Compliance

Эксперимент "Повиновение"Существуют фильмы, основанные на реальных событиях, но во многом приукрашенные для зрелищности. Но при этом зрители принимают за правду каждую сцену, насколько бы она не была выдумана и фантастична. Однако режиссер Крэйг Зобел снял художественный фильм, созданный на основе реально случившегося происшествия, совершенно не изменяя ни той истории, ни даже диалогов главных героев. Но при этом почти каждый посмотревший этот фильм человек, не может поверить в достоверность показанного. Такой парадоксальной кинокартиной оказалась, снятая в 2012 году драма «Эксперимент Повиновение». Российские прокатчики, как это часто бывает, совершенно безосновательно перемудрили с переводом названия картины. В оригинале на английском языке этот фильм был назван «Compliance», что в переводе означает «Соблюдение», «Согласие» или «Угодливость». История, показанная в фильме, как это ни странно для наших соотечественников, случилась в действительности 9 апреля 2004 года в городке Маунт-Вашингтон, в американском штате Кентукки. Работник частного пенитенциарного заведения Дэвид Р. Стюарт, отец пяти детей и примерный семьянин, представившись офицером полиции Скоттом, осуществил жестокий розыгрыш по телефону, позвонив в закусочную «Макдональдс». Вряд ли он сам мог предположить, какой трагедией может обернуться его идиотская шутка. Но самое интересное, что подобных розыгрышей с различным развитием событий в тот период в США было насчитано семьдесят два. Не удалось установить, был ли в других случаях виновником этот же надзиратель или нет, однако, когда его арестовали, то подобные розыгрыши прекратились. Несмотря на то, что в этой ленте нет кровожадных чудовищ и неземных монстров, это реальный фильм ужасов, потому что ужаснее того, что могут сделать самые обычные на вид люди, вряд ли можно встретить и представить. Есть ли что страшнее, когда посторонний, путем психологических манипуляций, влезает в человеческий мозг и берет его под свой контроль. Фильм наглядно показал, насколько уязвимо человеческое сознание и насколько обычные люди могут впасть в безумие, когда им даются приказы, и они понимают, что за содеянное им не будет никакого наказания. Человек может стать чудовищем, когда знает, что все его грехи возьмет на себя какое-нибудь авторитетное лицо. «Шутник», по сути, использовал наработки нескольких психологических экспериментов, которые проводились над людьми в США в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия. В 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо провел так называемый Стэндфордский тюремный эксперимент, в ходе которого исследовались реакции изолированной группы людей на ограничение их свободы. В ходе этого исследования изучалось влияние на поведение человека, навязанной ему социальной роли. Еще до этого, в 1963 году, подобный эксперимент проводился в Йельском университете психологом Стэнли Милгрэмом. О его результатах он сообщил в своей статье «Подчинение: исследование поведения» и в книге «Подчинение авторитету: экспериментальный взгляд». Несмотря на то, что картина не насыщена какими-либо событиями, и все действие происходит в одном помещении, она держит в постоянном напряжении всех кинозрителей. Российским зрителям сложно представить, что показанное в данном фильме происходило в действительности, поскольку подобное возможно, в первую очередь, в обществе, где существует верховенство закона, где люди с детства приучены исполнять предписания вышестоящих органов и начальства. Ранее в США режиссером Полом Шойрингом был снят психологический фильм, затрагивающий подобную тему «Эксперимент», ставший римейком немецкой ленты с таким же названием, снятой еще в 2001 году. В 2008 году в Германии появился еще один фильм, подробно рассказывающий о том, как легко можно подчинить волю людей, под названием «Эксперимент 2: Волна».

