Oblogka_Avgust_VosmogoКак страшно жить в мире, полном насилия. В мире, где в любую минуту над головой могут загрохотать взрывы и засвистеть пули, где вдруг, ни с того, ни с сего, пострадать может вполне мирное население, по большому счету, совершенно не интересующееся ни политикой, ни властью, ни крупным капиталом, или за что еще там разжигают вражду и вооруженные конфликты. Как в подобном мире можно решаться рожать детей, воспитывать их, не зная, что ждет этих крошек в будущем, как закончится их путь. Уйдут ли они в мир иной в окружении многочисленных родственников, убеленные сединами, или с автоматом в руках, в расцвете лет. А может и вовсе, не успев познать даже первую любовь, падут от шальной пули, выпущенной безжалостным боевиком… Когда известный режиссер Джаник Файзиев услышал о конфликте в Южной Осетии, который и произошел в роковом августе две тысячи восьмого года, он был настолько поражен самим этим фактом, что задумался над вопросом, как лучше отразить все случившееся средствами кинематографа. Зрители отлично знают работы этого режиссера, который и сам с раннего детства участвовал в различных телепроектах. Окончив ВГИК, Джаник долгое время работал на телевидении, где и занимался режиссерско-постановочной работой. Ему принадлежат такие известные проекты, как, например, вторая часть «Старых песен о главном», «Перехват» и «Властелин вкуса».

Джаник Файзиев всегда мечтал снять самостоятельное кино, и на рубеже тысячелетия на экраны вышел кинофильм «Российская Империя», а также несколько сериалов, вроде «Турецкого гамбита» и «Остановки по требованию». Но это всего лишь история, что же касается кинофильма «Август. Восьмого», то идея создания этого проекта пришла Файзиеву не сразу. Однажды встретившись со своими старыми приятелями, он услышал такие удивительные рассказы, от которых волосы на его голове зашевелились. Эти истории и подтолкнули режиссера к мысли, что фильм обязательно должен быть, и фильм совершенно аполитичный. Как говорил сам Файзиев, это история о войне в самых глобальных масштабах, история, увиденная глазами простых людей, которые случайно попали в эпицентр военных действий.

«Смотри только туда, где действительно страшно!»

Душа режиссера, не утратившая способность чувствовать, затрепетала, и Файзиева просто лихорадило от того ужаса, который происходит рядом с нами, ежедневно, ежесекундно, что может случиться с каждым из нас. И не важно, принимаем ли мы в этом какое-либо участие, или просто слепая судьба распорядилась закинуть нас в гущу событий, совершенно не спрашивая нашего на то разрешения. Эти истории реальных людей, которых он знал лично, стали настоящим потрясением и Джаник Файзиев начал собирать материалы для киноленты. Он уже твердо решил, что это будет за фильм. Файзиев встречался с огромным количеством людей, и с каждым новым рассказом, будущий сценарий становился все объемнее, и поместить все события, о которых и хотел рассказать режиссер, в один, хоть и полнометражный кинофильм, было уже совершенно невозможно. Тогда и было принято решение пригласить специалиста, который справился бы с такой сложной задачей.

Следует признать, что искал Файзиев достаточно долго, да вообще работа над картиной заняла гораздо больше времени, чем предполагалось сначала. Файзиев предъявлял к претендентам особые требования, потому выбор был особо сложен. Во-первых, Джаник желал, чтобы сценарист был европейцем, ведь человек из Нового Света никак не способен постичь этот тонкий местный менталитет. Кроме того, он хотел видеть, какие сценарии о войне этот человек уже создал, а еще обязательным условием была практика в Голливуде. После долгих поисков, такой человек был найден, Майкл М. Лернер, бывший штатный корреспондент журнала под названием «Newsweek». Майкл Лернер писал раньше о войне в Афганистане, а также и о боевых действиях в Южной Африке. Прочитав эскиз сценария и наброски, составленные самим режиссером, Майкл признался, что его тронула эта чрезвычайно человечная история, это превращение простой девушки в мать, метаморфоза, произошедшая в течении нескольких дней под действием непреодолимых обстоятельств. Особенно тронул Лернера образ мальчика, придуманный Файзиевым. Кстати, мальчик тоже взят не из воздуха, он, представляющий себя роботом, реальный мальчишка, сын знакомых. Майкл прекрасно справился с работой в довольно короткие сроки и составил сценарий, выбрав все самое основное, самое главное. Результат действительно впечатляет. Но работа над фильмом на сценарии не завершалась, а наоборот, только начиналась.

