Avalon

Oblogka_AvalonКино в жанре, получившем название «киберпанк» от одноименного направления в фантастической литературе, зрители впервые увидели в тысячу девятьсот восемьдесят втором году – это была работа Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы». Описание мира будущего, гражданское общество в котором пребывает в упадке, а технологии поднялись на высокий уровень совершенства, привлекло постоянное внимание зрительской аудитории. Следом за блокбастером Скотта на киноэкраны вышли киберпанковые «Джонни Мнемоник» Лонго, «Нирвана» Сальватореса и серия «Матриц» Вачовски. Режиссер Мамору Осии, получивший мировую известность благодаря анимированному «Призраку в доспехах», посвятил большинство своих работ жанру киберпанк. К слову, именно «Призрак», изображенный японским мастером, лег в основу образа Нео в футуристическом боевике братьев Вачовски. Картина «Авалон» по своему сюжету больше похожа на «Нирвану», чем на «Матрицу». Ее режиссер не дает зрителю готовых решений, побуждая глубоко задуматься над событиями, отображенными в фильме. Вместе с героиней «Авалона» по имени Эш, зритель пройдет через серые будни повседневности, окажется в виртуальном мире игры и попытается ответить на главный вопрос, заданный Мамору Осии – что есть реальность?

Создатели картины

Ее второе название – «Gate to Avalon». Продюсерами в числе прочих выступили: Риочи Фукуяма, Ацуси Кубо и Такехико Чино. Для каждого из них блокбастер стал первым опытом продюсирования в кино. Сценарий написал Кадзунори Ито, ранее сотрудничавший с Осии в «Призраке в доспехах». Музыкальное сопровождение в «Авалоне» выполнено композитором Кэндзи Кавай, близким знакомым Мамору Осии по работам в аниме. Производством фильма занимались японские студии Media Factory, Bandai Visual Company, Nippon Herald Film, Dentsu Productions Ltd и польская Deiz Production.

Актеры и роли

Актерский состав «Авалона» состоит исключительно из польских артистов кино и театра. Роль главной героини исполнила Малгожата Форемняк. Ее внешность идеально подошла для образа внешне хрупкой, но сильной характером Эш, упорно движущейся к своей цели в виртуальном мире игры – выйти на наивысший ее уровень Real. Игра – единственный интерес девушки в ее жизни, в остальном она окружена пустотой, наполнить которую чем-то реальным Эш не стремится. Владислав Ковальский в образе Мастера игры появляется на экране монитора в комнате, где находится терминал входа в игру. Он пытается наставлять Эш, в частности, рекомендует вступить в одну из игровых партий (команд) или создать собственную, поскольку в одиночку удержаться на высшем уровне «А» практически невозможно.

Мерфи, бывшего лидера партии Team Wizard и, скорее всего, возлюбленного Эш сыграл Ежи Гудейко. Он достигает «острова героев» Авалона, следуя за Призраком, становясь одинаково недосягаемым как для Мастеров игры, так и для бывшей подруги. Физическое тело Мерфи в реальном мире пребывает в состоянии безмолвной кататонии. Дариуш Бискупски, по сюжету «Авалона» Бишоп, исполнил роль странного субъекта, показывающего более высокие результаты в игре, чем у Эш, и намеренно смещающего ее с высшей позиции в игровом рейтинге. Бишоп, судя по всему, входит в команду мастеров игры – элитную группу, напрямую связанную с создателями «Авалона». Мастера игры способны модифицировать ее программный код по своему желанию. Цель Бишопа – направить Эш по пути, ведущему на уровень «Real», чтобы та уничтожила прорвавшегося туда обходным путем Мерфи.

Неким связующим звеном между реальностью и игрой для главной героини становится Станнер, чью роль исполнил Бартоломей Свидерский. Одинаково непривлекательный персонаж как в жизни, так и в игре, он за обеды и возможности снова играть в команде с Эш пересказывает подслушанные им среди участников игры истории о виртуальном мире Авалона. Призрака, считающегося среди игроков программным дефектом, сыграла Зузанна Каш. Внезапно появляясь среди игроков с улыбкой Моны Лизы, Призрак легко проходила сквозь объекты, непроницаемые для других, за что и получила такое прозвище. Ее можно вывести из игровой зоны, выпустив несколько пуль, но она восстанавливает свой прежний вид меньше, чем за минуту.