Сюжет:

Зима подходила к концу, но грязный снег еще лежал на окрестных лужайках и газонах. Пожилая женщина, менеджер придорожной закусочной Сандра пребывала в расстроенных чувствах. Кто-то из сотрудников вчера вечером не закрыл холодильник. Из-за этого испортилось продуктов на тысячу триста долларов. Перед началом рабочего дня Сандра собрала всех сотрудников и провела с ними инструктаж. Она попросила внимательно отнестись к работе, поскольку ожидалась проверка санитарной комиссии. К тому же была пятница, а по пятницам в их закусочной наблюдалось столпотворение посетителей. За исключением нескольких нюансов, рабочий день не сулил каких-либо осложнений. В кабинете менеджера раздался телефонный звонок. Сандра подняла трубку. Звонивший представился офицером полиции Даниэлсом из центрального управления. Он сообщил, что официантка закусочной час назад совершила кражу кошелька из сумочки одной из посетительниц. Он привел описание подозреваемой. Все приметы полностью подходили к сотруднице закусочной по имени Бекки. Полицейский попросил позвать девушку к телефону. Менеджер тут же подчинилась. Так началась эта необычная история, которая привела к трагическим последствиям.

Создатели картины:

Над созданием фильма «Эксперимент «Подчинение» работали три американские студии: «Dogfish Pictures», «Bad Cop Bad Cop Film Productions» и «Muskat Filmed Properties LLC». В качестве режиссера над картиной работал малоизвестный специалист Крэйг Зобел. Это была его третья работа в кино, как режиссера и продюсера, а также вторая в качестве сценариста. Сценарий фильма был написан им на основании следственных материалов, записей видеокамеры, установленной в подсобке закусочной и газетных статей, которых ввиду уникальности случая было очень много. Режиссер не стал встречаться с участниками того трагического происшествия, поскольку не хотел лишний раз травмировать их психику. В одном из интервью режиссер признался, что за основу сюжета в картине взят эксперимент Милграма. Ему хотелось изучить механизм проявления садистских наклонностей у человека, когда они вменяются ему в служебные обязанности начальством. Режиссер также признался, что ему была очень интересна реакция зрителей на его фильм. По его словам, посмотревшие драму люди делятся на два противоположных лагеря. Одним он нравится, а другие его начинают ненавидеть. Режиссеру было интересно установить и понять причины ненависти людей из второго лагеря. Как выяснилось, в основном, к таковым относились люди с высшим образованием. Они считали, что подобное смогло произойти из-за того, что в закусочных работают люди с низким уровнем мышления и образования. По их представлениям, с ними бы такого не произошло. Однако основными проводниками действий телефонного манипулятора становились как раз люди с высшим образованием. Именно через них мошенник подвергал унижениям простых сотрудников закусочной. Возможно, именно это и злило людей из второго лагеря, поскольку получалось, что наличие диплома не является гарантией наличия ума. В интервью после премьеры фильма, режиссер рассказал, что ему хочется стереть на экране грань между вымышленным миром и реальностью. Над музыкальным оформлением картины трудилась дебютантка, композитор Хезер МакИнтош. В картине присутствует десять музыкальных тем, удачно дополняющих атмосферу фильма. Чтобы придать фильму больше документальности, он снимался с ручной камеры и при помощи специальной техники создания изображения. Все сцены были созданы в одном помещении закусочной, расположенной в штате Огайо (США). На производство картины и съемки ушло всего 270 тысяч долларов.

Главные роли:

Главную роль в картине исполнила американская актриса Дрима Уокер, хорошо известная американскому зрителю, поскольку снималась в нескольких популярных в США телевизионных сериалах, например, в таких как «Хорошая жена», «Сплетница» и «Не доверяйте су.. из квартиры 23″, где она исполнила роль, как раз одной из су.. В большом кино девушка дебютировала в картине «Гран Торино», где исполнила роль внучки персонажа, которого играл знаменитый Клинт Иствуд. Ее участие в картине «Эксперимент «Повиновение» у многих вызвал недоумение, и даже недовольство из-за использования сексуальности актрисы. В Интернете гуляет видеозапись с одной из камер наблюдения, частично снявшей тот самый случай, который был положен в основу фильма. Его можно найти по запросу «Louise Ogborn», именно так зовут жертву в реальности. Там видно, что девушка, ставшая жертвой этого жуткого розыгрыша, не настолько очаровательна, как актриса Дрима Уокер. Все претензии к выбору актрисы на эту роль, режиссер разбил утверждениями, что она во время кастинга оказалась лучшей. Он также подчеркнул, что в кастинге принимало участие мало актрис, поскольку у фильма не было большого бюджета. Кстати, по утверждению, режиссера, сцены с раздеванием главной героини для него давались значительно труднее, нежели для самой актрисы.