«Твоя мама – самый счастливый человек, у нее есть тот, кем можно гордиться»

Актеры, пришедшие в картину, тоже были совсем не случайными людьми, Файзиев, вместе с Лернером очень тщательно подбирали претендентов на роли. На главную роль, матери, отправившейся в самое пекло, спасая своего ребенка, пригласили звезду фильма «Дом солнца» москвичку Светлану Иванову. «Доктор Тырса», «Темный мир», «Столица греха», «Поклонница» — список можно продолжать еще долго. Актриса очень фактурная, кроме того, она идеально подошла под все требования создателей картины, кроме одного. Светлана курила, и режиссер предложил ей бросить, хотя бы на время съемок. Света послушала Джаника, настолько близкой показалась ей эта роль, и сам Файзиев тоже оставил эту пагубную привычку, чтобы не спровоцировать срыв. Благодаря Джанику Файзиеву, Света Иванова не курит и до сегодняшнего дня.

Маленького мальчика, вокруг которого и закрутились все драматические события, сыграл Артем Фадеев. Имя персонажа не стали изменять, чтобы ребенку семи лет было легче адаптироваться и сопоставить себя со своей ролью. Нужно признать, что справился с задачей Артемка очень хорошо, глядя на его персонажа, женщины рыдали взахлеб, а мужчины тихо утирали слезы. Такой трогательный и трепетный образ сумел воссоздать маленький мальчик.

Командир разведотряда Алексей, на поверку оказывается всеми любимым красавчиком Максимом Матвеевым. Зрители прекрасно знают этого актера по проекту «Стиляги», потому в киноленте о войне он, на самом деле, сменил амплуа. Роль военного для него в новинку, и чтобы справиться с ней Максиму пришлось провести два месяца в тренировочном лагере МВД России. Курс молодого бойца он прошел так, как надо, и это заметно, когда смотришь фильм. Но сначала, когда Файзиев пригласил его на собеседование, он был твердо уверен, что от роли откажется. Дело в том, что на встрече, рассказывая о сценарии, Джаник так углубился в описание другой роли, которую впоследствии сыграл знаменитый «аллигатор» из «Папиных дочек» Александр Олешко, что подумал, бизнесмена придется играть ему. Но потом, уяснив, что же уготовано на самом деле, он с радостью согласился.

Других персонажей этого кино представлять вряд ли нужно. Зритель отлично знает и любит этих людей, и, нужно признать, актерский состав «Августа. Восьмого», действительно, звездный. Но упомянуть хорошую работу всегда приятно. Кроме уже названного Александра Олешко, в фильме сыграли такие яркие личности, как Егор Бероев, Лидия Вележева, Алексей Гуськов, Владимир Вдовиченков и даже Гоша Куценко не смог удержаться от участия в этой трагической киноленте.

«Ну, уж если и нет приема против танка, то мы найдем на него другой танк!»

Нужно сказать, что почти все персонажи, которых предстоит увидеть на киноэкранах, на самом деле, имеют настоящих прототипов из реальной жизни. Режиссер и сценарист не ставили своей целью создать боевик или экшн, хотя и то, и другое удалось на самом деле хорошо. Задумка была совсем в другом. Творцы хотели донести до людей, что в самом настоящем аду, в наиболее экстремальных ситуациях, когда на карту поставлен совсем не достаток, не домашний уют, а человеческая жизнь, каждый способен остаться человеком, способен совершить настоящий подвиг, а мораль и нравственность остаются единственной отдушиной, не позволяющей инстинктам взять полный контроль над разумом. По режиссерской задумке в картине должна была прослеживаться мысль, что война, в первую очередь, касается молодых, как справедливо спел однажды Виктор Цой. Однако несмотря на то, что подобрать актеров не старше двадцати семи лет, так и не удалось, но молодежность фильма, действительно, бросается в глаза.

