War Horse

Boevoj_con4 декабря 2011 года в Нью-Йорке состоялась официальная премьера картины Стивена Спилберга «Боевой конь». Она стала четвёртой работой знаменитого режиссёра на военную тематику после кинолент «Список Шиндлера», «Империя солнца», «Спасти рядового Райана». Картина вызвала огромный интерес у кинозрителей. Её посмотрели более 4 000 000 человек, а при достаточно скромном, по голливудским меркам, бюджете в 66 000 000 долларов она сумела собрать при прокате более 177 500 000 долларов. К удивлению многих, фильм не получил ни одной награды, хотя был отмечен в шести номинациях на «Оскар», в пяти – на премию «BAFTA», а также по два раза номинировался на «Сатурн» и «Золотой глобус».

История создания картины.

«Боевой конь» был создан по мотивам одноимённого романа Майкла Морпуго, написанного им для подрастающего поколения в 1982 году. К написанию книги его подтолкнула встреча с ветеранами Первой мировой войны, состоявшаяся на родине писателя, в деревне Иддесли графства Девон. Первоначально текст книги был адаптирован для театральной сцены. Поскольку использовать в пьесе живых лошадей было технически невозможно, их заменили моделями, сделанными в натуральную величину. В 2007 году в Лондонском Королевском Национальном Театре на его основе была поставлена пьеса, которая продержалась в репертуаре полгода. Позже было принято решение вновь вернуться к нашумевшему спектаклю. В апреле 2009-го эстафету принял Вест-Энд, Новый Лондонский Театр, а в 2011 году постановка была показана на Бродвее.

Идея сделать по мотивам романа полнометражную киноленту возникла ещё в конце 90-х годов у продюсера Ревель Гест, работавшей над такими фильмами, как «Отелло», «Плачидо», «Ромео и Джульетта». В течение почти четырёх лет, начиная с 2006 года, она, совместно с Майклом Морпуго и начинающим, но очень перспективным, сценаристом Ли Холлом, автором картины «Билли Элиот», за которую он номинировался на «Оскар» и «Приз Британской академии», работала над будущей картиной. Но, к сожалению, проект пришлось закрыть из-за отсутствия необходимых финансовых вливаний. В 2009-м пьесу по роману Морпуго посмотрела обладательница премии «Сатурн», восьмикратная номинантка на «Оскар», опытный продюсер Кэтлин Кеннеди. На её счету более восьмидесяти творческих проектов, среди которых «Фаворит», «Шестое чувство», «Инопланетянин». Она и порекомендовала её Стивену Спилбергу.

В этом же году киностудия «DreamWork Pictures» купила права на экранизацию романа, но руководством было поставлено условие, что первоначальный сценарий будет дорабатывать один из известнейших сценаристов Ричар Кёртис. На счету этого пятидесятисемилетнего автора более сорока работ, среди которых популярные сериалы «Доктор Кто» и «Мистер Бин», а также полнометражная лента «Девник Бриджит Джонс». В 2007 году он был удостоен «Приза Британской академии» как «Человек года». Первоначально работа над фильмом Кёртиса не заинтересовала. Но под влиянием Спилберга он увлёкся проектом и за три месяца сделал более тринадцати черновых сценариев. Сам Стивен Спилберг на первом этапе собирался выступить в картине только в качестве продюсера, но в 2010 году изменил своё решение. Был выбран актёрский состав, и работа над «Боевым конём» началась.

Съёмки.

Первоначально фильм, в котором зрители могут увидеть массу великолепных натуральных видов, снимался в Дартмуре, расположенном на юге Великобритании. Но когда дело дошло до сцен сражений, в которых должны были присутствовать окопы и противотанковые рвы, работу пришлось свернуть. Дело в том, что территория Дартмура представляет собой природный заповедник, в котором любое изменение ландшафта строго запрещено законом. Съёмочная группа переехала в окрестности деревни Уисли, находящиеся в графстве Сюррей. Здесь, на заброшенном лётном поле, можно было копать сколько угодно. Интересно отметить, что «Боевой конь» стал первой кинолентой великого режиссёра, которая монтировалась с помощью цифровых технологий, а не на плёнке. После съёмок в Великобритании Стивеном Спилбергом была издана иллюстрированная книга, посвящённая работе над фильмом.

