The Butterfly Effect 3: Revelations

Эффект бабочки 3 постерХорроры уже давно и плотно осадили рынок киноискусства, практически ежемесячно издаются картины, пытающиеся удовлетворить потребности нервного наслаждения самых неординарных зрителей. Какие-то фильмы выходят в сопровождении большого ажиотажа и высоких заявлений, при этом не дотягивая до планки, установленной самими же создателями. Некоторые попадают в прокат с менее грациозной пиар-компанией и выстреливают, собирая кучу денег на напуганных людях. Но есть и такие проекты, которые предпочитают миновать кинотеатры и выходят сразу на DVD-дисках, подкупая смотрящих своими громкими названиями. Зачастую это бывают сиквелы к популярным фильмам ужасов. По сути дела, третья части «Эффекта бабочки» относится как раз-таки к разряду таких проектов, но почему создатели решили избрать такой путь выпуска своего детища в свет? «Эффект бабочки 3: Откровения» — продолжение популярной истории о парне, владеющем способностями перемещаться во времени. В чем суть сиквела? Хороший сценарист возвращается к предыдущей истории, исправляет ошибки и преподносит зрителю новое кино, но со старой начинкой. Беда вся в том, что плохой сиквел тянет за собой вниз все последующие работы, которые пытаются развить сюжет оригинала.

Сюжетная линия

Место действия – Детройт нашего времени. Некогда мегаполис с мощным автомобильным производством, но теперь это лишь обычный город с закрытыми заводами и гниющими станками на них. Детройт серьезно пострадал после кризиса автомобилестроения в США. Именно в таком месте разворачивается основной сюжет картины – в темноте, с жутким антуражем и кровавыми историями. Теперь главный герой не такой уж и самодостаточный и самолюбивый карьерист: Сэм Рейд представляет из себя что-то похожее на блюстителя порядка, путешествующего во времени. Его способности позволяют перемещаться Сэму в любую точку земного шара, а это означает, что в выборе места путешествия у него нет ограничений. Своими действиями он помогает раскрывать убийства молодых девушек: он берет у полицейских сводки и с их помощью отправляется в прошлое для наблюдения за тем самым убийцей. Главная особенность сюжета – зритель застает главного героя в так называемый «рабочий момент», а не при зарождении странных способностей. Казалось бы, он может вмешаться в ход преступления и спасти жертву, но в этом и заложена вся суть временного перехода: нельзя нарушить временной баланс, или, как говорится, все полетит к чертям. Перемещается во времени он специфически – набирает ванну с ледяной водой и спит в ней, зато скачки он может совершать в любой временной момент, имевшийся в жизни Сэма. Главное — сосредоточиться на этом моменте жизни и скачок будет успешно совершен. Чтобы Сэм не застрял во времени, за его жизненными функциями следит родная сестра, Дженна.

Тут нужно сделать небольшую паузу и познакомить зрителя с объектом «Дженна»: это сестра Сэма, которая, к сведению, уже однажды… умерла?! Да-да. Все так и было. Еще в детстве в их доме случился страшный пожар. Дженна погибла, а Сэм обрел способности перемещаться во времени. Естественно, уцелели также и его родители, но им пришлось просуществовать не очень долго: отчаянный брат решил воспользоваться своим новым талантом и отправился в прошлое на спасение родной сестренки. Как известно еще со времен «Пункта назначения» — смерть обязательно кого-то заберет, даже если ей помешать. Люди просто могут вмешательством отсрочить смертный приговор, но тогда вместо них уйдет другой человек. Сэм же решил пожертвовать своими родителями, которые погибают во время того самого пожара, а маленькие дети остаются в живых. Годы идут, а сироты живут и пытаются выживать, точнее, это делает только Сэм. Дженна же живет в своей арендованной квартире, за которую платит брат. За продуктами она уже давно не ходит – добрый Сэм сам приносит ей поесть. Это что касается сестры, а как живет сам главный герой? Мягко сказать, ужасно: беднота да и только. Зарабатывает он, как уже было сказано раньше, помогая полицейским. Кроме того, редко, но все-таки разбирается в старых делах близких знакомых.

