The ABCs of Death
Год: 2012 | Страна: США, Новая Зеландия
Режиссер: Кааре Эндрюс, Нобору Игучи, Томас Капеллен Маллинг, Хорхе Мишель Грау, Андерс Моргенталер, Ёсихиро Нисимура, Баньенг Писензенекун, Саймон Рамли, Марсель Сармиенто, Джон Шнепп, Срджан Спасоевич, Анджела Беттис, Тимо Тьяджанто, Эндрю Трауки, Начо Вигалондо, Джэйк Уэст, Тай Уэст, Бен Уитли, Адам Вингард, Юдай Ямагути, Элен Катте, Эрнесто Диаз Эспиноза, Джейсон Айзенер, Брюно Форзани, Адриан Гарсиа Боглиано, Ксавье Жанс, Ли Хардкэсл
Продолжительность: 129 мин.
Жанр: ужасы

В ролях: Ингрид Болсай Бердал, Джереми Рэймонд, Кира Загорский, Иван Гонсалес, Эрик Од, Даллас Маллой, Фрейзер Корбетт, Питер Педреро, Матч, Даренция
Кадры
Постеры
Информация

Oblogka_Azbuka_smertiЛюбите пощекотать себе нервы, посмотреть что-то из ряда вон выходящее? Думаете, что в кино вы уже видели все и удивляться больше просто не способны? А вот и нет, не спешите с выводами. Азбука смерти (The ABCs of Death, 2012) – это чистой воды эксперимент, который многих зрителей приводит в тихий ужас. А как иначе – хоррор ведь, ему пугать полагается по жанру. А еще в этом кино есть немножко трэша, китча, арт-хауса, черного юмора и т.д и т.п. В общем, кровавая солянка с добавлением отдельных непотребств, грязных пошлостей и других не самых приятных атрибутов человеческого бытия. Тем не менее, есть зрители, которым только такое «блюдо» на ночь грядущую и подавай. А значит – будет кому оценить фильм, в котором собрано 26 разнообразных смертей. Кому первому пришла в голову идея создать подобный киношный альманах, точно неизвестно. Но участие в проекте активно приняли молодые и не очень режиссеры из пятнадцати разных стран мира, поэтому фильм можно смело называть международным достоянием. Или международным экспериментом, кому как больше нравится.

На первое – «голые» факты

«Азбука смерти» вышла на экраны в 2012 году. Впервые ее представили публике 15 сентября 2012 на Международном кинофестивале в Торонто (Канада). Странами-производителями указаны США и Новая Зеландия, хотя, как уже отмечалось, в съемках приняли участие режиссеры из Франции, Испании, Сербии, Японии, Чили, Норвегии и некоторых других стран. И многие из них снимали свои «куски» на родном языке.

На съемки каждого такого маленького шедевра авторам выделили по $5000. Производством киноленты-сборника занимались следующие студии: Drafthouse Films, Magnet Releasing и Timpson Films. А прокатом — Премиум Фильм (Россия) и Magnolia (США). Чтобы все выглядело реалистично, фантастично и так далее, не обошлось и без спецэффектов. Рисовали «картинку» Creature Company (segment), Studio Buckhorn (visual effects segments) и Studio Higemegane (special make-up effects segments). Продолжительность ленты: 2 часа и 9 минут экранного времени. Продюсеры — Ант Тимпсон, Тим Лиг и еще внушительная команда других специалистов из более чем двадцати человек. За первые три с половиной недели проката картина собрала всего лишь $21 832. Что поделаешь, зрелище-то действительно специфическое. Рассчитано оно на возрастную категорию от 18 лет, то есть реально на достаточно взрослых зрителей. Более того, на зрителей со стойкой психикой и умением абстрагироваться.

На второе — режиссеры

Среди авторов проекта нет общеизвестных, громких имен. Хотя настоящие любители жанра, безусловно, найдут здесь своих кумиров. Большинство из них работает сразу в нескольких ипостасях – в качестве продюсеров, сценаристов, актеров, монтажеров и т.д. Но это не означает, что нет в «Азбуке смерти» талантливых работ. Как говорится, на вкус и цвет… Может, о некоторых из этих творческих людей просто мало информации на просторах сети, а у себя на родине они более чем известны. Многие из этих режиссеров имеют в своем портфолио хотя бы одну-две достойные работы (согласно рейтингам), будь то короткометражка, кинорассказ, игра в популярном сериале или сценарий к неплохому фильму.

Из самых опытных и рейтинговых участников сборника стоит отметить тайского режиссера и сценариста Баньенг Писензенекуна («Привет, незнакомец» (2010), «Фобия» (2008-2009), «Затвор» (2004)) или того же Бена Уитли («Убийство — дело семейное» (2009), «Идеал» (сериал, 2005 – 2011)). В качестве режиссера выступила здесь и хоррор-актриса Анджела Беттис («Спаси и сохрани», «Кошмар дома на холмах», «Шрам 3D»).

