Frankenstein's Army

Армия ФранкенштейнаЧем больше проходит времени после окончания Великой Отечественной войны, да и Второй мировой войны в целом, чем меньше остается реальных свидетелей и убеленных сединой ветеранов, тем больше это трагическое событие обрастает различными сказками и выдумками. Некоторые отечественные историки и политики в своем рвении сделали выводы, что Советский Союз потерял в той войне 27 миллионов убитых, хотя эта цифра взята из воздуха и даже близко не подтверждается документальными данными, да и логикой. Западные кинематографисты уже затуманивали взор кинозрителей совершенно фантастической картиной «Бесславные ублюдки», а также рядом якобы документальных лент, повествующих о событиях, которых никогда не было в действительности. Но  им показалось этого мало, и в 2013 году появилось новое фантастическое творение, пытающееся переписать историю и представить события той кровопролитной бойни, как страшную сказку. Режиссер Ричард Рапхорст снял фильм ужасов «Армия Франкенштейна» (в оригинале на английском языке «Frankenstein’s Army»),  в котором Советская Армия ведет ожесточенные бои с неуязвимыми мутантами (зомботами), созданными искусственным образом из тел погибших нацистов. Если хорошо подумать, то подобных гитлеровцев зрителям уже не раз демонстрировали в огромном количестве фильмов, но не называли их зомби. Взять хотя бы нашумевшую картину Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Тамошние эсэсовцы явно были какими-то сверхчеловеками и обладали нечеловеческими способностями, раз на них не действовал смертельный газ, которым они травили несчастных узников концлагеря Аушвиц. Чем не зомби? Пускается газ, происходит убиение заключенных, через несколько минут открываются ворота, и эсэсовцы вместе с членами вспомогательной команды заходят внутрь помещения, наполненного удушающим газом, но никто из них не корчится от боли и не испытывает дискомфорта. На них отравляющие вещества не действуют вопреки всем законам химии и физики.  После просмотра подобных фильмов, лет через двести, люди и вправду будут думать, что на самом деле все обстояло подобным образом. Можно было бы умерить возмущение от просмотра этой картины и посмеяться над неуклюжими потугами режиссера, если бы она была подана, как какая-нибудь фантастическая комедия, но голландский режиссер принял меры к тому, чтобы лента выглядела максимально приближенно к документальному повествованию. Фильм большей частью снят оператором Бартом Бекманом с руки в стиле псевдо-документальной съемки «found footage». По сюжету кинокамера как бы находится в руке одного из советских солдат, ведущих съемку с места событий. Трясущаяся картинка, как бы показывает реальность происходящего. В эту реальность врываются какие-то серые, убогие и очень жестокие и кровожадные советские солдаты, которые практически по всем параметрам еще ужаснее монстров-зомботов. Они сладострастно насилуют женщин, пытаются изнасиловать медсестру, зверски добивают раненых монашек, избивают маленьких беззащитных детей и даже ненавидят друг друга, и, особенно поляка и московского еврея, входящих в их отряд. Один из самых жестоких и безнравственных советских солдат по имени Василий, похож, как две капли воды, на игрока питерского «Зенита»  Андрея Аршавина. Вероятно, таким образом, голландцы решили отомстить футболисту за то, что благодаря его воле к победе и мастерству, сборная Голландии по футболу вылетела с чемпионата Европы 2008 года. Аршавин тогда сумел взять игру на себя и переломить результат матча.

