Great Expectations

Oblogka_Bolshie_nadegdyХудожественный фильм «Большие надежды» — это совместный американо-английский проект, снятый по одноименному сочинению Чарльза Диккенса довольно известным режиссером из Великобритании Майком Ньюэллом, под эгидой еще более известной кинокомпании под названием «BBC Films». Экранизация романа, а тем более мировой классики, дело, совсем не простое. Очень трудно передать всю глубину происходящего действия, уместить несколько сотен страниц убористого текста всего в два часа экранного времени.

«Никогда не стоить верить тому, что кажется. Верить можно только настоящим доказательствам!»

Роман «Большие надежды» сам по себе произведение чрезвычайно не простое, потому что все его очарование, то, что хотел сказать своей книгой писатель, не заключается в самом действии, хотя и оно немало важно. Весь смысл, идея и концепция, лежит в плоскости осознания и осмысления, а во многом, даже чувств, чаяний и надежд. Это произведение Диккенс написал, когда уже был действительно знаменит, его читали, а, следовательно, слушали. Он же, тонко ощущая своим писательским чутьем несправедливость общества, зачастую нечестного, откровенно порочного, давал людям пищу для размышлений. Диккенс открыто клеймил буржуазный образ мысли так называемых «джентльменов», открывая все его пороки, оттеняя честных, великодушных и скромных тружеников.

Всю эту изобличающую критику, оформленную в повествование о мальчишке, у которого кроме злющей сестры и не осталось в этом мире никого, адаптировал для фильма английский писатель и сценарист по имени Дэвид Николлс. Да и к кому было обратиться с такой сложной задачей Майку Ньюэллу, как не к этому действительно талантливому человеку. Проблема усугублялась еще и тем, что этот роман Диккенса экранизировали уже несколько раз. Американец Роберт Виньола снял вариант «Больших надежд» еще в семнадцатом году прошлого века, потом был британец по имени Дэвид Лин с лучшей, по мнению критики, экранизацией за всю историю, снятой в сорок шестом году прошлого века. Альфонсо Куарон из Мексики в девяносто восьмом году сделал попытку спроецировать роман в реальное время, Джулиан Джаррольд снова поднял тему ровно через год, а в две тысячи одиннадцатом, Брайан Кирк тоже решил встать в этот ряд. После всего этого создать что-то свое, посмотреть на произведение по-новому, было чрезвычайно сложно. Однако нужно сказать, со свой сверхзадачей, Николлс, несомненно, справился — сценарий получился на славу.

Получив сценарий, Майк Ньюэлл активно принялся за работу. Майк вообще всегда был чрезвычайно деятельным человеком, правда, однажды, чуть не забросил режиссуру. Дело в том, что после учебы в Кембридже он много работал над телесериалами, которые не давали ему должного удовлетворения. Свое настоящее «я» Ньюэлл нашел только в большом кино. После «Танца с незнакомцем» в восемьдесят пятом году прошлого века, режиссер приобрел не только всемирную известность, но также и расположение критиков. Зритель прекрасно знает этого немного диковинного человека, ведь это именно он снял такие киношедевры, как «Донни Браско», «Улыбка Моны Лизы» и даже одну из историй о мальчике-волшебнике Гарри Поттере — «Кубок огня».

«У меня нет сердца. Конечно, его можно пронзить или прострелить, если оно перестанет биться, то меня не станет, но внутри у него – пустота. У меня нет никаких чувств»

Подбор актеров занял достаточно много времени, потому что Ньюэлл хотел, чтобы они сумели максимально отразить его режиссерское видение великого романа. Во-первых, нужно, конечно же, отметить молодое дарование, мальчика Тоби Ирвина, который и сыграл маленького Пипа, когда тому было всего семь лет. Несмотря на юный возраст, Тоби играет свою роль так, будто он и правда жил в том окружении, в той эпохе, в семье кузнеца, питая напрасные иллюзии по поводу прекрасной воспитанницы его богатой соседки. Конечно же, простому сироте, воспитывающемуся в доме сестры из милости, нечего было и мечтать о высокомерной красавице. Кто же мог подумать, что встреча с беглым каторжником, которому он принесет еду и напильник, изменит вскоре всю его жизнь. Мальчик справился очень даже хорошо.

