Ce que le jour doit à la nuit

Oblogka_Eto_kak_posrediФранцузский кинематограф, уже в который раз заставляет зрителей удивляться и наслаждаться показанным на экране вулканом человеческих страстей. История арабского паренька Юнеса, жизнь которого кардинально меняется, попав в семью родного дяди, женатого на француженке. Теперь он и навсегда будет Жонесом. Эта история приковала к экранам зрителей, которые не могли даже на секунду оторвать взгляд от экрана. Авторы картины погрузили их в такой ураган чувств, эмоций, клятв, дружеских и родственных отношений, что порой не покидало чувство, что все это происходит где-то рядом, только лишь надо протянуть немного руку, чтобы почувствовать руку или плечо действующих персонажей. Но главным лейтмотивом ленты стала любовь между божественно красивым юношей и девушкой, пронесённая сквозь десятилетия, которая будет не один раз проходить проверку на прочность на фоне революционного преображения Алжира от французской колонии до свободного африканского государства. О достоинствах картины «Это как день посреди ночи» Александра Аркади можно говорить много и долго. Изысканное музыкальное оформление к фильму, которое не оставит равнодушным ни мужчин, ни женщин – огромный плюс композитору Арману Амару. Отличная операторская работа: роскошные зарисовки африканского Алжира в виде бескрайних оливковых плантаций и виноградников, роскошных песчаных пляжей с ослепительно прозрачной голубой морской водой. А какие виды звездного неба в тех широтах. А какие уютные маленькие города и деревни, где происходит развитие сюжета. За все это такой же огромный плюс Жилю Анри. Ну а за великолепно подобранный актерский состав, их потрясающую игру, продуманную до мелочей, и за сюжет прекрасно адаптированный с книгой – зрители должны благодарить режиссера и сценариста в одном лице – Александра Аркади.

Человек, подаривший зрителю эту трогательную историю

Александр Аркади – французский продюсер, сценарист и режиссер, по национальности еврей, родившийся в Алжире, а в 1961 году переехавший с родителями во Францию. Это довольно заметная киноличность не только французского кинематографа. Его ленты довольно хорошо знают в Европе. Говоря о нем, нельзя не упомянуть, что все его шестнадцать (данные на конец 2012 года) режиссерских картин, все без исключения поставлены по собственному(!) сценарию. Из наиболее заметных его работ можно выделить следующие ленты.

Особняком, пожалуй, стоит криминальная комедия 1985 года «Ограбление», которую приняли «на ура» во всей Европе. Это довольно милая и забавная лента сделана в потрясающе авантюрно-приключенческом стиле. Она поведала историю ограбления крупнейшего банка Монреаля гениальным авантюристом и актёром Гриммом в духе «Робин Гуда» двадцатого века. Роль гениального «преступника» сыграл корифей французского кино – Жан-Поль Бельмондо. Кстати, эта лента запомнилась и тем, что она стала последней, где Жан-Поль все трюки выполнял сам. На съемках случился маленький инцидент, приведший к довольно серьезной травме актера.

Есть фильмы, которые с годами абсолютно не теряют ни своего шарма, ни актуальности. Тому пример еще одна лента Александра Аркади «Священный союз», вышедшая спустя четыре года после «Ограбления». Эта криминальная драма с великолепным актерским дуэтом Ришара Берри и Патрика Брюэля, чьи герои вступили на трудную тропу борьбы с наркотиками. История о настоящей мужской дружбе, о том, что такое вера в светлое будущее и безграничная преданность делу, покорила многомиллионную европейскую зрительскую аудиторию.

Александр Аркади после всех этих популярных остросюжетных лент (сюда можно добавить два гангстерских «Прощённых дня») в 90-е годы прошлого века стал вдруг проявлять слабость к романтическим любовным историям. Сначала была лента «Ради Саши», затем «Скажи мне «да». Специалисты объяснили эти неожиданные трансформации в творчестве благотворным влиянием на его мужественные ленты изящных работ Дианы Кюрис, его супруги, признанной постановщицы картин «Влюблённый мужчина», «Дьявольская мята», «Любовь с первого взгляда» (была номинирована на «Оскар» в 1984 году) и «После любви».

