Oblogka_DochСоздание фильма в жанре «психологическая драма» одинаково сложно и для режиссеров, и для сценаристов, и для актерской команды. Затрагивая глубинные струны в душе, кинодрама не оставляет зрителя равнодушным, вынуждая его кожей ощущать каждый поворот сюжета. Прибыльность драматического кино невысока, поскольку в жизни драматических событий всегда в избытке. Но, наверное, только в этом жанре режиссер может создать себе имя за короткий период творчества. Картины известных кинорежиссеров, как-то «Догвилль» фон Триера, «Сталкер» Тарковского, «Реквием по мечте» Аронофски, заняли достойные места среди лучших произведений мировой кинематографии в жанре «психологическая драма». Фильм «Дочь», совместный режиссерский проект Натальи Назаровой и Александра Касаткина, выполнен на не менее высоком уровне и вполне заслуживает упоминания среди признанных шедевров драматического кино. Провинциальный городок, черты которого ни капли не изменились с 90-х годов. Статуя Ленина на главной площади, покосившиеся домишки с палисадами, редкие автомобили на испещренных выбоинами улицах, группы подвыпившей молодежи у входа в городской клуб во время очередной дискотеки. Пасторальный быт горожан омрачают лишь известия об очередной жертве маньяка – это всегда девушка возрастом не более шестнадцати лет.

Создание картины

Для Натальи Назаровой, актрисы кино, известной по фильмам «Дневник убийцы» Серебренникова и третьему сезону сериала «Каменская», соавтору сценариев к картинам «Русалка» Анны Меликян и «Ярослав. Тысячу лет назад» Коробкина, собственный режиссерский кинопроект долгие годы был недостижимой мечтой. Продюсеры предпочитали рассматривать ее в качестве сценариста, но не более. Назарова работала над сценарием драмы «Дочь» в надежде стать ее режиссером, но не могла найти источник финансирования для создания фильма.

Режиссер Александр Касаткин, ранее снявший драму «Слушая тишину» по сценарию Назаровой, обратился к ней вновь – он искал сценарий для нового драматического кинопроекта. Наталья согласилась отдать ему сценарий «Дочери», посетовав, что самой никак не удается заняться режиссурой. В ответ Касаткин предложил ей совместную работу над этим фильмом.

Продюсерами картины Касаткина и Назаровой стали новички в большом кино – Сергей Зернов, обычно финансирующий мультипликационные проекты, и Светлана Кучмаева, ранее участвовавшая лишь в небольших кинопроектах. Основным источником финансирования фильма стало Министерство культуры РФ. Композитором в драме «Дочь» стал Александр Маноцков, создавший музыку, в том числе, для картины «Изображая жертву» Серебренникова. Производством фильма занимались кинокомпания Valday Films и студия имени М. Горького.

Актеры и роли

Режиссерский дебют Назаровой, пусть даже и в сотрудничестве с опытным Касаткиным, не вызвал интереса у популярных отечественных актеров. Гонорарами привлечь кинозвезд продюсеры также не могли ввиду ограниченного бюджета, составившего порядка семисот тысяч долларов. Создатели картины воспользовались методом подбора актерского состава, характерным для малобюджетного кино – пригласили участвовать в проекте актеров театра и своих учеников из ГИТИСа. Роль шестнадцатилетней Нины Крайновой исполнила Мария Смольникова, которой на момент съемок было двадцать четыре года. Рано оставшаяся без матери, Нина совмещает учебу в школе с ведением хозяйства и присмотром за младшим братом. Она мила и наивна, отец решительно ограждает девушку от любых соблазнов современного мира. Знакомство с Машей, недавно приехавшей в их городок и поступившей в один класс с Ниной, становится для нее знаковым событием. С этого момента жизнь девушки жестко поделена на «до» и «после».