В зрелом возрасте Пипа, который становится самым настоящим джентльменом, получив наследство от неизвестного благодетеля, играет старший брат Тоби, Джереми Ирвин. В две тысячи десятом году Стивен Спилберг долго подбирал претендента на роль в своей киноленте под названием «Боевой конь». Актер должен был быть обязательно молодым и малоизвестным, а в идеале, и вовсе новичком. Спилберг своим наметанным взглядом после двух месяцев безуспешных поисков сразу распознал в Джереми потенциал, и не ошибся. Молодой человек умеет невероятно органично вжиться в любой образ, и роль Пипа, вне всяческих сомнений, одна из лучших его работ, по крайней мере, пока. Стоит надеяться, что и в будущем Джереми Ирвин не разочарует своих поклонников, а особенно поклонниц, которых уже образовалась целая армия.

На роль мисс Хэвишем, которая и воспитывала из собственной безумной прихоти рыжеволосую красавицу Эстеллу, претендовало много актрис, и режиссерский выбор был чрезвычайно труден. Ведь образ полусумасшедшей богачки, некогда обманутой женихом, которая до сих пор носит в сердце ненависть ко всему мужскому полу, да так сильно переживает из-за этого, что решает научить девочку разбивать мужские сердца, был очень сложен. В конечном итоге, взгляд Ньюэлла остановился на британской кино и телеактрисе по имени Хелена Бонэм Картер. Еще до выхода фильма на экраны критика осудила выбор режиссера, но нужно сказать, что чутье его не подвело. Актриса отыграла свою роль на все двести процентов.

Жизнь маленькой Хелены, хотя она и была внучкой самого премьер-министра лорда Асквита, вовсе не была легкой, девочка рано узнала, что такое боль и страдания. Мать Хелены перенесла серьезный нервный срыв и на протяжении нескольких лет не могла оправиться окончательно. Спустя пять лет после ее выздоровления, заболел отец, который в результате не совсем удачной операции по удалению опухоли стал инвалидом, а девочке даже пришлось бросить учебу, чтобы помочь матери ухаживать за ним. Однако неурядицы не сломили девушку, и в шестнадцать лет она впервые снялась в кино, появившись перед публикой в образе невинной Джульетты.

После очень удачного дебюта Хелену приглашали в основном на роли в исторические киноленты, за что она даже получила прозвище «Королевы корсетов». Все эти платья с тугими корсетами, кринолины, невероятной красоты шляпки и высокие прически чрезвычайно шли актрисе. Но в «Больших надеждах» она не носит ни того, ни другого, ни третьего, но и без них, выглядит абсолютной аристократкой. Видимо, это у нее в крови. Это именно она играла Беллатрису Лестрейндж в эпическом фильме о Гарри Поттере, Червонную Королеву в «Алисе», ведьму и Дженни в «Крупной рыбе», миссис Ловетт в кинофильме про безумного парикмахера Суини Тодда, и даже Рэд Харрингтон в занимательной киноленте «Одинокий рейнджер» с великолепным Джонни Деппом в роли сумасшедшего индейца. Увидев эту женщину лишь однажды, забыть уже нельзя.

Рыжеволосую соблазнительницу и обманщицу по имени Эстелла в киноленте сыграла Холлидей Грейнджер. Роль роковой красотки, готовой на все, чему учила ее покровительница, несомненно, удалась. Грейнджер прекрасно играет Эстеллу, все ее переживания и мысли зритель может читать, как открытую книгу. Море очарования, которое хлещет прямиком через экран. Эстелла любит Пипа, в каком бы образе он не предстал перед ней, но сделать ничего не может. Выходя замуж за жестокого подонка, она прекрасно понимает, что больше никогда не будет с тем, кто так дорог ей, но искренне верит, что любой будет несчастен с ней рядом.

Абеля Маговича, того самого беглого каторжника, который встретился мальчику Пипу в раннем детстве, да и потом принял непосредственное участие в его судьбе, играет британский актер, да к тому же и режиссер Рэйф Файнс. «Английский пациент», «Список Шиндлера», «Мстители» и даже голливудская версия «Онегина», вот далеко неполный список ролей Файнса. Но если и этого мало, чтобы вспомнить, что это за актер, то стоит назвать еще одну его эпическую работу, которую уж точно знает каждый человек, от мала, до велика. Речь идет о знаменитом негодяе, воплощении самого мирового зла, лорде Волан-де-Морте. В «Больших надеждах», вообще просто невероятное количество участников проекта о Гарри Поттере, видимо, режиссер смог прекрасно разглядеть этих людей, работая над «Кубком Огня».

