Cleaner

Oblogka_ChistilshikВсем любителям классического детектива посвящается. Если взять немного запутанной детективной завязки, крепко замешать на ассорти из самых известных и именитых актеров, разбавить интересными диалогами, а потом все это приправить перчинкой из отличной операторской работы с вкраплениями режиссерских изысков, то как раз и получится художественный фильм «Чистильщик», который и хочется представить вниманию зрителей. Криминальный триллер Ренни Харлина, впрочем как и все его фильмы, содержит достаточную долю того личного, что вкладывает каждый режиссер в свое детище. Сам Харлин давно известен зрителю, он родился в Финляндии, где и учился всему тому, что он умеет на сегодняшний день. Есть в нем некоторая доля европейского человека. Можно сказать, что переехав в Американские Соединенные Штаты, он не растерял самобытности и оригинальности, присущей человеку из Старого Света. Подобного успеха в Штатах не достиг еще не один человек из Европы, американцы вообще с большой опаской относятся к европейцам, а также и к тому, что они делают. Финн Ренни сразу показал, кто есть кто, и где его личное, персональное место под солнцем, если можно так выразиться. За что на него чрезвычайно обиделись на родине. В восемьдесят восьмом году прошлого века Ренни Харлин выпустил в Голливуде киноленту под названием «Рожденный американцем», где трое закадычных друзей, отдыхая в Финляндии, «случайно» переходят границу с Советским Союзом. В конечном итоге – несколько невинных жертв, схваченные и посаженные в тюрьму студенты и злобные агенты КГБ, так и мечтающие, кого-нибудь замучить в застенках.
Почему обиделись финны не очень понятно, то ли от того, что перейти их суверенные границы так просто, то ли просто за компанию с СССР, но фильм на территории страны к показу запретили. Как отнеслись к нападкам в Союзе неизвестно, здесь вообще это кино не купили. Видимо, тема была на тот момент животрепещущая и актуальная, вот и Харлин решил воспользоваться моментом, рассказать зрителю, как плох тоталитарный режим на фоне демократического общества. Хотя этот режим, в конце концов, ребят «на вышку» не раскрутил, несмотря на безвинные жертвы с советской стороны. Но сейчас, собственно, не об этом, сам фильм получился очень динамичный и захватывающий, особенно, если оставить без внимания ссылки на страны и национальную принадлежность.

Опыт и практика – лучшие друзья режиссера

Дальше пошло еще лучше, король экшена, вот как прозвали Харлина в Голливуде и, надо признать, вполне заслуженно. Именно Ренни Харлин был тем самым человеком, кто преподнес публике вторую часть «Крепкого орешка» и четвертую «Кошмара на улице вязов». Потом были «Долгий поцелуй на ночь», «Скалолаз» и даже «Глубокое синее море», чем вам не послужной список настоящего мастера своего дела! Конечно, на пути Ренни встречались и неудачи, например, приквел к знаменитому фильму ужасов «Изгоняющий дьявола» с треском провалился в прокате, несмотря на затраченные на него почти семьдесят миллионов долларов.

Но Харлин совсем не тот человек, который опускает руки или сидит в депрессии со всеми вытекающими последствиями. Он продолжает работу, упорно, как ломовая лошадка, пускается во все тяжкие, чтобы снова и снова достигать успеха. Фильм «Чистильщик», конечно же, нельзя назвать лучшей работой режиссера, но смотреть его интересно, и выключить на второй минуте действия желания не возникает. А это, пожалуй, одно из главных качеств, отличающих плохое кино от хорошего. Заинтересованность зрителя определяет спрос на фильм, именно так и создается популярность, и Харлин, как никто другой, это понимает.

Плодотворный год для всей группы

Потому он пригласил сниматься в кино самых именитых личностей, которые только нашлись в наличии и не были заняты в других проектах. Роль главного героя получил один из самых выдающихся темнокожих актеров Америки, невероятно крутой и невыносимо обаятельный в своей серьезности, Сэмюэль Л. Джексон. В фильме «Чистильщик» его героя зовут Том Катлер и он, конечно же, бывший полицейский, организовавший собственный бизнес после отставки. Катлер устал от всей этой полицейской работы, от ловли преступников и подобного «приятного» времяпровождения, и Джексон прекрасно обыграл это нежелание снова влезать во что-то криминальное, к тому же, по ту сторона закона. Однако во всем и всегда нужно искать женщину, как верно подметили французы в своей поговорке.

