Oblogka_Aziris_nunaСамая сложная задача, как для сценариста, так и для режиссера, это создать качественную экранизацию. Особенно, если речь идет об экранизации произведения жанра фэнтези или фантастики, принадлежащее перу довольно известного писателя. Толпы фанатов ждут-не дождутся, чтобы смешать с грязью любого, посягнувшего на «святыню», а критики уже заточили перья, чтобы начать писать гневные отзывы на всю проделанную работу.

«- Ну, привет, котятки!
- Я тут время остановил. Правда, только на время!»

Все вышесказанное касается и художественного фильма режиссера Олега Компасова, под названием «Азирис Нуна», вышедшего на российские киноэкраны в две тысячи шестом году. А все потому, что это не просто сказка для детей с элементами фантастики и фэнтези, а экранизация чрезвычайно популярных авторов, тандема Сергея Лукьяненка и Юлия Буркина. После незабвенных «Дозоров», что первого, что второго, поклонники их творчества проштудировали все сочинения, какие только смогли достать, «перешерстив» библиотеки и книжные магазины. Когда стало известно, что фильм по роману «Сегодня, мама!» должен в скором времени предстать перед непреклонным судом зрителя, ожидание просто взорвало умы и души. Ждали довольно долго, и как только картина появилась на экранах, бросились ругать ее, на чем свет стоит. Но ведь хочется взглянуть на вещи объективно, без предвзятого отношения и неоправданных ожиданий.

«- Только не надо говорить мне, что сейчас прямо нашёл самый настоящий, древний космический аппарат.
- Откуда ты знаешь?
- Просто ты их постоянно находишь»

Первое, что следует напомнить злобным критикам, над сценарием изрядно потрудились и, как ни крути, поработали на славу. Эти два человека, сам режиссер проекта Олег Компасов, и Рамиль Фарзутдинов, смогли уместить более двухсот страниц убористого текста, а по сути, очень насыщенного событиями повествования, в два десятка страниц сценария. Причем, нужно было не просто сократить рассказ, обрубив все сюжетные линии, а сделать так, чтобы осталось вразумительное сочинение, занимательная история, способная увлечь целевую аудиторию – детей. А угодить такой требовательной публике, на самом деле, совсем не просто, неинтересные фильмы быстро надоедают энергичным и полным жизни маленьким сорванцам. С этой задачей талантливые ребята справились вполне удовлетворительно.

Режиссер не стал далеко ходить, и позвал на главные роли ребят, хорошо известных зрителю по множеству работ в так любимых всеми «Ералашах». Озорных мальчишек Костю и Стаса сыграли, вполне соответствующие образам персонажей, Филипп Авдеев и Рома Керимов. Некоторые говорят, что сыграли мальчишки плохо, будто их реплики неестественны, а жесты картинны. Но, во-первых, нужно сделать скидку на то, что это первая серьезная работа ребят и справились они с ней, если и не идеально, то вполне сносно, даже, можно сказать, хорошо. А, кроме того, в не совсем удачных диалогах, глупо винить актеров. Не правда ли? В некоторых моментах действительно видны недочеты сценария и герои говорят так, как на самом деле никогда не станут говорить реальные дети, но в тот же миг это впечатление пропадает, и повествование идет своим чередом.

«Если все мужчины отправятся на кухни, то на фронт придется идти женщинам!»

Однако все недочеты, невольно допущенные подрастающим поколением, перекрываются зрелой игрой умудренных опытом мэтров российского кинематографа. Чего стоит только непревзойденный Шидла, в глубинах которого, при ближайшем рассмотрении, можно узнать великолепного Максима Аверина. Этот человек и на самом деле актер очень талантливый. Его шутки в фильме просто заставляют покатываться со смеху. Маленький Максимка появился на киноэкранах России еще тогда, когда, как говорится, пешком под стол ходил — в возрасте шести лет, пребывая на съемках картины под названием «Похождение графа Невзорова», где он был вместе с отцом, художником-декоратором.

