Apocalypto

Oblogka_ApokalipsisЧто известно о цивилизации Майя? Отрывки мифов, вечная тайна исчезнувшего навсегда мира… А между тем это было совсем иная жизнь, другие устои, правила игры. Приоткрыть занавес попытался американский актер и режиссер Мэл Гибсон в своей картине под названием «Апокалипсис». Кому-то данный эксперимент понравился, кому-то нет. Но без сомнения, он оставляет довольно сильные впечатления благодаря реалистичным кровопролитным сценам. В который раз можно убедиться, насколько жестокими могут быть люди не только по отношению к другим существам на планете, но и к себе подобным. Вечная борьба за место под солнцем, губительное возвышение одного народа над другим, любовь и ненависть – все это переплелось в картине Гибсона, буквально приковывая зрителя к экрану. Но особо слабонервным лучше даже не начинать смотреть. Иначе большую часть просмотра придется сидеть прищурившись, а то и вовсе закрыв глаза. Съемки «Апокалипсиса» начались 21 ноября 2005, а уже с 8 декабря 2006 начались его премьерные показы по всему миру, собравшие кассовых сборов на 120 миллионов долларов. При этом на саму киноработу было потрачено ни много ни мало – 40 миллионов. Как видно, картина окупилась с лихвой, собрав у экранов миллионы жителей из разных стран.

Производство взяли на себя следующие студии: Icon Entertainmnet International, Icon Productions и Touchstone Pictures. Территориально сьемки проходили в четырех точках: Катемако, Сан-Андрес Тустла и Пасо де Овехас мексиканского штата Веракрус, а также Эль-Петен (Гватемала). Спецэффектами занимались «всего-то» 9 студий: Asylum VFX, Filmworks/FX, Keith Vanderlaan’s Captive Audience Productions, LOOK! Effects Inc., Luma Pictures, MPFX Studios, Radium Inc., Svengali Visual Effects и Zen Haven Studios. Благодаря всем этим кудесникам визуализации кино получилось довольно зрелищным, хотя и без откровенной «фантастики». Если говорить о жанровой принадлежности, то это эпик, историческая драма, боевик, приключенческий триллер и т.п. Есть также более новый термин, который приписывают работам Гибсона – историческая реконструкция. Из-за изобилия жестоких сцен фильм не рекомендуют к просмотру лицам младше 16 лет.

Стоит замолвить слово о режиссере

Мэла Гибсона нельзя назвать малоизвестной личностью в мире кино. Он уже давно приобрел достаточно большой успех как актер и без лишнего шума и пафоса перерос в неплохого режиссера. Многие склонны считать, что в этом качестве он показал себя даже лучше, интересней. Настоящий ажиотаж произвели в киношных кругах его «Страсти Христовы». Таких страстей давно уже никто не создавал, даже описывать данный фильм трудно. В подобном «тяжелом» стиле был создан и «Apocalypto», который, если немного углубиться в этимологию слов, правильнее называть «Новая жизнь» или «Новое начало». Именно так оно переводится с греческого. И по смыслу фильма также подходит.

Об «Апокалипсисе» Мэл говорил, что хотел снять головокружительный приключенческий фильм с погоней, удерживающий непрестанно зрителя у экрана. Но потом режиссера, видимо, увлекла история древнего народа Майя и он добавил в свою работу немножко иного смысла – о разрушении цивилизации изнутри, о загнивании больших империй, их самоуничтожении. Сценарий Гибсон разрабатывал вместе с Фарадом Сафиниа, который был его помощником и на сьемках «Страстей». Они вместе окунулись в изучение мифов и исторических фактов о жизни индейцев Майя и сделали захватывающее кино об одном из них.

Сюжет

Сюжетная линия проста до невозможности. Это всего один день из жизни молодого охотника по имени Лапа Ягуара, который стал трагическим для его племени. На них нападают охотники за людьми, более «развитые» майя из каменного города. Они убивают, грабят и берут часть жителей племени в плен. Пленных ведут в город для продажи в рабство и жертвоприношения. По дороге им встречается опустевшее после эпидемии поселение, где вошедшая в транс маленькая девочка предрекает гибель всего их мира.

