Safety Not Guaranteed

Oblogka_Bezopasnost_ne_garaБудущее всегда эфемерно, настоящее – сомнительно, реально лишь прошлое, поскольку оно уже произошло. Однако Герберт Уэллс поколебал веру в незыблемость времени, создав «Машину времени», дав пищу для ума писателям-фантастам, сценаристам и кинорежиссерам, породив целые поколения кинопутешественников в прошлое и будущее. А теория относительности Альберта Эйнштейна лишь обострила ситуацию, поскольку фантастические идеи о перемещении во времени благодаря ей приблизились на шаг к реальности. Современный зритель избалован фильмами о путешествиях и путешественниках сквозь время – «Машина времени» Джорджа Пала, «Терминатор» Джеймса Кэмерона, «Двенадцать обезьян» Терри Гиллиама, «Эффект бабочки» Эрика Бресса, «Люди в черном-3» Барри Зонненфельда и многие другие известные и малоизвестные кинематографические произведения различных авторов. Всех их объединяет общая идея – у героев кинокартин есть серьезный повод пуститься в путь по самой сложной дороге из возможных. Они стремятся либо сделать мир будущего лучше, либо достичь некой маломасштабной цели личного характера. И если некие глобальные причины, вроде противостояния скайнет или монстру в человеческом обличье, подобному Борису Животному, находят отклик среди молодежной аудитории зрителей, то причины личного характера близки зрителям среднего возраста и выше. У них в наличии больше времени и опыта, чтобы переосмыслить свое прошлое и достаточно причин, чтобы сожалеть о совершенных в тот или иной момент поступках. Ах, если бы все можно было исправить…

Кеннет Кэлловей, продавец супермаркета в небольшом городке, готов пойти на все, чтобы исправить свое прошлое и вернуть к жизни единственную девушку, симпатизировавшую ему. Действия Кеннета привлекают внимание журналистов и федеральных агентов, считающих парня эксцентричным психом и даже шпионом некой иностранной державы. Разыскивая компаньона для путешествия во времени, он честно признается, что не может гарантировать ему безопасность для жизни.

Создатели картины

Фильм «Безопасность не гарантируется» — дебютная работа режиссера Колина Треворроу и сценариста Дерека Коннолли, ранее занимавшихся написанием сценариев для телешоу. Помимо их личного участия в продюсировании фантастической драмы, проект поддержали Марк Тертлтауб (один из продюсеров «Маленькой мисс Счастье»), Стефани Лэнгофф («Идеальный незнакомец») и Питер Сараф («Свет вокруг», «Маленькая мисс Счастье»). Исполнитель главной роли Марк Дюпласс оказал большую поддержку в создании фильма, подключив к производству своего брата Джея Дюпласса и его студию. Музыку к картине написал малоизвестный композитор Райан Миллер. Производством картины занималась помимо Duplass Brothers Production студия Big Beach Films, компания FilmDistrict приобрела права на прокат фильма на территории США.

Актеры и роли

Тот факт, что Треворроу вместе с продюсерами подобрали исполнителей для своей картины среди малоизвестных актеров, объясняется не только небольшим бюджетом. Режиссер драмы «Безопасность не гарантируется» признал, что увеличить расходы на ее создание, привлечь к съемкам популярных звезд кино было вполне возможно, но это, по его мнению, повредило бы чистоте восприятия фильма зрителями. Треворроу сделал ставку на комиков-импровизаторов и не прогадал.

Марк Дюпласс, известный зрителям американского кабельного канала FX по участию в основном актерском составе юмористического ситкома «Лига» (The League), исполнил роль Кеннета Кэлловея, опубликовавшего загадочное объявление о поиске компаньона для путешествия во времени. Как заметил Треворроу, выбор Дюпласса объясняется тем, что Марк сам по себе довольно странный человек – он никогда не расстается с пистолетом, даже на первую встречу с режиссером и продюсерами пришел с оружием. В характере актера, сыгравшего Кэлловея, многое совпадает с чертами его киногероя. Дюпласс исполнил свою роль с полной самоотдачей – зритель воспринимает Кэлловея сначала как недотепу и чудака, затем проникается сочувствием к его драматической судьбе. А в финальной сцене – восхищается гением, воплотившем свою мечту наперекор всему и всем.

