KrepostВ начале ноября 2010 года на большие экраны вышел художественный фильм Александра Котта «Брестская крепость», рассказывающий о начале Великой Отечественной войны и героических защитниках Брестской крепости, первыми принявшими на себя удар немецких захватчиков. Фильм стал совместным проектом Российской и Белорусской организаций Телерадиовещания. Производство героических фильмов о войне, в особенности о Великой Отечественной, стало хорошо налаженным конвейером современного российского кинематографа. Этот конвейер никогда не прекратит свою работу — снимать фильмы данной тематики будут еще на протяжении долгих лет. Однако существует одна деталь — не каждая картина сможет остаться в памяти зрителя как настоящий фильм о героизме и подвиге русских солдат. Именно по этой причине к фильму «Брестская крепость» зритель присматривался с некоторой осторожностью. Александр Котт, без всяких преувеличений и режиссерских инициатив, объединил художественный текст книги Сергея Смирнова, являющейся одним из достоверных источников первых дней войны, и документальную основу произошедших событий. Режиссер киноленты Александр Котт — лауреат международных премий, ученик выдающегося польского мастера Анджея Вайды и известного российского режиссера Владимира Хотиненко. «Брестская крепость» стала его второй картиной, посвященной событиям Второй мировой войны. Первая работа Александра Котта — сериал «Конвой PQ-17», снятый в 2004 году и посвященный трагической судьбе караванов, доставлявших грузы в Советский союз из стран антигитлеровской коалиции.

В своей новой работе режиссер постарался донести до зрителя не столько историю Брестской крепости, сколько момент начала самой войны, историю ее самых первых трагических дней. За первые четыре дня защитники Брестской крепости пережили многое — страх, хаос, панику, а позднее — патриотический эмоциональный подъем, итогом которого стала победа советского народа над фашизмом.

Перед нами современное кино, которое является точной реконструкцией событий тех лет на основе сохранившихся документов. Работа Котта берет за живое, заставляя зрителя переживать за всех героев киноленты, каждый из которых по-своему совершает свой последний подвиг. Режиссеру удалось точно передать атмосферу тех драматических событий, в эпицентре которых оказались обитатели цитадели, – атмосферу растерянности и паники в тот момент, когда немецкие захватчики, пришедшие на территорию крепости с оружием в руках, стали расстреливать беззащитных людей.

Действие фильма начинается 21 июня 1941 года, в выходной день, когда ничего не подозревающие жители крепости живут своей обычной жизнью и занимаются привычными делами: семьи офицеров отдыхают в городском парке, фотографируются, или собираются на просмотр фильма в клуб.

Сама история основывается на воспоминаниях и идет от лица одного из немногих выживших защитников Брестской крепости — пятнадцатилетнего Саши Акимова, воспитанника музыкального взвода. Три очага сопротивления, по большей части, походят на разные участки всего фронта. А юный курсант Сашка Акимов пытается быть связующим элементом между эпизодами. Ему предстоит на протяжении всего фильма быть действующим лицом в трех основных картинах. Именно на основе его рассказов и его глазами зритель смотрит на происходящие события.

Режиссер картины очень бережно использует предоставленный ему документальный материал. Александр Котт показывает первый день войны таким, каким он был на самом деле. Автор не упускает ни одной детали, точно выстраивая объекты в кадре, с полной отдачей разбирая и передавая на экран советский милитаристский контекст. Фильм проникает в душу уже с первых кадров, с появлением титров, которые как-бы нацарапаны на кирпичной стене.

