Eight Legged Freaks

В две тысячи втором году на широкие экраны вышел комедийный фильм ужасов «Атака пауков» от новичка в мире кинематографа — Эллори Элкайема. Этот специфический жанр возвращает зрителей в пятидесятые годы, когда подобных картин серии «В» выпускалось великое множество. Начинались они все по одному шаблону – небольшой тихий городок живет своей жизнью, как вдруг подвергается нашествию каких-либо тварей: мутантов, демонов, пришельцев и прочих несимпатичных и настроенных крайне агрессивно созданий. Путем естественного отбора выявляются самые живучие и активные горожане, которые в итоге собираются в одну группку и держат оборону, пытаясь найти способ спастись, а заодно и остановить вторжение. По такой же колее «катится» и «Атака пауков». В качестве завязки сюжета используется классический человеческий фактор, в результате которого бочка с опасными химикатами оказывается в удачно подвернувшемся водоеме. Все также благодаря случайным факторам, химикаты доходят до «конечного потребителя» — фермы экзотических пауков. Подкрепившись «нектаром», пауки начинают расти как на дрожжах, и вот – армия восьминогих мохнатых переростков, радостно стрекоча, открывает охотничий сезон в близлежащем городке Процветание, штата Аризона. Слоган фильма гласит: «Ненавидите пауков? Они вас тоже не любят». В целом – он довольно точно передает суть картины, с одним только исключением – эти пауки очень любят людей. Вот только интерес их чисто гастрономический.

История создания:

Эллори Элкайем родился и рос в небольшом городке в Новой Зеландии. Для мальчика не было ничего более захватывающего и приносящего удовольствия, чем старые фильмы про гигантских насекомых и пауков, нападающих на обычных людей. Он частенько засиживался допоздна, чтобы посмотреть свой любимый сериал «Тарантул». Со временем Эллори решил и сам снять нечто подобное, и создал несколько короткометражек на любимую тематику. Свои творения он упорно рассылал на всевозможные конкурсы и фестивали. И последняя из работ – черно-белая короткометражка «Больше жизни» попала на глаза не кому-нибудь, а создателю «Годзиллы» и «Дня независимости» — Роланду Эмериху. И как в самых смелых фантазиях, мальчику было предложено снять полнометражный ремейк на свой фильм.

Стоит, однако, уточнить – на то время, Эллори был уже далеко не мальчик, и рассказы о том, что «Больше жизни» он снял в двенадцать лет – не более чем газетная утка. Ему тогда было двадцать пять, а к работе над «Атакой пауков» он приступил, уже покорив третий десяток. Несмотря на это – сбылась мечта юного любителя гигантских арахноидов, и он с упоением взялся за работу.

Производство:

Автором оригинального сценария и режиссером стал сам Эллори Элкайем. Для главных ролей были заняты: Кари Вурер – как шериф Саманта Паркер, Скотт Терра и молодая, но уже успевшая сняться в дюжине фильмов, Скарлетт Йоханссон – в роли детей Саманты, Майкла и Эшли, и, конечно же, получивший за свое участие гонорар в пять миллионов долларов, Дэвид Аркетт – как Крис МакКормик.

Съемки «Атаки пауков» были назначены на начало января две тысячи первого года и продлились около полутора месяца. Сюда не включаются месяцы на постобработку, добавление эффектов и, конечно же, виновников торжества – самих пауков-мутантов. Над последними работали две студии – «MagicMove GmbH» и «CFX». Основным производством же занялось несколько студий: «Centropolis Entertainment», «NPV Entertainment» и «Electric Entertainment». В качестве распространителей подписались Warner Bros. Во время съемок пришлось покататься, хотя и в пределах одного штата Аризона. Городка «Процветание» в реальности не существует, и вместо него использовались площадки в таких городах, как Пейдж, Глендейл. В последнем был арендован огромный заброшенный торговый центр, в котором и проходило большинство финальных сцен. Через пару дней после съемок этот центр был разрушен и застроен новыми хозяевами. В Глендейле же были сняты и сцены в доме тети Глэдис – на небольшом ранчо Мэнистри, расположенном очень близко от того самого торгового центра.

