August

Oblogka_AvgustВ январе 2008 года американский режиссер Остин Чик представил в рамках кинофестиваля «Сандэнс» свою вторую работу под названием «Август» (August). Артхаусная драма, как и предыдущий его фильм «Логика измены» (2002), была тепло встречена жюри фестиваля. Кинокритики же снова разошлись во мнениях. Вместе с тем, в малобюджетном независимом проекте приняли участие весьма известные киноактеры, что привлекло ощутимое внимание со стороны их фанатов и журналистов.

Грандиозный крах интернет-компаний

В конце 90-х сфера информационных технологий двигалась семимильными шагами. В это время рождались сотни компаний, специализирующихся на продвижении товаров в сети Интернет. Виртуальная паутина становилась тем универсальным ключом, который, казалось бы, способен открыть все возможные ниши рынка, соединив продавца и покупателя в единой точке. Те, кто еще вчера считались энтузиастами-самоучками, сегодня уже строили свои империи, оперируя огромным капиталом. Буквально каждый, кто хоть что-то понимал в программировании и разработке IT-продуктов, мог создать свою компанию и выставить ее акции на Уолл-Стрит.

Конечно, далеко не все разделяли эйфорию свежеиспеченных миллионеров. Приверженцы старой школы, хоть и признавали важность информационной отрасли, все же не спешили вкладывать свои деньги в столь призрачные структуры. Информация – весьма неустойчивый товар. Каждое новое веяние напрочь стирает актуальность вчерашних предложений, и воздушные небоскребы рушатся быстрее, чем были созданы. Как раз проблема разрушения подобных старт-апов и заинтересовала молодого режиссера Остина Чика. Вместе со сценаристом Ховардом А. Родманом он решил проанализировать множество неудавшихся доткомов начала 2000-х годов.

Тогда невиданный бум интернет-компаний обернулся последующим крахом для сотен инвестиций в эту сферу. До обвала индекса NASDAQ в марте 2000 года крупные инвесторы свято верили в окупаемость капитала, вложенного в развитие подобных мероприятий. В то время Интернет диктовал условия продаж, и привлечь средства для расширения доткома было весьма несложно. Связав неистовый успех подобных интернет-проектов с необратимым господством всемирной паутины, эксперты в унисон тогда пели дифирамбы молодому течению. Пустившись во все тяжкие, предприниматели набрали мультимиллионных кредитов и привлекли необъятные инвестиции со стороны заинтересованных лиц.

Никто тогда не мог предположить, что вскоре все закончится ошеломляющим упадком даже самых стойких игроков. Масса мелких офисов, ведущих свою деятельность исключительно в рамках виртуального мира, перебралась на Манхэттен, чтобы всего через несколько месяцев погрузиться в пучину банкротства и забвения. После обвала рынка в 2001 году сотни кредиторов остались без денег, а красноречивые лидеры картонных империй оказались низлежащими банкротами.

История создания картины

Вице-президент Гильдии писателей Америки Ховард А. Родман ранее уже работал в поле вопросов, касающихся сети Internet. В 2000 году на экраны вышла лента о хакерах «Взлом», снятая по его сценарию. Объединившись с Чиком, он начал работать над образами своего будущего творения. Интересно, что на столь малообещающий в коммерческом плане проект изначально пришел такой «увесистый» актер, как Джош Хартнетт. Как позже пояснил в интервью Хартнетт, ему очень недоставало столь глубокой и драматической роли в своем портфолио. В то время Джош решил взять некий тайм аут и разобраться в самом себе. В последние годы Хартнетт довольно часто отказывался от весьма выгодных в доходном плане ролей, на что своим агентам говорил, что желает участвовать лишь в тех проектах, которые ему по душе. Одним из таких фильмов стал «Август» Остина Чика.

Вместе с тем, Джош обрел популярность исключительно благодаря участию в коммерчески успешных блокбастерах. В 1998 году на широкий экран вышел фантастический экшн «Факультет», в котором он успешно исполнил одну из ролей второго плана. На пик славы парень поднялся уже в 2001 году, когда в прокат вышла военная драма Майкла Бэя «Перл Харбор» с его участием. По словам самого Хартнетта, подобные роли он играл лишь ради денег, но с благородной целью продолжить актерскую карьеру, развив в дальнейшем свои таланты в более подходящих, но менее оплачиваемых проектах.