Члены творческой группы.

Стивен Спилберг, одна из крупнейших величин мирового кинематографа, попробовал свои силы практически во всех ипостасях, но зрительской аудитории он известен, прежде всего, как режиссёр (47 работ) и продюсер (123 творческих проекта). При его участии на большой экран вышли такие бестселлеры, как «Парк Юрского периода», «Война миров», «Люди в чёрном», «Трансформеры». Но мировую известность ему, безусловно, принёс фильм «Челюсти», поставленный в 1975 году, но не теряющий своей актуальности и в настоящее время. За свою творческую деятельность Спилберг был удостоен огромного количества наград, среди которых четыре премии «Оскар», три «Золотых глобуса», семь «Сатурнов», два «Золотых льва». Кинематографист более сорока раз попадал в список номинантов на различные премии, в том числе одиннадцать раз на «Оскар». Многие утверждали, что картина «Боевой конь» не характерна для режиссёра, ведь большинство поклонников привыкли к его фильмам о динозаврах, инопланетянах, фантастических существах, в крайнем случае, о гигантских акулах. Но, на самом деле, творческий диапазон Спилберга гораздо шире привычного шаблона. В нём есть место и для комедии («1941»), и для драмы («Цветы лиловые полей»), и для любовной мелодрамы («Всегда»).

Кроме уже названных Кетлин Кеннеди, Ли Холла, Ричарда Кёртиса, Ревель Гест и Майкла Морпуго, в состав творческой группы вошли ещё несколько участников. Среди них необходимо отметить оператора Януша Камински, который работает со Спилбергом с 1990 года. За это время им были сняты 35 фильмов знаменитого режиссёра. За свою высокопрофессиональную работу Камински два раза удостаивался премии «Оскар», а также «Приза Британской академии» и «Золотой пальмовой ветви». Следует отметить и композитора Джона Уильямса, за свою долгую творческую деятельность написавшего музыку к ста тридцати восьми картинам, в том числе к тридцати фильмам Стивена Спилберга. Его музыка звучит в таких бестселлерах, как «Гарри Поттер», «Звёздные войны», «Инопланетянин» и, конечно, «Челюсти». Джон Уильямс пять раз получал «Оскара» и двадцать семь раз номинировался на эту высокую награду.

Сюжет картины и основные действующие лица.

Альберт Нарракотт со своим отцом Тедом и матерью Роуз живёт на ферме в графстве Девон. Самой большой его страстью являются лошади. Однажды он стал свидетелем родов кобылы, и жеребёнок, только что появившийся на свет, запал юноше в душу. Он постоянно наблюдает за ним, но настаёт момент, когда хозяин решает продать молодого скакуна с аукциона. Хотя родители Альберта небогаты, всё-таки его отец покупает понравившегося сыну коня за огромные деньги. С этого момента Альберт и Джоуи (так назвали коня) становятся по-настоящему неразлучны. Джоуи настолько привязался к своим хозяевам, что даже когда они вынуждены были запрячь его в плуг, чтобы вспахать необработанное поле, он спокойно подчиняется. В один далеко не прекрасный день Теду приходится продать любимца своего сына, так как иначе вся семья может лишиться крыши над головой. Коня покупает капитан кавалерии Николлс, полк которого проходит через деревню на фронт. Альберт убит горем. Он хочет последовать за своим другом, но ему отказывают в мобилизации из-за возраста. Так друзья расстаются надолго, а, возможно, навсегда. Ведь, хотя юноша и поклялся найти Джоуи и привести его домой, он не представляет, на каком поле боя окажется его любимец…

В ролях.