Съемочный период

Мамору Осии изначально решил найти место для киносъемок вне Японии, поскольку разрешение на съемку сцен с использованием стрелкового оружия в стране Восходящего Солнца получить крайне трудно. Совершив несколько обзорных поездок в Европу, режиссер «Авалона» выбрал в качестве съемочной площадки Польшу – окрестности города Вроцлав. Польша, бывшая страна соцлагеря, устраивала Осии из-за естественного, по его мнению, состояния упадка и разительного диссонанса в уровне жизни с западноевропейскими и североамериканскими странами. Введя в число сопродюсеров польскую киностудию Deiz Production, он получил для съемок от польских Вооруженных Сил несколько танков Т-72 и вертолетов Ми-24 с экипажами, а также различное стрелковое оружие на весьма выгодных условиях отказа от лицензионных отчислений. Экономия на накладных расходов позволила сосредоточить внимание на графическом оформлении картины.

Пробы на роли в своем фильме Мамору Осии проводил среди польских актеров, решив снимать картину только с их участием. Малгожата Форемняк на роль Эш была выбрана режиссером лично. Лицензионная озвучка картины производилась на двух языках – польском и, специально для проката в Японии – на японском. В начале кинопроката в Европе фильм демонстрировался только на польском с соответствующими субтитрами. Отказавшись от японских костюмеров, воспитанных в восточных традициях, Осии остановился на Магдалене Теславска, ранее создававшей костюмы для картин Анджея Вайды. Первоначально японский режиссер намеревался облачить актеров в советскую форму, но Магдалена уговорила его разработать свои собственные костюмы, визуально усиливающие эффект киберпанка. Съемки «Авалона» начались в середине весны тысяча девятьсот девяносто девятого года и были закончены за пару месяцев. Около полугода шел монтаж с введением спецэффектов.

Интересные факты

  • В первом варианте сценария картины главная роль отводилась мужчине. Практически перед самым началом съемок «герой» был изменен режиссером на «героиню». Нужно отметить, что фильм от этого только выиграл – Малгожата замечательна в роли Эш.
  • Собака породы бассет-хаунд в картине присутствует по двум причинам – во-первых, это позволило лучше обозначить степень одиночества Эш в реальной жизни, во-вторых – Мамору Осии очень любит собак.
  • Игра «Авалон» оценивается режиссером, как военная RPG. Но в ней также присутствуют многие элементы как ролевых игр (например, очки опыта и классы игроков), так и шутеров от первого лица (различное огнестрельное оружие). Признаком классических видеоигр являются боссы, которых игроку необходимо одолевать в конце каждого уровня.
  • Основные элементы в устройстве кресла, переносящего игрока в виртуальный мир «Авалона», взяты из французской фантастической короткометражки «Взлетная полоса», снятой Крисом Маркером в тысяча девятьсот шестьдесят втором году.
  • Процесс игры во вселенной Авалон зависим от скорости сетевых передач данных, как и во всех современных онлайн-играх. Снижение скорости сигнала вызывает физические боли у игроков. Из-за ограничений сети лишь определенное число участников может находиться в ней, остальным приходится либо ждать очереди, либо оплачивать внеочередной доступ.
  • Эш (Ash), имя героини Малгожаты Форемняк, переводится с английского, как «пыль» или «зола».
  • В переводе с английского Бишоп (Bishop) означает «епископ». Фамилия актера, сыгравшего эту роль – Бискупски (Biskupski), а в переводе с польского «biskup» – «епископ». Образ «епископа» усилен костюмом актера с высоким стоячим воротником.
  • На плакатах с рекламой оперы «Авалон» присутствует имя и фамилия художника-постановщика картины – Барбары Новак.
  • Для создания визуальной обстановки киберпанка режиссер применяет технику нуара и светофильтры сепия.
  • Сцена, в которой Эш едет на трамвае, Мамору Осии поставил на основе собственного опыта – будучи подростком, он часами ездил по круговой трамвайной линии Яманоте в Токио.
  • Ораторию «Вояж в Авалон», написанную для фильма композитором Кэндзи Кавай, исполняют симфонический оркестр Варшавской филармонии и Токийский поп-оркестр (Tokyo Pop Orchestra).
  • Куда пропал бассет-хаунд, живший у Эш? Вопрос пропажи пса начинает занимать зрителя с момента, как у порога дома главной героиня появляется Бишоп. Исчезновению бассета предшествует странная картина – Эш готовит блюдо из свежего мяса, капусты и других овощей, по рецептуре похожее на бигос. Затем она выкладывает его в собачью миску, оглядывается – собаки нет, в дом входит Бишоп и интересуется, как же хорошо она живет, раз кормит пса натуральными продуктами. После того, как Эш выходит на игровой уровень Real и ошарашенно осматривает городские улицы, выглядящие необычайно ярко по сравнению с ее прежним городом, за спиной девушки проезжает с небольшой остановкой машина, из окна которой выглядывает бассет-хаунд. Далее – афиши с рекламой концерта «Вояж в Авалон». На каждой из них фоновым рисунком изображен пес Эш, но она его отчего-то не замечает.
  • Задумка Мамору Осии с собакой, по которой он, по его собственным словам в одном из интервью, очень скучал, находясь на съемках в Польше, иллюстрирует следующее – бассет-хаунд не существовал в реальности Эш. Пса создавало воображение девушки, она использовала собаку в качестве спасательного круга, чтобы продолжать жить в сером мире нуара. Воображаемый питомец должен был исчезнуть, дабы побудить ее к поискам и прежде всего – внутри себя.