Нужно сказать, что во время работы над картиной с Харлином, Сэмюэль Л. Джексон, снимался еще в трех фильмах. Во-первых, почти одновременно с «Чистильщиком» вышел на экраны мистический хоррор по роману культового американского писателя Стивена Кинга, отца, сына и духа литературы ужасов Соединенных Штатов двадцатого века, под названием «1408». Кроме того, «Афросамурай» и «Воскрешая чемпиона» тоже увидели свет в две тысячи седьмом году. Однако от роли в триллере Харлина, Джексон не отказался, и прекрасно. Кто же еще смог бы так характерно и фактурно сверкать глазами? Правильно, совершенно никто!

Той самой роковой соблазнительницей, которая и толкает даже самых умных мужчин на свершение совершенно безумных поступков, в фильме «Чистильщик» стала Ева Мендес в роли Энн Норкат. Эта женщина действительно блещет своей кубинской красотой, смуглой и матовой, словно бархат кожей, и сиянием, даже можно сказать, мерцанием, невероятно темных и глубоких глаз. За такой и, правда, мужчины готовы идти и в огонь, и в воду. На две тысячи седьмой год она оказалась даже более востребованной, чем ее темнокожий партнер. Для Евы Мендес этот период времени стал чрезвычайно плодотворным, вместе с «Чистильщиком» на экраны вышли четыре фильма с ее участием: «Призрачный гонщик», где она сыграла подругу героя, комедия «Немножко беременна», «Смерть в эфире», а также «Хозяева ночи». Нужно отметить, провальной не стала ни одна из этих картин.

Образ, созданный Евой Мендес в «Чистильщике», полностью отвечает задумке режиссера. Она необычайно красива, загадочна и маняща, словно это ее личный образ. Самое настоящее «я», собранное из мельчайших оттенков характера, неожиданных жестов, мимолетных взглядов, очаровывающего голоса, мгновенно меняющего оттенки, и сияния чудных темных глаз. В общем – «Ваня, я ваша навеки!», но с некоторой долей неизвестности, с топориком за спиной, компроматом в банковской ячейке, или пистолетом за пазухой. Как говаривал кот Бегемот из булгаковского романа: «Сыграно, так сыграно! Нечего сказать!».

Но ведь у бывшего полицейского, просто обязан быть «туз в рукаве», в виде старого друга, почти побратима, который до сих пор продолжает работать в полиции. Такой друг у героя Сэмюэля Л. Джексона есть. Зовут его Эдди Лоренцо, а играет его Эдвард Аллен Харрис. Еще одна крупная звезда в фильме Харлина. Обладатель четырех премий «Оскар», этот невероятный актер тоже был чрезвычайно занят в том году, однако сняться в «Чистильщике» не побрезговал, за что ему огромное спасибо. Главным толчком в спину для этого, можно сказать, гениального актера, послужил фантастический триллер, в котором он и принял участие. Назывался триллер «Бездна», а увидеть его зрители получили возможность в восемьдесят пятом году. До того времени Харрис играл в театральных постановках, потому широкой популярностью не пользовался, но «Бездна» извлекла его из бездны театральной неизвестности, и водрузила на вершину популярности.

Публика хорошо помнит Эда Харриса в роли Кристофа в фильме «Шоу Трумана», генерала Фрэнсиса Хаммела из киноленты «Скала», ну и Джексона Поллока из одноименной картины. Сказать, что Харрис отличный актер, это значит, ничего не сказать. Он гениален, и многие киноленты, в которых он снимался, по мнению критиков, целиком и полностью, держатся на одном его таланте, и именно из-за этого не становятся провальными.

Насколько хорошо он справился с ролью в «Чистильщике», можно сказать, только лично посмотрев кино. Оно того стоит, и скучать не придется. «Игры разума», «Часы», «Враг у ворот», «Оправданная жестокость», и многие-многие другие фильмы, в которых снялся Эд Харрис, заставляют действительно смотреть все, что бы он ни делал. Кстати, в том же две тысячи седьмом году, Харрис тоже работал не только в «Чистильщике», к концу года вышли еще «Сокровища нации» с Николасом Кейджем, а также «Прощай, детка, прощай», где Харрис, опять же, играет полицейского.