Первая актриса, избранная для участия в кинопроекте «Безопасность не гарантируется» еще на стадии написания сценария – Обри Плаза, ее лично выбрал сценарист фильма Дерек Коннолли. Девушка ранее не исполняла ведущих ролей в кинофильмах, ее амплуа – клубные выступления в жанре стендап и ситкомы на телевизионных каналах, к примеру, сериал «Парки и зоны отдыха». На счету Обри эпизодическая роль Джули Пауэрс в комедии «Скотт Пилигрим против всех» режиссера Эдгара Райта. Героиня Обри – молодая статистка в крупном журнале, издаваемом в Сиэтле. Дариус Бритт разочарована в жизни настолько, что коллеги считают ее мужененавистницей, а шеф-редактор Бриджет откровенно помыкает девушкой. Поездка в маленький городок Оушен Вью – меньшее, чего хочет Дариус, но выбора у нее нет. Познакомившись с Кеннетом, девушка становится его компаньоном, хотя и не сомневается, что продавец супермаркета не в своем уме. Однако у Дариус есть серьезный повод, чтобы оказаться в тысячу девятьсот девяносто первом году – не менее важный, чем у Кэлловея.

Джейк Джонсон, звезда комедийного сериала «Новенькая» (New girl), транслируемого каналом Fox, сыграл склонного к авантюрам журналиста Джеффа Швенсена. Он состоит в любовной связи с редактором Бриджет, поэтому пользуется значительной свободой среди остального редакционного планктона. Инициатива поездки в Оушен Вью принадлежит именно Джеффу, но интересы редакции журнала его слабо беспокоят – он хочет найти девушку, живущую в этом городке и оживить приятные моменты из молодости. Чувства к школьной подружке становятся для Джеффа настоящей «машиной времени», он как нельзя лучше других понимает душевные муки Кеннета Кэлловея, хотя и безразличен внешне.

Роль подружки из школьного прошлого Швенсена исполнила Дженика Бергер, звезда сериалов «C.S.I. Место преступления» и «Менталист», актриса комедий «Крысиные бега» Цукера и «Твои, мои и наши» Госнелла. И хотя созданный ею кинообраз Лиз МакХолис не претендует на значительное место в картине, однако именно благодаря ей мировоззрение Джеффа – классического циника, интересующегося женщинами не дольше одной-двух ночей, разительно меняется к лучшему.

Образ Белинды, подруги Кэлловея, погибшей, по его мнению, при трагических обстоятельствах и из-за которой он принялся разрабатывать машину времени, сыгран Кристен Белл. Ее ранние работы – участие в сериалах «Вероника Марс» и «Парки и зоны отдыха», роли в фильмах «Бурлеск» Энтина и «Все любят китов» Квалиса. Неожиданное появление Белинды сбивает с толку зрителя и Дариус, ведь она уже прониклась сочувствием к Кеннету, искренне скорбящему по утрате.

Интересные факты

  • Колин Треворроу и Дерек Коннолли поддерживают приятельские отношения со времен их совместной стажировки в шоу Saturday night live в конце девяностых.
  • В основу сценария фильма «Безопасность не гарантируется» легло шутливое объявление, текст которого практически полностью совпадает с размещенным Кэннетом Кэлловеем. Главный редактор Backwoods Home Magazine Джон Силвейра поместил в колонку объявлений сентябрьского/октябрьского номера журнала, вышедшего в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, следующее сообщение – «Требуется: компаньон для путешествия в прошлое. Это не шутка. Почтовый ящик №… Вы получите плату после возвращения. Принесите с собой личное оружие. Безопасность не гарантируется. Я делал это лишь однажды». Объявление Силвейра приобрело огромную популярность, многие издания его перепечатали и растиражировали. Пользователи мировой паутины настолько воодушевились этим объявлением, что превратили его в интернет-мем, опубликовав десятки роликов на ютьюб. Спустя годы один из таких роликов попался на глаза Дереку Конолли, заметившему его потенциал. Дерек немедленно связался с Колином – так началась работа над сценарием их будущего фильма.
  • Во время постановки эпизодов Треворроу использовал технику жанра мамблекор (mamblecore), характерную для малобюджетного кино. Он позволил актерам импровизировать с целью достижения максимальной естественности диалогов.
  • По признанию Треворроу и Коннолли, их фильм создавался под впечатлением от трилогии «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Режиссер картины «Безопасность не гарантируется» в одном из интервью сказал так – мы забрали факел, оставленный Земекисом в ткани времени.
  • Статистка и будущая помощница Кэлловея, сыгранная Одри Плаза, получила мужское имя Дариус, популярное среди афроамериканского населения США, чтобы подчеркнуть историю ее семьи. Однако на постпродакшн сцену ужина Дариус с отцом и темнокожим мужчиной откорректировали – афроамериканца убрали. Его эпизодическое присутствие вносило сумятицу в сюжетную линию, а подробно описывать следственно-причинную связь между темнокожим парнем и девушкой режиссер не посчитал нужным.
  • События, описанные в фантастической драме, сценарист Дерек Коннолли намеревался поместить в штат Северная Каролина, поскольку он родился и вырос во Флориде, т.е. на юге США. Но Треворроу не нашел в этом штате подходящих площадок для создания инди-фильма.