Мальчишка танцевал и в кадре смотрелся так органично и естественно, что вся съемочная группа невольно умилилась, глядя на него. И после этого, можно сказать, началась настоящая карьера будущего актера. Максима пригласили в Театр миниатюр, где он и получил, так необходимый для любого актера, опыт. Но Аверин никогда не забывал, что должен учиться, и во многом, в том, что он вырос именно таким, огромная заслуга его родителей, всегда поддерживающих и любящих его.

Максим Аверин, конечно, давно вырос, и мало чем напоминает того смешного мальчишку, каким он был в детстве. Он много учился и играл, чтобы предстать перед публикой именно таким Авериным, каким публика его знает. Олег Корнеев из киноленты «Карусель», Егор из «Города без солнца», Варанкин из картины «Казароза», и многие другие его работы в кино отлично восприняты зрительской аудиторией, а уж его работам в театре, антрепризам и самым популярным ролям в сериалах, просто нет числа. Ну, а самой известной ролью Аверина, наверное, можно считать Сергея Глухарева в сериале «Глухарь».

Но остался в этом взрослом мужчине и маленький ребенок, дурашливый и задорный, озорной и веселый мальчишка, танцующий перед камерой. Возможно, именно из-за этого мальчишки, где-то внутри, он и согласился на предложение сыграть в сказке «Азирис Нуна». Причем он реально оживил действие, фильм стоит посмотреть, хотя бы из-за одного его присутствия. Его кошачье мурлыканье еще долго заставит улыбаться после просмотра этого кинофильма.

«Никак нельзя верить тому, кто доказал, что умеет врать!»

Фараона Неменхотепа Четвертого, к которому и попадают двое братьев, ищущих приключений на свою голову, сыграл вообще настоящий «динозавр» российского кинематографа, Александр Филиппенко. Кроме того, что это личность, по определению, талантливая, актер снялся в более чем ста кинолентах, и каждую из них помнят и любят зрители. В советском кинематографе, пожалуй, не было актера более плодовитого, чем Филиппенко. А если припомнить все его эстрадные работы, моноспектакли и театральные постановки, то невольно задаешься вопросом, а не робот ли перед нами. Но, оказывается, вовсе и не робот, а самый обыкновенный человек, который жизни своей не видит без любимого дела, а дело это – сцена во всех ее ипостасях.

Можно вспомнить Свана из «Ошибки Тони Вендиса» или Теплова из «Хождения по мукам», Вамбу из романа об Айвенго или Коровьева-Фагота из экранизации булгаковских «Мастера и Маргариты», Паскевича из «Вепря» и даже папу легендарной няни Вики, господина Прутковского, интеллигента на грани алкоголизма? Все это — Александр Филиппенко, собственной персоной. Фараон в «Азирис Нуна» получился, как настоящий, какой и должен быть сказочный фараон, ничем не уступающий американскому из киноленты «Мумия» и даже лучше, потому что он такой родной и близкий, хоть и далеко не положительный. Но публика прощает ему это за хорошую игру.

«- Ешкин кот!
- Ага, действительно, он самый!»

Папа и мама мальчиков тоже сыграли свои роли совсем не плохо. Алесей Лазарев и Нонна Гришаева, ну кто же мог еще составить такую чудесную пару? Алексея публика прекрасно знает и любит по работам в кино и не только. «Артефакт», «Цветы для Лизы», «Парк советского периода», вот далеко не все его актерские шедевры, а уж ролей в театре и того больше. Да и Нонночку Гришаеву не запомнить невозможно.

Настоящая одесситка, с присущей этому городу куражом и колоритностью, давно покорила сердца зрителей. Интересный факт: эта актриса — единственная россиянка, снявшаяся вместе с великим и смешным Джеки Чаном в гонконгской франшизе «Полицейская история», а именно в четвертой ее части с оригинальным названием «Первый удар». Кроме колоссального количества театральных ролей, в ее актерской копилке есть такие кинофильмы, как «Холостяки» и «На измене», «День радио» и «День выборов», «Фотограф» и «Клуб 69», «Тот еще Карлсон» и многие-многие другие.

