The Brothers Grimm

Oblogka_Bratia_GrimmКто же не знает легендарных братьев, живших в конце восемнадцатого-в начале девятнадцатого века в Германии? Настоящие лингвисты, исследователи национального культурного наследия, они на протяжении своей жизни проделали колоссальную работу, подарив миру невероятные истории восхождения Белоснежки и Золушки, прекрасные рассказы о любви короля Дроздоборода, Беляночки и Розочки, Рапунцель. Страшные сказки про Румпельштильцхена, черта с золотыми волосками и тому подобные занимательные «россказни», знакомые с раннего детства тоже принадлежат им. Ведь именно Вильгельм и Якоб Гримм нашли эти алмазы народного немецкого творчества, огранили их, очистили от лишнего и предоставили на суд читателя. Герои собранных братьями Гримм сказок, настолько живые и яркие, что каждый из читателей, наверное, не раз представлял себя на их месте. Все действие этих фантастических историй развивается всегда чрезвычайно динамично, картины наполнены магией и волшебством, которого так не хватает современному рациональному человеку. Сказки любят не только маленькие дети, многие взрослые остаются верны этому пристрастию, отнюдь не вредному, в отличие от многого, к чему существует неосторожность пристраститься, до самых седин, погружаясь в атмосферу волшебных приключений. Там добро всегда побеждает зло, принцесса оказывается на троне, а злобная ведьма обращается в собаку или свинью.

«Это тебе, сам черт подсказал! — завопил человечек и так сильно топнул в гневе правой ногой, что провалился в землю по самый пояс».

Однако в силу ряда причин, фильм британского режиссера Терренса Вэнса «Терри» Гиллиама, к огромному сожалению поклонников сказок, к настоящим братьям Гримм совершенно никакого отношения не имеет. Конечно же, в «Братьях Гримм» использовано множество персонажей и сюжетных перипетий из этих сказок, но по большому счету, ни с реальными людьми, ни с самими сказками, они напрямую не связанны. Очень жаль, ожидания зрителя не оправдались, однако фильм все же стоит смотреть.

Как же «Терри» Гиллиам пришел к такой идее, снять сказку, сделав главными героями самих знаменитых немецких сказочников? Оказывается, все очень просто, один чудесный человек, по имени Эрен Крюгер, сценарист, а что самое главное, продюсер из Американских Штатов, просто однажды сел и «накатал» страниц двести очередной «нетленки». На самом деле, если фамилия Крюгер вам ничего не говорит, кроме как в сочетании с именем Фредди, то придется напомнить несколько пунктов из очень длинного списка бестселлеров, которые видел каждый, а зачастую, и не по одному разу.

Перу Эрена Крюгера, например, принадлежит сценарий такого знаменитого фильма, как «Крик», правда, только третьей его части, но все же. Не впечатляет? Тогда стоит назвать культовую киноленту «Звонок», которая заставила нервно вздрагивать от телефонных зуммеров всю Америку, да и весь остальной мир. Результат, намертво закрепленный такой же впечатляющей второй частью, эффект дал поразительный. Домохозяйки выключили телефоны из сети, и бедные, беспокоящиеся мужья никак не могли дозвониться женушкам, отчего, тоже впадали в ступор, а порой, и в форменную истерику.

Вот так и случилось, Эрен Крюгер принес однажды и бросил на стол Гиллиама, толстенькую пачку печатных страниц. На то время режиссер находился в состоянии глубокого личного кризиса. Предыдущий фильм, очень даже и неплохой, глубокий, с настоящим философским скрытым смыслом, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» не оправдал надежды режиссера, что повергло его в депрессию и состояние на грани психоза. Дело в том, что при бюджете почти в двадцать миллионов долларов, кассовые сборы принесли не больше половины, то есть фильм совершенно не окупился. Гораздо позже весь мир поймет, насколько серьезна была та самая история, а киноленту Гиллиама назовут культовой, а пока ее создатель пребывает в пучине стресса.