Однажды к Сэму обращается подруга по имени Элизабет Браун, которая просит помочь в деле ее друга Лонни Флэнде, обвиненного в жестоком убийстве сестры Элизабет – Ребекки Браун. Сэм не соглашается, ведь он встречался с Рэбеккой, а отправившись в прошлое, он не сможет удержать себя и не прибить на месте маньяка: если же такое случится, то баланс будет серьезно нарушен. Понимая, что жить с такой ношей он дальше не сможет, Сэм все же отправляется в опасное путешествие, но парень не успевает прибыть вовремя и погибает от рук убийцы не только Ребекка, но и ее сестра Элизабет, которая попросила Сэма помочь в раскрытии дела о смерти Ребекки…

Главное правило, идущее из серии в серию, гласит, что, попав в прошлое, нельзя изменить своего настоящего. Любое действие «там» приведет к неминуемым последствиям «здесь», в настоящем времени, а, как правило, эти изменения не всегда отражаются с положительной стороны. Наставник Сэма всегда напоминает ему про это, но как можно остановить юнца, желающего помочь всем, даже причинив вред своей личной жизни?!

Худшие опасения Сэма подтвердились: спустя 10 лет он является одним из подозреваемых в смерти сестер Браун. Вскоре из уст полицейских он узнает про некого серийного маньяка «Убийца из Понтиака», начавшего свою деятельность как раз с убийства Браун. Сэм понимает, что необходимо решительно действовать и найти настоящего виновника. Идя по его следу, Сэм подбирается все ближе и ближе к разгадке этой тайны, но с каждым разом ситуация становится все сложнее и сложнее. В итоге, полиция опять вешает на него обвинения в убийстве. Он практически попадает в тюрьму, но именно на ее территории он находит ответ на самый главный вопрос – кто есть убийца? По ходу сюжета сценарист оставил много ниточек, пытающихся намекнуть зрителю на главного зачинщика, однако при этом след с истинного убийцы постоянно сбивается. Кто же орудует острыми предметами прямо под носом у Сэма? Именно в этом и предстоит ему узнать в рамках «Откровения».

Будущая судьба серии

Определенно, но первая часть стала самым успешным хоррор-фильмом тех времен. Все последующие кинопроизведения зрители признали вторичным и негодным продуктом к употреблению: пиком стала вторая часть, лишенная смысла и не несущая в себе никакой смысловой ценности. Третья часть была также воспринята менее восторженно, однако, настоящие почитатели истории могут вздохнуть полной грудью и возрадоваться, ведь на момент осени 2013 года уже идет активная работа над съемками ремейка первой части. Создатели посчитали, что спустя девять лет зритель уже явно подзабыл все те ужасы, которые приходилось переживать, поэтому стоит о них ему напомнить. В съемках участвуют все те же студии, создавшие оригинал – FilmEngine и Benderspink, посчитавшие, что пора бы уже и заняться съемкой-пересъемкой устаревшей ленты, которая смогла им принести максимальный доход при минимальном бюджете. Пока неизвестно ни имени главного героя, ни кандидатуры на пост режиссера. Возможно, что причиной съемки новой ленты послужили менее успешные сиквелы, которые, минуя кинотеатры, выходили сразу на DVD. В общем, ожидать продолжения придется как минимум к 2016 году.

Исполнители ролей

Третью часть взялся снимать начинающий режиссер Сет Гроссман. Для него это была первая работа, так что говорить о его высоком профессионализме пока рано. Основные роли в картине исполнили Крис Кармак и Рэйчел Майнер. Оба являются актерами телевидения, хотя первый продвинулся в кино карьере за счет второстепенных ролей в лентах, снимавшихся совместно с известными личностями, а вторая часто появляется в популярных сериалах на телевидении. Рэйчел можно увидеть в сериалах «Californication», «Сверхъестественное» и даже в «Сексе в большом городе». Крис же успел отметиться в сериалах «CSI», «Морская полиция: Спецотдел», «Одинокие сердца», был в главной роли картины «Любовь на острове» и в данный момент включен в основной состав сериала «Нэшвилл». Играют актеры на установленном уровне режиссером: не выдающиеся таланты, но стараются ими стать. На экране это заметно. Крис вполне хорошо сыграл парня с определенными отклонениями, желающего помочь всем. В целом, ему хочется верить и иногда даже сопереживать. Рэйчел постаралась и с самого начала смогла представить свой образ чересчур стервозным – так ведет себя ее героиня почти все время в фильме.

