Flight

ЭкипажАмериканский фильм «Flight», что в переводе означает «Полет, рейс», вероятно из-за рекламных соображений получил в российском прокате название «Экипаж». Наверняка, лица, ответственные за его демонстрацию в России, желали сыграть на популярности советской картины с подобным названием, снятой в 1979 году режиссером Александром Миттой, с Георгием Жженовым, Леонидом Филатовым, Анатолием Васильевым и другими блистательными актерами в главных ролях. Многие кинозрители старшего поколения шли на просмотр, полагая, что это современный римейк той замечательной картины. Между этими кинолентами и некоторыми их героями действительно можно найти некоторое сходство, но в корне они диаметрально противоположны. Впрочем, в некоторых странах мира названия этого фильма так же были изменены, видимо, на более привычные для их зрителей. В Португалии его назвали «Рискованное решение», а в Венгрии «Аварийная посадка». В остальных странах с названием мудрить не стали. Фильм демонстрировался, как «Полет», разумеется, в переводе на местные языки.

Ежегодно в авиационных катастрофах погибают сотни людей. Причины крушения самолетов различны, но в каждой из них есть та или иная доля вины пилотов и других членов экипажа. В психологической драме «Экипаж» затронута проблема человеческого фактора в обеспечении безопасности авиационных перелетов. В ней показано, как много зависит от здоровья, силы воли и знаний конкретного человека во время полетов на воздушном транспорте. Любители передвижения на поездах могут быть в восторге от этого фильма, а люди, летающие самолетами, на какой-то момент могут задуматься, не сменить ли аэробус на более безопасный, пусть и медленный, вид транспорта. Это фильм о том, что даже социально-адаптированные алкоголики в любой момент могут перешагнуть грань, отделяющую их от полного падения в пропасть, и стать угрозой для сотен окружающих их людей. В тоже время возникает вопрос, а смог бы пилот совершить свой героический поступок, будучи трезвым? Режиссер и сценарист ясно дают понять зрителю, что профессионализм невозможно пропить.

Создатели картины:

После двенадцатилетнего чудачества, связанного с работой в кино-компьютерном фото-реалистическом жанре, известный американский режиссер Роберт Земекис, в 2012 году вернулся в большое кино и снял на киностудиях «Image Movers», «Paramount Pictures» и «Parkes/MacDonald Productions» свой новый фильм-катастрофу «Экипаж». Российскому кинозрителю он известен своими интересными и захватывающими приключенческими боевиками «Назад в будущее» и «Форест Гамп». Последний раз он снимал в своих фильмах настоящих людей, а не анимированное их подобие, в 2000 году в картине «Изгой». Во время съемок режиссер много консультировался с профессиональными пилотами, чтобы достичь максимального реализма. По его словам, они его благодарили за выбор темы и правильную подачу материала. Впрочем, критики все равно нашли существенные погрешности в картине. В одной из напряженных сцен второй пилот при помощи Т-образной ручки поочередно гасит пожар в двигателях самолета. На самом деле после таких манипуляций двигатели изолируются от самолета и полностью выключаются. Но в следующих сценах они каким-то образом продолжают работать.

Автор сценария фильма Джон Гэйтинс попытался решить проблему взаимоотношений техники и человека, методично подбрасывая дополнительное эмоциональное топливо в разбушевавшийся костер авиационных и человеческих страстей, переводя крушение самолета в катастрофу человеческой личности. По его словам, при написании сценария, он был вдохновлен информацией о двух реальных авиационных катастрофах, случившихся в начале двадцать первого века. 31 января 2000 года, самолет «McDonnell Douglas-83″ авиакомпании «Alaska Airlines», летевший по маршруту Пуэрто-Вальярта (Мексика) — Сан-Франциско (США) — Сиэтл (США) потерпел катастрофу в районе Лос-Анджелеса и упал в 16.21 возле мыса Пойнт-Мугу (Point Mugu), находящегося рядом с Тихоокеанским ракетно-испытательным центром США и горой Санта-Моника. У него заклинило руль горизонтального стабилизатора, из-за чего самолет некоторое время находился в перевернутом состоянии, так же как и лайнер в фильме «Экипаж». Но затем, сорвавшись в штопор, он рухнул в океан. Все восемьдесят восемь пассажиров погибли.