Крюгер сорвал режиссера с места, вернул его к жизни и работе. После длительной полосы неудач и падений, которая продлилась, не много не мало, а больше семи, невыносимо долгих и мучительных, лет, когда Гиллиаму приходилось выбирать между ботинками или плотным обедом для семьи. Сценарий Эрена пришелся по душе изголодавшемуся по работе режиссеру, он схватился за него, словно утопающий, хватающийся за тонюсенькую соломинку. Большими средствами проект не располагал, потому было принято решение, чтобы удешевить расходы, произвести часть съемок не в Соединенных Штатах, а в Чехии, где можно было реально сэкономить более половины денежных средств. Со временем, Гиллиам решил, что и весь фильм, вполне приемлемо снять в этой европейской стране с прекрасными видами, множеством старинных построек и тому подобными полезными «достопримечательностями». Терри говорил тогда коллегам и знакомым: «Зачем тратить невероятные суммы в сто двадцать-сто пятьдесят миллионов, когда Чехия даст все то же самое, да еще и в половину предложенной цены». Видимо, горький опыт предыдущего фильма, все-таки, взял свое.

Все это «добро» должно было создаваться под знаменами знаменитой «Metro-Goldwyn-Mayer Pictures», однако, по неизвестным причинам, прямо накануне начала съемочного процесса, компания вдруг, как снег на голову несчастного неудачника, сообщила, что от финансирования проекта отказывается. Крутитесь, ребята как хотите! Однако меценат не замедлил явиться, в лице, не менее эпической, кинокомпании «Miramax» с «великими и ужасными» Вайнштейнами. Несмотря на жуткую репутацию братьев Вайнштейнов, Терри Гиллиаму пришлось соглашаться или просто идти побираться на задворки «Фабрики Грез».

Действующие лица… неизвестны?

К подбору актеров режиссер подошел основательно, однако первоначальные планы, тем не менее, претерпели некоторые изменения в процессе съемок. Путаница и неразбериха – вот второе имя процесса создания «Братьев Грим». Возможно, все это и сыграло роль в создании, не слишком то и удачного, продукта. Гиллиам мечтал заполучить в картину красавчика Джонни Деппа, однако тот предложение отклонил, может быть, на решение повлияло предыдущее кино Терри, в котором Депп исполнил одну из главных ролей. То ли неудачный опыт работы с режиссером, то ли Депп решил, что слишком много сказок для одного актера (он как раз снимался в «Чарли и шоколадная фабрика»), но он так и не появился на съемочной площадке, впрочем, как и Робин Уильямс, который тоже оказался занят. Тогда очередь дошла и до остальных.

Изначально, Мэтт Дэймон, хорошо известный по многочисленным ролям в горячо любимых всеми кинолентах «Умница Уилл Хантинг», «Догма», «Спасти рядового Райана», «Двенадцать друзей Оушена» и многих других, должен был играть Джейка (Якова) Гримма. Ни самому Мэтту, ни его партнеру по площадке Хиту Леджеру, который должен был играть старшего брата, Уилла (Вильгельма), роли не понравились. Образы ребятам изначально не подошли и они, хоть и с огромным трудом, но все же «уболтали» режиссера поменять их местами, что, в принципе, фильму не повредило, а, скорее всего, даже наоборот. Вильгельм Мэтта Дэймона должен был носить специальный накладной нос, но просматривая первые отснятые материалы, продюсеры не нашли знакомого лица. Разразился форменный скандал. Однако братья Вайнштейны оказались сильнее, ведь деньги были только у них, и они не собрались их тратить на «звезд», которых «на экране невозможно узнать». Симпатичная мордашка Дэймона осталась нетронутой, чему сам он несказанно обрадовался.

Неугомонные продюсеры вмешивались в съемочный процесс еще дважды, и ничего хорошего ни самому Терри, ни фильму в целом, это, конечно же, не сулило. Во-первых, непонятно зачем был уволен «личный» оператор Гиллиама, Никола Пекорини, который прошел с ним рядом восемь долгих лет, еще со времен съемок ленты «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». И с главной героиней, которая должна была послужить камнем преткновения между братьями в любовном треугольнике, у несчастного режиссера не сложилось. Ужасные монстры, в виде братьев Вайнштейнов, поспособствовали тому, чтобы ни Саманта Мортон, которая так хорошо сыграла Агату в фильме Стивена Спилберга «Особое мнение», ни Сальма Хайек, звезда множества фильмов, на площадке так и не появились.

