идет о хаус-хорроре. Ведь подобные картины штампуют десятками, или даже сотнями, а потом они успешно пылятся на полках. Кроме того, напрашивается явная аллюзия к «1408» по незабвенному сочинению короля ужасов, американского писателя Стивена Кинга. И, как не крути, но это сравнение, никак не в пользу «Апартаментов».

Премьера киноленты «Апартаменты 1303» состоялась шестого декабря две тысячи двенадцатого года и полностью разочаровала ее создателей. Да и что они, собственно, хотели, не совсем понятно. Довольно маленький бюджет, а составлял он около пяти миллионов американских долларов, окупился приблизительно на одну пятую. И нужно отметить, что львиную долю от этой суммы принес кинопрокат в России. Доверчивые сограждане радостно «повелись» на красивый трейлер. Впрочем, и от этого кино можно получить удовольствие. Например, если просто рассматривать довольно неплохо сыгравших девушек, а еще, если воспринимать этот фильм, как самую настоящую комедию, но это для тех, у кого хорошо развито чувство юмора.