Дочку главного героя, девочку по имени Рози, сыграла на то время восходящая звезда, темнокожая актриса Лорен Кеяна (Кеке) Палмер. В две тысячи седьмом году Лорен исполнилось пятнадцать лет, но выглядела хрупкая девочка на тринадцать. Талант малышки заметили в раннем детстве, а в пятилетнем возрасте она уже вовсю выступала на сцене, участвовала в постановках, да и вообще, радовала родителей. Кроме явного актерского дарования, Кеяна обладает прекрасным голосом и идеальным слухом. Что самое интересное, она действительно невероятно похожа на своего «папу» по фильму, это сыграло решающую роль на кастинге. Лорен Палмер без проб прошла в картину, хотя другие актрисы еще об этом не догадывались. И опять же, в том же году, что и «Чистильщик» на экраны вышла еще одна кинолента с Лорен, под названием «Прыгай с нами».

Да и другие актеры, занятые в кино, отыграли все, что им положено, чтобы сделать фильм «Чистильщик» достойным просмотра публикой. Мэгги Лоусон, в роли Черри смотрится чрезвычайно органично и естественно. Зрители прекрасно запомнили эту девушку по роли Крисси в «Тайнах Смолвилля», а также в роли самой Нэнси из «Нэнси Дрю», не подкачала она и на этот раз. Пуэрториканец Луис Гусман тоже отлично справился со своим заданием, и сыграл детектива Уоллеса именно так, как было нужно. Образ получился яркий, как все, что делает любимчик Стивена Содеберга и Пола Т. Андерсона. Послужной список этого актера тоже внушительный, несмотря на то, что в основном он играл на вторых ролях. Ну, кто же может забыть психованного Лу из «Управления гневом», или Начо из второй части «Пути Карлито»?..

«Я не замечал общего, за деталями. Но прошло уже много времени, и я поумнел»

Что же касается сюжета и сценария, то критики просто захлебнулись желчью, когда фильм вышел на экраны. В чем только не обвиняли они бедного Харлина! Нужно сказать, что во многом с ними можно согласиться. Во-первых, Ренни Харлин отдал сценарий на разработку Мэттью Олдричу, и в этом была его самая главная ошибка. Мэттью оказался крайне неопытным сценаристом, и чуть не «запорол» все дело. Кажется, что не осталось ни одного клише и популярных штампов, в которые не «вляпался» бы горе-писатель. Однако жанровые ловушки не только портят это кино, они странным образом, делают картину более целостной и интересной. Ну и что, что с первой трети фильма известно «ху из ху». Следить за развитием событий, от этого, не становится менее интересно и увлекательно. Нужно сказать, что это один из немногих фильмов Ренни Харлина, который привлекает не экшеном, его тут почти нет.

Самым главным режиссерским ходом можно считать то, что после премьеры, которая прошла одиннадцатого сентября две тысячи седьмого года, причем не просто так, а на фестивале кино в канадском городе Торонто, художественный фильм «Чистильщик» не пошел в американский прокат, чему сами прокатчики чрезвычайно удивились, а вышел на DVD. Однако, как ни крути, а бюджет в двадцать пять миллионов американских долларов, кино окупить так и не смогло. С продажи дисков удалось собрать всего три миллиона. Некоторое облегчение для режиссера, а также и для кинокомпании «Nu Image», совместно с «Anonymous Content», давшим шанс на жизнь этому фильму, прокат в мире позволил почти полностью покрыть расходы. В России фильм «Чистильщик» вышел только спустя полгода после премьеры, в мае две тысячи восьмого, и нужно сказать, что кассы были довольно неплохими. Российские прокатчики принесли создателям киноленты более восьми миллионов долларов, а в кинотеатрах почти не было пустых кресел.

Смотреть этот странный для Ренни Харлина фильм, или не смотреть, конечно, личное дело каждого, однако нужно отдать должное всем участникам проекта, при таком, мягко говоря, не совсем удачном, сценарии, режиссерская работа и труд актеров «вытянули» на все сто процентов. Фильм «Чистильщик» имеет возрастной ценз – до шестнадцати лет, но на фоне других кинолент, полных насилия, кровавых сцен и обнаженной натуры, он смотрится вполне невинно.