Режиссер использует проверенный временем прием, многократно использующийся в советских фильмах военной тематики — рассказ в рассказе. История фильма разбита на три ее смысловых части — до войны, в период военных действий и после. И в построении фильма важна не столько новизна используемых средств, сколько талант самого мастера, с чьей помощью были воплощены эти приемы. Несмотря на стремительность развития событий, переходы между фрагментами плавные. Использовано множество спецэффектов с применением большого количества пиротехники. Сцены трагической гибели защитников крепости и эпизоды сложных психологических конфликтов сняты режиссером максимально достоверно. Критике можно подвергнуть лишь финальную сцену — она получилась чересчур пафосной, а саундтрек в титрах — не самый лучший выбор композиции для финала картины. К остальному придраться затруднительно, пожалуй, это лучший фильм о Великой Отечественной войне, снятый за последнее время.

Как уже упоминалось выше, фильм создан на основе реальных событий с документальной точностью. Однако интересен не только достоверный показ трагических событий, но и личные взаимоотношения героев фильма. На фоне войны привычные эмоции и отношения людей между собой искажаются, приобретая новый смысл. Все, что ранее окружало людей, воспринимается ими как в последний раз. Теперь ценно каждое мгновение жизни, мгновение, которое можно сравнить с последней каплей воды, так не хватавшей защитникам цитадели. Эти сцены, связанные с нехваткой воды, переданы в фильме максимально достоверно.

Напоминанием о пережитых событиях стала акция, посвященная премьере киноленты в городе-герое Бресте. Ветеранам войны раздавали фляги, которые они наполняли водой и символически выливали их в каску каменного солдата. Согласно замыслу авторов акции, вода ассоциировалась со смыслом жизни, который в условиях жесткой борьбы лишь многократно приумножается.

Историческая справка

Брестская крепость — крепость, находящаяся близ города Бреста в Белоруссии. В день начала войны, 22 июня 1941 года, на ее территории было 8 стрелковых батальонов, по одному артиллерийскому и разведывательному полку, сборы приписного состава 6-ой Орловской и 42-ой стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-ой армии.

Кроме того, в крепости было около 300 семей военнослужащих. 22 июня в 3 часа по крепости начался артиллерийский огонь, повергший весь гарнизон врасплох. В результате неожиданного нападения были уничтожены склады с боеприпасами, водопровод, оборваны линии связи. Несколько дней крепость оставалась без воды. Оборона крепости продолжалась вплоть до 29 июня, и лишь 30 июня немцам удалось ее зачистить. Хотя, по утверждениям свидетелей, стрельба в крепости продолжалась еще до августа.

Всего на момент нападения в крепости находилось около 15000 человек, из них 6000 были взяты в плен и столько же людей погибло. Потери со стороны немцев составили около 5% от общего числа потерь Вермахта на Восточном фронте в первую неделю войны.

Сборы и награды

Бюджет картины составляет 250 миллионов рублей — 65% от РФ и 35% от Белоруссии. В России картина собрала 4,5 миллиона долларов. Впервые «Брестскую крепость» представили в рамках 32-го Московского международного кинофестиваля в кинокомлексе «Октябрь». На премьере было большое количество вип-гостей, что является некоторой редкостью для фестиваля.

Лента получила следующие награды: в 2011 год — кинопремия «Жорж» (в номинациях «Лучший Российский экшн», «Лучшая Российская драма»), 7 апреля 2011 года — премия «Ника» в номинациях «Художник по костюмам», «Художник-постановщик» и «Звукорежиссер», премия «Золотой орел» в номинациях «Лучший монтаж» и «Работа звукорежиссера».

Процесс съемок

Брестская крепость является мемориалом, на территории которого мало что сохранилось с тех далеких лет. По этой причине процессу съемок предшествовали строительные работы по воссозданию декораций крепости. Возводили крепость по сохранившимся схемам и чертежам. В качестве казарм использовалось заброшенное здание 125 стрелкового полка. Помимо профессиональных актеров в съемках участвовали и местные жители Бреста. К съемкам подошли обстоятельно, ведь ключевой позицией фильма была историческая достоверность. Из-за этого местом съемок был выбран Брест, а не съемочные полигоны. Правда, некоторые сцены снимали все-таки удаленно.