Еще один автор, Ёсихиро Нисимура – крутой эксперт жанра азиатского трэша («Вампирша против Франкенштейн», «Отряд девушек-мутантов», «Адский драйвер» и др.). Стоит обратить внимание и на серба Срджана Спасоевича, снявшего в две тысячи десятом году нашумевший и ужасный «Сербский фильм». Австралиец Эндрю Трауки специализируется по энимал-хоррору, а испанец Начо Вигалондо – по научной фантастике и триллерах. Адам Вингард — молодой, но перспективный режиссер. Его знают по работе «Ужасный способ умереть». Также он участвовал в создании хоррор-антологии «З/Л/О».

Подайте сюжет на десерт!

Целостного сюжета у фильма, кажется, все-таки нету. Но зато есть общая тема – смерть, и есть также определенная каталогизация – согласно английскому алфавиту. Каждая буква из него обозначает предмет, существо, действие или явление, под которое снимается короткометражный ролик. Насколько разносторонние и не похожие друг на друга получились эти маленькие ужасненькие истории – зритель должен оценить сам. Но ему следует быть готовым к сюрпризам, и не всегда приятным.

Слоган кинокартины гласит «26 режиссеров, 26 способов умереть». Такого количества авторов до сих пор не собирала ни одна картина. И это не просто разные люди, это еще и разные культуры, противоречивые менталитеты. К тому же, состязание на оригинальность в ужасах – это нечто само по себе непредсказуемое.

Пересказывать каждый сюжет по отдельности не имеет смысла. Тем более, что многие из них вообще трудно описать словами. Здесь есть непотребные звуки, влияющие на героиню одной их историй, есть толстуха, обрезающая себя до желанных форм, самосуд над извращенцем, уничтожение вампира, фатальные состязания в весьма неожиданной сфере деятельности, проститутка-садистка и ревнивая девушка-убийца, собачьи бои и оживающие страшные сказки, а также много всего другого, понятного и не очень. Некоторые сюжеты вызывают у смотрящего истерический смех, другие – открытое отвращение. В них – много человеческих пороков, похотей, гадостей. И есть своеобразный, не сразу и не каждому понятный смысл. За исключением, возможно, японского трэша. Впрочем, сложить впечатление о фильме можно уже из трейлера. Если понравилось и заинтересовало, можно приступать к просмотру полной версии.

Актеры

Как и весь фильм, актерский состав очень пестрый, разноцветный и разношерстный. В некоторых сюжетах люди не присутствовали вообще – только нарисованные персонажи. Впрочем, есть фамилии более известные. Например, Кира Загорский, участница многих неплохих сериалов («Тайны Смолвиля», «Звездные врата», «Сверхъестественное», «Грань») или Чемс Дамани, игравший в сериале «Стажеры: Первые шаги в полиции», картинах «Из Парижа с любовью», «Три часа на побег» и др. Отметить стоит также японскую актрису Хироко Ясики (женщина-полицейский из сериала «Кровавый понедельник», участие в сериале «Школа детективов Кью», киноленте «Синоби»).

Еще в «Азбуке смерти» можно встретить актрису и продюсера Ингрид Болсай Бердал («Товарищ Педерсен» (2006), «Сыновья» (2006), «Сумасшедший дом» (2008), «Я еду одна» (2011)), Джереми Рэймонд («Алиса в стране чудес» (мини-сериал, 2009), «Р.Л. Стайн: Время призраков» (сериал, 2010 – …), «Стартрек: Возмездие» (2013), «Metallica: Сквозь невозможное» (2013)), участника многих сериалов Эрика Ода («Морская полиция: Лос-Анджелес», «Риццоли и Айлс», «Событие», «Родители»), Далласа Маллоя («Элай Стоун» (сериал, 2008 – 2009), «Конан» (сериал, 2010 – …), «Loiter Squad» (сериал, 2012 – …)), Фрейзера Корбетта («Секс в другом городе» (сериал, 2004 – 2009), «Грань» (сериал, 2008 – 2013), «Стрела» (сериал, 2012 – …)), Питера Педреро («Код Да Винчи» (2006), «Шерлок» (сериал, 2010 – …)) и др.

Есть, конечно, и совсем неизвестные исполнители. Но не факт, что менее талантливые. Сложно, правда, судить о профессиональных качествах актера, посмотрев всего лишь 15 минут ужастика. Но стоит попытаетья, не так ли?

