Avatar

Oblogka_AvatarБывший капрал морской пехоты, а ныне инвалид Джейк Салли, сменивший автомат на кресло с колесиками, живет в мегаполисе XXII века, много пьет и дерется в баре. Жизнь Джейка протекает уныло и беспросветно, пока искалеченного бойца не находят представители некой корпорации, исследующей далекую, но богатую планету Пандора. У корпорации неприятности: погиб ее лучший ученый, брат-близнец Джейка, которому предстояло примерить искусственное тело инопланетного аборигена, иначе говоря, аватар. Чтобы расходы не пошли прахом, ушлые менеджеры предложили морпеху заменить брата и, отправившись на Пандору, поучаствовать в тамошних экспериментах. На загадочной планете, враждебностью напоминающей Землю, Джейк узнал, что научные изыскания далеко не главный интерес землян. Корпорация собирается добывать здесь безумно дорогой сверхпроводник анобтаниум, однако местные племена, живущие на его залежах, не в восторге от такой перспективы. Невежественные на’ви, не желающие менять богатства Пандоры на стеклянные бусы, отчаянно сопротивляются прилетевшим цивилизаторам, поэтому корпорация придумывает хитрый план. Бывший морпех Джейк Салли, облаченный в синий аватар, должен внедриться в племя аборигенов и стать разведчиком коварных землян.

«Самый сложный из моих проектов…»

После выхода фильма Джеймса Кэмерона часто спрашивали, как родилась идея «Аватара», на что он неизменно давал уклончивые ответы. Иногда режиссер говорил, что захотелось раздвинуть границы возможного, а иногда – пересказать старомодное приключение на новый лад. Но однажды он ответил просто: «Она (идея) существовала всегда». И добавил, что это его жизнь и его детство.

Далекие планеты, невиданные цветы и деревья, летающие острова, словом, фантастический мир, позже поразивший зрителей, был навеян детскими фантазиями Джеймса. Он зачитывался Берроузом и восхищался канадской природой, ловил жуков и лягушек и мечтал слетать на Луну. Он придумывал несуществующих зверей и сразу же зарисовывал их, изобретал подводный аппарат и собирался отправить в плавание мышей. Но главное, вспоминал Кэмерон, отсутствие видеоигр и спецэффектов заставляло его создавать фантастические сюжеты о диковинных планетах и их обитателях на экране своего воображения. Вполне возможно, что Пандора и синекожие на’ви стали итогом этих детских фантазий.

Впрочем, прошлое прошлым, а «Аватар», появившийся в виде сценарного наброска в 1994-м, стал настоящим гостем из будущего. Кэмерон дорабатывал его, когда «раздвигал рамки возможного» в «Терминаторе 2 3D» и всерьез планировал заняться им сразу после «Титаника». Его задумка не удалась. Несмотря на то, что невиданно зрелищный «Титаник» получил статуэтку «Оскара» за визуальные эффекты, Кэмерон понял: грандиозный замысел придется отложить. Его видение фильма разбивалось о несовершенство тогдашних технологий, и режиссер временно отступил, готовясь подальше прыгнуть. Он занялся документальными фильмами и усовершенствованием SPFX-технологий, проще говоря, разработкой спецэффектов. И уже к 2005-му кинокомпания Fox выделила Кэмерону 10 миллионов для концепт-ролика будущей ленты «Проект 880» (так назывался тогда «Аватар»). Пришло время осуществления его замыслов: мечты о чудесной Пандоре становились реальностью.

Фантастический мир

У великолепного «Аватара», придуманного Кэмероном, разумеется, были предшественники. Так или иначе, на автора повлияло творчество Эдгара Берроуза, в особенности его герой Джон Картер, капитан-южанин, оказавшийся на воинственной планете Барсум. Принцесса Покахонтас, спасшая поселенца Джона Смита и ставшая его женой, также внесла свою лепту – аборигенка Нейтири похожа на эту отважную индианку. А лейтенант Данбар, герой вестерна «Танцующий с волками», чем-то напоминает Джейка Салли.

И все же, заимствуя уже существующие сюжеты, Кэмерон сочинял совершенно иную историю. Вселенную «Аватара» он населил вымышленным народом на’ви, для которого придумал язык, религию, обряды, создал фантастических животных, приспособленных для жизни только на этой планете, и невиданные растения. И, наконец, украшение фильма — восхитительная Пандора — выглядит настолько реалистично, что, кажется, могла бы существовать где-нибудь в далеком космосе. Ее летающие острова авторы фильма «подсмотрели» в китайской провинции Гуйлинь, знаменитой среди киношников и туристов скалами неземной красоты, а экзотические пейзажи – в тропических джунглях Гавайев.

