AVPR: Aliens vs Predator - Requiem

Oblogka_Chugoi_protiv_Hish2Догадывались ли режиссеры Ридли Скотт и Джон МакТирнан (как известно, первый из них снял «Чужой», а второй «Хищник») о том, что главные отрицательные персонажи их творений станут участниками многочисленных фильмов и даже компьютерных игр? Впрочем, догадывались или нет – это уже не столь важно. Продолжения фильмов, как удачные, так и не очень, вышли на экраны и, скорее всего, будут выходить еще. Ведь западный кинематограф – это в первую очередь бизнес, а уже потом сеятель разумного, доброго и вечного. И тамошние дельцы не упустили возможности заработать на популярности персонажей обеих франшиз не только по отдельности, но и вместе, противопоставив их друг другу. Первым плодом такой «совместной» работы стала картина «Чужой против Хищника», вызвавшая неоднозначную реакцию среди критиков и зрителей, но все-таки принесшая неплохой доход своим создателям. А если Чужой и Хищник продолжают привлекать зрителей в кинотеатры, несмотря на всю критику, то почему бы не столкнуть этих персонажей лбами еще разочек, чтобы услышать чарующий шорох заветных зеленых бумажек?

Очевидно, именно так и рассудили братья Колин и Грег Штраусы – американские продюсеры и режиссеры. Кстати, при бюджете в 40 миллионов кассовые сборы составили почти 129 миллионов. Но, может быть все дело не в деньгах, а в том, что братья — фанаты всей серии фильмов про ксеноморфов? Во всяком случае, сами Штраусы утверждают, что именно факт их обожания «Чужих» и «Хищников» сыграл решающую роль. Но как бы там ни было, а «Чужие против Хищника: Реквием» стал дебютом братьев на большом экране. До этого они фильмов не снимали, а работали над визуальными эффектами в кино (сериал «Х-файлы», а также в «Титанике» Дж. Кэмерона и многих других), музыкальными клипами и рекламными роликами для корпорации «Тойота». Братья владеют собственной студией визуальных эффектов «Hydraulx». И вот настало время для режиссерского дебюта в кинематографии. По словам братьев, «Реквием» должен был стать переходным звеном между сериалами про Хищников и Чужих. Видимо для этого в их творении иногда появляются отсылки к предыдущим, «классическим» фильмам. Например, в одном из эпизодов фильма на могильной плите видна надпись: «Хоукинс». Хоукинс был одним из солдат-коммандос в первой части «Хищника». В самом последнем эпизоде появляется одна из основателей компании Вейланд-Ютани госпожа Ютани. Что же вышло из затеи братьев Штраусов?

Сценарий: урезанный шедевр или проблемная логика?

Сценаристом был Шейн Салерно. Он известен работами над сценариями к фильмам «Армагеддон» и «Шафт», он же редактировал сценарий к «Призрачному гонщику» и, самое главное, к «Чужой против Хищника». Видимо поэтому, в самом начале «Реквиема» зритель видит бороздящий просторы Солнечной системы корабль хищников, на борту которого находится труп погибшего охотника из предыдущего фильма. Те, кто видел «Чужой против Хищника» помнят, что охотник стал носителем личинки ксеноморфа. Как и следовало ожидать, личинка проклюнулась и устроила тарарам. Дальше все тоже логично: спасательная шлюпка, отправленная к ближайшей пригодной планете, то есть к Земле (конечно же, в тихий американский городок) и вызов спасателей с родной планеты хищников. Кстати, в этой серии впервые, хоть и «одним глазком» можно увидеть родной мир Хищников с индустриальным ландшафтом. Ну, а дальше либо сценарий многократно урезали и сжимали, либо с логикой у Салерно и его товарищей по перу начались сбои.

Прибывший по вызову умирающих собратьев Хищник оказался не спасателем, а чистильщиком. На съемочной площадке его прозвали «Вульф», по аналогии с чистильщиком Вульфом из фильма «Криминальное чтиво». Однако инопланетный специалист не столько зачищал, сколько оставлял следы и беспорядок, то и дело, попадаясь на глаза людям и убивая их почем зря. Хотя по идее, и он и люди противостояли одному и тому же врагу. Хищнику бы использовать сопротивление людей в свою пользу, но он почему-то убивает их направо и налево. Видимо, инстинкты и рефлексы берут вверх. Как сказал персонаж одного гангстерского боевика: «Когда я почувствую кровь, меня уже ничего не остановит». А может, Хищник просто решил зачищать глобально, но тогда было бы проще взорвать все при помощи супер-пупер бомбы, но кто знает, что творится в инопланетных мозгах?