Также Александр Аркади не раз в своих лентах обращался к теме трагического свободолюбивого Алжира, стремящегося к независимости. Ему, прожившему почти пятнадцать лет в Алжире, как никому, известны события, происходившие в те судьбоносные для народа годы. Он раз за разом обращался к этой теме. Поэтому не удивительно, что сентиментальная и пронизывающая до глубины души лента «Это как день посреди ночи», охватившая судьбоносные перемены, как для Франции, так и для Алжира, вышла «из-под пера» именно Александра Аркади. Он знает, как показать, не обращая внимания на упрёки во всепоглощающем проявлении чувств, вулкан человеческих страстей, знает, как собрать и сплотить ансамбль исполнителей.

Актерский десант

В картине выявилось прекрасное сочетание опыта и всеохватывающей молодой энергии актеров. Диву даешься, настолько все они гармонично влились в ход развития развернувшейся на глазах зрителей драмы. Стоит начать с самых опытных экранных «бойцов». Анн Парийо полюбилась зрителям по лентам «Никита», «Человек в железной маске», «Интимные сцены», «Неукротимый» и «За шкуру полицейского», обе с Аленом Делоном. Как она сама не раз заявляла, что кинематограф для нее – прекрасный способ убежать от себя, поскольку ее жизнь вне работы прозаична и банальна. А вот кино дает ей возможность быть другой, быть по возможности сумасшедшей, и в этом она ощущает огромное удовлетворение от работы. Конечно же, самый яркий сыгранный персонаж — Никита. Если для многих зрителей та бесстрашная Никита по Бессону ассоциировалась только с умением классно стрелять и запредельной для девушки силой, то саму артистку образ Никиты очаровал своим редким психологическим состоянием и душевным покоем. Люк Бессон, как в карьере, так и в личной жизни актрисы оставил заметный душевный след. Она недолго оставалась его творческой Музой, но он стал отцом ее дочери, которая, может быть, захочет стать, как и ее мать, актрисой. Погружаясь в бездну съемочного процесса, Анн Парийо предпочитает особо не думать, а полностью довериться своим эмоциям, ведь их еще никому не удалось запрограммировать. Все вышесказанное полностью подтверждает и ее работа в ленте Александра Аркади, где ею сыгранная, ослепительно великолепная для своих лет, госпожа Казанав, мать Эмили, стала той роковой женщиной, которая почти погасила огонь любви, горевшей на протяжении нескольких десятилетий между несчастными возлюбленными.

Венсан Перес один из самых желанных на сегодняшний день актеров Франции. Он долгое время мечтал уйти от образов брутального мачо, Казановы, романтика с запредельной чувствительностью, но трепетные женские сердца восхищенно бились в унисон с взглядом этого урожденного швейцарского красавца, ставшего гордостью французского кинематографа. За его плечами столько знаковых киноработ, что нет смысла выделять какие-либо из них, поскольку все они внесли свой вклад в развитие, как французского, так и мирового кинематографа. Зарекомендовал он себя и неплохим режиссером, поставив ряд запоминающихся лент. В картине «Это как день посреди ночи» он сыграл Жана Русилио, человека, который своим трудом построил на этой алжирской земле рай на отдельно взятом участке земли, вырастил сам детей после смерти супруги. И понятна его боль, когда надо все это оставить и уехать, ведь, ох как непросто жить в эпоху революций и кардинальных изменений в обществе. Венсану удался запоминающийся образ мужественного и свободолюбивого в душе француза.

Прекрасный образ гордой и смелой француженки Мадлен, которая ради любви к арабскому фармацевту, родному дяде Жонаса, пошла на все мыслимые и немыслимые жизненные потери, проклятия со стороны родных, но осталась несломленной и пронесшей это высокое чувство в течение всей своей жизни. Удивительно цельный, трогательный образ женщины, ставшей настоящей мамой для Жонаса, в исполнении Анн Косиньи, покорил зрительскую аудиторию.

Теперь стоит упомянуть о главных героях. Ослепительно красивую Эмили сыграла новая звезда на французском кинонебосклоне Нора Арнезедер. Она, дочь египетской еврейки и австрийского католика, приобщилась впервые к актерскому ремеслу на Бали, где ее семья временно проживала в течение года. Вернувшись затем во Францию, уже профессионально продолжила покорять «актерские университеты» в Международной академии драмы, пения и танца. Первый ее большой успех в кино — главная роль Милашки в картине Кристофа Барратье «Париж! Париж!», где в полной мере раскрылся ее певческий талант. Да так раскрылся, что музыкальная композиция в её исполнении «Loin de Paname» была в номинации на 82-ю по счету премию «Оскар» среди «оригинальных песен». На красавицу Нору пошел огромный киноспрос. В 2012 году перед Норой «выстроилась внушительная очередь» с предложениями. Она снимается в остросюжетном боевике «Код доступа «Кейптаун»» Даниэла Эспиносы бок о бок с признанными голливудскими звездами Райаном Рейнольдсом и Дензелом Вашингтоном. Снимается в роли Селии в драме режиссерского дуэта Брайана Клагмана и Ли Стернтала «Слова», а также в ленте Александра Аркади, в сценарий которой она просто влюбилась с самого начала.