Внешний вид жителей Пандоры, изящных хвостатых великанов (Кэмерон изначально настаивал на синем цвете их кожи – это красиво), многократно изменялся и дорабатывался. Сначала они походили на гибких рептилий, потом – на гуманоидов-головастиков, однако режиссер упрямо отвергал такие концепт-эскизы: на’ви должны были нравиться зрителю и вызывать сочувствие. Наконец, это удалось – художники сделали аборигенов привлекательными (с земной точки зрения) и одновременно не похожими на землян. Кэмерон и команда лингвистов за год придумали для них язык, напоминающий папуасские и полинезийские наречия. За несколько месяцев была составлена грамматика, написана брошюра, и актеров принялись обучать правильному произношению.

Животный мир Пандоры, по замыслу Кэмерона, должен был перекликаться с фауной Земли и кардинально отличаться от нее. Инопланетному зверью режиссер и художники решили придать особую форму – обтекаемую, скользкую, «аэродинамичную», как у гоночных автомобилей. Именно таким получился танатор – шестиногая пантера, адский хищник пандорских джунглей, внешне напоминающий болид «Формулы 1». Гладкими и скользкими выглядят и шестиногие лошади, и гигант титанотер, и змееволки, атакующие Джейка. Объяснением этому является слабая гравитация на Пандоре (все параметры рассчитывали приглашенные астрофизики) и, как следствие, трудности с движением – навстречу бегущему словно бы дует ветер. Поэтому и дополнительная пара конечностей, и «дыхала» — особые отверстия в трахеях – здесь не лишние. Исключением стали икраны, они же баньши, летающие драконы, соединившие в себе скатов, птеродактилей и тропических бабочек. Им слабая гравитация помогает парить – делает их легче.

Над пейзажами Пандоры, фантастически прекрасными и достоверными одновременно, трудилась целая команда художников. Они вдохновлялись венесуэльскими водопадами, горной грядой китайского заповедника Чжанцзяцзе и джунглями Гавайев. Так появились летающие скалы в ущелье Аллилуйя (авторы поначалу видели их плавающими). А оранжевые цветы-зонтики, втягивающиеся при малейшей опасности, создатели фильма увидели на дне океана – это колония полипов. Растительность планеты Кэмерон представлял голубовато-синей, однако художники предложили зеленые оттенки – цвет жизни и надежды. А ночная иллюминация — биолюминесцентное свечение, подчеркивающее красоту «страшной» планеты, пришло к авторам в уже самом конце работы над пейзажами.

Алчные земляне

Прекрасному миру Пандоры противостоит мир планеты Земля, которая в середине XXII века выглядит малопривлекательно – отравленные территории и грязные мегаполисы. По отрывочным замечаниям Джейка об операциях в Венесуэле и Нигерии следует понимать, что тамошняя нефть уже стала американской. Теперь настал черед цивилизовать Пандору с ее залежами анобтаниума. Эта миссия доверена полковнику Куоритчу, командиру базы «Адские врата», и его частной армии наемников.

Куоритч – главное зло фильма. Он восхищается генералом Шерманом, безжалостным полководцем армии северян, применившим «стратегию террора» к мирному населению. И он же готовит операцию усмирения аборигенов «Шок и трепет» — прямая отсылка к Иракской компании. Словом, образ полковника получился настолько зловещим и правдоподобным, что Кэмерон позже был вынужден отрицать антиамериканизм «Аватара».

Авторы ленты

Рассказывая о своем фильме, Кэмерон часто повторял, что «Аватар» не получился бы без «команды гениальных ребят» — настоящих профессионалов, помогавших воплотить его фантазию. Это, прежде всего, художники-постановщики Роберт Стромберг и Рик Картер, которые возглавляли дизайнерские отделы, создавшие мир Пандоры и мир людей. Благодаря их картинам и эскизам, стала зримой придуманная режиссером флора и фауна, появился шагающий робот Куоритча, межзвездный шаттл и вертолеты землян. Их работа предсказуемо была удостоена премии «Оскар». За визуальные эффекты «Аватара» отвечал Джо Леттери, впоследствии возглавивший компанию Weta Digital, и его команда, а снимал фильм Мауро Фиоре («Слезы Солнца» и «Гонщик»). Американская киноакадемия также отметила их старание позолоченными статуэтками.

Актеры и роли

Капрала Джейка Салли сыграл Сэм Уортингтон, австралийский актер, перед этим снявшийся в четвертом «Терминаторе», которым занимался уже не Кэмерон. Ради роли Джейка актер спешно приехал в Америку и некоторое время даже жил в машине. Потом уже Уортингтон рассказывал, что снимался как бы в двух фильмах: в образе аватара он бегал, падал, летал, а в инвалидном кресле переживал депрессию и горькое разочарование. Во время съемок Сэм находил время читать «Войну и мир», считая, что идея толстовского романа «не быть агрессором» созвучна идеям «Аватара».