Следующая нелогичность или даже «рояль в кустах» (наш рояль – куда хотим, туда и ставим) касается персонажей-людей. Появившаяся в фильме женщина-военный, которая вернулась из горячей точки домой, изначально воспринимается как подобие Рипли. Однако за весь фильм она так и не проявила своих способностей «бой-бабы», кроме вождения бронетранспортера и вертолета. Да и вообще, если в предыдущем противостоянии Чужих и Хищников человек сыграл важную роль, то теперь создается впечатление, что люди нужны были просто для придания картине драматизма. Главная роль в этом сюжете отводится, прежде всего, новому Чужому, который представляет собой гибрид ксеноморфа и Хищника, и Охотнику. Если убрать прорыв горсточки людей к вертолету, то сюжет фильма не изменится и не пострадает. То же можно сказать и о диалогах. Они в большинстве примитивны, малосодержательны, но что еще нужно в экшене? Самым слабым местом в сценарии, вызвавшим множество нареканий, как у критиков, так и у зрителей является концовка. Проблема в том, что она слишком уж сильно похожа на концовку другого популярного боевика.

Также резкой критике подвергся эпизод в родильном отделении местной больницы. На этот раз те из зрителей, которые являют родителями или вот-вот готовятся ими стать, во время опросов выражали желание хорошенько начистить режиссерам и сценаристам физиономии. Нужно признать, что эпизод действительно получился отвратный, вызывающий неприятие ко всему фильму в целом. А вот гибель охотника (человека), охотящегося на оленей в самом начале картины, наоборот, вызвала восхищение и одобрение у определенной части зрительской аудитории, причисляющей себя к «защитникам» животных.

Сам главный сценарист Шейн Салерно говорит, что в процессе работы над сценарием он изучил поведение людей в экстремальных ситуациях, во время стихийных бедствий и так далее, для того, чтобы сделать поведение персонажей фильма более естественным. Так, что зритель почувствовал всю глубину безысходности и ужаса положения, в котором оказались жители небольшого городка. Стоит признать, что это Салерно удалось. Во время сцен расправы Чужого над людьми действительно приходит осознание, что простому человеку нечего противопоставить этому монстру, кроме желания спастись и спасти своих родных и близких.

Еще одним недостатком, по мнению многих зрителей, стало ночное время событий, разворачивающихся на экране. Традиционно-штамповано для Голливуда это была ночь, ну и, конечно же, дождь. Возможно, по замыслу сценаристов и режиссеров это должно было придать фильму адреналина и напряжения, но добавило только помех для восприятия. А вот актерам пришлось из-за этого мокнуть под настоящим осенним дождем.

Актеры.

Ввиду того, что люди в фильме как бы отодвинуты на второй план, об актерской игре много говорить не приходится, кроме того, что актеры играли от души. Им не нужно было изображать супер-героев. Люди играли простых жителей небольшого городка, в котором никогда не случалось масштабных чрезвычайных происшествий. Герои фильма напуганы, растеряны и стремятся выжить. Им повезло угадать подвох со стороны военных и спастись. Это было показано очень хорошо.

В интервью актеры все, как один, признались, что съемки доставили им удовольствие возможностью прикоснуться к легендарным персонажам-инопланетянам. Например, для Стивена Паскуале (он играет вернувшегося из тюрьмы Далласа) само пребывание рядом с самым известным инопланетянином в мире стало осуществлением давней мечты. Вообще, актеры воспринимали свое участие в картине как забавную игру. Больше всех позабавились, наверное, Том Вудрафф, сыгравший Чужого и Йен Уайт, выступивший в роли Хищника. Кстати, Уайт играл Хищника и в предыдущей серии.

Режиссеры приглашали сниматься еще одного актера-«старожила» обеих франшиз Билла Пэкстона, который снялся в фильмах «Чужие» (морпех Хадсон) и в «Хищник 2» (детектив Джерри Ламберт). Но Пэкстон был занят в другом проекте и от съемок отказался.