Главного героя Жонаса воплотил Фуад Эт Аату. По счету это вторая его роль, первым его фильмом была «Тайная любовница». Это мелодрама Катрин Брейллы, повествующая о неисправимом ловеласе Рино, являющимся одновременно любовником и жертвой скандально известной куртизанки. Фуад сыграл главную роль молодого дворянина Рино де Мариньи, причем сыграл, весьма зрело и непринужденно, порадовав своей игрой не, только зрителей, но и кинокритиков. Следует отметить, что Фуад известен, прежде всего, как востребованная модель мужской одежды дизайнеров с мировым именем. Ну а в ленте Аркади он просто филигранно передал внутренний мир своего персонажа Жонаса. Его выразительные глаза, жесты, улыбка – все на протяжении ленты заставляло учащенно биться зрительские сердца. Как для начинающего актера подряд две главные характерные роли – просто отличный старт. Все надеются, что у него впереди блестящее актерское будущее.

Аркади, знающий толк в поиске молодых дарований, взял на роль Изабель Марину Вакт, которая годом спустя заблистала в скандально известной ленте Франсуа Озона «Молодая и прекрасная», где ее главную героиню, как ни странно, звали тоже Изабель. Здесь также нельзя не уделить внимания совсем юным актерским дарованиям, сыгравших Жонаса и Эмили в десятилетнем возрасте. Они божественно красивы. Их зарождающееся чувство (как не вспомнить бутон розы, подаренный девочке Жонасом, который Эмили хранила всю свою жизнь) положила начало тому, что в конце концом обернулось для обоих недопониманием, любовью назло, настоящим любовным безумием.

Интересные факты, дополняющие впечатление от картины

Сценарий ленты написан по роману Ясмины Хадра, появившегося на прилавках в 2008 году. Интересно, но Ясмина Хадра — псевдоним писателя из Алжира Мохаммеда Мулессегуля, который, начиная с 1997 года, чтобы как-то «отделаться» от военной цензуры, писал исключительно под видом женщины. Свою тайну он раскрыл публично лишь в 2001 году. Многие читатели и критики даже не могли подумать, что под женским псевдонимом «прячется» мужчина.

Интересен тот факт, что роман, который по ходу картины читает главный герой, «Белый конь» («Le Cheval blanc») был написан в 1943 году французской писательницей, урожденной москвичкой — Эльзой Триоле, младшей сестрой возлюбленной Маяковского Лили Брик. Ей в начале двадцатого века удалось уехать из России во Францию, а впоследствии выйти замуж за самого Луи Арагона (это был второй ее брак).

Вместо постскриптума

В который раз зритель убеждается в магии французского кинематографа, который характеризуется особым послевкусием. После этой картины Александра Аркади благодарный зритель еще долго будет под впечатлением этой удивительной истории, произошедшей на изломе исторических событий для Франции и Алжира. Фильм заставляет задуматься о смысле жизни, переосмыслить то, что человечество подразумевает под понятиями настоящая любовь и дружба, чувство долга и клятвенное обещание, национальная гордость и сыновья любовь. Лента показала как бы срез французского общества того времени, настолько незабываемые характеры и судьбы подарила эта удивительная, светлая лента Александра Аркади. Впечатления о ней, как и трагические судьбы ее героев, еще долго будут жить в памяти всех, кто соприкоснулся с этим французским кинематографическим чудом, который крепко «зацепил», другого слова и не подберешь, всех, кто с ним соприкоснулся. Пускай, кто-то найдет в ней какие огрехи или оплошности – главное, что никто после просмотра не останется равнодушным, этого 160-минутная картина не позволит никому. Водоворот пережитых страстей способен даже выдавить скупую мужскую слезу, особенно в эпилоге ленты. Хотя каждый раз зритель, вспоминая всю эту историю с позиций современного человека, задает себе вопрос о том, почему Жонас так и не смог открыть Эмили причину своего «безумного поведения» по отношению к ней, ведь, если бы он попытался объясниться, то… Впрочем, эта была бы уже совсем другая история.