Джош ранее не работал с Чиком, но прочтя сценарий актер понял, что это как раз то, чего ему не хватало. Отчасти, драма главного героя раскрывала и сущность проблемы самого Джоша. Когда вокруг тебя изобилуют деньги и слава, так сложно понять, что хорошо, а что плохо. Успех и богатство легко способны подменить собой настоящий вкус жизни. Роль молодого директора интернет-компании, мечущегося между человечностью, здравым смыслом и успешностью, сразу приглянулась Хартнетту, и он уверенно взялся за свой фронт работ.

Место брата главного героя некоторое время было вакантно, но потом в проект пришел Адам Скотт. Он уже был хорошо известен массовому зрителю благодаря съемкам в фильме «Авиатор» (2004) и целому ряду популярных сериалов. Также для съемок ленты была привлечена Наоми Харрис. Британская актриса приобрела широкую известность после выхода фильма ужасов «28 дней спустя» (2002). Позже она снялась в блокбастере «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2007). Она тоже никогда раньше не встречалась ни с Чиком, ни с Хартнеттом, но работа с самого начала пошла в правильном русле, и результат устроил обе стороны.

Также в состав актерского коллектива вошла Робин Танни, снимавшаяся в сериалах «Закон и порядок», а также «Доктор Хаус». С ней на пару работал ее давний коллега по съемочной площадке Андре Ройо. Помимо сериала «Закон и порядок», он отметился в проектах «C.S.I.: Майами» и «C.S.I.: Место преступления Нью-Йорк». Среди его полнометражных работ больше всего зрителям была знакома роль в киноленте «Невидимые дети» (2005). Также в съемках приняла участие Эммануэль Шрики, известная публике по ужастику «Поворот не туда» (2003).

В качестве продюсера выступил Чарли Коруин, ранее продюсировавший «Полу-Нельсон» (2006). Также в продюсерский состав вошли Клара Марковиц, работавшая с ним в процессе съемок «Полу-Нельсона», и Элиза Пульезе, которая ранее выступила в роли продюсера ленты «Сладкая полночь» (2007). Одним из ключевых моментов, существенно повлиявших на конечный результат всеобщих стараний, стало привлечение к работе над проектом талантливого композитора Нейтана Ларсона. Его саундтреки на тот момент уже украсили такие релизы, как «Лиля навсегда» (2002), «Грязные прелести» (2002), «Парни не плачут» (1999) и «Страна тигров» (2000). В амплуа оператора выступил Андрий Парекх, снявший в свое время «Говори» (2004) и «Полу-Нельсон» (2006).

- Это бизнес. Он отличает мальчиков от мужчин.

Фильм рассказывает об обобщенной истории одной из интернет-компаний. Ее основатели – два брата, решившие в свое время выйти в сеть с пригоршней своих креативных идей. Их начинания привели к созданию довольно крупного игрока на рынке информационных технологий. Эксплуатируемая ими бизнес-модель – ничто иное как дотком (англ. — dot-com), то есть «точка ком» дословно. Вообразив себя асами бизнеса, ребята начинают амбициозную атаку на лидера. Свое детище горячие головы нарекли LandShark (в переводе с англ. – сухопутная акула).

Главный герой ленты Том Стерлинг (Джош Хартнетт) умеет говорить. Он хороший оратор, повествует много и уверенно. Он способен очаровать публику и даже бизнес-партнеров. Молодой парень готов продвигать себя и свою компанию. Он ассоциирует LandShark со своей персоной и требует того же от окружающих. Стерлинг кричит во всю глотку о том, что завтра весь деловой мир падет к его ногам. Ходячий секс-символ подобно молодому Брэду Питу щеголяет в модной одежде, рассекает улицы «Большого яблока» на раритетном кабриолете Шевроле Камаро 1967 года и фейерверчит экспромтом на пресс-конференциях. Его образу присуща мистическая самоуверенность, откровенно граничащая с самодурством.