«А я вот Стругацких очень люблю. Но это же вовсе не фантастика, это – литература»

Что же касается самого сюжета, то скучать никто точно не будет, фильм наполнен событиями. И не стоит слушать злопыхателей, которые ругают это кино, ища там какие-то взрослые предпосылки и подтексты. Ведь фильм, в первую очередь, предназначен для деток, а они, несомненно, останутся довольны. Приключение получилось действительно головокружительное и увлекательное. Не переживать, во всех смыслах этого слова, все забавные, порой смешные, а, порой, и страшные события, происходящие с мальчиками на всем протяжении действия, просто невозможно.

Нужно обязательно отметить, что сказки в отечественном кинематографе на постсоветском пространстве — это явление довольно редкое, подобные картины можно пересчитать на пальцах одной руки. Потому требования к каждой новой сказке чрезвычайно высоки. Придется признать, что сами создатели романа «Сегодня, мама!» остались, мягко говоря, не совсем довольны экранизацией своего сочинения. Ну что поделать, никто не идеален, но есть в этом фэнтезийном кино что-то такое, что не позволяет выключить его на первых минутах, да и потом хочется непременно досмотреть, чем же все закончится. А это, во многом и решает судьбу картины.

К тому же, юмора в картине хоть отбавляй, шутят все, пародируют и цитируют многие кинофильмы российского, да и зарубежного кинематографа. Множество популярных гегов, смешных ситуаций и даже некоторых аллюзий и ассоциаций с литературными персонажами. Как сказал один из зрителей на премьерном показе: «Нужно просто смотреть, так как пересказать это невозможно. Именно этот фильм и доказывает всем, российское кино вовсе не умерло, а очень даже живо и стремится вперед и ввысь». А услышать хотя бы один положительный отзыв среди множества отрицательных — это уже успех. Было же их намного больше, в общем и целом, сами зрители остались очень даже довольны, картина их совсем не разочаровала, в отличие от критиков. Правда, мнение публики стоит гораздо дороже.

Кроме того, в картине использована отличная компьютерная графика, которой и не ожидалось в этом, по сути, малобюджетном фильме. Визуальные спецэффекты действительно поражают, детских сказок такого уровня, на самом деле, мало. Бюджет картины составил всего лишь каких-то три с половиной миллиона американских долларов, а это отнюдь не космическая сумма. Кстати о космосе, поклонники звездной эпопеи «Star Wars» тоже высказались о фильме вполне одобрительно.

Премьера фильма «Азирис Нуна» состоялась в середине марта две тысячи шестого года, но, к большому сожалению всех создателей проекта, фурора кинолента не произвела. Даже более того, кассовые сборы откровенно разочаровали. За все время прокатчики принесли всего-ничего — около четырехсот тысяч американских долларов, но учитывая такую бурю негатива и нападок, которые накрыли сам фильм и его создателей, словно цунами, это совсем и не удивительно.

«Форма, вполне отвечающая содержанию…»

Как бы там ни было, а пока сам не увидишь, верить кому-то на слово довольно глупо, тем более, что «Азирис Нуна», на самом деле, заслуживает зрительского внимания. А глупые вопросы, типа «Откуда взялись сфинксы на Венере?» или «Где же остальные события?», можно просто пропускать мимо ушей. Еще одним положительным моментом оказывается очень даже хороший саундтрек, может быть, порой звучащий и невпопад, но, все равно, очень гармоничный и оригинальный. Кроме того, фильм получился действительно очень русский. Родное и любимое отечественное кино все же отличается от того, что пытается навязать западный кинематограф.

Нельзя сказать, что фильм хуже или лучше зарубежных кинолент, он просто другой, и атмосфера тут совершенно особенная. Фильм прямо дышит приключениями, романтикой путешествий во времени и пространстве, неимоверными чудесами и волшебством сказочного везения. Диск с записью этого фильма совсем не стыдно, поставить на одну полку с такими шедеврами отечественного детского кино, как «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Лиловый шар» и другими подобными кинолентами. Фильм обязательно нужно посмотреть вместе с детьми — это идеальное кино для семейного субботнего вечера.