The Butterfly Effect

Эффект бабочкиПроблема перемещения во времени и оказания влияния на последующие события путем возвращения в собственное прошлое, волновала человечество с древних эпох. Со временем размышления об этом привело к построению нескольких научных теорий, в частности к теории хаоса, теории управляемого конфликта и так называемому эффекту бабочки. Изучением этого странного эффекта еще в начале двадцатого века занимался величайший французский ученый Анри Пуанкаре. Именно он заложил математические основы теории относительности. Основоположником теории хаоса и термина «Эффект бабочки» стал американский ученый Эдвард Нортон Лоренц, занимавшийся данными научными изысканиями со времен Второй мировой войны. По его мнению, бабочка, взмахивающая своими крылышками в штате Айова, может оказаться виновницей лавины событий, которые на определенном этапе могут вылиться в сезон дождей в какой-нибудь Индонезии. В литературе этот эффект вероятно впервые был описан в сказке немецких лингвистов и исследователей народного фольклора Вильгельма и Якоба Гриммов «Вошка и блошка», опубликованной в период нашествия Наполеона на Россию, в 1812 году. По сюжету этого произведения ожог главной героини стал причиной локального бедствия в виде потопа. Позднее подобное явление описал известный писатель-фантаст Рэй Брэдбери в своем научно-фантастическом рассказе «И грянул гром», опубликованном летом 1952 года. В нем маститый автор устами руководителя сафари в мезозойскую эру проводит такую мысль, что, идя по тропе, нельзя давить ногой ни травинку, ни даже мышь, поскольку последствия этого деяния через определенное время могут вызвать землетрясение и гибель целых цивилизаций. Череда событий, последующая за гибелью грызуна в далеком прошлом может привести к тому, что город Рим никогда не будет построен, королева Елизавета никогда не родится, а, например, Соединенные Штаты вообще никогда не появятся на карте мира. Эффект бабочки доказывает идею о взаимосвязанности любого события в пространстве и времени и заставляет задуматься о последствиях своих самых на первый взгляд незначительных поступков. В 2004 году данной темой озаботились режиссеры Эрик Бресс и Дж. Мэки Грубер, сняв фантастический фильм «Эффект бабочки». Оригинальное название «The Butterfly Effect». О том, что в своей работе они, в первую очередь, руководствовались идеями Рэя Брэдбери, говорит тот факт, что в одной из сцен в комнате главного героя они вставили флажок с фамилией писателя «Университет Брэдбери». Фильм вышел в прокат под слоганом, кратко объясняющим смысл повествования: «Изменишь одно — изменится всё». Кроме этого девиза, в некоторых странах, на рекламных постерах использовались следующие изречения: «Такие малозначимые изменения, такие величайшие последствия» или, навевающее одновременно надежду и безысходность: «Конец — это всего лишь начало».

Сюжет:

Маленький мальчик по имени Эван Треборн с детства страдал провалами в памяти и посещал психиатра. Его проблемы с психическим здоровьем были обусловлены дурной наследственностью. Его отец долгие годы находился в закрытой психиатрической больнице. Мальчик воспитывался матерью-одиночкой, которая постепенно стала замечать за сыном странные вещи. Однажды она застала его на кухне с ножом в руке и в очень странном состоянии. Сын не смог объяснить причину своего поведения. Женщина поспешила показать своего болезненного отпрыска врачу. Тот посоветовал мальчику вести дневник и записывать в него все то, что случается с ним за день. Вскоре Эван отправился в гости к своим друзьям. Женщина надеялась, что смена обстановки благотворно повлияет на здоровье ее сына. Но увы, благодаря своим друзьям и их отцу, Эван попал в еще более жуткую ситуацию. Вместе с психическими отклонениями мальчик постепенно получил удивительный дар, позволяющий ему переноситься во времени и пространстве…

Создатели картины:

Научно-фантастический триллер «Эффект бабочки» был снят на американской киностудии «New Line Cinema». Компания использовала данную картину для ненавязчивой рекламы своих других фильмов, снятых ранее. Так в фильме присутствует сцена, где главные герои, находясь в детском возрасте, посещают кинотеатр и смотрят там фильм «Семь», вышедший на экраны в 1995 году. В это же время там демонстрируется фильм «Тупой и еще тупее», снятый в 1994 году. К триллеру «Семь» создатели картины отсылают зрителей демонстрацией обложки дневников главного героя, напоминающей ту, которая была на обложках дневников основного персонажа ленты «Семь» Джона Доу. В качестве продюсеров над картиной работали Крис Бендер, начинавший свою карьеру на данном поприще в фильме «Американский пирог», основанном на его школьном сексуальном опыте. Ему помогали в работе А. Дж. Дикс, Энтони Рулен. Но наиболее значительный вклад в создание картины внес актер и продюсер Эштон Кутчер. Написанный Дж. Маки Грубером и Эриком Брессом сценарий долго ходил по рукам заинтересованных лиц, но далее восторженных отзывов со стороны продюсеров, дело не продвигалось. Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока текст не попал на глаза Эштону Кутчеру. Сценарий произвел на него огромное впечатление, и он изъявил желание финансировать часть проекта и заняться продюсерскими функциями. На решение Эштона Кутчера, вероятно, повлияли его собственные переживания, которые он испытывал в подростковом возрасте, беспомощно взирая на своего младшего брата, страдающего сердечным заболеванием, и желая покончить самоубийством.

Примечательно, что сценаристы фильма Дж. Мэки Грубер и Эрик Бресс часто вместе работали над сценариями картин. За год до этого, на основе их труда был снят фильм «Пункт назначения-2″. Авторы с самого начала пытались внести символизм в некоторые элементы картины. Так первоначально главного героя звали Крис Треборн. Это слегка измененная фраза «Christ Reborn», что в переводе означает «Христос возродился». Но впоследствии сценаристы отказались от такого скандального упоминания Христа и переименовали главного героя в Эвана. Но и при этом они не преминули вставить в него скрытый смысл. Если произвести перестановку первой буквы фамилии главного героя в конец его имени, то образуется следующая словесная конструкция «Event Reborn», которую можно перевести с английского языка, как «Перерождающий события». Чтобы усилить эффект параноидальных фантазий главного героя, режиссеры поместили над его кроватью в его комнате в общежитии знаменитую репродукцию картины сюрреалиста Сальвадора Дали, написанную им в 1937 году, «Сон». Это полотно входит в цикл, называющийся «Паранойя и война». В другом месте они изобразили Эвана в семилетнем возрасте с ножом в руке. Тем самым они повторили эпизод из фильма ужасов «Хэллоуин», снятого Джоном Карпентером в 1978 году. Оба сценариста работали над картиной «Эффект бабочки» и в качестве режиссеров.

Функции композитора в фильме исполнил Майкл Саби. Это была его третья работа в кино. В фильме можно услышать двенадцать песен, в частности, в исполнении группы «Оазис». Именно ее музыкальная композиция «Stop Crying Your Heart Out» звучит в финальной части кинокартины. Также в фильме была использована песня «My Elastic Eye» в исполнении группы «The Chemical Brothers». В саундтреке ленты обильно представлена инструментальная музыка.

Главные роли:

Эштон Кутчер не только внес значительную сумму в бюджет картины «Эффект бабочки», но и сыграл главную роль человека, способного переноситься во времени и пытающегося изменить уже совершившиеся события. Его герой Эван Треборн весь фильм одолеваем страданиями из-за проблем, свалившихся на него и его друзей еще в далеком детстве. На эту роль претендовали актеры Шон Уильям Скотт, Джош Харнетт и Джошуа Джексон. Но, в конечном итоге эти кандидаты оказались невостребованными. Вероятно, деньги Кутчера имели в выборе режиссеров основополагающее значение. Актер со всей серьезностью отнесся к подготовке к съемкам в фильме. Он детально изучал психологию, психиатрические заболевания и теорию хаоса.

На роль Келли Миллер претендовала известная фотомодель и актриса, постоянно входящая в различные списки самых сексуальных женщин мира Эли Лартер. Однако вместо нее в картине снялась актриса Эми Смарт. Это было справедливо. Как-никак, а именно Эми Смарт, будучи лучшей подругой Эли Лартер, убедила девушку заняться актерским искусством, и тем самым, воодушевила ее сменить ремесло модели на кинематограф. До этого Эми Смарт засветилась в нескольких фильмах, в частности, в фантастической картине «Звездный десант», где она сыграла эпизодическую роль очаровательного пилота звездолета, и в комедии «Крысиные бега», в которой она энергично преследует неверного любовника на вертолете под волшебную музыку Рихарда Вагнера «Полет Валькирий», резво переходящую в другую мелодию. В возрасте тринадцати лет Келли Миллер сыграла уроженка России, выросшая в Бруклине, в США, Ирен Горовая. До этого она достигла большого успеха в детском балете. Она танцевала главную партию в «Щелкунчике».