Критика, отзывы

Сразу после показа ленты в Торонто, на создателей ее посыпались как хвалебные, так и откровенно негативные рецензии от критиков. Фильм неоднозначный, почти всегда вызывающий бурную реакцию смотрящего. К нему трудно отнестись безразлично. Из-за специфичности, неординарности, порой сильно отталкивающих моментов он плохо воспринимается основной зрительской массой. Поэтому, читая только отзывы, можно составить не всегда правильное мнение о предлагаемой киноленте. Впрочем, каждый человек должен приблизительно ориентироваться в собственных пристрастиях, и если он предпочитает романтические комедии и философские драмы (а кровавые сцены, если таковые попадаются, переключает), то, скорее всего, экспериментировать с собственной психикой не стоит.

«Мерзость, гадость, фу, отвратительно, бред» — это часто используемые эпитеты в комментариях к «Азбуке смерти» на разных киноресурсах, что свидетельствует лишь об одном: кино подойдет далеко не каждому зрителю. Один из самых запоминающихся проектов года – так будет правильно описать сборник новелл о смерти, разобранный по буквам и склеенный обратно в хаотическую, но весьма колоритную картину.

Интересная информация о проекте

  • 25 режиссеров для фильма-альманаха были сразу подобраны продюсерами, а последнее, 26-е место, досталось британцу Ли Хардкэслу, выкладывающему свое видео на YouTube. Он выиграл свой билет в большое кино.
  • В титрах сказано, что фильм основан на ночных кошмарах Анта Тимпсона (один из продюсеров), а также посвящен некой таинственной Джули, которая «смеялась до конца».
  • Ли Хардкэсл, режиссер, которому досталась буква Т, создавал свой пластилиновый ужастик в одиночку, обратившись за помощью лишь к аудио-инженеру для озвучки новеллы. В общей сложности, лепка персонажей и съемки заняли у него около месяца.

Итоги

Можно сказать – режиссеры здесь оттянулись на славу. Не скованные никакими рамками и отпустившие свою фантазию до полного беспредела, они представили зрителям двадцать шесть разных способов умереть, реальных и абсолютно фантастических, страшных, печальных, абсурдных и немного комических. Плюс этого фильма – это отсутствие традиционных для хоррора штампов (хотя несколько клише все же проскочило). Такой нетривиальный арт-хаус многих заставляет содрогнуться, но есть отдельные ролики с глубоким социальным смыслом. А вложить в несколько минут не просто расчлененку, а какую-то мысль – это не так уж просто. Некоторые из эпизодов осуждают и высмеивают человеческие пороки – похоть, жадность, лицемерие и т.п. Еще есть очень впечатляюще снятые отрывки, ирония судьбы и забавные моменты, креативная работа режиссеров и много всего другого. И что самое главное: если не нравится – просто перематываете и смотрите следующую работу.

Согласитесь, что глупо ждать здоровой смысловой нагрузки от настоящего трэша. На то оно и «мусор», чтобы быть абсурдным и не совсем приятно попахивать. Но разноплановость всех этих кусков позволяет выбрать что-нибудь себе по вкусу. В общем же, это довольно узконаправленное кино, которое вызывает совершенно противоположные ощущения. От восторга до ужаса, от восхищения до омерзения. Каждый эпизод этого «представления» уникален и неповторим. Работы операторов все очень разные, музыкальное сопровождение практически во всех короткометражках – выше всяких похвал. Холодок по спине пробежит и не раз, благодаря нагнетающим ужасную обстановку мелодиям.

«Азбука смерти» — самобытное творение огромной творческой команды. Эдакий себе аттракцион для любителей острых ощущений. Кто-то даже называет его небольшим пособием-руководством для режиссеров, – какие убийства можно взять для своих фильмов. Идеи снятых в рамках альманаха коротких роликов можно смело развивать до полноценных кинокартин. Здесь нашлось место разным подвидам, жанровым разветвлениям, таким как sexploitation, слэшер, постапокалипис, псевдодокументалистика, torture porn, хоррор-анимация и т.п. На этом история не заканчивается. Союз кинокомпаний, поработавший над первой «Азбукой», анонсировал ее продолжение, которое выйдет в 2014 году. Так что будет настоящий сиквел с участием новых авторов, с новыми идеями и еще более оригинальными смертями.

Постскриптум

Игры человеческого разума рождают чудовищ. Перефразировав таким способом известную испанскую поговорку, можно понять, что люди также в силе сами избавиться от этих вскормленных общественным мнением, личным неудовлетворением и прочими миазмами мозга монстров. А для этого иногда приходится посмотреть им прямо в глаза, не боясь и не отворачиваясь. Если вас заинтересовал фильм «Азбука смерти», постарайтесь увидеть в нем что-то большее, чем просто кровь, секс и безумие.