Children of Men

Дитя человеческоеБывает, что произведения, изначально относящиеся к жанру фантастики, впоследствии грозят превратиться в страшные пророчества и обернуться реальной человеческой трагедий. Подобный философско-фантастический боевик «Дитя́ человеческое» (оригинальное название «Children of Men») был снят в 2006 году известным кинорежиссером Альфонсо Куароном. Картина была создана в стиле максимально приближенном к документальному кино. В последнее время появляется огромное количество художественных фильмов, повествующих о последних днях человечества. Как правило, режиссеры и сценаристы разрабатывают сюжеты, связанные с гибелью нашей планеты из-за какой-либо космической угрозы или природных катаклизмов. Апокалипсис грезится им, как проявление какой-либо внешней силы. В данной картине эта проблема была показана совершенно с иной стороны. На первый взгляд, она выглядит не так страшно, как падение астероида или инопланетное вторжение. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобный финал человеческой расы еще более ужасен. Люди вымирают по, казалось бы, банальной причине, они перестают воспроизводить на свет свое потомство. В картине «Дитя человеческое» действие разворачивается в недалеком будущем, в 2027 году. Зритель может увидеть мир еще достаточно похожий на современный. В нем не летают на звездолетах, не перемещаются в пространстве и не стреляют из бластеров. Люди все так же живут в невзрачных высотках и отельных домах, ходят на работу, ездят практически на таких же машинах, что и сегодня, а полиция вооружена автоматами, которые уже сейчас поступают на вооружение спецподразделений. В картине показан мир с проблемами, которым сегодня не уделяется должного внимания, но которые уже опутывают общество своими сетями, как кровожадный паук пленяет паутиной свою жертву. В картине наглядно показаны плоды работы различных центров планирования семьи, внедрения ювенальной юстиции, рукотворных вирусов, программ по стерилизации и прочих генетических экспериментов.

Художественный фильм «Дитя человеческое» основан на романе британской писательницы, баронессы, кавалера Ордена Британской империи, Филлис Дороти Джеймс. Она написала его еще в 1992 году. На Британских островах ее часто называют Агатой Кристи современности за умение разработать захватывающий интригующий сюжет и привести его к логическому финалу. Суммарное количество экземпляров ее книг разошлось по миру в количестве более 60 миллионов штук. И хотя сценарий разрабатывался без ее прямого участия, пожилая женщина появилась на экране в эпизодической роли. Она изобразила одну из старушек, стоящих в кафетерии рядом с главным героем, в начальных эпизодах фильма.

Сюжет:

Шел 2027 год. Хмурым осенним утром уже не молодой служащий одной из компаний Тео Фарон направлялся на работу в центр Лондона. Как обычно мужчина зашел в кафетерий, чтобы купить стакан бодрящего напитка. Но в этот раз ему с трудом удалось пробраться до прилавка, так как заведение общепита было заполнено толпой обывателей, смотрящих последние новости, транслируемые по телевидению. Все они с некоторым ужасом в глазах и с нескрываемым сочувствием слушали информацию о гибели в Буэнос-Айресе молодого парня по имени Диего Риккардо. Он погиб в результате драки, когда отказался дать автограф одному из своих почитателей. Этот парень был знаменит на весь мир тем, что оказался последним рожденным на планете человеком. Ему было всего восемнадцать лет. Землю поразил невиданный ранее недуг, женщины перестали рожать детей. Это произошло по неведомым причинам, то ли из-за последствий загрязнения окружающей среды, то ли из-за вирусов, то ли из-за иных проблем. Когда Тео вышел на улицу и собрался перекусить возле придорожной тумбы, в соседнем переулке прогремел мощный взрыв. Мужчину слегка контузило, но он остался невредим. Придя в свой офис и увидев заплаканные глаза женщин, находящихся под впечатлением последних новостей из Аргентины, он не смог сосредоточиться на работе. Ему пришлось отпроситься. На обратном пути он шел вдоль улицы, на которой в клетках находились сотни людей – незаконных мигрантов из африканских и иных стран. Они прибыли в Англию в поисках лучшей жизни, поскольку весь остальной мир погряз в полнейшем хаосе и разрухе. Полиция отлавливала незваных гостей. Тео встретился со своим другом Джаспером и приятно провел вечер в его загородном доме. На следующий день он как обычно следовал на работу, но вдруг его схватили несколько человек, приставили оружие к голове и резкими движениями усадили в машину. Похищение оказалось не случайным. Тео понадобился оппозиционной подпольной группе для выполнения одного очень важного и ответственного задания, от результата которого зависит спасение всего человечества…

Создатели картины:

Художественный фильм «Дитя человеческое» был создан кинокомпанией «Universal Pictures» при участии киностудий «Strike Entertainment» и «Hit & Run Productions». В качестве продюсеров над лентой работали президент компании «Strike Entertainment» Марк Абрахам, Хилари Шор, продюсер боевика «Пятый элемент» Иэйн Смит, Эрик Ньюман и бывший администратор певца Фила Коллинза — Тони Смит. Знаменательно, что Марк Абрахам до этого организовывал производственный процесс картины «Рассвет мертвецов», в которой рассказывалось о другом финале человеческого общества. На должность режиссера был приглашен прославленный мексиканский специалист своего дела Альфонсо Куарон, известный кинозрителям всего мира по таким фильмам, как «Гарри Поттер и узник Азкабана», «И твою маму тоже», «Маленькая принцесса», «Большие надежды» и другим. Первоначальный сценарий был написан Полом Чартом. Но он был многократно переписан режиссером Альфонсом Куароном, который к тому времени уже достиг грандиозных успехов на этом поприще и даже получил приз Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий. Кроме него, свой литературный талант в работе над сценарием продемонстрировали Марк Фергус, Хоук Остби и Тимоти Секстон. На конечном этапе к творческому коллективу присоединился Дэвид Арата, поставивший точку в фантазиях своих коллег по писательскому мастерству. Актер Клайв Оуэн также внес свою значительную лепту в разработку некоторых эпизодов во время бесед с режиссером в апреле 2005 года. Почти все эпизоды фильма были сняты одним дублем, что налагало на актеров дополнительную ответственность и требовало от них полнейшего погружения в свои роли.

Режиссер и сценаристы картины наполнили сцены глубоким символизмом, который открывается людям, имеющим хотя бы незначительные познания в общих вопросах и, особенно в искусстве и религии. Начиная с того, что человеку, призванному спасти последнюю надежду человечества, они дали имя Тео, что в переводе с древнегреческого означает «Бог», а женщине, вынашивающей первого на планете за восемнадцать лет ребенка, было присвоено имя Ки. В Древнем Египте так называлась жизненная энергия человека. Во многих сценах фоном служат различные знаменитые произведения искусства, как бы дополняющие смысл происходящего в кадре. В одном из эпизодов, разворачивающихся на электростанции, а также в тоннеле, на стенах нарисованы черно-белые копии картины Пабло Пикассо «Герника», написанной им после гибельной бомбардировки испанского города военно-воздушными силами генерала Франко. В картине часто происходит упоминание различных стихов, фраз и понятий из ведических культов Индии. Лента также наполнена христианскими мотивами. Например, главный герой узнал о беременности  Ки в хлеву с домашними животными. Рождение нового спасителя человечества происходит в яслях, подобно тому, как это произошло с Иисусом Христом. В нескольких сценах происходит омовение ног, по типу того, что практикуется в христианстве и исламе. Даже подпольная группа, борющаяся с властями, называется «Рыбы». В ранний период христианства рыба символизировала Христа, поскольку ее греческое наименование «IXTHYS» служило аббревиатурой выражения «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Практически в каждой сцене присутствуют животные, в основном, собаки или кошки. Вероятно, таким визуальным ходом, режиссер решил показать, что проблема рождаемости охватила только людей, а животные, живущие по другим законам и в единении с природой, не подверглись столь жестокой участи, как человечество.

Эмоциональность многих сцен была усилена музыкальным сопровождением с особым смыслом. Так, например, в сцене демонстрации лагеря беженцев звучит песня «Arbeit Macht Frei» группы «The Libertines». Подобный лозунг висел над воротами нацистского концентрационного лагеря Аушвиц (Освенцим) во времена Второй мировой войны, в котором погибли по документальным данным, хранящимся в российских архивах, более 170 000 человек, а по информации, начертанной на табличке у входа в комплекс – 1,5 миллиона человек. Во время сцены на конспиративной явке с обсуждением смерти сына главного героя от вируса гриппа, звучит музыкальная композиция классика Густава Малера «Песни детской смерти» («Kindertotenlieder»), в которой композитор оплакивал смерть своих детей. По мнению большинства критиков, саундтрек к картине получился достаточно впечатляющим. Музыка, звучащая в фильме реально угнетает и показывает атмосферу, наполненную грустью, трагедией и печалью. Она талантливо дополняет драматизм происходящих событий. Всего в фильме было использовано 34 музыкальные композиции. Над музыкой к фильму работал композитор Джон Тавенер, являющийся прямым потомком знаменитого органиста, творившего в первой половине шестнадцатого века, Джона Тавернера. С первых своих шагов на музыкальном поприще, он увлекся религиозной тематикой. Мистические и духовные искания композитора всегда являются источником его вдохновения. Интересно, что Джон Тавенер в 1977 году перешел в Православие, посчитав, что западные христианские Церкви потеряли истинную сущность христианства. Композитор не только использовал чужие произведения, но написал и несколько своих мелодий. В картине, помимо других интересных авторов, также звучат песни Джона Леннона и группы «Deep Purple».
Многими кинокритиками была положительно отмечена работа оператора Эммануэля Любецки, применившего некоторые новаторские приемы и сумевшего снять одну из самых впечатляющих в мировом кинематографе сцен убийства, длящуюся непрерывно в течение 3 минут 58 секунд.

