The Other Boleyn Girl

Oblozhka_BoleinЭпохой дворцовых интриг, борьбы за власть и роковых романов называют время правления английского короля Генриха VIII Тюдора (1509 – 1547гг.). Один из таких романов между королем Англии и его второй женой Анной Болейн и лег в основу художественного произведения известной британской писательницы Филиппы Грегори. В нем автор преподносит новое прочтение старой истории – роковой двойной страсти сестер Болейн и Генриха VIII — короля, ставшего благодаря своим многочисленным трагическим бракам, воплощением образа Синей бороды – персонажа знаменитой французской сказки. Роман Филиппы Грегори, основанный на реальных исторических событиях, был опубликован в 2002 году, однако в России бестселлер увидел свет лишь в 2007 году, выйдя из печати под названием «Другая Болейн» («The Other Boleyn Girl»). Позднее он был переиздан под другим заголовком — «Ещё одна из рода Болейн». Следует отметить, что об отношениях Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн, ставшими роковыми не только для самих участников, но и для всей страны, написано огромное количество исторических и художественных произведений, а также снято довольно много экранизаций. Наиболее известные из них это «Частная жизнь Генриха VIII» (1933г.), «Человек на все времена» (1966г.) и «Анна тысячи дней» (1969г). Однако лишь британский режиссер Джастин Чадвик впервые в своем фильме «Еще одна из рода Болейн» поставил в центр киноленты взаимоотношения в самом клане Болейн. Именно Болейнам уделил режиссер большую часть экранного времени, отодвинув персонаж Генриха VIII на второй план.

Автором адаптированного сценария к фильму стал Питер Морган. Ранее он уже создавал сценарии об эпохе Тюдоров – для британского телевизионного фильма «Генрих VIII» 2003 г., «Последний король Шотландии» 2006г., «Королева» 2005г.

Режиссер Джастин Чадвик до экранизации «Ещё одна из рода Болейн», в основном, снимал телевизионные сериалы. Истории про строптивую Анну предшествовала лишь одна полномасштабная художественная лента, снятая им. Тем не менее, проект о судьбе второй жены Генриха VIII, ставший первым высокобюджетным игровым фильмом Чадвика, оказался удачным и завоевал интерес кинозрителя во всем мире.

Сюжет

16 век. Время правления английского монарха из семьи Тюдоров Генриха VIII. После двадцатилетнего брака с первой женой – королевой Екатериной Арагонской, которая так и не смогла подарить английскому королю сына, Генрих обращает свой взор в сторону от супружеского ложа. В этот период в борьбе за любовь короля и столкнулись интересы двух самых близких людей – сестер Анны и Мэри Болейн.

Двумя кланами Говардов и Болейнов разрабатывается «стратегический» план влияния на падкого до женских прелестей монарха. В фаворитки королю готовится старшая дочь семейства Болейн – Анна. Однако, сам Генрих выбирает младшую – уже замужнюю Мэри Болейн. Честолюбивая Анна не смиряется с поражением, и вновь вступает в борьбу за королевское сердце, а в итоге – за трон Англии. Финал этой борьбы известен всем.

Главные герои и актеры, исполнившие роли

Выход на широкие экраны фильма «Еще одна из рода Болейн» (2008 г.) сопровождался скандалом. Конфликт произошел между создателями киноленты и рядом ведущих телевизионных и литературных критиков Туманного Альбиона. Они яростно протестовали против выхода этой экранизации, обосновывая свое недовольство участием в проекте не английских, а американских исполнительниц (Натали Портман и Скарлетт Йоханссон). Тем не менее, создатели проекта не пошли на уступки, и снимали в главных ролях именно этих, уже утвержденных актрис.

Исполнительницы обеих ролей очень ответственно подошли к воплощению образов своих героинь на экране. Так, исполнительница роли Анны Болейн американская актриса израильского происхождения Натали Портман, очень внимательно изучала исторические материалы. Она смогла изобразить героиню, опережающую свое время.

