If Only Everyone

Oblogka_Esli_vseЛюди, прошедшие войну, пронесут ее в своих сердцах, навсегда запомнят ее, даже если не осознанно, то уж точно на подсознательном уровне. Война меняет характер, полностью переворачивает мировоззрение, оставляет на душах глубокие рубцы и раны, которые могут не заживать годами, которые кровоточат, где-то глубоко, в самых потаенных уголках, тревожат, не дают спать и есть. Но все же, как ни крути, все проходит, потому вечного нет ничего на Земле, как сказал один из великих. И с этой войной можно ужиться, сродниться, привыкнуть к ней. Самое главное, не позволить другим пройти через то, через что прошел сам, уберечь, оградить, предупредить, а для этого нужно помнить.

Русская женщина и армянское кино

Началось все с того, что однажды русская женщина с литовской фамилией, режиссер и сценарист по имени Наталия Беляускене приехала в Минск в рамках очередной командировки, а по роду своих режиссерских занятий разъезжать ей приходиться очень много, особенно по территории постсоветского пространства. Случайная встреча, произошедшая с Наталией в этом удивительно красивом, белорусском городе, перевернула всю ее размеренную жизнь.

На одном из официальных мероприятий Наташу познакомили со странным, улыбчивым и очень харизматичным человеком по имени Микаел Мовсесович Погосян. Они как-то сразу «прониклись» друг к другу, родство душ двух совершенно разных людей прямо бросалось в глаза. С тех пор и началась их дружба, этого немного странного армянина и простой русской женщины. Настоящая крепкая дружба, которая не делает различий по возрасту, национальности или половым признакам. Спустя год на адрес Натальи пришло пухлое письмо со штампом почты Армении. Открыв пакет, женщина обнаружила сценарий, который прислал именно Микаел Погосян. Прочитав несколько десятков страниц сочинения, Наталья поняла, что жить дальше и не снять по присланному сценарию кино, становится для нее просто невозможно, настолько понравилось ей то, что было в сочинении. На то время у Наталии Беляускене уже было достаточно много опыта, чтобы понять — «Если все» может стать настоящим шедевром при правильном подходе.

Режиссер прошла долгий путь, пока поняла, что же, на самом деле, является ее призванием. В школе девочка много занималась музыкой и родители прочили ей консерваторию, однако все сложилось по-другому, и Наташа отправилась покорять приемную комиссию Академии Внешней Торговли, куда успешно и поступила по направлению «международная экономика». Нужно сказать, что более прилежной ученицы стоило поискать, девочка занималась, получала знания и в конечном итоге в две тысячи первом году академию с отличием закончила. Но в душе, в самих тайных лабиринтах подсознания, она точно знала, что международной экономикой она больше никогда в жизни заниматься не будет. Именно так и случилось, пройдя практику, которая была необходима для получения диплома, ровно через год после ВУЗа, имея за плечами высшее образование и немалые познания в экономике, Наталия отправилась поступать в Школу рекламы Грымова, где успешно проучилась год. Но этого было невероятно мало, а хотелось Наташе гораздо большего. В две тысячи втором году она также легко поступила на Высшие режиссерские курсы, куда ее и приняли, причем невзирая на достаточно большой конкурс. Преподавателями девушки были такие мэтры, так сказать динозавры кинематографического искусства, как Финн, Хотиненко и Герасимова.

В две тысячи пятом году на экранах появилась первая режиссерская работа Наталии, художественный мини-сериал под названием «Запасной инстинкт». Нужно сказать, что детектив с лихо закрученным сюжетом, в котором снялись выдающиеся и именитые актеры, сразу привлек внимание, как критики, так и зрителей. Немного позже публика получила возможность посмотреть еще одно кино Наталии Беляускене, фильм назывался «Цвет неба». Эта лирическая мелодрама — действительно трогательная и заманчиво интригующая история про два одиночества, встретившихся высоко над облаками (он – пилот, она – стюардесса), достучалась до сердец зрительской аудитории и о Наталье заговорили. Ровно через год, в две тысячи седьмом, Наталия выпустила новогоднюю комедийную сказку для взрослых с нечистью и колдовством. Фильм получился смешным, немного пародийным на весь американский хоррор-кинематограф, но это его явно не портит, кто любит новогодние комедии, обязательно должен посмотреть и это кино.