Бюджет на фильм, завязанный на компьютерных спецэффектах, был выделен «смешной» — всего тридцать миллионов долларов. Можно возразить, что и за два миллиона делали шедевры. Делали, но в подобных фильмах всевозможные монстры видны лишь изредка, да и то мельком. Здесь же – мутировавшие мохнатые паучки размером с половину машины и более, показаны во всей красе и в больших количествах. И вот, исходя из выделенных средств, было решено снимать по старинке, что не лишено своей ностальгии и прелести. Актеры «пугались» и смотрели на пустое место, и лишь через месяцы компьютерщики вставили на эти пустые места нарисованных паучищ. Все как в старые добрые пятидесятые, на стилистику которых Эллори Элкайем равнялся и обожал до сих пор.

Как появилось название:

Процесс присвоения названия фильму Эллори Элкайема довольно интересен. Рабочее название картины было «Паучья атака» — «Arac attack». «Arac» — сокращение от «Arachnid». Однако оно было слишком созвучно и близко по написанию к «Iraq attack», а как раз в те годы начался военный конфликт между США и Ираком. Поэтому для проката в США название было решено заменить. По большей части ломал над этим голову сам автор сценария и режиссер Элкайем. И тут на помощь пришла счастливая случайность.

Во время съемки одной из сцен, актер Дэвид Аркетт крикнул фразу «Вы восьминогие уроды!». Это была чистейшая импровизация, которая настолько понравилась режиссеру, что он решил так и назвать фильм – «Восьминогие уроды» («Eight Legged Freaks»). Однако в названии закралась ошибка. По правилам – не хватает дефиса между двумя первыми словами. А сейчас название можно прочитать и как «Восемь уродов с ногами».

В большинстве же других стран мира, где вышел в прокат кинофильм, сохранилось оригинальное название, на которое есть ссылка в одной из первых сцен, где Джошуа беседует с юным Майком и показывает новых питомцев.

Критический прием:

Фильм «Атака пауков» в среде профессиональных критиков получил смешанные отзывы. На одном из самых популярных специализированных сайтов Rotten Tomatoes картина получила сорок восемь процентов рейтинга и общее резюме: «Это дань уважения к «В-фильмам» пятидесятых годов, неплохо работающая в первой половине, но далее проходящая мимо кассы». На сайте Metacritic фильм получил похожую оценку – пятьдесят три бала из ста, на основе тридцати рецензий критиков. Тед Шен из «Чикагского читателя» охарактеризовал картину, как «искусное и веселое обновление фильмов 1950-х годов о гигантских насекомых». Его коллега из «Хроник Сан-Франциско» — Деннис Харви отметил, что в работе Эллори Элкайема «умело сочетается несколько вещей, в том числе и скромное чувство юмора».

Кассовые сборы:

Несмотря на то, что премьера картины состоялась в конце мая, для рядовых зрителей «Атака пауков» стала доступна лишь в середине июля. Первыми, конечно же, фильм посмотрели американцы. За первый уикенд на внутреннем рынке удалось собрать шесть с половиной миллионов долларов, что обеспечило «восьминогим уродам» седьмую строчку в рейтинге, и в среднем – наработку по две с половиной тысячи на кинотеатр. В общей сложности, за три месяца проката в США удалось собрать чуть более семнадцати миллионов. К ним прибавились еще двадцать восемь с половиной с мирового, обеспечив тем самым кассу в сорок шесть миллионов долларов. Не самый лучший результат, учитывая бюджет в тридцать, однако, фильм окупился и даже принес неплохую прибыль создателям.

Особенности представленных пауков:

Эллори Элкайем не мог упустить возможности и разошелся не на шутку, вводя самых разнообразных паукообразных в свой фильм. В большинстве ужастиков с подобной тематикой используется максимум пара видов пауков. Чаще же всего обходятся одними Тарантулами. В данной картине их более полудюжины подвидов.

Пауки-кругопряды, которых бедняга Джошуа с большим трудом привез на свою ферму. Отличаются тем, что очень ловко обволакивают свою жертву паутиной, за считанные секунды превращая ее в кокон. Самцы кругопрядов в три раза меньше самки, и чтобы добиться ее расположения – преподносят ей в качестве подарков разнообразную пищу. Самка впрыскивает в тело жертвы свой желудочный сок и через некоторое время буквально высасывает все соки из еще живого «обеда».  Мутировавшие кругопряды нашли людей вполне лакомым кусочком и наполняли гнездо гигантской самки – Консуэллы, коконами с живыми горожанами.