Главные герои: Предалиен и Хищник.

В «Реквиеме» ужас и смерть сеет не знакомый по предыдущим фильмам Чужой, а гибрид Чужого и Хищника – Предалиен. Название образовано из частей двух слов: Предатор (англ. Хищник) и Алиен (англ. Чужой). Над созданием этого монстра трудился знаменитый создатель Хищника Алек Джиллис. Его напарником в работе был Том Вудрафф младший. Это также известный специалист по визуальным эффектам. Кроме того, Вудрафф еще и играл Чужих в предыдущих сериях франшизы. Как уже отмечалось, «Реквием» не стал исключением.

Предалиен унаследовал лучшие качества от обоих «родителей». Он быстр, бронирован, чрезвычайно силен. У него усовершенствована система размножения. Теперь стадия мелкого крабовидного паразита, который присасывался к лицу жертв, отсутствует. Предалиен самолично вводит яйца ксеноморфов в организм человека. Вот, правда, вылупляются из них обычные твари, а не гибридные. Очевидно, создатели фильма решили, что одного обновленного Чужого будет достаточно.

Несколько изменился и Хищник. В этом фильме он слегка «похудел», стал более подвижным и поджарым. Причиной всему задумка Джиллиса и Вудрафф показать не просто охотника, а закаленного в боях воина, который вступает в дело в самых крайних ситуациях. У него даже морда вся в шрамах. Это становится видно в те короткие немногочисленные моменты, когда он снимает шлем. Побаловали зрителей специалисты по эффектам и разнообразием арсенала Хищника. Помимо традиционного копья, наручной «вилки» и наплечной пушки, он обзавелся кнутом, сделанным из хвостов убитых Чужих. Кроме того, его система вооружения позволяет использовать не одну, а сразу две пушки, чем он и воспользовался. Особое удовольствие доставляет абсолютный растворитель, с помощью которого Чистильщик убирает останки людей и ксеноморфов. И еще некоторые сюрпризы ждут зрителей в процессе просмотра.

Что касается сражений монстров между собой, то их в фильме хватает. Создатели не поскупились на разнообразие как самих боевых сцен по своей хореографии, так и мест, где они происходили. Чистильщик дерется с ксеноморфами в канализационном коллекторе, на электростанции, в магазинах и госпитале. Одним словом, действия хватает. Между прочим, за битву между монстрами фильм получил награду Премия канала «MTV» за 2008 год в номинации «Лучшая драка».

Немного о музыке.

Несколько слов необходимо сказать и о музыкальном сопровождении. С самых первых кадров создается ощущение, что саундтреки нарезаны из предыдущих фильмов. Просто взят кусочек оттуда, кусочек отсюда и потом их слепили в одну дорожку с небольшой обработкой. Это оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, зритель слышит знакомые нотки и подсознательно вспоминает атмосферу первого «Хищника» и «Чужих». С другой стороны, возникают мысли либо о плагиате, либо об экономии бюджета. Над саундтреком работал Брайан Тайлер. Свое творение он считает страшным и нагнетающим адреналин и вообще, очень высокого мнения о нем. Но получилось как-то не очень. Ведь саундтрек даже трудно воспроизвести в памяти после просмотра фильма, в то время, как легко вспомнить музыку из «Чужих» и «Хищника».

Заключение.

Если говорить вообще, то «Чужие против Хищника: Реквием» получил примерно равное количество положительных и отрицательных зрительских отзывов. Официально фильм получил награду Золотая малина за 2008 год сразу в двух номинациях: худший приквел/сиквел и худший фильм ужасов. Тем не менее, для того, чтобы составить собственное мнение, картину необходимо посмотреть и сделать это минимум дважды. Ну, а фанатам обеих франшиз, положенных в основу «Реквиема» и просто фантастического боевика, стоит смотреть не ради оценки и выискивания изъянов, а просто наслаждаться действием, морями крови и кислоты и не пытаться поставить оценку сразу. И не следует забывать при этом, что современное кино снимается не столько для удовольствия зрителя, сколько для зарабатывания максимального количества денег, играя на зрительских симпатиях к уже знакомым образам и названиям.