Лапе удается сначала спрятать свою жену с ребенком, а потом и самому сбежать. Большая часть киноленты – это дикая погоня за беглецом, бег на выживание. Картина динамична, события развиваются очень быстро, в некоторых моментах даже фантастично, потому что главному герою удаются практически невозможные вещи для обычного человека. Многого стоит одна лишь его гонка с настоящим ягуаром. Кстати, стремительный стиль картины, так необходимый в данном случае, Гибсон доверил отличному оператору Дину Семлеру, обладателю премии «Оскар» за работу в фильме «Танцы с волками».

Как уже говорилось выше, в фильме Гибсона есть много кровожадных моментов, реалистичных сцен убийств и жертвоприношений, реки крови и головы на полях. А также есть тема страха, который приравнивается отцом Лапы Ягуара к болезни, заползающей в душу. Не поддаваясь панике, чувству безысходности, человек может намного больше, и пока он силен духом, тело его также будет послушным и крепким.

Актеры, съемки, интересная информация

Актерский состав фильма не содержит ни одного известного имени. Как отмечает режиссер, он хотел, чтобы ничто не отвлекало зрителя, не было ассоциаций с предыдущими ролями того или иного исполнителя. Для того чтобы углубиться в атмосферу настоящей цивилизации майя, Гибсон пригласил актеров из Юкатана (местность, где происходит действие фильма) и Мехико, а также потомков индейских народов из Канады и США. Все они должны были быть похожи на месоамериканцев той эпохи.

Главную роль в киноленте сыграл Руди Янгблад (Гонзалес) – коренной американец, потомок индейских племен Команчи, Яки и Кри. Интересно, что в детстве актер перенес рак и выжил. Выживание у него, как говорится, в крови, так что роль неуничтожимого Лапы Ягуара в некотором роде для него символическая. Надо заметить, что прыжок в водопад Руди сделал самостоятельно, без каскадеров, за что ему определенно плюс. Хороший актер и прекрасное исполнение поставленной перед ним задачи.

Еще одним более или менее известным участником проекта можно назвать Хосе Рауля Трухильо, американского актера и хореографа, в жилах которого течет кровь Апачи. Он сыграл главного злодея, предводителя банды охотников на людей Пустого Волка. В списке его работ есть такие киноленты как «Ее звали Никита», «Горец», «На Запад», «Риддик» и другие, но «Апокалипсис» стал самой известной из них, впрочем, как и для Янгблада.

Об остальных исполнителях информации практически нет, разве что краткие фильмографии. Но все они выглядели очень органично в этих диких украшениях, среди настоящих джунглей Месоамерики. Кроме актеров типичной внешности в фильме также используется юкатекский язык. На нем ведутся все без исключения диалоги, никаких европейских слов. Многим участникам съемок пришлось специально учить его, чтобы работать. Это настоящая находка для лингвистов, а обычному зрителю данный прием дарит непередаваемую атмосферу – будто погружаешься в другое пространство, путешествуешь во времени. Некоторые исполнители ролей в картине Гибсона в своей реальной жизни только на этом наречии и общались, совершенно не понимая английского. Да и высотные дома, а также много других «даров» цивилизации они увидели впервые в своей жизни именно благодаря съемкам в «Апокалипсисе». Режиссеру удалось сплести свое эпическое полотно, даже снимая людей, никогда раньше не работавших в кино.

Для успешной работы Гибсон проштудировал много исторических источников (в том числе и старинные священные тексты), а также пригласил в свою команду специалиста по майя, доцента археологии Ричарда Д. Хансена. Но все же кино – это, в первую очередь, вымысел. Не документальная лента все же. На научно-познавательную она тоже не тянет – есть много неточностей, которые знатоки называют «историческим бредом». Для рядового смотрящего это в принципе не имеет значения, хотя кто знает, что именно откладывается в головах зрителей, а что мимо пролетает.

Некоторые детали, такие как шрамирование, татуировки, украшения героев, все же были дотошно изучены и имеют символистическое значение. Огромное число статистов (массовку) обслуживало 120 гримеров. Начинали они свою работу с часу ночи, чтобы с утра уже можно было приступать к съемкам. Правдивы также изображения на фресках, показанные в фильме. Из эстетических соображений архитектуру майя авторы смешали из разных эпох, чтобы показать все ее величие.