Белорусский актер Олег Ткачев, ранее снимавшийся в телесериалах на втором плане, играет Виктора Крайнова, отца Нины. Он работает пекарем на небольшом хлебозаводе, по вечерам разъезжает на велосипеде по городу и его окрестностям, занимаясь ремонтом холодильников. Виктор всегда готов прийти на помощь, за что его ценят соседи и коллеги, сочувствующие рано овдовевшему мужчине. Сложная роль отца Валентина, священника городской церкви, досталась известному фотографу Владимиру Мишукову, по образованию актеру. Священнику, глубоко верующему человеку, стремящемуся помочь каждому страждущему, придется столкнуться со страшным испытанием – его дочь вошла в список жертв маньяка. Но и это испытание не окончательное – однажды маньяк приходит к отцу Валентину на исповедь. Священник оказывается перед сложным выбором, он должен либо хранить тайну исповеди, либо раскрыть личность маньяка сотрудникам полиции.

Сына священника, Илью, сыграл недавний выпускник РАТИ-ГИТИС Игорь Мазепа. Парень отличается от своих сверстников по школьной скамье – не пьет, не курит, не использует ненормативную лексику в диалогах. Он привлекает внимание «современной» Маши, но ему ближе Инна – между ними возникает чувство. Илья и его отец становятся единственными жителями в городе, выступившими в защиту членов семьи маньяка после его ареста. Яна Осипова, закончившая университет театрального искусства одновременно с Мазепой, исполнила роль назойливой подружки Инны Крайновой. Вместе с матерью (ее играет Алена Кузнецова), Маша приезжает в провинциальный городок, поступает учиться в один класс с Инной, где и знакомится с девушкой. Увлеченная мужчинами мать предоставляет дочь самой себе, в результате Маша в свои шестнадцать – заядлая тусовщица, живо интересующаяся противоположным полом. Она пытается наставить тихоню Инну, увлечь ее за собой в водоворот «взрослых» развлечений.

Необходимо выделить эпизодическую роль четырехлетнего Вовы Крайнова, сыгранного жителем Елатьмы Володей Кокоревым. Его детская непосредственность на фоне привычной обстановки – ведь Володя родился и растет именно в этом городе – вносит особую нотку естественности в сюжетную линию фильма. Стоит заметить, что вынужденный кастинг среди актеров, еще не зарекомендовавших себя в кино, позволил режиссерскому тандему Назаровой и Касаткина создать в «Дочери» удивительную атмосферу естественности, свойственной реальной жизни.

Съемочный период

Переговоры о создании картины между Касаткиным и Назаровой, а следом уже режиссерского тандема с продюсерами и Министерством культуры России завершились в середине лета две тысячи одиннадцатого года. Небольшой бюджет серьезно ограничивал возможность работы над фильмом в павильоне, пришлось искать натуру в провинциальных городах. Выбор режиссеров и оператора Андрея Найденова пал на два населенных пункта Рязанской области – Елатьму и Касимов. Сцены в школе, где училась Инна, и в детском садике, куда ходил ее младший брат Вова, снимались в поселке Елатьма. Цех хлебозавода, в котором работал Виктор Крайнов, а также кадры на пристани отсняли в городе Касимов. Съемки фильма начались в октябре две тысячи одиннадцатого года, этот процесс занял двадцать восемь дней, уже к началу ноября фильм в «сыром виде» был на пленке. Работы по постпродакшн велись дольше – в окончательном формате драма «Дочь» вышла только к концу весны две тысячи двенадцатого.

Интересные факты

В основе сценария драматической картины «Дочь» — реальная история, о которой Наталья Назарова узнала еще во время учебы в школе. Одна из ее одноклассниц, привлекательная и вежливая девочка, оказалась дочерью серийного насильника. Как признает Назарова, эта информация оказала на нее сильное впечатление – ей никак не удавалось осознать, как можно быть милой девочкой и, одновременно, дочерью маньяка? Режиссеры «Дочери» в ходе подготовки к съемкам решились на эксперимент – поставить на роль следователя в картине… действительного сотрудника полиции, ведущего следственные мероприятия в повседневной работе. Бахметьева сыграл Кирилл Назаров, брат супруга Натальи. Его попросили внести корректировки в сцены, снимаемые в стенах отделения полиции, с той целью, чтобы сделать их максимально реалистичными. Для съемки эпизода возле городского клуба, где проходила дискотека, требовалась группа типичных «реальных пацанов». На кастинг для этой сцены пришли несколько студентов из театральных ВУЗов, но Касаткин им сразу же отказал – слишком интеллигентно выглядят. Осмотревшись, режиссер заметил нескольких местных ребят, лузгающих семечки и потягивающих пиво, которым и предложил участие в создании фильма.