Зато в картине появилась англичанка Лина Хиди. Каким образом она там оказалась, совершенно не понятно. Терри окончательно впал в панику, прекратил всяческое общение с продюсерами и до самого конца съемок просто игнорировал их. Приходилось продолжать съемки так, как ему было указано, либо проект закрывался, а финансирование полностью прекращалось. Терри отлично понимал, чем это ему грозит, потому на месте роковой красотки, появилась какая-то аморфная Анжелика, которая из себя ничего толком не представляет, бегая бессмысленно за героями и, максимум, создает симпатичный фон. Откуда знаменитые мэтры Вайнштейны взяли, что она подойдет к сценарию и фильму, непонятно, однако, как говорил один из персонажей кинофильма «Брат 2»: «У кого деньги – тот и прав».

Кто указывает Гиллиаму?

Да и вокруг самого сценария к фильму-сказке тоже бурлили нешуточные страсти. Первоначально, Гиллиам брался за него только с таким условием, что будет иметь возможность полностью перекроить действие по собственному усмотрению. Авторский текст Крюгера, и правда, переписали сам режиссер и его близкий друг и соратник Тони Грисони, практически не оставив камня на камне от исходного текста. Однако указывать в титрах кого-либо из них, было строго-настрого запрещено «Гильдией Американских Писателей». Хотя, если разобраться, режиссер, всю свою карьеру яростно воспевающий ложь, а вселенскую истину представляющий в виде рукописей средневековых инквизиторов, вполне возможно, получил по заслугам — нечего было строить из себя непризнанного гения, бороться с мельницами и миллионерами.

Однако истинный Гиллиам хорошо известен зрителю, и претензий больше, чем заслуживает, он обычно не предъявлял, а если скандалит и шокирует, то «токмо» по простоте душевной и настоящему, оригинальному авторскому видению вопроса. Зажатый накрепко тисками бюджета с одной стороны, и ножницами братьев-продюсеров, с другой, он и выдал результат, который на работу Терри Гиллиама совершенно-то и не похож. Так, мрачная готическая сказка, с достаточным количеством действительно «зверских» сцен, чтобы не считаться детской картиной, довольно скучным повествованием и актерами не на своих местах. Ну, нельзя было «резать» гениального художника, его нужно холить и лелеять, иначе он чахнет.

Съемки сего шедеврального действа начались в конце июня 2004 года, а в ноябре, он был почти готов к прокату, однако выход фильма придержали, специально для создания ажиотажа. Интересно, но самую зрелищную и дорогую сцену из фильма вырезали по совершенно непонятной причине. В этой сцене герои борются с ожившими деревьями. Руководство посчитало, что сцена преждевременно наталкивает на мысль развязке, создает некую атмосферу кульминации. Впрочем, она не пропала даром, ее можно увидеть на дисках, как не вошедшую в фильм.

«А потом схватил в ярости обеими руками левую ногу и сам разорвал себя пополам».

Почти все съемки, огромные декорации, спецэффекты, монтаж видео и звукового ряда, производились на киностудии под названием «Barrandov Studios», которая находится в Праге. В общей сложности, на «Братьев Гримм» было истрачено не много, не мало, а почти девяносто миллионов кровных Вайнштейновских американских рубликов. Замок, который зритель видит в фильме, существует на самом деле, и любой желающий вполне может сесть в поезд, благо, Чехия совсем не далеко, и посетить это удивительное историческое место. Называется замок, так органично влившийся в средневековую, чрезвычайно мрачную сказку, «Кршивоклат» и находится неподалеку от одноименного поселка.

Двадцать шестого августа 2005 года фильм «Братья Гримм», наконец-то, увидели зрители Америки, а вслед за ними и всего мира. Эту киноленту даже номинировали на участие в конкурсе Венецианского международного кинофестиваля в том же году. Однако, естественно, никаких наград она не получила. Хотя следует отметить, что есть в этом фильме некоторая притягательность, красивые виды, пейзажи, в стиле готических картин средневековья, есть забавные и даже смешные моменты, спецэффекты порой тоже очень даже не плохи, а реалистичность их иногда заставляет отворачиваться, даже самых стойких. Несколько помогает создать благоприятное впечатление о фильме также и сыгравшая ведьму, Зеркальную Королеву, сногсшибательная красотка Моника Беллуччи, причем сыграла она двухсотлетнюю старуху просто великолепно. То есть, фильм, конечно же, стоит смотреть. Не увидев эту страшную сказку для взрослых, полагаться на чье-то мнение не стоит, такие труды, столько сил и нервов, положенные множеством людей на алтарь этой киноленты, делают ее просмотр просто каким-то культовым событием. Однако пока не посмотрите сами, не узнаете…