Индивидуальность Анны заключалась, прежде всего, в необыкновенном самоуважении, что, конечно, нетипично для поведения женщин того времени. Анна на самом деле провела при дворе гораздо большее количество времени, чем это показано в фильме. Лишь вкратце упомянуто об ее уме и образованности. Однако, получив блестящее воспитание при дворе французской королевы, она завоевала также признание и восхищение лучших поэтов и мыслителей. Ей, быстро ставшей центром английского двора, посвящал стихи известный французский поэт и гуманист Клема́н Маро́, а также английский государственный деятель и поэт Томас Уайетт.

Но именно амбиции Анны, ее твердая уверенность в том, что она достойна лишь самого лучшего, и привели ее в результате к трагическому финалу. После всего пережитого, в финале фильма, героиня понимает, что «перегнула палку»: достигнув желаемого — королевского трона, она потеряла самое главное – любовь короля. Но понимает она это слишком поздно.

После роли Анны Натали Портман была провозглашена американским музыкальным журналом Blender как «одна из самых горячих женщин кино и телевидения».

Также тщательно, как и Натали, к роли Мэри (Марии) Болейн готовилась и вторая «сестра» — Скарлетт Йоханссон. В отличие от Портман, не имеющей ни братьев, ни сестер, ее партнерша по фильму имела больший опыт (у Йоханссон трое сестер и братьев). Поэтому Натали как бы «училась» сестринскому отношению у Скарлетт.

О Мэри (Марии) Болейн существует крайне мало достоверных сведений. Ее биография полна слухов и домыслов. Большинство источников вообще ничего не говорят о ее личности. Впрочем, судя по тому, что Мэри (Мария) смогла вскружить головы двум королям ведущих держав мира (Франциску I и Генриху VIII), эта личность вряд ли была заурядной. Да и мать обеих сестер в фильме отмечала, что дала своим девочкам прекрасное образование. Как бы то ни было, наиболее интересной актриса, воплотившая Мэри на экране, считает героиню романа Филиппы Грегори, полностью выдуманную автором.

Обе сестры – Мария и Анна Болейн представлены в фильме как две половины одного целого. Мария жертвует своим чувством ради счастья сестры. Ей нравятся в Анне те черты характера, которые не достались ей. И, наоборот – в финале фильма уже Анна приходит к мысли, что некоторые черты характера ее сестры она хотела бы иметь сама. Их соперничество, ставшее основной интригой фильма, не может разрушить их родственную близость, которая в итоге побеждает все.

Кровавый английский монарх Генрих VIII Тюдор предстал в изображении австралийского киноактера Эрика Баны. Режиссеру было очень важно показать короля не таким, каким он видится на классических портретах и в описании хроники тех времен, а таким, каким его видят две любящие женщины – сестры Мария и Анна Болейн.

Да, образ Генриха VIII в этой экранизации – чистейшая выдумка автора сюжета. Но кто знал его так близко лично, чтобы утверждать обратное? Поэтому фантазии автора в личностном видении характера своего героя вполне допустимы. А сестры видят его обаятельным, властным и очень ранимым. Конечно, этот образ значительно отличается от общепринятого. Как считает сам режиссер, возможно, когда-то Генрих был красивым и обаятельным мужчиной, до того времени, «пока он не сошел с ума». Конец 30-х – 40-е годы шестнадцатого столетия уже были ознаменованы жесточайшими расправами английского короля-реформатора. По свидетельству английского хрониста Рафаэля Холиншеда, в годы правления Генриха VIII было казнено около 72000 человек.

Выбор Баны на роль этого весьма противоречивого героя режиссер объяснил тем, что, как ему кажется, именно Бана смог бы показать гуманность и тепло короля в этот период времени. Сам Бана, рассказывая о работе над столь значимой ролью, пояснял, что постарался почувствовать своего героя. Даже в его дурных поступках была некая логика, еще понимаемая в этот исторический отрезок времени. Дальнейшая жизнь Генриха становится жизнью очень опасного и непредсказуемого человека, к тому же, наделенного огромной властью.

Съемки

Съемки киноленты начались осенью 2006 года. Большая часть из них проходила в естественных условиях — в реальных замках и английских поместьях. Например, члены съемочной группы познакомились с замком Хевер («Hever Castle»), где в 16 веке и проживали представители клана Болейн. К сожалению, большинство английских замков стали туристическими объектами и утратили прежний интерьер. Ушла сама атмосфера, дух тех времен.