Были еще работы с короткометражками и несколько рекламных проектов, но все это сама Натали считает рутиной, и не стоящими внимания скоротечными проектами. Саму Наталию очень часто расспрашивают, как же получилось, что русская девушка сняла армянское кино, а причина лежит на поверхности — сценарий, присланный ей Микаелом Погосяном, не мог долго пылиться на полке, он звал, просился, постоянно маячил перед глазами, а главное — занимал все мысли режиссера, полностью поглощая и затягивая все глубже. Кроме того, Наталия открыто признается в любви к этой удивительной стране, и к людям, которые ее населяют. В одном из интервью она даже озвучила такие свои переживания: «Я будто изначально принадлежала этой земле, как будто это мой дом и я ощущаю ту незримую нить, связующую меня с Арменией, где бы я не была. Как только первый раз ступила я на эти благословенные просторы, я мгновенно это почувствовала, с тех пор это чувство не покидает меня ни на секунду».

Война – это память надолго

Однако работу над проектом нужно было начинать, потому что тянуть не мог, да и не хотел, никто. Потому Наталия сама отправилась, так сказать, по местам боевой славы, то есть она лично прошла по маршруту, по которому впоследствии пройдет главная героиня фильма, такая же русская девушка из Саратова. Наталия чрезвычайно много разговаривала с людьми, особенно с теми, у кого в сердце навеки упала осадком жестокая соль боевого опыта — с ветеранами карабахской войны. Эти люди многое прояснили для женщины, которая никогда в подобных условиях не была, но смогла осознать, что же должны чувствовать они, покрытые морщинами и раньше времени поседевшие. Эти люди, которые охотно рассказывали о себе, сделали очень много для будущего фильма, ведь они продолжали жить, несмотря ни на что, продолжали улыбаться и грустить, радоваться солнцу и свежему ветру, продолжали любить и растить детей… Эта невероятная, солнечная жизнерадостность очень впечатлила Наталию, да так, что и в фильме эти люди получились такими же яркими, солнечными и живыми. По-другому случиться просто не могло.

На главную роль русской девушки, отправляющейся на поиски могилы своего отца, который погиб, сражаясь и защищая страну, откуда родом его жена-армянка, пригласили молодую, но достаточно перспективную актрису Екатерину Шитову. Нужно сказать, что работа в картине — это самый настоящий актерский дебют девушки, с которым она, несомненно, справилась. Образ получился таким сильным и сочным, и в то же время таким трогательно-хрупким, что порой невольно наворачиваются слезы. Хотя в целом, Саша Масленикова, а ведь именно так зовут героиню фильма, получилась девочкой жизнерадостной и веселой, готовой идти на авантюры ради достижения своих целей, а, к тому же, понятливой, смышленой и доброй, какой должна она быть по режиссерско-сценаристскому замыслу.

В чем виноват Гурген?

Нужно упомянуть, что Микаел Погосян не один работал над сценарием кинофильма «Если все», ему помогала еще одна талантливая женщина в этом проекте, а именно Тереза Варжапетян. Благодаря ей, в эту драматически-приключенческую ленту попало некоторое количество женственности, дабы разбавить общую суровость, и чрезвычайная лиричность, это тоже, конечно же, ее заслуга. Как говорил герой одного советского мультфильма: «А то атмосфера у нас слишком уж строгая!». А ведь подобное кино никак не должно быть чрезмерно серьезным, это переведет его в совершенно другое качество, а Наталия Беляускене хотела видеть легкий, немного романтичный, с крупинками светлой грусти и лиричными сносками, фильм, наполненный надеждой, верой в людей и в будущее. Нужно сказать ей все удалось, и фильм получился отличный.