Александр Котт ставил своей главной задачей снять правдивое кино. Вопрос о том, понравится, или нет результат его работы, режиссер отводил на второй план. В последний съемочный день (14 октября) выпал снег. Именно в этот день была снята последняя панорама крепости, с которой и начинается история. В ходе съемок были найдены останки солдат, перезахороненные в дальнейшем на мемориальном кладбище Брестской крепости. Также во время съёмочного процесса были обнаружены неразорвавшиеся снаряды, гранаты и одна немецкая резиновая лодка.

Хронометраж картины был значительно урезан. После премьеры «Брестской крепости» на больших экранах было принято решение показать этот фильм по центральному телевидению в качестве телесериала, в который были бы включены вырезанные сцены, а также вставки исторической хроники.

Актерский состав

Несколько слов о главном герое – Саше Акимове. Сашка Акимов является собирательным образом, посвященным воспитанникам музыкального взвода 333-го полка, защищавших Брестскую крепость наравне со взрослыми. Его роль исполнил Алексей Копашов. В фильме также приняли участие актеры: Евгений Цыганов («Питер FM», «Прогулка»); Андрей Мерзликин, получивший свою известность благодаря «Бумеру», «Охоте на пиранью», а также фильму «Обитаемый остров»; Павел Деревянко известен широкому зрителю по сериалу «Братья Карамазовы»; а Александр Коршунов — по лентам «Дикое поле» и «Петя по дороге в Царствие Небесное».

Оценки и критика

Фильм Александра Котта был принят положительно как зрителем, так и специалистами, анализирующими кинематографический процесс. На сегодняшний день «Брестская крепость» числится в списке лучших фильмов сайта «КиноПоиск».

Переводчик и публицист Дмитрий Пучков также положительно отозвался о картине. Он сделал предположение, что столь уважительное отношение создателей фильма к фактам является заслугой, прежде всего, белорусских коллег. Писатель Алексей Исаев заметил ряд исторических неточностей. Так, например, каски образца 42-го года на немецких офицерах; использование в крепости рации А-7, еще не принятой к производству в 1941 году. Но в тоже время Алексей Исаев высоко оценил художественные достоинства киноленты, отметив, что это не «текущий» фильм, а этапный.

Режиссер Тигран Кеосаян также высоко оценил картину. В одном из интервью он отметил, что «давно не видел такого сильного фильма про войну». Один из рецензентов журнала «Афиша» высказал свое личное мнение о том, что фильм пытается походить на соответствующий образец большого советского фильма на соответствующую тему и выставил ему оценку 2/5. Сам президент РФ Дмитрий Медведев положительно оценил киноленту…в своем микроблоге.

Героическая оборона

«Брестская крепость» — не просто кино о войне. Это своеобразный памятник павшим воинам, воздвигнутый на кинопленке. Авторам картины удалось с максимальной достоверностью показать беспрецедентный героизм солдат. Сами ветераны отмечали, что все события, показанные в фильме, соответствуют действительности.

Выход фильма не обошелся и без критических замечаний. Так, было отмечено, что картина наполнена пафосом, но в действительности, это пафос самого сорок первого года, года начала Великой Отечественной войны. Фильм точно передает весь драматизм событий тех лет и оставляет зрителя под соответствующим впечатлением.

В то же время режиссерская работа Александра Котта наполняет светлым чувством гордости и благодарности дедам и прадедам, первыми остановившими фашистских оккупантов на территории своей Родины. И здесь присутствует заслуга не одного лишь режиссера. Комок к горлу при просмотре «Брестской крепости» подступает не раз. Это связано с тем, что сама история, имевшая место быть, вызывает такие чувства.

Передать через кинопленку в виде патриотического блокбастера один из тяжелейших этапов в истории Великой Отечественной – задача не из легких. Однако создатели фильма справились с ней достойно. Впервые за последние два десятка лет зрителю был представлен правильный и серьезный кинофильм, который по праву может называться самой лучшей картиной отечественного производства о Великой Отечественной войне.