Пауки-скакуны отлично проявили себя в охоте на молодых мотогонщиков в пустыне за городом. В отличие от большинства остальных своих собратьев, скакуны – дневные охотники, и одни из первых, кто проявил себя людям. Для большинства из последних эта встреча закончилась плачевно. Как понятно из названия, их главной отличительной чертой, задающей стиль охоты, является способность прыгать на большие расстояния. Все благодаря внутренней гидравлической системе, которая управляет давлением крови и помогает расширять свои конечности.

Не остались и без внимания пауки-птицееды или Тарантулы. Это один из самых крупных видов среди паукообразных, которые под действием химикатов превратились в настоящих гигантов. Они неторопливы и в фильме играли роль этаких бульдозеров и вышибал, пробивающим дорогу своим юрким собратьям. В картине данное семейство пауков было представлено несколькими видами, среди которых: розовоногий Голиаф, терафоза Блонда и мексиканский красноколенный.

Наиболее же любопытными, несомненно, были пауки Ктенизиды, они же пауки-«потайные двери». Эти крупные хищники устраивали себе воронку в грунте, залезали туда и накрывались откидывающимся «люком» из той же паутины и грунта с мусором. Когда жертва входила в зону поражения, они с огромной скоростью вылетали из засады и мощными лапами и челюстями хватали ее и затаскивали обратно. Именно эти «ребята» навели шорох на страусиной ферме мэра Уайда и потом устроили бойню возле закусочной в городе.

Эллори также добавил свое собственное видение этих мохнатых монстров, которое придало им довольно забавный вид, несмотря на свою кровожадность. На протяжении всего фильма пауки проявили себя, как очень разговорчивые натуры. Они пищали, стрекотали, курлыкали, издавали самые разные звуки. Иногда даже было заметно, что они откровенно ругаются, когда жертва на вкус оказывается «не очень». Благодаря этому, трудно до конца понять – пугают они или больше смешат. И это удивительно, когда фильм может одновременно вызывать такие противоречивые эмоции – зритель брезгливо дергается, но в следующую секунду уже не может удержаться и до слез в глазах смеется над тем, как паучище матерится на своем языке. В итоге картина приобрела статус «два в одном» — и пугающий ужастик, в основе которого лежит необъяснимая, пришедшая из глубины веков боязнь пауков и насекомых, и одновременно неплохая комедия.

Ошибки и киноляпы:

  • В сцене, где один из второстепенных персонажей выбежал из дешевой закусочной и направился к машине, было видно, что когда он залез в нее, стекла на дверях были подняты. В следующем кадре они уже опущены, хотя все это время он пытался завести машину и его руки были заняты.
  • Когда шериф Саманта разговаривает со своим сыном, который утверждает, что что-то ужасное случилось на ферме Джошуа, по телевизору идет известный сериал. Видно, что кадры из него идут не по порядку, а одна сцена повторяется два раза.
  • Пожилой парикмахер не заметил прошмыгнувших мимо пауков и как всегда вечером – опустил жалюзи на окна. Когда на его друга напал паук, он подбежал к выходу, и жалюзи были подняты.
  • Каждый человек в этом фильме имеет одинаковую модель компьютера с одинаковым рабочим столом, на котором в том же самом порядке расставлены идентичные ярлыки программ.
  • Когда все жители города сбегаются в супермаркет, парень-смотритель разговаривает с шерифом, и на середине предложения меняется угол обзора. Видно, что челюсти парня сжаты, хотя его речь продолжается.
  • Ни один из пауков, показанных в фильме, не имеет присосок, которые есть у настоящих пауков. Это могло произойти в результате мутации, однако, в этом случае, они не смогли бы так резво бегать по вертикальным стенам и потолкам.
  • Когда горожане продвигаются по шахте, ведомые Крисом, последний вдруг останавливается и предупреждает всех, что чует метан, нужно быть осторожнее. Но метан – это газ без запаха, и нет никакой возможности человеку выявить его без вспомогательных приборов.
  • Находясь на самом верху башни, главный герой кричит паукам внизу фразу, которая дала название фильму «Вы, восьминогие уроды!». Однако его рот закрыт.
  • В самой первой сцене, где мальчик приезжает на паучью ферму и ищет ее хозяина Джошуа, в отражении стеклянных аквариумов с пауками можно увидеть камеры и съемочную группу.
  • Когда мэр Уайд идет проверить своих страусов в загоне, то берет с собой большой фонарик, в следующем кадре – фонарик уменьшился в размерах раза в три, а затем снова стал большим.