В сценарии также использована история жизни канадского пилота Роберта Пише (Robert Piche), прославившегося на весь мир. 24 августа 2001 года он пилотировал самолет А-330-200 авиакомпании «Air Transat», направлявшийся с тремя сотнями пассажиров из Торонто (Канада) в Лиссабон (Португалия). Из-за проблем с топливным шлангом у самолета отказали оба двигателя. Но пилоту удалось совершить самое длительное в истории современной авиации планирование и успешно посадить аэробус на авиабазе Лажеш, на Азорских островах. Самолет пролетел в таком состоянии около 300 километров. При посадке лопнули восемь шин из десяти, но никто не пострадал. После того как отгремели фанфары в его адрес, дотошные журналисты раскопали сведения о его неприглядном, преступном прошлом. Оказалось, что героический летчик в былые годы был приговорен к десяти годам лишения свободы за перевоз партии наркотиков на своем самолете. В фильме «Экипаж» отражены некоторые моменты жизни этого пилота.
У вездесущих репортеров возникали подозрения, что в фильме также использована история посадки самолета А-320 на реку Гудзон пилотом Чесли Салленбергом 15 января 2009 года. Тогда бесстрашному летчику удалось посадить самолет на водоем после отказа обоих двигателей, случившегося из-за столкновения со стаей канадских гусей. Но сценарист Джон Гэйтинс опроверг эти предположения, заявив, что материал для сценария черпал только из бесед с опытными пилотами и из старых записей авиакатастроф. Он также пошутил, что сценарий фильма появился благодаря двум его страхам: напиться до смерти и погибнуть в авиационной катастрофе.

Съемки:

Подготовку к фильму Роберт Земекис начал с апреля 2011 года. В июне 2011 года на съемки в картине дал согласие чернокожий актер Дензел Вашингтон, ранее никогда не работавший с этим режиссером. Вся актерская труппа была сформирована в течение осени 2011 года. Съемки картины начались в середине октября 2011 года и продолжались в течение сорока пяти дней. Основные сцены были сняты в Атланте, в штате Джорджия (США) и окрестностях этого города, в Хэмптоне и Ковингтоне. В 5 километрах от Хэмптона находится аэропорт «Atlanta South Regional Airport», задействованный в фильме. А в Хэмптоне, помимо «Экипажа» было снято уже около шестидесяти художественных кинолент. Из-за этого его также называют Голливудом Юга. Популярность этого места вызвана наличием финансовых льгот. Поэтому продюсеры и режиссеры пользуются этой лазейкой в законодательстве страны. Фильм имел относительно небольшой бюджет в 31 миллион долларов. С учетом инфляции, это был самый маленький бюджет, который использовал Роберт Земекис в своих работах. Недостаток средств на технические трюки компенсировался цифровыми технологиями, в которых Роберт Земекис поднаторел за двенадцать лет работы, в том числе над мистическим боевиком «Беовульф». По его словам в фильме имеется триста кадров, сделанных при помощи компьютерной графики. Сцены с перевернутым в воздухе самолетом изготовлены именно так. «А как иначе мы могли это сделать?», — интересовался режиссер у дотошных журналистов во время интервью.
Чтобы не рекламировать какой-либо товар, торговую марку или предмет, создатели фильма показали самолет таким образом, чтобы было невозможно определить ни его наименование, ни авиакомпанию, а название спиртных напитков демонстрировали каждый по одному разу, чтобы не отдавать предпочтения ни одному из них.