Съемки проекта

Картина «Безопасность не гарантируется» снималась в две тысячи одиннадцатом году, в штате Вашингтон. Часть съемок прошла в Сиэтле, где по сценарию находилась редакция журнала. Городок Оушен Шорс (Ocean Shores) и его окрестности стали декорациями для Оушен Вью. Работа велась в напряженном графике. Как позже признался Треворроу, за двадцать четыре дня съемочная команда побывала на тридцати площадках. Фильм снят на цифровую камеру Sony F3. Для достижения инди-эффекта ее объективы оснастили устаревшими линзами Panavision.

Кинопрокат и оценка критиков

На малом бюджете картины, составляющем всего семьсот пятьдесят тысяч долларов, настояли продюсеры – они опасались провала в кинопрокате и хотели минимизировать потери таким способом. Однако зрительские симпатии оказались на стороне участников проекта «Safety not guaranteed». Фантастическая драма собрала солидную при столь небольшом бюджете кассу – свыше четырех миллионов долларов только на территории США. Первые три показа фильма прошли в закрытом формате в фестивальных кинозалах: двадцать второго января две тысячи двенадцатого года – кинофестиваль «Сандерс» в Парк-Сити, штат Юта; десятого марта – фестиваль «На юг через юго-запад» в Остине, штат Техас; двадцать третьего мая – международный кинофестиваль в Сиэтле. Жюри фестиваля «Сандерс» отметило работу сценариста Дерека Коннолли, присудив ему премию имени Уолдо Солта. Коннолли был также отмечен премией «Независимый дух» и занял первое место по решению «Ассоциации кинокритиков Индианы» в номинации «Лучший оригинальный сценарий».

Фильм «Безопасность не гарантируется» занял первые места в номинациях, присуждаемых малобюджетным киноработам:

  • «Лучший фильм» по решению критиков «Film Independent»;
  • «Лучший фильм» по решению «Ассоциации кинокритиков Индианы»;
  • «Лучший фильм» на международном кинофестивале в Лейдене (Нидерланды);
  • «The Overlooked Film of the Year» по решению «Ассоциации кинокритиков Феникса»)
  • «Лучший фильм» по решению «Ассоциации кинокритиков Сент-Луиса»;
  • «Лучший художественный фильм» на международном фестивале фантастического кино в Тель-Авиве.

Обри Плаза за свою роль в картине Треворроу и Коннолли получили две премии – «Лучшая киноактриса» на Alma Awards и «Прорыв года» на Young Hollywood Awards.

Ограниченный показ драмы «Безопасность не гарантируется» в кинозалах США стартовал восьмого июня две тысячи двенадцатого года, осенью ее увидел европейский зритель, а с двадцать восьмого февраля две тысячи тринадцатого года начался кинопрокат фильма в России.

Зрительская аудитория в своем большинстве оценила картину положительно. Американская аудитория Rotten Tomatoes голосами тридцати девяти тысяч семьсот тридцати четырех пользователей присвоила фильму рейтинг 3.9/5. Европейцы дали фантастической драме рейтинг 7.1/10. Интересно, что среди европейского зрителя картина пользовалась особенной популярностью – свою оценку работе Треворроу на IMDb дали пятьдесят шесть тысяч четыреста шестьдесят семь человек. Российские киноманы оказались немного более сдержанны. Однако американская, европейская и российская аудитория картины «Безопасность не гарантируется» сошлась в одном мнении – несмотря на явный недостаток бюджета, Колин Треворроу и Дерек Коннолли создали серьезную драму с отличным сценарием и тонкой актерской игрой.