Выпуск

Картина вышла в прокат 9 января 2009 и была впервые показана в рамках киноблока After Dark Horrofest III, посвященного фильмам ужасов. Известно, что снимали ленту в Мичигане за короткий период времени с августа и до октября 2008 года. На создание было выделено только 4.5 миллиона долларов, а вот данных о кассовых сборах до сих пор нет, как и информации о том, проводились ли вообще показы в кинотеатрах: фильм почти сразу настраивался под DVD релиз, который появился к концу марта 2009 года. Съемками занимались студии AfterDark Films, неизвестная практически никому, и BenderSpink с FilmEngine, принимавшие участие при съемках первой части трилогии. О наградах, естественно, говорить не приходится.

Вместо критики…

Отметить профессиональное мнение аналитиков не получится – его попросту нет. Rotten Tomatoes выставил 30% интереса со стороны смотрящих. «Эффект бабочки 3: Откровения» — проект, построенный на коммерческой основе и желании собрать оставшиеся деньги почитателей «Эффекта бабочки». Сравнивать данную ленту с оригиналом невозможно, так как говорить о полноценном продолжении в данном контексте не получается. Изменённая история с мистическо-фантастического триллера на типичный триллер со смесью фантастики и ужасов с добавлением серийного убийцы, разливающего по экрану кровь, пытается шагнуть по ветке развития вперед. Получилось ли это у нее? Трудно сказать. С другой стороны, авторы стараются поддержать линейку «Эффекта бабочки» и представляют продукт, подходящий под нынешние тенденции кинематографа. За главного героя в итоге получается хоть немного, но переживать. «Эффект бабочки: Откровение» является фильмом, не переполненным от буйства эмоций и драм о главном герое, обладающем странными способностями. Чувства, переживания и потери ушли на второй план. Пожалуй, это и есть один из немногих плюсов данного проекта: нет слепого копирования идеи первой ленты. Новая и большая изюминка лишь является фоном для холодного сценария, пытающегося запутать зрителя и по итогу предоставить ему эффектный детектив с философскими наклонностями.

Конечно, сравнивать картину с первой частью, где почти все действие было построено вокруг Эштона Кутчера, попросту нельзя. Но, вспоминая подделку в виде второй части можно сказать, что прогресс заметен. В общем смысле, «Откровения» можно охарактеризовать как фильм про жизненные проблемы, ломающие судьбу человека, словно тоненькие спички. Интрига все же здесь сохраняется до самого конца: неизвестно, кто же является настоящим убийцей, а окончание истории может поразить любого – смотреть равнодушно не получится.  Хаотичное безумие при глубоком погружении в фильм открывается со стороны умелого переплетения деталей, так что смысл в происходящем хотя бы небольшой, но есть. Так почему же создатели пустили свое творение сразу под DVD релиз? Новая история лишь в даре главного героя совпадает с оригиналом. Выпускать ее под лозунгом большого продолжения вряд ли получилось бы в виду того, что зритель не смог бы оценить смысла изменений.

Таким образом, «Эффект бабочки 3: Откровения» вполне годный ужастик, подходящий для поддержания в тонусе нервных клеток в ночное время суток. Это неплохой фильм, заслуживающий разового просмотра для выдачи своей оценки продолжению серии. Актерский состав отработал на экране, выдержав достойный уровень игры: симпатичные лица не дадут скучать никому. Чего-то захватывающего в сюжете здесь нет. Томить авторы сильными психологическими привязками не будут, но своя изюминка в картине все-таки присутствует.