В роли менеджера закусочной снялась актриса Энн Дауд. За свою долгую кинематографическую карьеру она снялась более чем в шести десятках фильмов, но именно эта роль принесла ей признание кинокритиков и специалистов. Раздавались влиятельные в кинематографическом мире голоса, сулившие ей даже «Оскар» за роль второго плана, но в действительности, она не была даже номинирована на эту награду. Также в картине снялись актеры Филипп Эттинджер, более известный по съемкам в американских телевизионных сериалах, и Эшли Эткинсон, которая более известна в театральных кругах, где на ее счету имеются несколько премий. Небольшую роль исполнил актер Мэтт Сервитто, на счету которого порядка семидесяти работ в кино и сериалах, в основном эпизодических.

Итоги проката и награды:

Художественный фильм «Эксперимент «Повиновение» вышел в прокат под слоганом «Ты должен подчиняться». Американская ассоциация MPAA присвоила ему цензурный рейтинг R, означающий, что просмотр в возрасте до семнадцати лет возможен только в присутствии взрослого. Его премьера состоялась 21 января 2012 года на кинофестивале независимого кино «Сандэнс», проводимом в городе Парк-сити, в штате Юта (США). Во время просмотра состоялась бурная дискуссия относительно увиденного. Зрители засыпали вопросами создателей картины, поскольку их шокировало увиденное на экране. Кстати, на том же кинофестивале был показан документальный фильм «Поцелуй Путина», пытающийся дискредитировать государственную власть в России на примере одной карьеристки, покинувшей движение «Наши». 21 апреля того же года драма «Эксперимент «Повиновение» была продемонстрирована на кинофестивале в Висконсине, в США. Еще через четыре дня она вышла на более высокий уровень, приняв участие в международном кинофестивале в Сан-Франциско. В ограниченный прокат на территории США картина попала только 29 июня 2012 года. Она демонстрировалась всего в двадцати одном кинотеатре. Затем были показы на различных международных кинофестивалях в Довиле (Франция), Локарно (Швейцария), Лондоне (Англия), Стокгольме (Швеция), Глазго (Шотландия) и Турине (Италия). В Российской Федерации фильм впервые был показан публике 13 декабря 2012 года, почти через год после его премьеры. В нашей стране его посмотрели всего 1200 человек, принесшие в копилку фильма 7638 долларов. В общей сложности кинолента заработала в США около 320 тысяч долларов. Достоверных данных по другим странам не имеется. Фильм был выпущен на дисках DVD в США 8 января 2013 года, а в Российской Федерации 18 марта 2013 года. Российским релизом занимались компании «Новый диск» и «Кармен-видео».

В виду ограниченности финансовых средств выделенных на рекламу и неширокого охвата кинотеатров, фильм посмотрели очень мало зрителей. Однако те, кто это сделал, остались очень высокого мнения, как о работе режиссера, так и о картине в целом. На популярном тематическом сайте «Rotten Tomatoes» фильм получил 89 процентов положительных рецензий от профессиональных кинокритиков. В опросе участвовало 130 кинокритиков. Обычная аудитория дала картине 61 процент хвалебных откликов. На другом подобном сайте «Метакритик» фильм удостоился 68 баллов из ста возможных, что достаточно много для независимых картин подобного жанра. Результат был получен на основе отзывов тридцати двух кинокритиков. Фильм получил две номинации на престижную премию «Сатурн» в 2013 году. Энн Дауд претендовала на приз в категории «Лучшая актриса», а сама лента в категории «Лучший независимый фильм». Кроме того, Энн Дауд, сыгравшая роль менеджера Сандры, удостоилась премии Национального совета кинокритиков США за лучшую женскую роль второго плана.