Главные роли:

Британский актер театра и кино Клайв Оуэн плавно перекочевал из картины с апокалипсическим сюжетом «Город грехов» в еще более реалистичный фильм на данную тему. Он исполнил роль главного героя Тео Фарона. По сюжету, на его плечи легло тяжкое, но почетное бремя спасения первой за последние восемнадцать лет беременной женщины, способной родить дитя, на которого возложена роль продолжателя человеческого рода. В интервью журналу «New York Magazine» он высказал свое мнение о данной картине: «Этот фильм о том, как пробудилась надежда. Это не нравоучительный фильм. Это политический фильм. Я думаю, что эта картина наполнена гуманизмом, но многие люди полагают, что она снята очень мрачно. Я не нахожу, что это мрачная вещь вообще».

Как всегда с энтузиазмом и качественно исполнил свою роль оскароносный актер Майкл Кейн. Он сумел создать образ человека, помешанного в молодости на «Битлз» и культуре хиппи и сохранившего свои пристрастия до старости. По его собственному признанию, в работе над ролью он копировал поведение Джона Леннона. Лидера террористической группировки «Рыбы» сыграла Джулиана Мур. Это был уже третий фильм, в котором актриса исполнила роль женщины, переживающей о гибели своего ребенка. До этого она сыграла подобных персонажей в фильмах «Забытый» и «Обратная сторона правды». Актриса была приглашена в актерскую группу в июне 2005 года. В роли беременной женщины Ки снялась Клэйр-Хоуп Ашити. Весьма симптоматично, что человеческий род в фильме должен начать свое возрождение с представителя черной расы, которая и ныне размножается намного быстрее белой расы. В период съемок появилась теория, ныне признанная ошибочной, о том, что первая прародительница рода человеческого появилась в Центральной Африке. На эту роль претендовала восходящая в ту пору кинозвезда Эмма Уотсон, известная по роли Гермионы в фильмах о Гарри Потере. Но девушка была слишком загружена в тот период в других проектах.

Съемки:

Съемки картины «Дитя человеческое» велись летом 2005 года в сорока местах Великобритании, преимущественно в Лондоне и графствах Гэмпшир, Хартфордшир, Оксфордшир, Ист Суссекс и Суррей. Сцена с Обелиском, установленном там в 1936 году, была отснята в столице Аргентины Буэнос-Айресе. В картине также имеется эпизод, снятый в районе аргентинской столицы Пуэрто-Модеро, находящемся на востоке города, за зданием президента страны. Ряд эпизодов был создан на ГЭС «Бэттерси» в окрестностях Лондона. В картине было использовано несколько модернизированных машин, в частности, «Citroen CX», «Renault Megane II», «Renault Avantime», «Renault Modus», и «Fiat Multipla». Также были использованы обломки «Peugeot 206». В качестве оружия полицейских использовался автомат «XM8», который в ту пору разрабатывался для замены автоматической винтовки вооруженных сил США «M16 M4». Но данная модель так и не была вставлена в программу перевооружения американской армии. В 2005 году разработка компанией «Heckler & Koch» данного автомата прекратилась. При помощи компьютерной обработки был создан ребенок, родившийся у Ки. Актеру Клайву Оуэну в руки вообще дали куклу без конечностей, вместо живого ребенка. На производство фильма было потрачено 76 миллионов долларов.

Итоги проката и награды:

Впервые фильм «Дитя человеческое» был продемонстрирован публике в рамках конкурсной программы на Венецианском кинофестивале 3 сентября 2006 года. Для остальных зрителей премьера состоялась 22 сентября 2006 года в Великобритании и Ирландии. Из-за ошибки дистрибьюторов фильм демонстрировался в Англии в течение недели под ошибочным названием «Children of Me». В России прокат картины стартовал 19 октября 2006 года. В США показ ленты был символично приурочен к католическому празднику Рождества, 25 декабря. Фильм вызвал бурю положительных оценок со стороны профессиональных критиков. На сайте «Роттен томатос» картина удостоилась 93 процентов хвалебных рецензий от критиков и 82 процентов от обывателей. Лента завоевала премию «Сатурн», как лучший научно-фантастический фильм года. Картина номинировалась по трем позициям на получение «Оскара» за лучший монтаж, операторскую работу и сценарий. «Дитя человеческое» получил еще дюжину номинаций на получение престижных премий. Но при этом прокат картины провалился. Она заработала 69 миллионов долларов, что было на 7 миллионов меньше, чем было затрачено на ее съемки. Больше всего фильм получил на территории США – 35,3 миллиона долларов. Россияне раскошелились в данном случае на 1,1 миллиона долларов. Диски HD-DVD и DVD были выпущены в Европе 15 января 2007 года, а в США только 27 марта 2007 года. Фильм появился на Blu-Ray дисках в США 26 мая 2009 года.