«Практически все, что зритель видит в «Апокалипсисе»», — говорит художник-постановщик картины Томас Сандерс, — «сделано вручную в Мексике. Начиная с одежды аборигенов и заканчивая внушительной величины пирамидами». Непредсказуемый климат мексиканских лесов заставил съемочную группу перенести релиз картины. Им также пришлось поработать над тем, чтобы в экстремальных условиях качество сьемки не пострадало. Внезапные проливные дожди, предельно высокая температура, сцены в водопаде – все это для киношной аппаратуры было настоящим испытанием.

В фильме «приняли участие» разные дикие животные, но, согласно принципам гуманизма, призывающим бережно относиться к братьям нашим меньшим, ни одно из них во время съемок не пострадало. Сцены убийства ягуара, тапира и прочих зверей сделаны с помощью кукол и аниматроники. «Апокалипсис» в некоторых моментах можно считать свободным ремейком на картину «Голая добыча»/The Naked Prey (1966 года) режиссера Корнела Уайлда. Это что касается погони. Есть информация также, что некоторые моменты Гибсон и его коллеги «передрали» из фильма «Возвращение в Астлан» режиссера Хуана Мора. По данному факту даже был подан иск.

Музыка в кино

Эти два искусства всегда идут рядом. Порой, увлеченные сюжетом, динамикой, игрой, зрители могут не замечать музыкального сопровождения, но не в этом задача саундтреков. Они должны не привлечь внимание к себе, а подчеркнуть настроение того или иного момента, натягивать нервы как струны, звучать в сердцах и приносить долгожданное расслабление. Казалось бы, какая может быть музыка в фильме, где уже есть дикая погоня, диалоги на непонятном, но интересном языке, кровавые бои и пламенные выступления жрецов… А ее (музыки) там между прочим очень много.

Композитор Джеймс Хорнер создал для «Апокалипсиса» очень подходящий музыкальный фон, убрав традиционную оркестровую партитуру и добавив экзотических инструментов вместе с вокалом пакистанского певца Рахата Нусрата Фатеха Али-хана. Кстати, в списке профессиональных заслуг Хорнера есть «Балто» и «Титаник», «Храброе сердце» и «Игры разума», а также множество других прекрасно снятых и озвученных картин.

Награды и критика

«Апокалипсис» Мэла Гибсона получил три «Оскара»: за лучший звук, за лучший монтаж звука и грим. Ему также достался Золотой глобус 2007 года и премия BAFTA (2007), как лучшему фильму на иностранном языке. Основная масса отзывов на эту картину от ведущих кинокритиков положительная. «Apocalypto» определенно стал событием в мире кино, а также успешным проектом данной индустрии. Но, есть некоторые но…

Ряд историков имели претензии к авторам фильма из-за однобокого, не совсем правильного позиционирования в нем самих майя. Шла речь о том, что представители древней цивилизации показаны здесь уж слишком кровожадными, в то время как их научным достижениям и прочим позитивным вещам не уделено совершенно никакого внимания. Индейские общины майя жаловались в комиссию по правам человека насчет «дискриминации и очернения» их предков, но, несмотря на протесты, фильм все же вышел в прокат. Ссылаясь на исторические данные, потомки майя доказывают, что жертвоприношения в те времена были довольно редкими и что картина Гибсона содержит множество неточностей.

Итоги

Участь империи Майя была предрешена задолго до прихода конкистадоров. Она начала постепенно сама разрушать себя изнутри. В фильме «Апокалипсис» Мэл Гибсон сделал намек и на современный цивилизованный мир, который продолжает потреблять огромные природные ресурсы, и хотя рабства официального сейчас нет, все равно условия жизни низших классов в некоторых странах просто ужасны. Все соки из бедняков высасывает политическая коррупция, власть элиты. Может, и этой цивилизации не так уж долго ждать собственной гибели?

Запоминающийся момент из фильма – это рассказ старика из племени Лапы Яггуара с печальным для человечества финалом. Однажды придет время, изрекает он, и земля скажет человеку – меня нет и мне нечего тебе дать. Иногда действительно кажется, что в этом самом разумном на планете существе есть дыра, пустота, которую человек все время пытается заполнить, но это отверстие всепоглощающее.