Том Стерлинг ощущает вкус славы и денег. Человечность и обязательность уступают место личным амбициям, а стремление к успеху перерастает в самодостаточный нарциссизм. В то же время, дотком он создал в тандеме со своим братом Джошуа (Адам Скотт). Герой Скотта – прямая противоположность брату. Он заботливый семьянин, запасливый прагматик, приветствующий небольшую, но стабильную прибыль и обдуманные поступки. Он женат, недавно стал отцом, наконец переехал в собственный дом, за который еще придется выплатить кредит. Но его рациональность мышления определенно чужда Тому, и между ними регулярно возникают споры на этой почве.

Вместе с тем, их общий бизнес находится в очень шатком положении. В то время как мартовское падение индекса NASDAQ сокрушило многих конкурентов, LandShark все еще держится на плаву и генеральный директор в лице Тома изображает полный контроль над ситуацией. В этот момент на его горизонте появляется бывшая любовь по имени Сара (Наоми Харрис). Насытившись неудачными служебными романами и услугами эскорта, Том пытается всячески наладить отношения с девушкой. Но Сара хорошо знает его и совсем не спешит отвечать взаимностью, что окончательно мешает все в голове главного героя.

Ситуацию с падением курса акций компании частично пытаются исправить финансовый и операционный директора Дилан (Андре Ройо) и Мелани (Робин Танни). В свое время они заслужили доверие Стерлингов, но теперь Том выливает ушата помоев на их головы, обвиняя во всех проблемах его бизнеса. Из-за заморозки акций LandShark не приносит никаких доходов, и оборотные средства постепенно заканчиваются. Об этом узнают и рядовые сотрудники компании, вследствие чего генеральный директор стремительно теряет уважение в глазах своих же подчиненных. Конечно, есть варианты. Необходимо срочно принимать непопулярные меры, и они совсем не нравятся самовлюбленному Тому. Но судьба мало интересуется мнением амбициозного лидера. Участь детища братьев Стерлингов, кажется, предопределена. Но основатели LandShark не опускают рук, борясь до конца…

- Теперь мы банкроты… Но было весело!

В фильме присутствуют как минимум три сюжетные линии. В фокусе оказываются отношения главного героя с родителями, братом и бывшей девушкой. Все это становится тяжелым бременем на фоне гаснущей во тьме банкротства LandShark. Том пытается наладить ситуацию. Он старается возобновить общение с родными и близкими, продемонстрировать себя настоящего. Но это у него плохо получается. Особенно, если учесть предвзятое отношение к нему брата Джошуа, а также матери и отца. Они не могут больше верить Тому, все его слова воспринимаются окружающими как попытка использовать их. Впрочем, в большинстве случаев это так и есть. Генеральный директор LandShark оказывается заложником своего же эгоизма и высокомерия.

Лопнувший пузырь доткомов

Недальновидные аналитики повсеместно называли подобные бизнес-модели элементами так называемой «новой экономики». Одной из главных причин, приведших интернет-бизнес к падению, являлось то, что деньги инвесторов не шли на развитие компаний. Они тратились на маркетинг. Компании раскручивались, их популярность росла, инвесторы приходили в восторг, а деньги делались ради денег. Движение попросту отсутствовало. Эта проблема ненавязчиво и доступно раскрыта в ленте «Август». LandShark – увесистый, но вполне типичный представитель кагорты вышеуказанных «пустышек».

Инвесторы серьезно переоценивали значение доткомов. Вследствие колоссальных заблуждений позиции их акций взлетели стремительно вверх. Как пример, акции LandShark выросли в цене на 500% в течение первых четырех дней после их публичного размещения на бирже. Такая ситуация породила настоящий бум аналогичных фирм, что привело к небывалой конкуренции и перенасыщению рынка. Как бизнес-модель, доткомы не оправдали ожиданий. Такая структура, как оказалось, не годилась в качестве самостоятельного дела. Вместе с тем, подобный механизм был способен значительно улучшить продвижение товаров и успешно воплотить в жизнь идеи, малоэффективные вне Интернета.

Несмотря на всю свою глубину, артистичность и элементы яркого артхауса лента многим показалась примитивной и скучной. Однако наряду с негативными отзывами, релиз получил заслуженное признание вдумчивых зрителей. Стоит отметить, что смотреть данное творение желательно дважды, так как многие приемы отдают неповторимым послевкусием и контекстным наполнением. В целом, фильм Остина Чика «Август» обрел большую популярность в довольно узких кругах. Он однозначно придется по вкусу почитателям качественного кино.