Обязательно нужно сказать, что перед съемками Джаник Файзиев вместе со сценаристом Майклом Лернером очень тщательно подготовились. Они сами проехали по предполагаемому маршруту, а консультировал их реальный участник событий Алексей Ухватов. Этот героический человек и стал прототипом для героя, которого сыграл Матвеев. Кроме того, в честь погибшего товарища Ухватова, в фильм была вставлена сцена гибели Дениса Ветчинова, которого сыграл Хасан Бароев. Сам Алексей находился в тот момент в полукилометре от него и гибель товарища его просто сразила. Подобных событий, которые на самом деле имели место, в фильме просто огромное количество. Возможно, именно потому фильм смотрится чрезвычайно правдивым, искренним, и из-за этого трагичность его возрастает в разы.

Съемки фильма производились начиная с марта две тысячи одиннадцатого года на протяжении полугода. Интересно, что в Южной Осетии, где собственно и происходят все события, не сняли ни единого кадра. Снимали где угодно, в Москве, в Сухуме, на реке Бзыбь, в Дарьяльском ущелье и даже в Северной Осетии. Джаник Файзиев, создавая это кино, посчитал, что на пройденном им маршруте нет достаточно красивой природы, которая должна быть просто великолепной по главной задумке. Кроме того, Файзиев нашел такие прекрасные места в Абхазии, что даже местные жители не знали об их существовании. Заброшенные города, которые неизвестными путями нашел Файзиев, отличаются неповторимой красотой вековой истории. Для съемок этого действительно пронзительного фильма была использована не только природа. Для большего реализма Файзиев одолжил около тридцати единиц самой настоящей боевой техники. Однако после того, как были отсняты кадры в Сухуме, который «играл роль» Цхинвала, местные жители очень обиделись на всю съемочную группу. А все потому, что площадка осталась совершенно не убранной. Повсюду валялся разнообразный мусор, сгоревшие шины и даже автомобили, какие-то доски с гвоздями, картон, фанера… Позже Джаник публично извинился за это безобразное поведение, объяснив, что им просто катастрофически не хватало времени, потому об уборке территории просто забыли. Будем надеяться, что посмотрев кино, жители Сухума простили Файзиева и иже с ним.

«Ребята, так сколько же вам должны платить за подобную работу!»

Нужно рассказать и про колоссальную работу студии «Main Road Post», которая и создала все те спецэффекты и компьютерную графику, которые можно наблюдать на экране. Всех участников проекта неимоверно удивляли эти странные люди, которые и вели себя по-другому, совсем не так, как все остальные. К концу съемочного процесса их просто стали считать инопланетянами и уже не удивлялись, когда они являлись на площадку с красными тряпками, синими маркерами, воздушными шарами, отражающими элементами и прочими, довольно странными вещами. Компьютерная графика, кстати, в совокупности занимает больше получаса экранного времени, которых зритель совершенно не замечает. На создание пяти компьютерных персонажей ушло более восьми месяцев, а принимали участие в их обработке более пятидесяти человек.

Но, как бы долго не производились все необходимые действия, а съемки стремительно приближались к концу. В конце февраля две тысячи двенадцатого года в кинотеатре «Пушкинский» и состоялась премьера фильма «Август. Восьмого», она произвела настоящий фурор, однако отзывы вызвала отнюдь не однозначные. Например, в Баку представление фильма должно было состояться двадцать первого февраля, однако еще в пятнадцатых числах премьеру отменили, да и вовсе запретили прокат этого кинофильма. Говорят, власти побоялись конфликта с Грузией. То же самое произошло и в Молдавии, где грузинская диаспора высказалась против проката этого кино. На Украине картину презентовали, но в широкий прокат она, также как и в предыдущих странах, не пошла. Однако на одном из украинских телеканалов фильм «Август. Восьмого» все же «прокрутили», за что их «шпыняли» все, кому только не лень. Лишним будет говорить, что реакция Грузии на фильм была крайне отрицательная. Сказать так, означает ничего не сказать. Грузинские власти посчитали, что картина разжигает межнациональную вражду. Может быть, они просто кино не смотрели…