Прекрасной аборигенкой Нейтири, покоривший сердце Джейка, стала Зои Салдана, до этого снявшаяся в «Звездных войнах» Абрамса. Синекожей красавице актриса подарила не только мимику и жесты, но и, как призналась сама, вложила в героиню всю душу. В «дикарке» Нейтири есть что-то от детей и кошек, поэтому Салдана, готовясь к роли, много наблюдала за первыми и изучала повадки вторых. Любопытно, что компания Fox долго не соглашалась с выбором Кэмерона, предлагая пригласить на роли Джейка и Нейтири суперзвезд, хотя бы Брэда Питта с Анджелиной Джоли.

В роли доктора Грэйс, руководителя программы «Аватар», снялась Сигурни Уивер, знаменитая Элен Рипли из «Чужого». Ее героиня – истинный ученый, поэтому на враждебной землянам Пандоре ее главный неприятель – невежественное начальство и агрессивные вояки. Стальная воля, упорство и острый язык до поры до времени помогают Грэйс выходить победительницей, но силы мужественной докторши не бесконечны. По словам Уивер, характером ее героиня, идеалистичная и упрямая одновременно, похожа на самого Кэмерона.

Полковника Майлза Куоритча, антагониста и полную противоположность Грэйс, сыграл Стивен Лэнг. Перед этим Кэмерон, утвердивший Сигурни Уивер, отказал Майклу Бину – двух участников «Чужих» восемьдесят шестого года «Аватар» точно бы не выдержал. Полковник в исполнении Лэнга – это боец, вдоволь навоевавшийся на Земле и прилетевший покорять Пандору. Куоритч — не просто представитель клана солдафонов, а худший из землян на планете – хищник, агрессор, расист. Характерно, что перед схваткой он упрекает Джейка не в нарушении обещания или в измене человечеству, а в предательстве своей расы.

Съемки

Воплотить на экране фантастическую Пандору Кэмерону помогли технологии создания трехмерного кино, с которыми он уже поработал в «Терминаторе 2 3D». Однако на сей раз режиссер использовал разработанную им же систему Fusion 3D, опробованную на «Призраках пропасти». Главными составляющими ее были несколько цифровых камер Sony, оснащенных съемными сенсорами и специальной оптикой, позволяющей снимать трехмерное изображение.

Второй, не менее важной «помощницей», стала система Simulcam, помещающая виртуальный персонаж в реальную сцену. Здесь Кэмерон использовал теперь уже известную всем технологию motion capture. Актерам раздали датчики и шлемы, закрепили ушки и хвостики, а перед лицом разместили миниатюрные камеры, выполняющие «захват мимики», т.е. фиксирующие выражение лица и движение глаз. Полученная камерой информация немедленно поступала на компьютер и моментально обрабатывалась. Эффект был необыкновенный: на мониторах одновременно можно было видеть самих актеров, их виртуальных персонажей в виртуальных же декорациях и реальное место съемки.

Сами съемки проходили в Лос-Анджелесе и Новой Зеландии, где на студии WETA Digital создавались анимированные герои фильма. Актеров специально учили стрелять из лука, скакать во весь опор и даже управлять вертолетом. А чтобы они увереннее чувствовали себя в виртуальных джунглях, режиссер отправил их в настоящие – в тропические леса Гавайев.

Картина, раздвинувшая горизонты

Премьера фильма состоялась в середине декабря 2009 года. Конечно, после «Титаника» от Кэмерона все ждали очередного прорыва и готовились к чуду, но увиденным все равно были поражены. В который раз зрители с полным основанием могли воскликнуть: «Такого нам еще не показывали!». Фантастика оказалась реальной и волшебной одновременно, а кудесник Джеймс Кэмерон вновь удивил всех. Тотчас же загудел растревоженный «Аватаром» киномир, поспешивший поделиться замечаниями. Журнал «Таймс» назвал ленту событием, определившим горизонт кинодостижений, а французские киноведы из «Кайе дю синема» отметили «невиданную убедительность» Кэмерона при создании виртуальной реальности. Спилберг сравнил «Аватар» со «Звездными войнами», а Джиму Хоберману он напомнил «Парк юрского периода» и «Матрицу».

Впрочем, не все отзывы потешили авторское самолюбие. Некоторые критики иронично назвали фильм «детской сказкой», отметив из достоинств лишь пейзажи с феерическими мухоморами. Подобные мнения никак не разделила американская киноакадемия, вручившая создателям «Аватара» целых три «Оскара». Однако без ложечки дегтя церемония не обошлась: лента «Повелитель бури», снятая экс-супругой Кэмерона Кэтрин Бигелоу, забрала тогда вдвое больше статуэток.

Зато зрители оценили старания автора в полной мере: в прокате фильм установил абсолютной рекорд, собрав почти $ 2,8 млрд.! Такие сборы гарантировали успех как минимум трилогии, и торжествующий Кэмерон отправился сочинять продолжение, готовить новые спецэффекты и снаряжать звездолеты землян, задумавших вернуться на Пандору.