Картина наполнена стабильным набором типичных стереотипов о русском менталитете, склонности к неоправданному садизму, взаимоотношениях в социалистическом обществе и подобными вещами. Складывается ощущение, что участвовавшие в процессе создания картины голландские кинематографисты выместили весь свой протест против России, якобы ограничивающей людей с нетрадиционной ориентацией, а чешские специалисты решили больно укусить за то, что Советские войска раздавили танками Пражскую весну в 1968 году. Можно подумать, что другие государства ни разу не вторгались в Чехию и не хозяйничали на ее территории. Да и где бы были бы нынешние либерально настроенные жители страны разноцветных тюльпанов и ветряных мельниц, если бы Советская армия не провела раньше времени Висло-Одерскую операцию, стоившую нашему народу около миллиона жизней, и не остановила тем самым развитие успешной Арденнской наступательной операции нацистов? Немцы столкнули бы весь экспедиционный корпус генерала Эйзенхауэра из Европы не то что в море, но даже в небытие. Фильм является очередной далекой от истины поделкой, призванной создать неприязненный образ населения России в лице западного обывателя. Даже русского солдата по имени Иван играет актер с «характерно русским» именем и внешностью, Хон Пинг Тан. После этого не стоит удивляться, когда странные типы из этой страны избивают нашего посла в Голландии, и врываются в его квартиру. Подобное извращение исторической действительности не может оставить равнодушными людей, в семьях которых погибли их деды и другие родственники, спасшие тех же чехов, приложивших руку к созданию картины,  от геноцида и полного исчезновения с земного лона. По сюжету, картина «Армия Франкенштейна» более напоминает не художественное произведение, а видеоигру, созданную в виде шутера («стрелялки») от первого лица,  или типа игры «Resident Evil». Фильм выглядит уродливой картиной без какого-либо сюжета и самых простеньких героев. Весь смысл действия – стреляй и убивай. Еще одной странностью картины является то, что оператор Советской армии, участвующий в боевой спецоперации, снимает все происходящее на цветную пленку, которая в те годы была очень дорогая и применялась только для записи особо торжественных случаев, типа парадов на Красной площади, да и то иногда.  Во время съемок боевых действий ее никогда не использовали. Разумеется, по сюжету, семья оператора сидит в сибирском лагере, а как же иначе.

Сюжет:

В самом конце войны, когда гитлеровские полчища сражаются на последнем издыхании, когда победа над нацистами уже не за горами, группа советских разведчиков получает сигнал бедствия от своих товарищей и выдвигается в заброшенный район Германии на их поиски. В составе отряда находится кинооператор, который фиксирует каждый шаг красноармейцев. Задание не сулит особой сложности, но нацистский доктор Виктор Франкенштейн думал иначе. Он создал в своей засекреченной лаборатории целую армию монстров, которые должны, по его замыслу, дать последний шанс великому фюреру Адольфу Гитлеру  в борьбе с врагами…

Создатели картины:

Художественный фильм «Армия Франкенштейна» был снят силами кинематографистов из США, Голландии и Чехии. В производстве картины принимали участие киностудии «Dark Sky Films», «Pellicola» и «XYZ Films». Сначала уроженец Голландии, режиссер картины Ричард Рапхорст занимался несколько иным проектом. Он долгие годы создавал фильм под условным названием «Худший сценарий», рассказывающий о том, как якобы сборная Германии и Голландии встретились в финале чемпионата мира по футболу в 2006 году. В той игре якобы победили голландцы. Обиженные на соперника немцы решили отомстить, и направили армию зомби на страну тюльпанов. В ходе боевых действий наступает решающая битва возле побережья Северного моря, в которой группа голландских смельчаков разбивает армию ужасных монстров. Тот проект длился с 2004 по март 2009 года. В ходе его режиссер несколько раз выпускал рекламные ролики, пробудившие интерес со стороны пользователей Интернета. В 2005 году трейлер ленты даже номинировался на победу в качестве лучшего рекламного ролика фильма на кинофестивале в Лос-Анджелесе. Но еще ранее, в 1995 году он прибегал к теме зомби, создав  короткометражную ленту «Зомби-1». В конечном итоге, режиссер решил отказаться от съемок фильма «Худший сценарий» и переключился на работу над картиной «Армия Франкенштейна». От момента начала работы до премьеры фильма прошло три с половиной года. По словам Ричарда Рапхорста, первоначально он планировал назвать будущий фильм «Монстры Франкенштейна». В него он включил огромное количество наработок, созданных для несостоявшегося фантастического фильма. В качестве первоначального сценария режиссер издал книгу размером в сто пятьдесят страниц, в которой поместил набор рисунков с персонажами выбранной темы. Издание  с красочными картинками впоследствии  переросло в сценарий, если конечно можно назвать так этот довольно тривиальный текст. В написании сценария режиссеру помогали два близких друга Мигель Техада-Флорес и Крис В. Митчелл. Они начали работу без гарантий какой-либо оплаты. По предложению Мигеля Техада-Флореса название было изменено с «Army of Frankenstein» на «Frankenstein’s Army». Сценарист аргументировал это тем, что при наборе слова «Армия» в браузерах Интернета, вылезает огромное количество статей, начинающихся с этого слова, и их фильм может затеряться в этих многочисленных списках. Чтобы собрать деньги на производство картины, режиссер всюду рассылал рекламные тизеры и картинки предстоящего фильма.  «Армия Франкенштейна» стала первой полнометражной работой голландского  режиссера Ричарда Рапхорста  в кинематографе. В качестве художников-постановщиков над картиной работали специалисты из Чехии Милена Кубкова, Индржих Кочи  и Хана Рамбова. Созданные ими модели монстров, действительно впечатляют.