Роль человека, невинно обвиненного в ужасном преступлении, удалась Рэйфу просто великолепно. Каждому слову, сказанному этим персонажем, хочется безоговорочно верить. Магович, чрезвычайно сильный духом человек, прошел воистину нечеловеческие испытания, пронеся в своем сердце нежность и любовь к мальчишке, подавшему ему кусок пирога в самый трудный час его жизни. Образ очень пронзительный и трогательный — в сцене суда женщины в зрительном зале откровенно утирали слезы.

Хочется отметить также работу Джейсона Иана Флеминга, который исполнил роль единственного человека, который хорошо относился к маленькому Пипу, мужа его сестры, кузнеца по имени Джо Гарджери. «Большой куш», «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов», «Битва Титанов», «Зеркала», и многие другие киноленты, порадовали зрителей игрой этого, действительно, замечательного человека. Образ Джо наполнен трогательной нежностью, которую он не умеет выразить. Только на него можно было всегда положиться, он и сыграет в судьбе мальчишки одну из ключевых ролей. Но, чтобы узнать, какую именно, придется посмотреть кино, и жалеть после просмотра о потерянном времени, точно не придется.

«Ложь, это всегда ложь. Откуда бы она ни пришла, это все равно плохо, потому что она всегда идет от отца лжи, к нему же, назад, и приводит»

Что же до самого сюжета, то многим он знаком. Ньюэлл постарался придать максимальное сходство киноленты с оригиналом, то есть с самим романом. Для тех, кто книгу не читал и ни одной экранизации не видел, фильм станет настоящим открытием, потому что задумка режиссера воплотилась в жизнь, как нельзя лучше. Но и остальных картина не разочарует, подобного еще не делали, и у Ньюэлла получилось затмить предшественников, создав великолепный фильм о больших надеждах, которые порой оправданны, а порой остаются бесплотными и нереальными миражами, болтаясь, словно утлое суденышко, посреди мощной и безжалостной реки жизни.

Атмосфера картины наполнена мрачными образами из жизни простых тружеников Лондона. Режиссер не боится показывать грязь там, где она есть, и это придает фильму «Большие надежды» бездну настоящего реализма. Общество «джентльменов», разлагающееся изнутри, человеческие пороки, изнанка «высшего света», несправедливый суд, все это показано абсолютно правдоподобно и натурально. Несмотря на некоторую затянутость сюжета, на которую жалуются в основном любители экшена, фильм смотрится на одном дыхании. Два часа пролетают, как один миг, и выключить кино желания не возникает.

Премьера фильма «Большие надежды» состоялась в Торонто одиннадцатого сентября две тысячи двенадцатого года на кинофестивале, мир же смог посмотреть кино только в конце октября, когда эта лента закрыла фестиваль в Лондоне, где была показана в кинотеатре «Odeon Leicester Square». Российский зритель получил возможность увидеть «Большие надежды» только в конце января две тысячи тринадцатого года. Нужно сказать, что критика отнеслась к фильму довольно благосклонно, что большая редкость в последние годы.

Но самым главным «судьей», конечно же, является зритель, шестьдесят процентов отзывов имеют положительную окраску. И это радует, ведь фильм и правда интересный, завораживающий. Кроме того, для этого проекта было сделано и сшито столько разнообразного реквизита, полностью аутентичного эпохе, что за дизайн костюмов картина даже была номинирована на приз BAFTA в две тысячи двенадцатом году. Но саму премию почему-то не получила, хотя и несомненно, была достойна награды. Видимо, нашелся очень серьезный конкурент.

«Большие надежды», однозначно, нужно увидеть, однако они имеют некоторые ограничения по возрасту, детям до тринадцати лет смотреть кино не рекомендуется. Почему установили подобный возрастной ценз, совершенно не ясно, нет в фильме ни рек крови, ни сцен с сексуальной направленностью, и даже насилие выдается Ньюэллом «порционными кусочкам». Вероятно, дети младшего возраста могут просто не понять всю глубину этой киноленты, и им будет скучно.