В массовку приглашались в буквальном смысле «люди с улицы» – режиссеры и оператор просили прохожих поучаствовать в производстве фильма, не проходить мимо. Как заметила Наталья Назарова, не имеющие актерской подготовки люди идеально подошли к спокойным сценам, однако работать с ними при создании эмоциональных и ярких кадров было нелегко. Больше времени уходило на репетицию, да и оператору приходилось переснимать такие сцены несколькими дублями. В актерском составе драмы «Дочь», по большому счету, лишь одна действительно опытная российская актриса – Мария Звонарева, в том числе сыгравшая в мелодраме «Человек у окна» Месхиева и в «Слушая тишину» Касаткина. По сценарию ее роль была одной из наиболее значимых, однако в ходе постпродакшен фильм выходил слишком объемным. Поэтому большую часть сцен с участием Звонаревой режиссерам пришлось вырезать. Панорамы города Касимов (Рязанская область, Россия), где частично прошли съемки фильма «Дочь», в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году использовались Леонидом Гайдаем во время работы над комедией «Инкогнито из Петербурга». Перенос сценария на кинопленку выполнялся по принципу телевизионной съемки. Касаткин и Найденов решили отказаться от установки камеры на подвижных или стоячих платформах – оператор держал ее только на плече.

Итоги проката и критическая оценка зрителей

Премьера картины «Дочь» состоялась в начале лета две тысячи двенадцатого года, в рамках двадцать третьего кинофестиваля «Кинотавр», где совместный режиссерский проект Натальи Назаровой и Александра Касаткина получил премию «Лучший дебют». Осенью этого года фильм демонстрировался на международном кинофестивале российского кино «Спутник над Польшей» в Варшаве, где был признан лучшим синтезом традиционного русского кинематографа с современными тенденциями и завоевал первое место. Двадцать шестого января две тысячи тринадцатого года психологическая драма демонстрировалась на международном фестивале в Гетеборге (Швеция), а двадцать шестого апреля – на кинофестивале в Сан-Франциско. По итогам ряда региональных кинофестивалей в России, картина названа лучшей работой 2012 года. На экранах российских кинотеатров «Дочь» появилась спустя год после завершения съемок – двадцать девятого ноября две тысячи двенадцатого года. По данным кинопоиска ее посмотрели шесть тысяч семьсот девяносто шесть зрителей, кассовые сборы составили тридцать четыре тысячи восемьсот пятьдесят долларов. Поскольку финансовая успешность данной картины была сомнительной изначально, оценивать ее с позиции кассовых сборов было бы неверно – окончательный вердикт фильмам драматического жанра выносят зрители. И их оценка данному проекту, в своем большинстве, положительная.

Отечественная зрительская аудитория оценила «Дочь» достаточно высоко, о чем свидетельствуют рейтинги на тематических русскоязычных сайтах. Европейские зрители были менее активны, но также впечатлены работой режиссерского дуэта – на IMDb эта психологическая драма получила 7.9 баллов из 10, в голосовании участвовали шестьдесят три человека. Критики отметили интересный ход режиссеров картины – по своей сути в ней отсутствует развязка, нет трагического финала или хэппи-энда, хотя сюжетная линия позволяет зрителю ближе к последним кадрам предполагать любой из этих вариантов.

Авторы о своем проекте

По признанию Натальи Назаровой, режиссеры не стремились создать мрачную картину в классическом «маниакальном» стиле – в ней нет сцен с убийствами, сюжет не акцентируется действиях, предпринимаемых полицией. По своей сути серийный маньяк отодвинут на второй план, а на первый выведены события из жизни обычных людей, вынужденных сосуществовать в рамках небольшого городка рядом с этим персонажем. Несмотря на местами очень жесткий сюжет, мы не хотели, чтобы зрители видели лишь один выход из описанной в «Дочери» ситуации для ее героев – бегство в произвольно выбранном направлении. В фильме достаточно светлых моментов, дающих надежду.