Дворец Генриха VIII Уайтхолл сгорел во время пожара, поэтому доподлинных сведений, как именно выглядело его внутреннее убранство, не сохранилось. Интерьеры дворца были воссозданы непосредственно на лондонской студии Эльстри. Там же снимались и ключевые сцены фильма. Художник-постановщик проекта Пол Келли называл возможность придумать и воплотить в реальности спальню могущественного короля Генриха VIII «фантастическим опытом». Мебель и предметы обстановки создателями фильма также были полностью придуманы.

Одно из достоинств киноленты в техническом плане – это качество съемки. Оно было произведено в очень высоком разрешении. В результате получается картинка, отображающая даже мельчайшие детали. А они в костюмированных исторических фильмах очень важны. В высоком разрешении достигается оптическая иллюзия, когда будто бы существует возможность прикоснуться к актеру и заглянуть ему в глаза. Это придает уникальный облик всему фильму.

Костюмы

Каким бы ни был бы спорным в историческом плане фильм «Еще одна из рода Болейн», зрителя не может не потрясти необыкновенная красота костюмов той эпохи. Следуя идее художника-постановщика Джона Пола Келли, художник по костюмам Сэнди Пауэлл (ранее двукратная обладательница статуэтки «Оскар» за костюмы к фильмам «Влюбленный Шекспир» и «Авиатор») специально разработала необычную цветовую палитру, включающую самые разнообразные оттенки голубого и зеленого. Цвета этой палитры как бы повторяли тон одежды персонажей с полотен Ганса Гольбейна. Именно этот художник — современник Генриха VIII, являлся придворным живописцем королевского двора.

Также для более достоверного воссоздания атмосферы той эпохи был приглашен известный специалист по светскому этикету Ноэль Батлер. Его задачей стало обучение актеров манерам королевского двора 16 века.

Интересные факты

  • На момент происходящих в фильме событий английскому королю Генриху VIII исполнилось 45 лет. По классическому парадному портрету он запомнился человеком огромного роста и более чем крупного телосложения с пламенеющей ярко-рыжей бородой. В последние годы король страдал ожирением и передвигался с помощью особых механизмов. Таким образом, актер Эрик Бана, воплотивший на экране его образ, очень мало напоминает оригинал.
  • Достоверно известно, что Анна Болейн стала жертвой политических интриг. К ее гибели «приложил руку» один из главных идеологов Реформации, первый советник короля Томас Кромвель. Мнимая идея заговора и адюльтера, в результате которой Анна была казнена, принадлежит именно Кромвелю. Сам Генрих VIII планировал всего лишь развестись с Анной Болейн. Однако точку в ее трагичной судьбе поставила большая политика.
  • Достоверно так и не известно, кто из двух сестер – Анна или Мария был старше. Историки склоняются к тому, что все-таки, Мария была старшей дочерью. Вопреки сюжету фильма, именно Мария считалась красавицей, а ее сестра Анна, хотя и стала королевой, имела вполне заурядную внешность. Сохранились портреты обеих сестер.
  • Очень спорен также и скромный образ Марии Болейн. Мария много времени провела как при английском, так и при французском дворе, где по слухам, являлась фавориткой и французского короля Франциска I., который отзывался о ней как о «самой бесстыжей любительнице приключений».

Тысяча дней Анны Болейн

Фильм «Еще одна из рода Болейн» — история о трагическом переплетении множества судеб на фоне масштабных исторических событий. Да, подробности отношений и соперничества двух сестер Болейн остались «за кадром» истории. О них практически ничего неизвестно. Поэтому в любовной сюжетной линии возможна определенная авторская фантазия, иначе и не может существовать любое художественное произведение, в том числе – кинофильм. А история этих взаимоотношений мало кого оставит равнодушным.

История, имеющая трагический финал, знакомая со школьной скамьи, в талантливом воплощении на экране предстает яркой и захватывающей. История взлета и падения, безумной страсти и разочарования, дворцовых нравов, лжи и предательства – это единственная в своем роде история молодой женщины, которая не стала «еще одной из рода Болейн».