Как ни странно, главная роль в картине принадлежит не актёру-человеку, а актёру-коню – скакуну, по кличке «Фандер», ранее снявшегося в киноленте «Фаворит». Интересно отметить, что, кроме Фандера, который был задействован в большинстве сцен, роль Джоуи исполнили ещё тринадцать лошадей. В роли Альберта Нарракотта снялся тогда ещё никому не известный начинающий актёр Джереми Ирвинг. Он пришёл в кинематограф только в 2008 году и сыграл второстепенного персонажа в сериале «Жизнь кусается». Когда у Спилберга спрашивали, почему он взял на главную роль в фильме никому не известного исполнителя, хотя в его распоряжении было столько знаменитостей, то режиссёр ответил, что из двухсот претендентов на эту роль Ирвинг показался ему самым непосредственным, лишённым «звёздного» лоска. После работы в «Боевом коне» актёр снялся в восьми картинах, например, в таких, как «Большие надежды» и «Возмездие».

Образ отца Альберта, Теда Нарракотта, создал на экране шотландский актёр и режиссёр Питер Маллан, обладатель «Золотой пальмовой ветви» и «Золотого льва». Первую награду Маллан получил за лучшую мужскую роль в картине «Меня зовут Джо», а вторую – за лучшую режиссёрскую работу («Сёстры Магдалины»). Роль матери Альберта, Роуз Нарракотт, сыграла английская актриса Эмили Уотсон. Популярность ей принесла роль Бесс в знаменитом фильме Ларса Фон Триера «Рассекая волны». За эту дебютную работу Уотсон была удостоена приза «Феликс» как «Лучшая актриса года», а также номинировалась на «Оскар» и «Золотой глобус». Самыми известными фильмами с её участием являются «Воровка книг», «Анна Каренина», «Мой домашний динозавр». В прошлом году актриса получила премию «BAFTA» за лучшую женскую роль в сериале «Попечитель».

Звезде сериала «Шерлок», Бенедикту Камбербэтчу, досталась роль майора Стюарта, командира полка и хозяина Топторна – друга Джоуи. Этот популярный английский актёр создал на экране около пятидесяти образов. Среди них: Виктор Франкенштейн («Франкенштейн»), Некромант («Хоббит: Пустошь Смауга») и, конечно же, Шерлок Холмс. За роль известного сыщика Камбербэтч номинировался на премии «Эмми» и «Золотой глобус». И, наконец, роль первого нового хозяина Джоуи, капитана Николса, сыграл Том Хиддлстон, который получил известность, благодаря образу Локи, который он создал в таких бестселлерах, как «Тор», «Мстители», «Тор 2: Царство тьмы». В 2012 году актёр номинировался на «Приз Британской академии».

В заключение.

О чём же фильм «Боевой конь»? Хотя в нём рассказывается о событиях Первой мировой войны, он не о войне. Она в нём является только фоном, на котором разворачиваются события. Этот фильм даже не о людях, а об отношениях. Да, здесь присутствуют персонажи, сюжетные линии которых являются ведущими. Но для режиссёра не очень важны внешние реалии их жизнь, гораздо больше внимания он уделяет их внутреннему миру. В такой сложный для человека период, как война, чувства любви и сострадания особенно важны. Точнее, важно не растерять их, не очерстветь из-за неблагоприятных внешних обстоятельств. Конь Джоуи, попадая к разным людям, становится чем-то вроде лакмусовой бумажки, которая стимулирует их раскрыться изнутри, показать своё истинное лицо. Конь заставляет отца Альберта, ветерана англо-бурской войны, забыв о бедности, побороться за свою гордость. Старик-француз, который, решив, во что бы то ни стало, купить чудо-коня в память об умершей внучке, отдаёт его истинному хозяину. Английский капрал, рискуя жизнью, выходит на поле сражения под белым флагом, чтобы спасти лошадей. Немец, который помогает своему противнику спасти Джоуи, запутавшегося в колючей проволоке.

«Боевой конь» получил, по большей части, положительные оценки. Но некоторые критики ругали его за наивность и прямолинейность, простоту сюжета и предсказуемость. Думается, как раз это и есть самая сильная сторона картины. В мире так мало доброты, настоящей дружбы и преданной любви. А «Боевой конь» учит именно этому. Зрелищность картины у Спилберга не подменяет морали и глубокого смысла, тогда как, к сожалению, в современном кинематографе зачастую можно наблюдать обратное. Книга Майкла Морпуго, написанная для детей и подростков, в опытных руках знаменитого режиссёра превратилась в семейный фильм, который вызывает интерес не только у юных зрителей, но и у зрелой аудитории.