Роль взрослого Лэнни Кагана исполнил американский актер Элден Хенсон. Он начал свою карьеру в кинематографе в возрасте двух лет. Для воплощения своего персонажа на экране он за месяц набрал девять килограммов веса. При этом сцены с его участием снимались в обратном порядке. Сначала он сыграл в финальных эпизодах, в которых он становится мужем Келли Миллер, а затем в сценах нарастающего безумия, идущих по сценарию раньше.

Съемки:

К съемкам фильма режиссеры Эрик Бресс и Дж. Маки Грубер приступили 3 июня 2002 года в Ванкувере, в Канаде. Часть сцен были отсняты в городках канадской провинции Британская Колумбия — Альдергроув, Порт Муди, славящемся своими красивыми пейзажами и наличием большого количества художников, приезжающих в город для работы. Для съемок был задействованы здания Университета Британской Колумбии (University of British Columbia), расположенного в Ванкувере. Сцены в тюрьме были отсняты в Исправительном центре в городе Монро, в Калифорнии (США). Труд и фантазия съемочной группы вылились в то, что финал фильма «Эффект бабочки» был снят в нескольких вариантах. В режиссерской версии главный герой совершает самоубийство в утробе матери, изловчившись удушить себя пуповиной, намотав ее вокруг горла. Во время предварительного просмотра такая концовка ленты вызвала ужас и негодование со стороны присутствующих зрителей. Поэтому в официальном варианте картины был показан иной финал. Есть еще варианты концовки картины, в которых, в отличие от главной версии, Эван идет вслед за Келли Миллер, Эван и Келли идут друг к другу, а не в разные стороны. В режиссерской версии имеется несколько дополнительных сцен, том числе с обнаженной натурой. Съемки картины были закончены 31 июля 2002 года. Но фильм еще долго не мог появиться на экранах кинотеатров по неизвестным причинам. На картину было затрачено 13 миллионов долларов США. Еще 20 миллионов обошлась реклама и маркетинг. Режиссеры посвятили его актрисе и дизайнеру ювелирных украшений Аманде Мозес, трагически погибшей после операции на плечевом суставе 21.05.2002 года.

Итоги проката и награды:

Премьера фантастического триллера «Эффект бабочки» несколько раз переносилась. Фильм должен был появиться на киноэкранах в апреле 2003 года. Затем дата была перенесена на сентябрь того же года. В конечном итоге, премьерный показ прошел только 22 января 2004 года. В России фильм вышел 12 февраля 2004 года. Фильм получил противоречивые оценки. Профессиональные кинокритики нелестно отозвались о нем. На сайте «Роттен томатос» он получил 33 процента положительных рецензий, на сайте «Метакритик» результат оказался еще ниже — всего 30 процентов. Известный кинокритик Роджер Эберт признался, что наслаждался картиной до определенного момента, но потом она стала вызывать у него раздражение. При этом он заметил, что фильм стал витриной актерских талантов, поскольку по сюжету актерам приходилось много перевоплощаться. Картина подверглась критике за отсутствие некоторой логической последовательности и наличие противоречий. Но при этом картина имела внушительный кассовый успех. Она заработала более 96 миллионов долларов (около 57938693 долларов в США и 96060858 $ в других странах мира). Российские кинозрители внесли в копилку картины 700 000 долларов. На кинофестивале фантастических фильмов в Брюсселе лента была удостоена премии «Pegasus». Кроме этого фильм был номинирован на получение премии Saturn Awards от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. Картина прошла в шаге от победы в конкурсе на получение молодежного приза Teen Choice Awards, как лучший триллер. 6 июля 2004 года фильм был выпущен на DVD. Причем, на одной стороне диска располагалась официальная версия длиной 113 минут, а на другой режиссерская длиной 120 минут. Помимо этого на диске присутствовали два документальных фильма, повествующие о психологии и теории хаоса, а также о путешествиях во времени. В 2006 году вышло продолжение этой ленты «Эффект бабочки-2″. В 2009 году появился фильм «Эффект бабочки-3″, но он не имеет единой сюжетной линии с двумя предыдущими картинами.