Главные роли:

К съемкам в малобюджетной картине невозможно было привлечь звезд первой величины, поэтому режиссер набрал на главные роли малоизвестных актеров, не сильно блещущих своим талантом, за исключением, быть может, чешского актера Карела Родена, исполнившего роль нацистского безумца, одержимого созданием зомби-роботов для спасения нацистской Германии от орд кровожадных варваров с Востока. Актеру удалось выразить своим взглядом безумную одержимость нового Франкенштейна. Кстати, по сценарию, он приходится внуком тому самому, первому научному гению, сотворившему человека из мертвой плоти. Актер хорошо известен в Чехии. В 2008 году он получил самую престижную кинематографическую награду страны «Чешского льва» за исполнение лучшей мужской роли. На мировом уровне актер стал известен в 2002 году после исполнения одной из главных ролей в картине Гильермо дель Торо «Блэйд-2». В американских фильмах он сыграл огромное множество ролей злодеев, приехавших из Восточной Европы. Также он известен тем, что часто играет персонажей, прототипом которых является олигарх Роман Абрамович. Считается, что он имеет внешнее сходство с ним.

Съемки:

Съемки художественного фильма «Армия Франкенштейна» происходили на территории Чехии, в основном, в окрестностях Праги, с 5 марта 2012 года по 30 марта 2012 года. В картине почти не применялась компьютерная графика. Все модели существовали в реальности. Часть из них после съемок отправилась в Канаду, где показывалась на различных выставках.  О бюджете картины ничего неизвестно даже в Голландии.

Итоги проката:

Картина «Армия Франкенштейна» дебютировала на международном кинофестивале в Роттердаме 26 января 2013 года. Перед премьерным показом режиссер картины Ричард Рапхорст раздавал многочисленные интервью, в которых гордился своим детищем. Он посетовал на то, что в фильме отсутствуют военно-воздушные силы нацистских зомби. Он посчитал это большим упущением, но обнадежил корреспондентов обещанием, задействовать подобный род войск зомботов в продолжении, которое грядет, если картина будет пользоваться коммерческим успехом у зрителей. 12 апреля 2013 года ленту продемонстрировали на другом голландском кинофестивале Imagine Film Festival. На следующий день перед картиной открыли двери кинофестиваля Night Visions Film Festival, проходившего в Финляндии. Еще через пять дней фильм был представлен на кинофестивале Трайбека в Нью-Йорке. 28 июня его увидели на кинофестивале в Эдинбурге, в Шотландии, на следующий день он стал одним из участников кинофорума в Карловых Варах, в Чехии. Наконец, 26 июля фильм «Армия Франкенштейна» вышел в ограниченный прокат на территории США. Вскоре картина приняла участие еще в нескольких кинофестивалях, в частности, в двух подобных мероприятиях на территории Франции. 10 сентября 2013 года фильм был выпущен  на Blu-Ray и DVD-дисках студией «Dark Sky», 30 сентября 2013 года фильм появился  на дисках DVD в Великобритании. В Российской Федерации данная лента в широком прокате не демонстрировалась. В среде профессиональных критиков фильм удостоился, в основном, положительных характеристик. Так на сайте «Rotten Tomatoes» он получил 71 процент положительных рецензий на основе семнадцати мнений. В тоже время простые зрители оценили эту картину куда менее восторженно. На том же сайте имеется всего 41 процент положительных оценок об этой картине.   На другом подобном сайте «Метакритик» фильм получил всего 49 баллов по стобалльной шкале. Творческой интеллигенции, вероятно, понравился образ русских солдат, показанный в картине, в то время, как среди простых граждан западного мира, он не вызвал особенного сочувствия. Простые граждане думают, прежде всего, головой. По сообщениям иностранной прессы фильм окупился в прокате, так что в скором времени стоит ждать еще более сомнительного продолжения.