Роли:

Главную роль в картине сыграл Дэнзел Вашингтон. Он двукратный обладатель престижной премии «Оскар» за роль второго плана в историческом фильме Эдварда Цвика «Слава» (1990 год) и за лучшую мужскую роль в киноленте Антуана Фукуа «Тренировочный день» (2001 год). Кроме этого он много раз был номинирован на эту премию. По его словам, он согласился на роль еще после прочтения сценария в черновом варианте. Его сильно заинтересовала трагическая судьба пилота Уипа Уитакера. Вторым аргументом для участия в съемках стало прославленное имя режиссера. Как только он узнал, что придется работать с Робертом Земекисом, все сомнения отпали. Актер практически не употребляет алкоголь и абсолютно далек от отравления организма наркотиками, но в фильме ему блестяще удалось перевоплотиться в алкоголика и наркомана Уипа Уитакера со всеми сопутствующими этому элементами поведения и мышления. Но при этом, в моменты наивысшего напряжения, когда от него зависит судьба множества людей, он сохраняет недюжинную силу воли и ясность мысли. Не был бы Дэнзел Вашингтон чернокожим, его легко можно было бы спутать с каким-либо русским летчиком, подвизавшимся полетать на самолете иностранной компании из-за отсутствия работы в свое стране. Актер талантливо сумел передать драму человеческой души своего героя, пытающегося разобраться в лабиринте собственных мыслей, страстей и надежд, не способного выскочить за рамки своих пороков.

Роль некоего подобия маленького беса весело изобразил в фильме богатый не только массой тела, но и талантом, Джон Гудман. На протяжении всей картины он методично и целенаправленно соблазняет душу и тело главного героя, подсовывая ему то алкоголь, то наркотики, то сигареты, то порножурналы, для облегчения жизни и бегства от действительности. Когда человек отходит от Бога и запутывается во лжи, вокруг него всегда вертятся подобные, на первый взгляд добродушные, бесы, готовые, якобы помочь. Авторы фильма символически изобразили отпадение главного героя от Бога, когда показали сцену сбивания верхушки церкви, самолетом, управляемым Уипом Уитакером.
Образ профессионального адвоката интересно и содержательно исполнил актер Дон Чидл, известный зрителю по ролям в таких картинах, как «Крысиная стая», «11 друзей Оушена», «Железный человек 2». В своем стремлении отмазать пилота от обвинений, он превращается в комического персонажа, пытающегося юридически переложить часть вины за случившуюся авиакатастрофу даже на «волю Божью».
Британская актриса Келли Райлли играет еще одного трагического персонажа картины — подружку пилота Николь. Знакомство с ним заставляет законченную героиновую наркоманку с тонкой и ранимой душой изменить свою никчемную жизнь и перестать употреблять наркотики. На эту роль так же претендовали актрисы Оливия Уайлд и Доминик МакЭллигот.

Итоги проката и награды:

Премьера драмы состоялась 14 октября 2012 года в США на кинофестивале в Нью-Йорке. В России фильм появился через месяц. Картина заработала во время премьерного показа в различных странах мира почти 162 миллиона долларов, из них почти 94 миллиона в США. Фильм вызвал интерес у большой зрительской аудитории и получил в основном позитивные отзывы. Он был номинирован в двух категориях на получение авторитетной премии «Оскар». Интерес жюри вызвали Дензел Вашингтон, как исполнитель «лучшей мужской роли» и сценарий, написанный Джоном Гэйтинсом. Кроме этого Вашингтон чуть не получил «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров США. В разных категориях фильму достались еще семь главных призов на различных конкурсах и кинофестивалях, проводимых в США. Некоторые кинокритики объявили возвращение режиссера Роберта Земекиса в игровое кино блистательным и триумфальным. Известный американский кинокритик Роджер Эберт из «Chicago Sun-Times» назвал сцену полета лайнера, одной из самых страшных, которую он когда-либо видел в художественных фильмах.

Сюжет:

Профессиональный пилот авиакомпании Уип Уитакер провел бурную ночь в отеле, в объятьях очаровательной латиноамериканки — стюардессы Трины, в плену безмерных порций алкоголя и наркотиков. В таком состоянии он уселся за штурвал авиалайнера, летящего из дождливого города Орландо в Атланту. На дорожку он так же решил «взбодрится» обильной дозой кокаина. Все бы сошло ему с рук, как это бывало не раз, но случилось непредвиденное. Из-за серии поломок старенький самолет потерял управление. Ценой неимоверных усилий и благодаря не стандартному решению, пьяному, одурманенному наркотиками пилоту удалось посадить лайнер в чистом поле. Казалось бы, проблемы Уипа Уитакера благополучно завершились, но оказалось, что они только начались. И главная проблема затрагивала его душу и совесть…