Итоги кинопроката и критика

Двадцатого января две тысячи первого года картина была показана в кинотеатрах Японии, на родине режиссера, меньше, чем через месяц – в Южной Корее. Весной две тысячи первого года «Авалон» демонстрировался на кинофестивале в Каннах (Франция), в октябре две тысячи второго – на испанском фестивале фантастического кино в Ситжесе, где получил приз за «лучшую операторскую работу». В том же году картина Мамору Осии завоевала первое место в номинации «лучший художественный фильм» на научно-фантастическом фестивале в Лондоне. В кинопрокат на территории стран Евросоюза «Авалон» вышел в две тысячи втором году, в Северной Америке прокатчика найти не удалось – только в конце следующего года Miramax Films выпустила его в ограниченный релиз на DVD-дисках.

С позиции прибыльности фильм Осии оказался провальным – при бюджете в восемь миллионов долларов, вполне приличном для японской киноиндустрии, но смехотворным по голливудским меркам, сборы в кинопрокате составили порядка четырехсот тысяч долларов. Сложный к восприятию сюжет «Авалона» незамедлительно сказался на зрительских рейтингах. Американский Rotten Tomatoes голосами восьми тысяч шестисот участников показал 3.6/5 – зрители сравнивали работу Осии с «Матрицей», вышедшей в тысяча девятьсот девяносто девятом году и установившей новую планку в жанре киберпанк. По голливудской традиции добро должно победить, а в этом польско-японском фильме популярно не объясняется, что вообще победило. Европейские зрители присвоили картине 6,5/10 по данным IMDb, при участии девяти тысяч девятьсот сорока восьми проголосовавших.

Эпилог

Сравнивать картину «Avalon» Мамору Осии с работой братьев Вачовски – позиция, неверная в корне. Массовый зритель, впечатленный трилогией «Матриц», не ведает, что прототипы наиболее запоминающихся моментов, в том числе экран с опадающими зелеными символами, братья извлекли именно из ранних аниме японского режиссера. Однако голливудская интерпретация «Призрака в доспехах» Осии, несмотря на мировую популярность, не впечатлила. Его «Авалон» можно расценивать, как авторский ответ Голливуду. В «матрице» японского режиссера размыта сама ее природа. Грань между реальностью и виртуальным миром, порожденным компьютерными технологиями, не то что, чтобы тонка или отсутствует – она проходит в самых неожиданных участках, спутываясь в клубок. Авалон таков, каким его хочет видеть каждый участник игры. Авалон Мамору Осии – это отражение внутреннего мира своих игроков, их чаяний и побуждений.