Исполнять роль выжившего боевого товарища по имени Гурген, командира того самого отряда, который и полег под пулями,  в киноленте взялся сам Микаел Погосян. Ну, разве мог он удержаться и не сыграть того персонажа, портрет которого написал сам? Нужно сказать, Микаел — личность в Армении довольно-таки известная, да и за пределами страны этого чрезвычайно обаятельного человека знают многие. Работает в театре и кино этот удивительно талантливый актер, отличный певец с идеальным слухом и приятным, глубоким голосом, уже достаточно давно, чтобы публика смогла узнать о нем многое. Но самой главной визитной карточкой любого актера, конечно же, всегда остаются его роли. «День бумажного змея», «Верёвка», «Глас вопиющего в пустыне», «Слово», «Хатабалада» — в этих, и во множестве других фильмах сыграл этот замечательный актер. Кроме того, он в последние годы сам занялся режиссурой и продюсерской деятельностью. Да и этим не ограничивается список его заслуг, ведь он, ко всему прочему, пишет книгу, которую планирует когда-нибудь издать.

Образ бывшего командира Гургена, который и теперь, когда девочка из России спустя двадцать долгих лет приехала искать могилу своего отца, чтобы посадить в изголовье березку, не может простить себе гибели ребят из своего отряда. Это чувство вины не отпускает Гургена ни на миг, и может быть, именно благодаря ему, он и пускается во все тяжкие, помогая Саше Масленниковой преодолеть все трудности и невзгоды пути. Гурген тоже, как и Саша, готов идти на самые безумные авантюры, а кроме того, он просто искрится юмором, настоящим, тонким восточным юмором, которым пропитана каждая секунда фильма.

«Наполнись грустью, но гони тоску!»

Что же до сюжета, то действие в этом кино развивается настолько динамично, насколько позволяет череда событий, некоторые диалоги заставляют хохотать, или хотя бы тихо улыбаться, хотя порой хочется и всплакнуть от переизбытка чувств. Этот фильм даже не о путешествии и приключениях двух совершенно разных людей, которые ощущают полное душевное родство и взаимопонимание, не о поисках потерянной могилы, хотя и она очень важна, этот фильм о том, как важно всегда, в любой ситуации, и как говорится, при любом раскладе, оставаться человеком. Путешественники обнаружат, что искомое место, к которому они проделали такой сложный путь, находится на территории Азербайджана, а значит, за границей. Как же поступят искатели приключений и дойдут ли до цели? Для того, чтобы узнать наверняка, придется все же посмотреть кино, другого выхода нет. Однако ни один человек после просмотра точно не станет сожалеть о потерянном времени.

Фильм получился настолько пронзительный, что в некоторых моментах просто «пришибает», словно молнией, а музыка, использованная в киноленте, заставляет дрожать все струны души человеческой, звучать ей в унисон. Эта музыка написана армянским композитором по имени Ваагн Айрапетян, и общее впечатление от фильма во многом зависело именно от него. Своей музыкой Айрапетян сделал эту киноленту настолько атмосферной, что послевкусие от просмотра остается надолго, да и сами мелодии еще долго будут ненавязчиво вращаться в сознании, возвращая зрителя к осмыслению этого удивительного кинофильма под названием «Если все». Кинолента «Если все» изначально должна была носить более длинное название — «Если все армяне подпрыгнут», однако впоследствии, в чистовом варианте, это название почему-то было решено укоротить. На самом деле, это кино как раз из тех, для которых совершенно не важны, ни сумма кассовых сборов, ни бюджетные средства, истраченные в процессе съемок. Это кино появилось потому, что оно должно обязательно быть, и альтернативных вариантов быть не может. И оно есть, и посмотреть его стоит, вне всяческих сомнений. Это именно то, что называют загадочным и таинственным словом, понятным не для всех – искусство, настоящее, без купюр и прикрас.

Премьера киноленты «Если все» состоялась в конце января две тысячи двенадцатого года, и кино сразу вызвало вокруг себя огромный ажиотаж. Фильм был номинирован на многочисленные награды, и большинство из них получил. Российский зритель смог посмотреть кинофильм только в августе две тысячи тринадцатого года, и отечественная публика отнеслась к этому армянскому проекту российской женщины очень даже благосклонно. Сама Наталия Беляускене очень хочет, мечтает, чтобы ее кино показали и в Азербайджане, чтобы простые люди тоже поняли, что ничего общего с политикой оно совершенно не имеет. «Этот фильм о людях. О тех, кто прошел войну, и не обязательно, какую-то конкретную, какую-либо. О тех, чьи сердца и души полны войной под завязку» — говорит режиссер в аннотации к фильму.